Вопрос. Во многих традициях при обучении медитации делается упор на расслаблении, на самом деле. В том числе об этом говорят и во многих традициях, базирующихся на Висуддхимагге, особенно в последнее время. Есть также методы, в которых объекты отвлечения не подавляются, а наоборот рассматриваются. Почему эти методы всё же являются вариантами сосредоточения поглощения? И чем отличается TWIM?

Ответ. В TWIM* имеется два ключевых и тесно взаимосвязанных аспекта:

  1. Снижение напряжения ума и тела.
  2. Наблюдение за тем, как появляются, развиваются и угасают помрачённые состояния.

Оба аспекта чрезвычайно важны. Согласно той трактовке, которой придерживается наше сообщество, первый аспект это то, что Будда называл саматха (шаматха на санскрите), а второй – випассана (випашьяна). Вместе они, подобно «двум коням в одной упряжи» (слова Будды) составляют суть медитации.

В TWIM мы не пытаемся наблюдать вообще всё. Тотальная осознанность ведёт к напряжению, поскольку это неестественное состояние для нашего ума. Нарушаются оба аспекта медитации.

Также в TWIM нет цели удерживать внимание на объекте непрерывно и без отвлечений. Об объекте достаточно памятовать. Он является лишь фоном или точкой отсчёта, с помощью которой мы можем отчётливо наблюдать КАК ОТВЛЕКАЕТСЯ УМ, а затем – отпускать тему отвлечения, расслабляться, возвращаясь в гармоничное состояние и к объекту медитации. Тем самым решаются обе вышеупомянутые задачи.

Мы также не удерживаем внимания на появившемся отвлекающем факторе. Если тот возникает, то объектом становится этот фактор, и отвлечения могут возникнуть уже по отношению к нему. И тогда вся история повторяется. Вместо этого, заметив отвлечение, мы отпускаем его, то есть перестаём уделять ему внимание, а вместо этого мягко и без нажима нейтрализуем его основу – напряжение ума и тела, возвращаемся в более гармоничное состояние и далее к объекту медитации. Например, если возникает боль или неприятный звук и ум привлёкся к ним, мы не смотрим на эту боль или этот звук, а вместо этого оставляем боль или звук жить своей жизнью и переводим внимание с них на возникшее напряжение в уме и теле (а оно неизбежно возникает, если произошло отвлечение), разжимаем это напряжение, внутренне разглаживаемся в улыбке, возвращаемся к объекту медитации. Через какое-то время ум перестаёт отвлекаться на эти факторы, а мы получаем ценный опыт того, как рождаются и как устраняются страдания.

Таким образом, в TWIM отвлечения не являются нежелательным фактором. Если их много, это хорошо, поскольку тогда нам есть на чём потренироваться. Нежелательным фактором является «забывание» о практике – то есть не-применение наблюдения-отпускания-расслабления, а вместо этого – вовлечение в тему отвлечения.

Мы лишь уводим внимание от отвлечения, переставая питать его своим вниманием, расслабляемся, и предоставляем теме отвлечения жить своей жизнью – то есть постольку поскольку мы продолжаем памятовать об объекте медитации, посторонние мысли мы просто принимаем и игнорируем, предоставляем им бултыхаться на периферии сознания. Как правило они просто угасают (и в любом случае, в конце концов так и происходит), но иногда они возвращаются, и мы опять применяем отпускание-расслабление, после чего снова возвращаемся к памятованию об объекте.

Поэтому в TWIM мы укрепляемся в памятовании, наблюдении и отпускании-расслаблении. В результате, эти навыки непрерывно укрепляются. Это значит, что мы и в повседневной жизни начинаем всё более умело отпускать помрачённые состояния. Это приводит к тому, что наш ум естественным образом становится всё более спокойным, и, кроме того, наблюдая за ним, за его всё более тонкими движениями, мы накапливаем мудрость относительно того, как же работает наш ум, как он порождает помрачения, как появляются страдания.

*  *  *

Методы, связанные с сосредоточением поглощения, характеризуется, по большому счёту, одной главной чертой: это — постановка, на той или иной стадии практики, задачи непрерывной направленности внимания на какой-либо объект с минимальным количеством отвлечений.

Декларируем ли мы при этом необходимость расслабления или нет, сама постановка задачи подразумевает подавление естественной деятельности ума и напряжение. Если возникают отвлечения, а наша задача состоит в том, чтобы они не возникали и чтобы наш ум не отвлекался – возникает негативное отношение к факту возникновения отвлечения. «Я не хочу, чтобы они появлялись!» — это и есть напряжение страстного желания. Более того, по сути это борьба с реальностью, непринятие её. При этом не важно, какой именно используется объект. Это может быть физический процесс или идея, или некое внутреннее действие типа осознавания-отмечания.

Если мы движемся по траектории, описанной в Висуддхимагге, то по достижении сосредоточения доступа (если практикующий настолько талантлив, что достигает его), необходимость в напряжении отпадает, но к тому времени сам ум оказывается трансформирован. Можно сказать, это – ум небожителя, в буддийском смысле. С этим умом мы можем получать замечательный опыт – джханы поглощения, что в переводе на язык буддийской картины мира является опытом пребывания в мирах Брахмалоки. Но, кажется, цель буддистской практики не в том, чтобы стать небожителем? Поэтому адептам подобных методов приходится отдельно прибегать к випассане, как к некоей обособленной практике – в ней объектом медитации становится определённая идея.

——————————————————

* TWIM — Tranquil Wisdom Insight Meditation, Медитация Прозрения в Безмятежной Мудрости, рабочее название метода медитации, используемого в Суттаваде. TWIM можно использовать при работе с самыми разными объектами медитации.

Специфика TWIM
Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *