Вопрос. В суттах постоянно говорится, что арахант больше не рождается и не умирает. Что это значит?

Ответ. Наше существование не непрерывно, оно состоит из смены отдельных жизней. В Учении эти жизни называются «бхава», что обычно переводится как «существование», но это не совсем правильно. Скорее это можно перевести как «бытование».

До школы это была одна жизнь, одно бытование, потом – школа, и это совсем другая жизнь. Если приходилось менять школу или переживать развод родителей – начиналась новая жизнь. Потом – университет или армия, семья, ребёнок, новая работа – каждый раз начинается новая жизнь, новое существование.

Более того, каждый из этих отрезков включает микро-жизни, обусловленные менее значимыми событиями, сменой настроений, изменениями в отношениях и так далее. И в свою очередь, всё это входит в, так сказать, макро-жизнь, ограниченную физическим рождением и физической смертью.

Каждый раз, когда начинается новая жизнь – это рождение. Рождение это всегда потрясение, встряска, как правило – болезненная. Нам больно привыкать к школе или к новому месту работы, нам больно было выходить в этот мир из матки матери. Рождение это, так или иначе, боль.

Каждый раз, когда жизнь заканчивается – это смерть. Смерть тоже так или иначе сопровождается болью. Мы покидаем место, с которым успели свыкнуться и в котором, возможно, уже чувствовали себя уютно и спокойно, по крайней мере – предсказуемо, известно. Мы расстаёмся с излюбленной идеей, верой, картиной мира, привычным образом жизни. Мы расстаёмся с близкими.

Как бы хорошо нам ни было сейчас – неизбежно придёт время, и это закончится. Мы можем игнорировать это знание, но оно всё равно присутствует в нас, подспудно. Знание о том, что всё закончится. И это будет смерть – маленькая или большая, но смерть.

Более того, даже если мы ждём новую жизнь или прекращения этой, тот факт, что та новая жизнь не начинается или эта жизнь не прекращается – тоже причиняет страдание. Но даже когда это всё же происходит, всё начинается заново, и смена обстоятельств не приносит нам удовлетворения.

Почему вообще происходят эти непрерывные смены жизней, почему нас бросает из одной жизни в другую? Ответ на этот вопрос такой: потому что мы привязываемся. Для нас есть нечто, что является «моим», «частью меня», «приятным мне». Этот акт привязывания имеет фундаментальное значение. Само это состояние, благодаря которому наш ум постоянно находится в состоянии привязанности – к обстоятельствам, убеждениям, будучи подобным скотчу, прилипающему ко всему, — так вот, само это состояние является корнем нашего страдания, а отнюдь не изменяющиеся обстоятельства.

Когда эта «я-реальность» меняется – а она неизбежно меняется, – тем самым нам приходится расставаться с тем, что мы считаем приятным – хотя бы в силу своей привычности. Расставание с приятным болезненно. Соединение с неприятным, которое встречает нас в новом мире, хотя бы в силу своей чуждости, тоже болезненно. Приходится переживать разрыв старых связей и медленное образование новых.

Теперь, учитывая вышесказанное, посмотрите, что значит не рождаться и не умирать. Что значит — выйти из «я-реальности». Что это значит — больше никогда не входить в какое бы то ни было бытование. Каково это, когда ум перестал быть скотчем.

Не рождается и не умирает
Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *