Встреча Бханте Вималарамси с Бханте Пуннаджи. Почтенные бхиккху разбирают расхожие термины, рассказывая, как их надо понимать на самом деле. Ниже приведён конспект.

Видео встречи

Итак:

1. Самадхи. Это слово до Будды не использовалось. Сейчас его часто переводят как «сосредоточение» или «концентрация», но во времена Будды для этих понятий были другие слова. Он же для обозначения преподаваемой им медитации использовал именно слово «Самадхи». Здесь «Сама» означает «безмятежный», а «Дхи» — «Мудрость, проникновение в суть». Таким образом, получаем — «безмятежная мудрость», или «мудрость в безмятежном уме». Собственно, отсюда в TWIM первые две буквы — Tranquil Wisdom.

2. Мудрость. Когда Будда говорил о мудрости, он имел в виду понимание-вИдение Зависимого Возникновения.

3. Что касается Анапанасати. Сейчас встречаются переводы, в которых говорится о наблюдении некоего «тела дыхания», но если внимательно посмотреть текст, то видно, что Будда говорил об успокоении (пассамбайя) тела на вдохе и об успокоении тела на выдохе. А не о наблюдении «тела вдоха» и «тела выдоха».

4. О сосредоточении на ноздрях или верхней губе. Сейчас так принято переводить слова Будды, но Бханте Пуннаджи подробно, по словам, показывает ошибочность такого перевода. Началось всё с того, что одно слово в этой фразе стали переводить не как было принято во времена Будды, а как принято и по сей день в Шри-Ланке. У Будды было «лицо», в Шри-Ланке — «рот». И далее пошло-поехало. Вокруг рта и внутрь — это значит верхняя губа и ноздри. Но на самом деле — вокруг лица и внутрь. И это означало — вокруг тебя и внутрь. «Вокруг лица» — это был речевой оборот, означающий то, что происходит вокруг. Иными словами, речь идёт о том, что мы уводим внимание от того, что творится вокруг, на то, что происходит внутри нас. Огромная разница в смыслах, не так ли.

5. И в Сатипаттхане говорится о том же — о переводе внимания внутрь, и именно в этом суть осознанности, а не в том, чтобы осознавать, как движутся наши ноги и т.д.

6. Ещё интересно про слово «рупа». Рупа — это не тело и не материальность, а изображение, образ. Бханте Пуннаджи говорит, что, например, наше зрение можно уподобить видеокамере. Оно получает изображения всего. Вот эти изображения, образы мира, и есть «рупа». Соответственно, «арупа» — это «без образов, без изображений».

7. Осознанность. Дост. Пуннаджи говорит, что осознанность — это фокусировка внимания на том, что происходит у вас внутри. Вместо того чтобы уделять внимание внешним явлениям, мы смотрим на свою реакцию на них. Он полностью согласен с тем определением, которое даёт Бханте Вималарамси: Осознанность — это памятование о том, чтобы отслеживать движения своего внимания.

8. Ведёт ли метта-бхавана прямо к ниббане (санскр. нирване)? Дост. Пуннаджи цитирует соответствующую сутту, описывающую метта-бхавану, в конце которой говорится: «Если ты будешь практиковать это правильно, ты больше не окажешься в материнской утробе». Это значит, что таким образом ты становишься арахантом.

9. По поводу саматхи и випассаны. Когда вы практикуете метта-бхавану, вы начинаете с саматхи. Метта и каруна — это саматха. Когда вы переходите к мудита, вы ещё в саматхе. Но упеккха — это уже випассана. При этом —

10. Упеккха обычно переводится как равностность или невозмутимость, но это ошибочный перевод. Упеккха означает «уппа иккатэ» (на слух воспроизвожу). «Уппа» — «внутри», «иккатэ» означает «видеть, вИдение». То есть «вИдение того, что внутри». Что это такое? Когда вы видите стул, это что-то вовне. Но когда вы переводите внимание на процесс самого вИдения этого стула, — это уже то, что происходит внутри. То есть вИдение не того, что вы воспринимаете, а того, КАК вы воспринимаете. И именно так приходит истинное прозрение. Прозрение, что то, что вы воспринимаете, на самом деле внутри вас.

11. Татхагата. Это слово состоит из двух корней — «Тат» и «агата». «Тат» — это «то» (практически английское слово that), а «агата» (ударение на первую «а») — это «пришедший». То есть «пришедший к тому». Что это значит? Это значит, что он полностью, до конца прозрел, что «то» и есть «он», что «то» есть субъективный феномен. Он как бы пришёл к тому, что вовне. «В том, что воспринимается, есть только процесс восприятия».

Забавный разговор про дэвов (богов). Дост. Пуннаджи приводит в пример одну сутту, где рассказывается о некоем человеке, который был наполовину дэва и думал, что он арахант. Но его мать из Дэвалоки (божественного мира) увидела, что он не арахант и сказала ему об этом. Последовал вопрос — как она это увидела. Пуннаджи сказал: «Ну она же дэва, а они могут читать в умах людей». Его спрашивают: «Как они достигают такой способности?» Пунаджи: «Станьте дэвой и узнаете». Потом добавил: «Это просто врождённая способность. Каждое существо имеет свой набор врождённых способностей».

12. Про 40 методов медитации из Висуддхимагга — можно ли через них достичь ниббаны? Дост. Пуннаджи отвечает: нет. Эти методы — это саматха-бхавана. Саматха-бхавана может лишь успокоить ум. Прозрения она не даёт. Прозрение приходит из другого типа медитации — випассана-бхавана.

Бханте Вималарамси замечает, что в суттах встречается утверждение, что саматха и випассана идут вместе неразрывно. Далее между Бханте Вималарамси и Дост. Пуннаджи происходит небольшая дискуссия, в ходе которой выясняется, что Б.В. понимает прозрение более широко. Он называет таковым даже преходящие моменты не-личностного восприятия в первой джхане, тогда как для Д.П. прозрение (випассана) — это конечное состояние постоянного понимания. Более того, Б.В. цитирует сутту, где говорится, что мы можем испытать ниббану в первой джхане. Д.П. читает эти слова и соглашается, что, действительно, там говорится, что мы можем стать арахантами даже в первой джхане. Впрочем, говорит Б.В., такое крайне маловероятно. Тем не менее, говорит он, в Анупада Сутте например мы можем видеть, что даже в первой джхане есть некоторое присутствие упеккхи. В итоге Д.П., внимательно почитав указанные места в Маджхима Никае, соглашается, что, похоже, то, что говорит Б.В., это правильно.

13. Далее был задан вопрос — от чего именно отказался будущий Будда, когда ушёл от своих предыдущих учителей. Д.П. пересказывает всю историю и говорит, что та первая джхана, в которую Будда вошёл в детстве и через которую решил идти потом, после того как отказался от всех предыдущих путей, была другой, не той, что его учили Алара Калама и Уддака Рамапутта. Д.П. говорит, что Будда учил не одноточечной концентрации, а «отпусканию», расслаблению. А расслабляясь, мы автоматически входим в первую джхану и далее по всем ступеням вплоть до ниродхи. И затем, когда он вышел из неё и прошёл опять по джханам вплоть до первой, он прозрел в процесс Взаимозависимого Происхождения, достиг ниббаны. Б.В. называет одноточечное сосредоточение «самогипнозом, который не ведёт к ниббане». Д.П. с ним согласен.

14. Далее Б.В. обращает внимание, что Будда знал о Взаимозависимом Происхождении и до того как стал Буддой, но это было интеллектуальное знание, а не непосредственное вИдение.

Вторая часть беседы — https://www.youtube.com/watch?v=sycLGKeeFZk&list=..

1. По поводу 40 методов медитации, о которых говорилось в п. 12 первой части. Б.В. заявляет, что эти 40 методов — это, по сути, плод творчества Буддагхосы (автора трактата «Висуддхимагга»). Будда же говорил лишь об одном методе медитации, у которого может быть 40 объектов. Метод 6R, то есть Правильное Усилие, расслабление, используется во всех случаях. Метод один. Если вы, скажем, созерцаете пламя свечи и используете при этом 6R, вы на самом деле практикуете TWIM. То есть Будда учил тому, что в Суттаваде называют TWIM. Кроме того, один объект среди этих сорока не упомянут — это Пустотность. Это вИдение, что каждая мысль, каждое чувство и ощущение — это не «я», не «моё».

2. Вопрос по поводу того, ведут ли другие методы, такие как анапанасати, к ниббане. Б.В. говорит — да, ведут, если вы при этом практикуете TWIM. Разница с метта-бхаваной/брахма-вихарами в том, что через Метту вы продвигаетесь неизмеримо быстрее. Если полностью посвятить себя практике осознавания дыхания, понадобится как минимум 6 недель для полной реализации. В случае же брахма-вихар — 10 дней. Везде Будда даёт одни и те же инструкции — и в сатипаттхане, и в анапанасати, и в метта-бхаване. Везде это расслабление напряжения и только после этого возвращение к объекту медитации. Если мы не совершаем этого шага расслабления и просто возвращаемся к объекту, мы лишь усиливаем страстное желание и в итоге это выливается в одноточечное сосредоточение. Б.В. описывает свой опыт этой практики. Он практиковал так 20 лет и ему в итоге сказали, что он достиг ниббаны, но он знал, что не достиг. У него были страшные головные боли из-за одноточечного сосредоточения и т.д. Стоило применить шаг расслабления — и боли ушли навсегда, а продвижение стало удивительно быстрым. (Могу подтвердить всё это из своего опыта).

И все эти беды происходят из-за того, что многие учителя считают «Висуддхимаггу» абсолютно релевантным текстом, вплоть до того, что если вы его не принимаете, то вы не принимаете учение Будды и не можете считаться тхеравадином. «Поэтому, — говорит Б.В., — я и говорю, что я не тхеравадинский монах, а суттавадинский». «Правильно!» — восклицает Дост. Пуннаджи, и все смеются.

3. Одной из проблем «Висуддхимагги» является разделение саматхи и випассаны, будто это разные виды медитации. Но Будда так не учил, он говорил о них как о том, что используется одновременно и равно полезно. «М-м-м… — говорит Дост. Пуннаджи. — Вы можете практиковать их вместе?» — «Да», — отвечает Б.В. Далее он обосновывает это с помощью Анупада Сутты. В п. 12 первой части он уже касался этого. Д.П. соглашается с его объяснениями.

4. О практике 6R в повседневной жизни. Б.В. говорит, что это определённо очень помогает нам продвигаться, поскольку мы, по сути, продолжаем практику осознанности в жизни. Мы замечаем движения ума, отпускаем отвлечения, расслабляемся… Мы отпускаем страстное желание. Так ваш ум становится чище. И когда вы садитесь в медитацию, ваш ум оказывается спокойнее и вы сами наблюдаете движения ума с большей лёгкостью. Таким образом, войти в глубокие состояния становится легче. И всё это потому, что вы и в повседневной жизни практикуете отпускание страстного желания.

5. Значение слова «сатипаттхана»: «сати» — «внимание», «уппа тана» — «направленное внутрь». То, что можно назвать интроспекцией. Направление внимания на ощущения тела, на ум в двух формах — эмоциональная часть и думающая часть. Дост. Пуннаджи говорит, что современная психология тоже вполне осознаёт это разделение. Например, Зигмунд Фрейд называл эмоциональную часть «ид», а думающую часть — «эго».

6. Главный вопрос буддизма — КАК? Как это всё происходит? Не ПОЧЕМУ — это к психологам, а именно КАК. КАК внимание движется от объекта к объекту, КАК разворачивается последовательность Зависимого Возникновения. Именно наблюдая, КАК всё происходит, вы углубляетесь в практику. Если же вы увлекаетесь вопросом ПОЧЕМУ, то продолжаете барахтаться на поверхности интеллектуальных спекуляций и в этот момент вы уходите от осознанности.

7. Б.В. также говорит по поводу термина «анатта». Он избегает переводить его как «отсутствие «я»», безличностность, а предпочитает переводить как «не-личностность». В «отсутствии «я»» получается слишком много лишних коннотаций — если оно отсутствует, значит где-то присутствует и т.д. Д.П. согласен с ним, что такой перевод более удачный. «Неличностность» — это то, как всё предстаёт, если мы смотрим без страстного желания.

8. Б.В. ещё раз выражает благодарность Дост. Пуннаджи за то, что тот в своё время посоветовал ему отложить «Висуддхимаггу» и обратиться напрямую к суттам. Это повлекло за собой фундаментальные изменения в его практике. До того Бханте Ви учили обратному — в любой непонятной ситуации читать «Висуддхимаггу», ибо это энциклопедия медитации. Но оказалось, что это не так.

9. В «Висуддхимагге» говорится о некоем «внутреннем знании», о котором в суттах не упоминается. Что это? Д.П. говорит, что он пытался найти в суттах соответствие и в итоге пришёл к выводу, что речь идёт о так называемых девяти ньянах. В Сатипаттхана Сутте упоминается о девяти ньянах, но там они другие, нежели это описано в «Висудхимагге». В Сатипаттхана Сутте это просто 9 шагов в випассане. Он говорит — откуда в «Висуддхимагге» появились её 9 ньян, непонятно. Например, во времена царя Асоки было 18 школ буддизма и глава каждой школы претендовал на то, чтобы быть арахантом. И они говорили разное в некоторых аспектах учениях. Но если они все араханты, они должны были бы говорить одно.

10. Как можно убедиться в том, что сказанное в какой-либо сутте сказано именно Буддой? Д.П.: если вы читаете сутты, вы начинаете видеть, что всё, что говорит Будда, — это одно единое учение. И если из него что-то выбивается, это сразу видно. Далее Б.В. тут же демонстрирует пример такого противоречия — как раз касаемо одноточечного сосредоточения и «сокрушения ума умом». В сутте МН 20 говорится о том, что необходимо «сжать зубы, прижать язык к нёбу и сокрушить ум умом» и т.д., а в сутте МН 36:20 Будда говорит, что именно этот метод, слово в слово, он в своё время отверг как не ведущий к цели. И та же позиция высказывается в других суттах. Тут вступает Д.П. и говорит, что он внимательно изучал оригинал МН 20 на пали и пришёл к выводу, что эта сутта была переведена неправильно. Будда имел в виду не это, а наоборот: если вы замечаете, что ваши зубы сжались и язык прижался к нёбу — вы должны расслабиться. Б.В. говорит, что эта сутта была добавлена позже, т.е. что это позднейшая вставка, но Д.П. с ним не согласен и говорит, что проблема в переводе. Тем не менее, говорит Б.В., такой ошибочный подход в значительной степени распространился.

11. Слово «экаггата» (ударение на первую «а»). Оно обычно переводится как «одноточечность», в смысле — одноточечная концентрация. Но: «эка» переводится как «один». «Агга» переводится как «конец». «Один конец». Означает это, по мнению Д.П., вот что: ум обычно разделён на две части — эмоциональную и думающую. И каждая из этих частей идёт в своём направлении. Ум человека расщеплён. Например, когда люди приходят в храм и повторяют пять заповедей, они в этот момент верят, что следовать этим заповедям — нужно и правильно, и они намерены это делать. Но когда они возвращаются домой, они начинают сердиться и ссориться, пить алкоголь и так далее. Всё это происходит из-за расщеплённости ума. Думающий ум принимает заповеди, но у эмоционального ума своё мнение. В современной психологии это называют когнитивным диссонансом. А необходим когнитивный консонанс, при котором эти две части направлены к одному и тому же. И именно это и есть настоящее значение экаггаты. Объединение ума и направление его к одному. И это, собственно, и есть самадхи.

12. Б.В. в связи с вышесказанным рекомендует принимать заповеди каждый день, с искренним намерением следовать им. А если нарушили — принять их опять. Так воспитывается это единение ума. Когда мы следуем заповедям, наш ум становится всё более спокойным.

Pin It on Pinterest

X
Поделиться