Метод 6Р

Представьте на мгновение юного Бодхисатту – маленького мальчика, отдыхающего под цветущей розовой яблоней. Он не серьёзен и не напряжён, он просто получает удовольствие. Прямо в тот момент он достиг приятного состояния (джханы). С лёгким умом он смог прийти к очень глубокому безмятежному бодрствующему состоянию.

Позже, накануне своего просветления, после того как он уже попробовал все методы, известные в Индии в то время, он снова вызвал это состояние и осознал, что простое безмятежное бодрствование и является ключом к достижению пробуждения. Но как передать его другим?

Когда Будда учил, он по большей части имел дело с необразованными крестьянами и торговцами. Он должен был выработать простой и эффективный метод практики, который был бы свободен от всего лишнего и работал бы быстро. Он должен был создать метод, с помощью которого каждый мог бы испытать путь и его пользу на себе – легко и немедленно. Именно поэтому он смог повлиять на более чем 60 миллионов человек в течение своей жизни.

Хочешь видеть ясно? Это легко! Не напрягайся, исследуй метод с интересом, расслабься и улыбайся! Расслабление и улыбка ведут нас к более счастливой, более интересной практике.

Однако это легко сказать, но как же сделать? Когда отвлечение унесло вас прочь и вы потеряли свою улыбку, просто следуйте этим шагам:

1. РАСПОЗНАЙТЕ (RECOGNIZE), что внимание вашего ума уплыло прочь и вы потерялись в мыслях. Вы забыли, чем занимаетесь.

2. РАЗОЖМИТЕ (RELEASE) хватку своего ума на отвлекающей мысли, позволив этому отвлечению быть – не давайте ему больше вашего внимания. Просто перестаньте питать его. Примите факт его существования и отвернитесь от него, отведите взгляд.

3. РАССЛАБЬТЕ (RELAX) все остающиеся напряжения или стеснения, порождённые этим отвлечением.

4. РАДОСТНО УЛЫБНИТЕСЬ (RE-SMILE). Верните эту улыбку на ваши губы и в ваше сердце. Почувствуйте её.

5. РАЗВЕРНИТЕ (RETURN) или перенаправьте внимание ума обратно на объект медитации, то есть на Метту. Продолжайте оставаться в этом мягком собранном состоянии ума на вашем объекте медитации.

6. РЕСТАРТ (REPEAT) – повторяйте весь цикл практики при необходимости.

Мы зовём это методом 6Р. Он напрямую ссылается на учение Будды в суттах.

Заметьте, что в нём вы никогда не отталкиваете что-либо прочь. Вы никогда не пытаетесь что-либо контролировать – то есть фактически использовать Страстное желание, чтобы устранить Страстное желание же! Также вы не применяете 6Р для лёгкого шума на заднем плане или для мелких телесных ощущений. Пока вы всё ещё с вашим чувством любящей доброты, просто оставайтесь с этим чувством и позвольте ему углубляться. Игнорируйте все эти мелкие отвлечения на заднем плане. Применяйте 6Р, только если ваше внимание полностью отвлеклось от объекта.

В разъяснениях к Восьмеричному Пути в суттах один из его компонентов назван Буддой Правильным Усилием. Правильное Усилие и 6Р – это абсолютно одно и то же.

Что такое Правильное Усилие?

1. Вы замечаете, что возникает неблагое состояние.

2. Вы перестаёте отдавать своё внимание этому неблагому состоянию.

3. Вы вызываете благое чувство.

4. Вы остаётесь с этим благим чувством.

6Р лишь добавляет сюда пункты RETURN и REPEAT, то есть «вернуться» и «повторить» соответственно, чтобы завершить цикл. Повторение цикла 6Р снова и снова – и есть практика Правильного Усилия. Мы непосредственно видим, что страдание существует, и испытываем на своём собственном опыте, как можно облегчить его.

Мы замечаем, что заставляет нас вовлекаться в напряжение и стеснённость, и познаём, как достичь их прекращения путём отпускания и расслабления. Затем мы учимся упражняться в прямом пути прекращения страдания. Это случается каждый раз, когда вы РАСПОЗНАЁТЕ и ОТПУСКАЕТЕ возникающее чувство, РАССЛАБЛЯЕТЕ напряжение и РАДОСТНО УЛЫБАЕТЕСЬ. Вы замечаете ОБЛЕГЧЕНИЕ.

В суттах постоянно встречаются перечисления превосходных качеств Дхаммы. Среди этих качеств неизменно можно видеть утверждение, что Дхамма «немедленно эффективна». Практикуя 6Р, мы как раз можем наблюдать истинность этого утверждения! Когда вы расслабляете напряжение или стеснённость, обусловленные отвлечениями, вы тут же испытываете на собственном опыте Третью Благородную Истину – истину о прекращении страдания.

Другим словами, вы очищаете ум, расслабляясь и отпуская страдания. Затем вы вызываете благое состояние через УЛЫБКУ и возвращаете внимание ума обратно к Метте, которая тоже является благим состоянием.

Вам не нужно практиковать годами, чтобы, наконец, почувствовать облегчение. Вы можете видеть эффект сразу.

Затем, повторяя 6Р снова и снова, отсекая топливо, питающее препятствия, вы в итоге полностью замещаете все старые нездоровые умственные привычки, которые являются источником вашего страдания, на здоровые, благие. Таким способом вы достигаете полного прекращения страдания.

Чтобы достичь успеха в медитации, вам понадобится развитая способность Осознавания. Кроме того, нужно сохранять чувство юмора, ощущение лёгкости, забавы и захватывающего исследования. Это поможет вам улучшить вашу осознанность. Тренировка 6Р развивает эти необходимые качества. Иногда люди говорят, что эта практика проще, чем они думали, и фактически жалуются учителю, потому что они хотят, чтобы медитация была более сложной!

А теперь давайте пройдём по каждому шагу более детально.

РАСПОЗНАВАНИЕ (RECOGNIZE): Осознанность позволяет памятовать о необходимости наблюдать и распознавать движения нашего внимания от одного явления к другому (то есть от объекта медитации к отвлечению). С помощью этого наблюдения мы замечаем любое движение внимания, направленное в сторону от объекта медитации; в данном случае таким объектом является чувство Метты (в других случаях это может быть дыхание или какое-то повседневное дело). Человек может заметить лёгкое напряжение или стеснённость, когда внимание ума начинает двигаться к возникающим явлениям.

Приятные или болезненные чувства могут наблюдаться в любой из шести дверей органов чувств. Любой зрительный образ, звук, запах, вкус, прикосновение или мысль могут повлечь за собой возникновение отвлечения. При тщательном неизбирательном наблюдении вы заметите лёгкое ощущение стеснения, возникающее и в уме, и в самом мозге.

Распознавание этого раннего момента очень важно для успешной медитации. Затем вы продолжаете, переходя к следующей стадии, которая называется…

РАЗЖАТИЕ (RELEASE): Когда возникает чувство или мысль, отпустите их. Позвольте им просто быть, не уделяя им более никакого внимания. Содержание отвлечения совсем не важно, но механизм – КАК оно возникает – важен! Не анализируйте это и не пытайтесь вычислить, почему оно возникло; пусть оно существует само по себе, без вашего внимания. Без «питания», которым является ваше внимание, отвлечение быстро исчезает само собой. Если вы не держите внимание на нём, отвлечение и умственная болтовня, связанная с ним, прекращаются. Далее осознанность напоминает медитирующему о том, что теперь необходимо…

РАССЛАБЛЕНИЕ (RELAX): После того как мы отпустили чувство или ощущение и позволили ему «быть», без попыток смотреть на него или вовлекаться в него (то есть мы как бы теряем желание из виду, чтобы управлять им), остаётся тонкое, едва заметное напряжение или стеснённость в уме/теле.

Для того чтобы справиться с этим остаточным напряжением, Будда ввёл шаг «расслабления». В суттах (например, Маджхима Никая 10) этот релаксационный шаг называется «успокоением телесной формации» (а именно прежде всего вашей головы, которая является частью тела!).

Это значит «разжать» ваше внимание, сжатое вокруг этого отвлечения. Это больше, чем просто отпустить его – необходимо активно смягчить и расслабить эту стеснённость и позволить процессам происходить самостоятельно, что быстро лишает их силы. Постепенно они исчезают полностью сами собой.

ПОЖАЛУЙСТА, не пропускайте этот шаг! Это САМАЯ ВАЖНАЯ ЧАСТЬ данной медитации.

***Это тот самый «УПУЩЕННЫЙ ШАГ», о котором мы говорили во Введении. Это – утерянный ключ к продвижению в практике!

Без выполнения шага расслабления каждый раз, когда вы будете фиксировать отвлечение, вы не испытаете прекращения стеснённости, порождённой Страстным желанием. Вы не будете чувствовать облегчения, когда это первичное напряжение будет расслаблено.

Помните, что Страстное желание всегда сначала проявляется как стеснённость или напряжение в вашем уме и теле. Шаг РАССЛАБЛЕНИЯ даёт вам опыт своего рода мирской ниббаны. Выполняя ОТПУСКАНИЕ-РАССЛАБЛЕНИЕ, вы на мгновение получаете возможность увидеть и испытать истинную природу стеснённости и страдания и освобождение от них. Осознанность затем напоминает вам о следующем шаге…

РАДОСТЬ-УЛЫБКА (RE-SMILE): Если вы слушали беседы Дхаммы на нашем веб-сайте (www.dhammasukha.org), вы можете вспомнить слова о том, насколько важным аспектом медитации является улыбка. Стремление улыбаться и слегка поднимать уголки рта помогает уму оставаться наблюдающим, бодрствующим и живым. Будучи серьёзным, напрягаясь или хмурясь, мы утяжеляем свой ум и делаем свою осознанность вялой и медленной. Озарения теперь труднее увидеть, и это замедление в итоге ухудшает само понимание Дхаммы.

РАЗВОРОТ (RETURN): Перенаправьте свой ум обратно к вашему объекту медитации.

РЕСТАРТ (REPEAT): Повторяйте весь цикл так часто, как это необходимо.

Руководство по Медитации Любящей Доброты или Медитации Безмятежной Мудрости (TWIM)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *