Препятствия

Будда рассказывал о Пяти Препятствиях, которые мы встречаем во время практики медитации. Эти Препятствия представляют собой отвлечения, которые уводят вас от объекта медитации – пять нарушителей спокойствия, которые обязательно вас посетят!

Каждое отвлечение основывается по меньшей мере на одном из пяти препятствий. Часто они приходят по два или три за раз, целой шайкой.

Пять Препятствий таковы:

1. Чувственное желание – «мне это нравится», иначе известное как Похотливый или Жадный ум. Вы зависаете на вещах, которые приятны, и хотите их больше и больше. Это порождает привязанность к приятным состояниям ума, которые уже возникли, и желание тех приятных состояний, которые ещё не возникли.

2. Гнев/Отвращение/Страх – «мне это не нравится». Вам хочется избавиться от тех состояний ума, которые вам не приятны. Или вы можете испытать страх или гнев к неприятным или болезненным чувствам, которые уже возникли. Вы будете пытаться оттолкнуть и взять под контроль всё, что причиняет вам боль. Вы будете даже пытаться принудить свой ум испытывать то, что по какой-то причине считаете «правильным», тогда как вообще-то нужно лишь наблюдать происходящее. Иными словами, это попытки всё контролировать!

3. Лень и Тупость – Притупленность и Сонливость ума. Это препятствие приведёт к недостатку усилий и устремлённости, поскольку вы теряете интерес к объекту медитации. Это своего рода умственная затуманенность. Когда вы смотрите на неё внимательнее, то сможете увидеть в ней стеснённость и напряжение. И в сонливости тоже есть Страстное желание.

4. Неугомонность. Из-за Неугомонности вы постоянно хотите двигаться и изменять то и это, делать что-то иное, чем то, что вы сейчас делаете, быть в каком-то другом месте, а не здесь. Неугомонность может проявляться в виде очень навязчивых неприятных чувств в теле и уме.

5. Сомнения. Вы не уверены, что следуете инструкциям правильно, даже если ваша практика правильная. Это заставляет вас чувствовать себя неуверенно и может даже проявляться как недостаток уверенности в Будде и/или в вашем учителе.

Когда препятствия возникают, ваша задача не в том, чтобы полюбить их, и не в сражении с ними. Ваша работа состоит в том, чтобы без интереса принять их, пригласить их войти и отстранённо-вежливо «предложить им чаю»!

Не питайте их своим вниманием. Пытаясь изгнать их, мы лишь уделяем им внимание, которого они жаждут и которое делает их сильнее.

Именно это происходит в практике медитации одноточечного сосредоточения: вы пытаетесь изгнать препятствия прочь с помощью практики интенсивного сосредоточения, но как только вы прекращаете медитировать, они возвращаются и иногда даже становятся сильнее.

Но если вы просто проигнорируете их, направляя вместо этого внимание к чему-то, что является более благотворным, постепенно их энергия иссякнет. Они исчезнут, как огонь, у которого кончилось топливо. Это тот путь, которым препятствия по-настоящему преодолеваются. Их огонь просто иссякает. Кстати, с языка пали слово «Ниббана» переводится как «Ни» – НЕТ и «бана» – ОГОНЬ. Нет огня! Нет Страстного желания. Нет препятствий.

Теперь мы поговорим о конкретных инструкциях, описывающих, как это сделать.

Руководство по Медитации Любящей Доброты или Медитации Безмятежной Мудрости (TWIM)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *