Первый вопрос, который мне задают, когда речь заходит о медитации, — что такое медитация? Второй вопрос — для чего она нужна? Что я могу на это ответить?

Самый общий ответ на первый вопрос будет таким: медитация как практика есть метод работы с сознанием. О медитации как о некоем одном определённом состоянии говорить не приходится, поскольку это процесс, проходящий через ряд стадий. В том методе, который практикую и преподаю я, эти состояния-стадии медитации называются джханами. Да, необходимо сказать, что существует несколько разных, зачастую несовместимых методов медитации и приводят они к разным результатам. Поэтому ниже я буду говорить о том методе, который практикую сам.

На второй вопрос сразу приходит на ум ответ, понятный каждому: внутренний источник спокойствия. Для того чтобы мы могли сохранять спокойствие в ходе нашей жизни, необходимо сначала «вырастить» внутри себя пространство, в котором мы можем пребывать, сохраняя покой. В качестве иллюстрации можно привести довольно распространённую в мистических кругах аналогию — море, океан. Если мы плаваем на поверхности, нас постоянно подбрасывает на волнах — вверх-вниз. То мы охвачены желанием, то неприязнью, то тоской, то отчаянием, то пьяной радостью и так далее. Всё это нас разрывает на части, в конце концов от нас ничего не остаётся и происходит разрушение психики и здоровья, что особенно явственно видно в пожилом возрасте, но зачастую и раньше. Бывает и так, что мы находим тихую заводь, но тогда мы начинаем от неё зависеть. Стоит нам её покинуть — и начинается болтанка. Появляется страх потерять свой покой, свой текущий образ жизни.

Но в глубине моря никогда не бывает волнения. Там всегда покой. И это ведь то же самое море. Так вот, медитация помогает найти эту глубину в себе. Глубину, независимую от каких бы то ни было передряг жизни. Углубление в медитацию во многом сродни психотерапии, но, на мой взгляд, медитация значительно более эффективна при правильном подходе.

Это самый непосредственный и понятный ответ на заданный вопрос. Большинство людей, занимаясь медитацией, будут вполне довольны этим эффектом: они станут более уравновешены, они найдут внутри себя источник покоя, отдыха. Их ум станет спокойнее, а значит и счастливее, внимание станет более управляемым, а значит, и сознание станет более независимым. Из-за того, что негативные эмоции потеряют всю или часть своей власти, человек становится в целом более доброжелательным. Но если человек практикует такой метод медитации, как Метта-бхавана, то есть культивирование любящей доброты, он становится не просто более доброжелательным, но и более любящим.

Однако суть медитации этим не исчерпывается. Медитация — это прежде всего способ трансформации личности, инструмент на пути такой трансформации. Что такое трансформация личности в данном контексте? Это восхождение по цепи пониманий. Пониманий того, как устроен мир, а значит, — и прежде всего — как работает наш ум.

Когда мы были маленькими детьми, наше понимание жизни и себя было детским. Затем мы подросли и наше понимание стало подростковым. Потом оно стало пониманием молодого человека. Потом — взрослого. Потом — взрослого человека, у которого есть дети. И так далее. Каждый раз мы меняемся, каждый раз мы — другие, если действительно поспеваем за жизнью и не застряли в каком-то одном психологическом возрасте. Медитация помогает пройти по цепи пониманий дальше, чем предлагает нам повседневная жизнь. Это путь сверхвзросления, если угодно.

Опять прибегну к помощи аналогии с океаном. Представим себе разумную волну. Вот она живёт своей жизнью, считая себя отдельной от других волн, возможно, даже воюя с ними и так далее. Но на каком-то этапе своей жизни она вдруг осознаёт, что на самом деле она составляет единое целое с океаном и все её нужды, желания и проблемы в этом масштабе оказываются иллюзорными. Также она понимает и то, что она не есть нечто отдельное от других волн. Индивидуальное — да, но не отдельное. Вообще говоря, в момент такого прозрения происходит полный переворот понимания жизни и себя. Настоящая трансформация. Так вот, медитация является, как уже говорилось, инструментом для такой трансформации.

В связи с этим довольно бессмысленно заранее пытаться определить результаты такой трансформации, хотя в учении Будды ступени этого процесса описаны и называются ступенями просветления. Тем не менее ребёнок не может адекватно определить, каким будет его состояние через двадцать или тридцать лет, когда он станет взрослым человеком или тем более отцом. В этом трудность пути сверхвзросления. Суть того, что человек переживает на этом пути, передать невозможно, пока человек сам не пройдёт по нему. Любые ожидания лишь препятствуют трансформации, поскольку исходят из текущего состояния. Поэтому мастера вынуждены говорить что-то типа: «Мы сидим для того, чтобы сидеть». Или: «В нашем пути человек не получает ничего!» Или: «Твоя работа — просто наблюдать». И в этом есть своя правда. Человек на этом пути действительно не получает ничего, более того — теряет. Свои иллюзии, свои помрачения.

Что такое медитация? Для чего она нужна?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *