Духовный друг

Первые 10 минут вы сидите, излучая Любящую Доброту по отношению к самому себе. Погрузите себя в это счастливое безмятежное чувство, используя приведённые выше инструкции. Остальная часть сеанса медитации предназначена для излучения любящих и добрых мыслей по отношению к Духовному другу.

На этом этапе важно, чтобы ваш Духовный друг был живым человеком, того же пола, что и вы, и чтобы он не был членом вашей семьи. Пожалуйста, следуйте этим простым инструкциям.

Если Духовный друг принадлежит к другому полу, это может повлечь за собой сексуальное влечение, и таким образом мы этого избегаем. Таково традиционное учение, описанное в текстах.

Ваш Духовный друг должен быть кем-то, кого вы глубоко уважаете и кому искренне желаете благополучия. Мысли о нём или о ней вызывают у вас улыбку. Это может быть любимый учитель или советчик, которого вы высоко цените. Это может быть друг, который всегда поддерживает вас во всех ваших делах.

Пожалуйста, не выбирайте кого-либо из вашей семьи в качестве своего Духовного друга, потому что они слишком близки вам. Члены семьи будут включены в вашу практику позже, но сейчас они могут затронуть скрытые темы, которые будут помехой в практике. На первых порах нужно максимально облегчить и упростить задачу.

Вы можете сделать своему Духовному другу пожелание в таком роде: «Как я чувствую это счастье сам, так пусть и ты будешь счастлив и мирен!» Погрузите его в это чувство Любящей Доброты, поместите его в центр своего сердца и улыбнитесь ему, как вы это делали до сих пор. Будьте на самом деле искренни, делая это. Действительно верьте в это. Чем сильнее вы в это верите, тем сильнее будет чувство.

Продолжайте желать Духовному другу добра и видеть его умственным взглядом, но при этом не слишком старайтесь, чтобы его мысленное изображение было чётким. Напомним: одним людям хорошо даётся визуализация, а другим нет. Достаточно знать, кто этот человек, и желать ему добра.

Фразы являются способом запустить процесс – они вызывают чувство. Когда вы произносите пожелание, сместите ваше внимание на само чувство. Помните, это – чувство, которое и является объектом медитации. Оставайтесь с этим чувством и позвольте ему расти естественным образом. Не форсируйте его, просто дайте ему лёгкий мягкий толчок.

Рано или поздно чувство начнёт увядать. Когда это произойдёт, повторите фразу. Однако повторять её часто не полезно. Это делает повторение механическим. Лучше произносите фразу искренне и отдыхайте несколько мгновений с тем чувством, которое ей вызвано. Повторите снова только в том случае, если чувство не появилось.

Некоторые люди спрашивают: «Мы посылаем это чувство вовне к другу?» Ответ такой: Нет, мы не «посылаем» ничего. Мы просто видим друга в центре сердца и желаем ему/ей быть счастливым. Мы не посылаем, не телеграфируем и не запускаем никуда никаких чувств. Когда свеча излучает тепло и свет, посылает ли она что-либо кому-либо? Нет, она просто излучает всё это, потому что такова природа тепла и света. Схожим образом мы окружаем Друга этим чувством, желая ему его, и видим, что он счастлив и улыбается.

Этот процесс является сочетанием трёх компонентов: излучения чувства в вашем сердце, мысленной фразы и образа – вас самих или вашего Духовного друга. Около 75 процентов вашего внимания должны приходиться на чувство излучения, 20 процентов – на чувство пожелания и только немного, скажем 5 процентов, – на визуализацию Духовного друга.

Некоторые думают, что визуализация должна занимать большую часть их практики. А потом жалуются, что у них появляется стеснённость в голове. Это происходит лишь потому, что они слишком форсируют визуализацию своего Духовного друга. Учитель посоветует им не стараться так сильно, ведь самая важная часть Метты – это ощущение излучения и искреннее пожелание счастья своему Духовному другу, затем чувство счастья как таковое, но не визуализация друга.

Если у вас появляется головная боль или давление, вы СЛИШКОМ СИЛЬНО СТАРАЕТЕСЬ. Улыбнитесь снова и немного отступите.

Когда вы рисуете в воображении своего Духовного друга, пусть он будет улыбающимся и счастливым. Помните, что нужно хранить лёгкую улыбку на губах в течение всей медитационной сессии. Если вы обнаружите, что прекратили улыбаться, это должно напомнить вам о возобновлении улыбки и о повторении пожелания доброго чувства вашему другу. Ваше лицо не привыкло улыбаться, поэтому будьте терпеливы! Возможно, щёки даже будут слегка болеть поначалу, но потом вы привыкнете и это пройдёт.

Пожалуйста, не порицайте себя за то, что забываете улыбаться; критикующие мысли о чём-либо не являются благотворными и ведут к ещё большему страданию. Если вы видите, что набросились на себя за то, что забыли об улыбке, просто посмейтесь над тем, какой у вас сумасшедший ум!

Поймите, что ум у всех сумасшедший и это его нормальное состояние. Посмейтесь над этим. Эта медитация должна быть лёгкой, интересной – помните? Так улыбнитесь и посмейтесь над тем, что опять попались, а затем вернитесь к объекту медитации.

Жизнь – это игра, в которую мы играем, поэтому сохраняйте лёгкость, получайте удовольствие всё время. Тут нужна тренировка, но вы именно затем и практикуете медитацию Любящей Доброты, верно? Играйте и не принимайте что-либо слишком серьёзно.

Это, конечно, серьёзная медитация, но мы не хотим, чтобы вы были серьёзными, занимаясь ей! Ваш ум не должен быть слишком серьёзным; скорее, он должен быть лёгким и приподнятым. Улыбайтесь, и если это не работает, то посмейтесь немного – это должно помочь вернуться в нужное состояние ума.

Представляйте одного и того же Духовного друга до тех пор, пока учитель не скажет его поменять. Это может занять несколько дней или недель. Чем больше вы можете оставаться в настоящем счастливым и удовлетворённым, чувствуя счастье вместе со своим Духовным другом, тем скорее вы сможете перейти к следующим ступеням медитации.

Тем не менее, если ваше внимание установилось на Духовном друге, будьте только с ним. Если вы переключаетесь от одного человека к другому, практика не сможет созреть и углубиться. Иногда медитирующие хотят послать Метту другим людям или всем существам. Это не более чем тонкий способ, к которому ваш ум прибегает, чтобы отвлечься. Лучше оставаться с одним и тем же человеком вначале: так вы сможете построить свою «собранность» (самадхи).

Мы заменяем слово «концентрация» на слово «собранность», чтобы подчеркнуть, что мы не принуждаем наш ум оставаться на одном объекте медитации насильственным образом. Скорее, мы стремимся, чтобы наш ум без усилия покоился на объекте.

Устраняйте все отвлечения при помощи 6Р: 1) распознайте, что отвлечение увело ваше внимание в сторону; 2) отпустите ваш ум от этого отвлечения, так чтобы больше не питать его вниманием; 3) расслабьте ум, чтобы снять напряжение и стеснённость в голове, которые удерживают вас в этом состоянии; 4) возобновите улыбку; 5) вернитесь к вашему объекту медитации и, наконец, 6) повторите весь процесс, когда это необходимо.

Если отвлечений нет, нет и необходимости и контролировать внимание. Оно просто остаётся на месте само собой.

Это на самом деле весьма замечательная вещь!

Ещё раз: возможно, будут появляться случайные мысли, пока вы будете оставаться с вашим объектом медитации, но эти мысли не будут достаточно сильны, чтобы увести ваше внимание полностью от вашего объекта медитации. Когда это случается, просто игнорируйте эти мелкие мысли и оставайтесь с вашим Духовным другом. Мелкие мысли и отвлечения уйдут сами собой, нет необходимости применять к ним 6Р.

Используйте 6Р, только когда внимание вашего ума полностью ушло от объекта медитации.

Итак, давайте повторим схему практики вкратце:

  • Начните с излучения добрых и счастливых мыслей и пожеланий самому себе в течение примерно десяти минут.
  • Переключитесь на одного избранного вами Духовного друга, для того чтобы сбалансировать ваше сидение и излучение добрых и счастливых мыслей ему или ей на протяжении оставшейся части медитационной сессии. Оставайтесь только с этим человеком и не переключайтесь на кого-либо другого, даже если вы думаете, что он «достоен» вашего внимания. Такие мысли – это лишь ещё одна разновидность отвлечения. Ум может быть очень хитрым!
  • Используйте 6Р, чтобы преодолеть отвлечения.

Когда чувство начинает становиться сильнее, заметьте его и погрузитесь в него. Улыбайтесь, пребывая в нём, и позвольте ему развиваться своим ходом больше и больше. Если вы найдёте, что произнесение фраз-пожеланий начинает порождать некоторую стеснённость, отпустите вербализацию и просто чувствуйте пожелание. Это позволит чувству усилиться. Оставайтесь с ним и просто будьте в этом моменте без попыток сделать что-либо ещё помимо этого.

На то, чтобы пройти эту практику, потребуется какое-то время. В некотором смысле это своего рода «не-делание»: вы не контролируете и не подталкиваете это чувство – вы просто мягко направляете его. Если есть напряжение в теле от попыток послать его к объекту, значит, вы делаете это неправильно. Пожелание счастья должно быть подобным тому, как вы желаете кому-нибудь счастливого пути. Вы стоите и машете, а они уходят – вы не стоите и пытаетесь им послать некое чувство! Схожим образом в Метта-медитации вы просто улыбаетесь и желаете, чтобы этот человек тоже ощутил мягкую Любящую Доброту.

По мере углубления практики вы можете обнаружить, что появилась и растёт радость. Это может выражаться в виде мурашек, трепета или просто возрастающего волнения. И всё это сопровождается чувством безмятежности.

Если вы увидите, что произнесение фраз-пожеланий вызывает напряжение в вашей голове, вы можете перестать произносить пожелание в словах, а вместо этого лишь ощущать пожелание этого чувства вашему другу.

Вы можете заметить, что вы не ощущаете части вашего тела, если ваше внимание прямо не направлено на них. Это нормальное развитие по мере того, как ваш ум перестаёт уделять внимание отвлекающим ощущениям, и это признаки прогресса.

Наконец, в ходе углубления вашей практики чувство Любящей Доброты начнёт возрастать в вашей голове. Никогда не контролируйте это чувство – если оно есть, пусть оно будет. Нет так нет.

Когда это случается, будьте готовы к следующему шагу в практике медитации. Свяжитесь с квалифицированным учителем, чтобы узнать, что делать дальше. Здесь мы не рассматриваем эту тему, поскольку это довольно продвинутая стадия.

Руководство по Медитации Любящей Доброты или Медитации Безмятежной Мудрости (TWIM)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *