Виная. Кхандхака. Махавагга 8.26.1-8
Куччхивикара-ваттху
Монах, больной дизентерией

Однажды один монах был болен дизентерией. Он лежал в нечистотах, в собственной моче и экскрементах. Благословенный, осматривая жилища монахов в сопровождении Достопочтенного Ананды, зашёл и в обиталище того монаха, и, по прибытии, увидел его, лежащего в нечистотах, в собственной моче и экскрементах. Увидев этого монаха, он подошёл к нему и спросил: «Чем ты болен, монах?»

«У меня дизентерия, Благословенный.»

«Ухаживает ли кто-то за тобой?»

«Нет, Благословенный.»

«Почему монахи не ухаживают за тобой?»

«Я не приношу никакой пользы монахам, Господин, поэтому они и не ухаживают за мной.»

Тогда Благословенный обратился к Достопочтенному Ананде: «Принеси воды, Ананда. Мы вымоем этого монаха.»

«Как скажете, Господин», — ответил Достопочтенный Ананда и сходил за водой. Благословенный полил больного водой, а Достопочтенный омыл его. Затем они перенесли его на постель: Благословенный при этом взял больного монаха за верхнюю часть тела, а Достопочтенный Ананда – за ноги.

Затем Благословенный собрал монахов в связи с этим происшествием, и спросил их:

«Есть здесь кто-то, кто лежит больной в своём жилище?»

«Да, Благословенный, есть.»

«Чем он болеет?»

«У него дизентерия, Благословенный.»

«Ухаживает ли за ним кто-нибудь?»

«Нет, Благословенный.»

«Почему монахи не ухаживают за ним?»

«Он не приносит никакой пользы монахам, Господин, поэтому никто и не ухаживает за ним.»

«Монахи, у вас нет матери, у вас нет отца, кто мог бы о вас позаботиться. Если вы не будете заботиться друг о друге, кто о вас позаботится? Кто стал бы заботиться обо мне, должен заботиться и о больном.

Если у человека есть наставник, наставник должен заботиться о нём до самой смерти, и должен оставаться рядом пока тот не выздоровеет. Если у человека есть учитель, учитель должен заботиться о нём до самой смерти, и должен оставаться рядом пока тот не выздоровеет. Если у человека есть ученик, ученик должен заботиться о нём до самой смерти, и должен оставаться рядом пока тот не выздоровеет. Если у человека есть подопечный, подопечный должен заботиться о нём до самой смерти, и должен оставаться рядом пока тот не выздоровеет. Если у человека есть собрат-ученик одного наставника, собрат-ученик должен заботиться о нём до самой смерти, и должен оставаться рядом пока тот не выздоровеет. Если у человека есть собрат-подопечный одного учителя, собрат-подопечный должен заботиться о нём до самой смерти, и должен оставаться рядом пока тот не выздоровеет. Если у человека нет наставника, учителя, ученика, подопечного, собрата-ученика одного наставника, собрата-подопечного одного учителя, сангха должна позаботиться о нём. Если же этого не произойдёт, [все монахи в этой общине] повинны в проступке.

Если больной человек обладает следующими пятью качествами, за ним трудно ухаживать. А именно:

  • Он делает то, что не следует делать при его заболевании;
  • Он не знает, в каком количестве нужно делать то, что нужно делать при его заболевании;
  • Он не принимает лекарств;
  • Он не рассказывает о своих симптомах, когда они имеют место, тому, кто ухаживает за ним, желая ему блага. Он не рассказывает о том, что его состояние ухудшается, если оно ухудшается . Он не рассказывает о том, что его состояние улучшается, если оно улучшается. Он не рассказывает о том, что его состояние остаётся без изменений, если оно остаётся без изменений.
  • Он не может терпеть телесные ощущения, когда они болезненны, люты, остры, сокрушающи, отталкивающи, когда они угрожают жизни.

Если больной человек обладает этими пятью качествами, за ним трудно ухаживать.

Если больной человек обладает следующими пятью качествами, за ним легко ухаживать. А именно:

  • Он делает то, что следует делать при его заболевании;
  • Он знает, в каком количестве нужно делать то, что нужно делать при его заболевании;
  • Он принимает лекарства;
  • Он рассказывает о своих симптомах, когда они имеют место, тому, кто ухаживает за ним, желая ему блага. Он рассказывает о том, что его состояние ухудшается, если оно ухудшается . Он рассказывает о том, что его состояние улучшается, если оно улучшается. Он рассказывает о том, что его состояние остаётся без изменений, если оно остаётся без изменений.
  • Он может терпеть телесные ощущения, когда они болезненны, люты, остры, сокрушающи, отталкивающи, когда они угрожают жизни.

Если больной человек обладает этими пятью качествами, за ним трудно ухаживать.

Если ухаживающий обладает следующими пятью качествами, он не подходит для того, чтобы заботиться о больном. А именно:

  • Он не умеет готовить лекарства;
  • Он не знает, что подходит, а что не подходит пациенту при его заболевании. Он приносит ему то, что ему вредно при его заболевании, и забирает то, что ему необходимо;
  • Он движим соображениями получения материальной выгоды, а не доброй волей;
  • Он испытывает отвращение, вычищая экскременты, мочу, слюну или рвоту.
  • Он не умеет наставить, побудить, ободрить, воодушевить больного человека в нужный момент беседой о Дхамме.

Если ухаживающий обладает этими пятью качествами, он не подходит для того, чтобы заботиться о больном.

Если ухаживающий обладает следующими пятью качествами, он подходит для того, чтобы заботиться о больном. А именно:

  • Он умеет готовить лекарства;
  • Он знает, что подходит, а что не подходит пациенту при его заболевании. Он приносит ему то, что ему необходимо при его заболевании, и забирает то, что ему вредно;
  • Он движим доброй волей, а не соображениями получения материальной выгоды;
  • Он не испытывает отвращение, вычищая экскременты, мочу, слюну или рвоту.
  • Он умеет наставить, побудить, ободрить, воодушевить больного человека в нужный момент беседой о Дхамме.

Если ухаживающий обладает этими пятью качествами, он подходит для того, чтобы заботиться о больном.»