Брахмавихары и Ниббана

Будда говорил о четырёх благих качествах просветлённого ума, названных им брахмавихарами. Это Любящая Доброта (Метта), Сострадание (Каруна), Сорадование (Мудита) – мы предпочитаем использовать слово «Радость» – и Равностность (Упеккха). Это та практика, с которой вы начинаете. Постепенно вы пройдёте через все эти состояния автоматически; например, когда метта становится тише, она превращается в сострадание и так далее, через радость к равностности.

Чтобы продвинуться в своей практике медитации, необходимо не прерывать занятия. Тогда брахмавихары будут развиваться одна за другой естественным образом, сами по себе, без целенаправленных усилий с вашей стороны.

Это ещё одно отличие от того, как другие учителя обучают метте. Будда учил, что когда наша практика правильна, все четыре божественных состояния возникают сами собой одно за другим. Вы научитесь излучать их в шести направлениях, а затем во всех направлениях одновременно.

Когда это произойдёт, возникнут джханы. Слово «джхана» весьма многоплановое. Мы под этим понятием подразумеваем уровень понимания и не смешиваем это с трактовкой джхан в традиции одноточечного сосредоточения. Они родственны, но в нашем случае джханы не подразумевают потерю осознавания тела, тогда как джханы поглощения подразумевают. Будда учил, что ключ к пониманию Страстного желания и отвлечений заключается в осознании, что ум и тело – это один процесс, который невозможно разделить. Напряжённость и стеснённость – это телесные процессы, и мы должны быть способны увидеть их (а не подавлять).

Мы называем состояния джхан, которые испытываются нами в этой медитации, Джханами Безмятежного Бодрствования. Их восемь (четыре рупа-, или материальных, джханы и четыре арупа-, или нематериальных, джханы). За пределами восьмой джханы находится опыт самой Ниббаны. Когда ум возвращается от этого опыта прекращения, он оказывается невероятно ярок и чист, совершенно без отвлечений – как чёрная доска, на которой ничего не нарисовано.

На этой стадии при возникновении последующего умственного процесса вы увидите с ошеломляющей ясностью каждую связь и каждую часть этого процесса, который и зовётся жизнью как она есть, с её возникновением и исчезновением. Этот процесс является тем, что Будда называл Зависимым Происхождением (Возникновением). В каждый момент опыта возникает двенадцать связей, и вы увидите, как все они появляются и исчезают.

Когда вы посмотрите в этот процесс очень глубоко, вы поймёте, как говорится, на клеточном уровне, что все «агрегаты», составляющие «вас», не-личностны и не несут в себе чего-либо, что можно было бы назвать «самостью» или «душой». Этот опыт настолько глубок, что возникнет Ниббана и вы поймёте истинную природу всего существования. Вы достигнете пробуждения прямо в этой жизни. Это огромное облегчение!

И это произошло со многими людьми, которые следовали этим простым инструкциям. Это не занимает годы и десятилетия. Будда сказал, что эта практика «немедленно эффективна». В Сатипаттхана Сутте (Маджхима Никая) он говорит, что этот опыт может быть достигнут за 7 лет или даже за 7 дней. И это действительно может случиться так быстро, мы видели такое в некоторых ретритах. Поэтому если вы начнёте сейчас, то тоже сможете достичь пробуждения быстро. Просто точно следуйте инструкциям!

Руководство к Медитации Безмятежной Мудрости (TWIM)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *