Весь корпус сутт Палийского Канона (Сутта Питака) пронизан мыслью, что просветление, или пробуждение, достигается в несколько стадий, которые человек проходит до того, как становится полностью просветлённым существом, арахантом. Каждая из стадий – это определённое, вполне чёткое качественное изменение сознания, и переход, как правило, сопровождается определёнными знаками, которые мы воспринимаем во время медитации.

Таким образом, следуя пути Будды, мы становимся по сути просветлёнными существами весьма скоро, в дальнейшем лишь углубляя это качество. Это довольно непривычно звучит для современного уха. Мы привыкли к тому, что стать просветлённым очень трудно, почти невозможно. Но во времена Будды просветлёнными становились массово, зачастую просто слушая речь Будды.

Путь и Плод

Каждый из этапов просветления сопровождается всё более углубляющимся опытом ниббаны. Каждый из четырёх этапов просветления достигается как бы в две стадии, которые называются соответственно Путём и Плодом. На первой стадии, стадии достижения Пути, ещё возможно падение с достигнутого уровня на предыдущий. Но если человек будет продолжать практиковать по-прежнему, то падения не произойдёт. Достижение же Плода означает, что падение с этого уровня уже невозможно. Человек изменился настолько, что в нём исчезли причины для появления соответствующих препятствий.

Все этапы и стадии достигаются с помощью практики медитации. Однако стадии Сотапанны и Сакадагами достижимы даже при внимательном, медитативном чтении или слушании текстов сутт. Сутты, таким образом, являются не просто некими инструкциями и повествованиями, но и  инструментами практики сами по себе. Они написаны (и, видимо, так и произносились самим Буддой) весьма своеобразным способом – с многочисленными повторами, которые так не нравятся современным издателям. Обычно в наши дни все повторяющиеся места сокращают, лишая тем самым читателя важного условия восприятия, всё более углубляющего понимание. Сутта, которая обычно умещается на трёх страницах, в полном виде может достигать двадцати страниц.

Десять препятствий

Прежде чем подробнее рассматривать этапы просветления, необходимо привести список десяти основных препятствий:

  1. Вера в постоянное «я», эго.
  2. Сомнение, избыточный скептицизм.
  3. Привязанность к обрядам, ритуалам и церемониям.
  4. Привязанность к чувственным желаниям.
  5. Недоброжелательность, гнев.
  6. Страстное желание по отношению к существованию в сфере Форм.
  7. Страстное желание по отношению к существованию в сфере Бесформенного.
  8. Тщеславие.
  9. Волнение ума, а также сонливость/вялость.
  10. Неведение.

Итак, стадии просветления:

Сотапанна, Вступивший-в-Поток

В чём выражается

Сотапанна оставляет позади первые три препятствия:

— он больше не верит в постоянное «я». Это значит, он достигает определённой степени отрешённости, не-личностности. Сознание человека становится качественно более спокойным и ясным. Когда сознание охватывает гнев, он способен довольно быстро с ним разотождествиться и сказать: «Это не я злюсь, это просто злость». Для него не возникает вопросов с тезисом, что то, что мы называем «я», — лишь непрерывная смена состояний и психических явлений;

— он больше не верит в то, что с помощью ритуалов и обрядов можно достичь ниббаны. Он знает, что нет никаких магических мантр или обрядов, с помощью которых можно достичь ниббаны, так сказать, механически. К религиозным обрядам он становится равнодушен, хотя и может выполнять их, если это целесообразно обстоятельствам;

— он оставляет позади препятствие сомнений в пути. Это не значит, что он становится фанатиком, нет, просто внутри у него поселяется твёрдая спокойная уверенность в выбранном пути. Он ЗНАЕТ, что этот путь ведёт к Цели, ведь он уже видел её, Цели, отблеск.

Кроме того, он становится «технически» неспособен к совершению Великих Ошибок – убийства просветлённого существа или родителей. Это значит, что механизм образования каммы – цепь Зависимого Возникновения  – для него становится более прозрачен. Он напрямую видит неявные каммические связи между действиями и их последствиями. Соответственно, он сознательно избегает пагубных деяний точно так же, как обычный человек избегает пить расплавленный свинец. Пять основных заповедей он тоже не нарушает в жизни, и это очень чёткий признак сотапанны. Это ненарушение для него естественно, ему не нужно для этого брать волю в кулак*. Он просто видит, что эти действия ядовиты для ума.

После смерти

Согласно учению сотапанну ждёт не более семи перерождений в Сфере Желаний, причём в мирах не ниже человеческого.

Сакадагами, Возвращающийся-Один-Раз

В чём выражается

Помимо изменений, произошедших на стадии сотапанны, добавляется также следующее:

— качественное ослабление приверженности к чувственным желаниям;

— качественное ослабление недоброжелательности, ненависти, неприязни.

Обе разновидности этих психических явлений ещё происходят. Но у сакадагами они теряют силу. Образно говоря, если у обычного человека гнев – это огонь, то у сакадагами это лишь рисунок огня. Он вроде бы и есть, но не охватывает сакадагами без остатка ни при каких обстоятельствах. Какая-нибудь помрачённая реакция на ситуацию может ещё в нём возникнуть, но он очень быстро из неё выходит.

После смерти

Сакадагами ждёт ещё лишь одно перерождение в Сфере Желаний, в мире не ниже человеческого.

Анагами, Невозвращающийся

В чём выражается

Препятствия чувственных желаний и недоброжелательности исчезают совершенно. То есть соответствующие явления не появляются в сознании ни при каких обстоятельствах.

Познавший Путь анагами просто совершенно отчётливо знает, как преодолевается чувственное желание или ненависть на уровне самых первых импульсов и делает это. В познавшем Плод эти реакции не возникают вовсе или возникают в виде слабых, следовых атавистических всплесков (как бы не сама реакция, а лишь память о ней), которые тут же растворяются без следа. В практическом плане это выражается в том, что вы вдруг обнаруживаете, что больше не злитесь, не раздражаетесь, не испытываете страха и беспокойства (потому что страх — это тоже проявление неприятия, отторжения, ненависти), не испытываете сексуального интереса (именно психически, речь не идёт об импотенции). То есть совсем. Ноль. В любых обстоятельствах. В душе воцаряется безмятежность.

После смерти

Анагами уже не родится в Сфере Желаний (т.е. если и родится, то лишь в Сфере Форм или Бесформенного).

Арахант

В чём выражается

Все десять препятствий побеждены. У араханта, вступившего на Путь, препятствия побеждены не окончательно, у познавшего Плод – окончательно.

После смерти

Более не претерпевает рождения.

________________________

* Надо сказать, что Будда вообще не учил аскезе, «собиранию воли в кулак» и прочему в таком духе. Заповеди или правила — это рекомендации. Они лишь говорят, что так действовать нежелательно, потому что в результате вы неизбежно получите нежелательные последствия. Поэтому действуя против этих правил, вы принимаете ответственность за их последствия на себя, ни больше ни меньше.

Pin It on Pinterest

X
Поделиться