В наши дни под медитацией зачастую подразумевается сосредоточение. Сам термин «самадхи», т.е. высшее медитативное состояние, сейчас в основном переводят как сосредоточение, концентрация, что на самом деле не верно (см. ниже).

Рестриктивная медитация

Наиболее распространённая на сегодня трактовка понятия медитации берёт начало от поздних комментариев к словам Будды. Её часто называют одноточечным сосредоточением.

  Происхождение

Самый авторитетный комментарий, в котором описывается этот метод, – «Висуддхимагга» Буддагхосы. Буддагхоса, до того как стать буддистом, был глубоким знатоком Вед. Судя по всему, Веды он знал гораздо лучше, чем Типитаку. Многие годы он участвовал в диспутах между представителями различных учений как представитель именно браминской традиции. Жил Буддагхоса примерно через тысячу лет после Будды. К тому времени существовало уже много школ Буддизма и каждая претендовала на передачу истинного учения Будды. Между этими школами то и дело возникали разногласия.

Трактат «Висуддхимагга», «Путь очищения», был предназначен для того, чтобы примирить различные школы между собой, а не для того, чтобы выделить изначальное учение Будды. В своих описаниях буддистской практики Буддагхоса явно ориентируется на образцы индуистской йоги, с которой он был хорошо теоретически знаком (сам он медитацию либо не практиковал совсем, либо практиковал в очень ограниченном объёме).

Процесс медитации, описываемый им, полностью соответствует тому, что практикуется в индуистской йоге – путь через насильственное сосредоточение ума, вхождение в своего рода транс. По сути своей, джханы, достигаемые в таком методе, характеризуют степени одноточечного сосредоточения.

  Суть метода

Суть такого процесса медитации, т.е. одноточечного сосредоточения, заключается в следующем. Мы наблюдаем за, скажем, дыханием. Если ум отклоняется, мы возвращаем его к объекту. Просто возвращаем, примерно как собаку на ошейнике, которая потянулась обнюхать не относящийся к делу столб.

Один мой знакомый метко назвал такой способ медитации «рестриктивным», т.е. «ограничительным». Мы силой ограничиваем движения ума, до тех пор пока он окончательно не останавливается на объекте.

  Результаты

Этот метод требует огромных усилий, огромного напряжения. Напряжение здесь ключевое слово. Оно растёт, что зачастую приводит к плачевным последствиям типа печально знаменитой дзэнской болезни, через которую прошёл в своё время и автор данных строк. Но что же мы получаем в результате такой вот концентрации?

Ум действительно останавливается. Если мы каким-либо образом умудряемся избежать дзэнской болезни, наш ум развивает силу сосредоточения, которая подавляет возникновение отвлечений. Во время медитации. Мы входим в джханы, в которых – уже в первой джхане – полностью отключаемся от окружающего мира. Это сугубо трансовые состояния. В чём же тут проблема?

  1. Подавляя отвлечения ума, мы перестаём упражняться в осознанности. Осознанность – это наблюдение за движениями ума. Но если ум не движется, за чем следить? Кроме того, мы в этом методе должны полностью сосредоточиться на объекте. Слежение за умом будет отвлечением.
  2. В результате, когда мы выходим из медитации (а рано или поздно нам придётся это сделать) и погружаемся в повседневную жизнь, полную множества объектов, ум неизбежно отвлекается вновь и мы мало что можем с этим сделать, ведь у нас нет соответствующего навыка. Мы привыкли не наблюдать за умом, а лишь подавлять его. Однако подавление ума в повседневной жизни не работает, мы просто не сможем функционировать с одноточечно сосредоточенным умом. В итоге такие медитаторы очень сильно тяготятся повседневным миром. И не удивительно, ведь в нём на них опять обрушиваются все те помрачения, которые в медитации они худо-бедно, с огромным трудом, подавили.
  3. И наконец, подавляя ум, мы лишь увеличиваем в нём напряжение. А что такое это напряжение? Это… Страстное Желание! Медитируя так, мы парадоксальным образом лишь усиливаем присутствие в своём уме Страстного Желания, а значит, ещё больше заставляем страдать и себя, и своих близких.

  Будда и рестриктивный метод

Но главное: Будда неоднократно подчёркивал, что именно этот путь НЕ является его путём. Он в своё время полностью прошёл его и пришёл к выводу, что он не ведёт к поставленной им цели – освобождению от страдания. Об этом можно прочитать, например, в Арийяпарийесана сутте (МН 26).

Медитация безмятежности

Другой подход, представленный в суттах, практикуется не только в Суттаваде, но и рядом других учителей и школ, в той или иной степени, в том или ином виде. Однако лишь у Бханте Вималарамси я нашёл столь чёткое и рабочее его описание, настолько точно и педантично отрефлексированные дефиниции.

  Суть метода

Этот подход можно назвать медитацией безмятежности. Суть его в том, что ум мы не подавляем, а успокаиваем. Неподвижность ума достигается за счёт его полного расслабления. При этом осознанность не только не прерывается, но всё более обостряется.

Каким образом мы практикуем этот метод? Он подробно описан Бханте Вималарамси в «Медитации Безмятежной Мудрости», TWIM. Кратко он заключается в следующем: когда ум отклоняется от объекта медитации, мы замечаем это и не пытаемся вернуть его к объекту сразу же. Вместо этого мы расслабляем то внутреннее напряжение, которое спровоцировало это движение ума. После этого мы порождаем здоровое состояние ума – спокойную внутреннюю улыбку. И лишь после этого получившийся в результате успокоенный, расслабленный, ясный, тихий ум мы мягко переводим обратно на объект медитации. Это то, что Бханте Вималарамси называет методом 6Р (6Rs), что по сути является методическим воплощением Правильного Усилия – одного из пунктов Восьмеричного Пути Будды.

Наша задача здесь не подавить отвлечения, а успокоить ум. Отвлечения пусть возникают, и на самом деле феномены ума – всё более тонкие – будут постоянно возникать вплоть до самых глубоких медитативных состояний, всё больше обостряя наше осознавание. Именно в обострении осознавания цель такой медитации, а совсем не в удержании внимания на объекте. Объект – лишь удобный фон для наблюдения за движениями ума и дополнительное средство его успокоения.

  Джханы безмятежности

Всё глубже погружаясь в тишину и расслабление, мы проходим через определённые состояния, называемые джханами. Но эти джханы иные, нежели в случае рестриктивной медитации. В основе своей это одно и то же явление, но протекает оно в том и в другом случае по-разному. Мы не отключаемся от мира. И проходим через джханы очень легко. И смысл термина «самадхи», при ближайшем рассмотрении, не так уж очевиден. Многие специалисты (см., например, труды Томаса Рис Дэвиса или беседу дост. Пуннаджи с Бханте Вималарамси), считают, что термин «самадхи» означает скорее собранность ума, его нерассеянность, а не сосредоточенность. То есть в одном случае мы имеем ум, в котором подавлена любая посторонняя активность, а в другом – ум спокойный, тихий и расслабленный, в котором посторонняя активность естественным образом сходит на нет.

  Почему Будда практиковал именно джханы безмятежности?

Достижение джхан в рестриктивном методе, как уже говорилось, это невероятно трудный процесс, практически подвиг. Однако сутты свидетельствуют, что ученики Будды входили в джханы вполне легко. С другой стороны, джханы, практиковавшиеся йогинами-учителями будущего Будды, были именно подвигом: лишь единицы достигали их. Будущий Будда, достигнув восьмой йогической джханы, превзошёл своего учителя, который о ней знал лишь теоретически.

Так вот, именно достижение джхан безмятежности настолько доступно, что на ретритах TWIM практически все достигают хотя бы первой джханы, а многие – и более высоких.

Так или иначе, если мы начинаем практиковать метод TWIM и прочитаем Арияпарийесана сутту или, скажем, Анапанасати сутту, где постоянно повторяется – «успокаивать, успокаивать, успокаивать», нам становится очевидно, что Будда практиковал именно этот метод.

  Применение в повседневной жизни

Но и это ещё не всё. Поскольку мы в медитации оттачиваем навык отслеживания движений ума, мы с большей лёгкостью делаем это и в течение дня. А отследив появившееся помрачённое явление ума, мы можем легко применить метод 6Р, продолжая успокаивать ум и в повседневной жизни!

Эта практика оказывается невероятно эффективна, немедленно действенна – а именно так характеризовал свою Дхамму сам Будда.

Два вида медитации
Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *