Четыре Опоры Внимательности, или Осознанности, подробно описываются в Сатипаттхана Сутте (МН 10), но упоминаются Буддой постоянно. Попробуем разобраться, что это такое.

Определение

Будда говорит, что осуществление осознавания – наблюдения того, как работает наш ум, – в основе своей лежит в четырёх областях. Эти области названы им Четырьмя Опорами Осознанности. По сути, это зоны применения Правильного Усилия, т.е. метода 6Р. Области эти следующие:

Тело

Прежде всего, это те напряжения, которые имеют место в теле. Мы распознаём имеющиеся и возникающие напряжения и релаксируем их – или, как это сформулировано в суттах, «успокаиваем телесные формации».

Чувства

Чувства – это то, что можно назвать «эмоциональной окраской» восприятия. Есть всего три вида чувств:

  • приятное,
  • неприятное,
  • ни приятное, ни неприятное.

Мы распознаём возникающие эмоциональные реакции, отпускаем их и расслабляем образующееся в связи с ними напряжение.

Ум

Ум – это состояние ума как такового. Например, мы можем наблюдать, что наш ум в данный момент возбуждён, или сонлив, или пребывает в одной из джхан. Этот навык вырабатывается не сразу – мы, как правило, не привыкли видеть сам ум («наблюдать ум как ум», как говорится в Сатипаттхана Сутте), но в ходе занятий медитацией мы приобретаем способность воспринимать состояния ума вне их вторичных проявлений в виде мыслей и эмоций. Именно к этой области относятся Пять Препятствий – Чувственное Желание, Сонливость, Возбуждённость, Ненависть, Сомнение. Мы видим здесь, что состояние ума сейчас сонливое или возбуждённое и т.д. Итак, осуществляя эту Опору, мы «наблюдаем ум как ум», распознаём его состояния и приводим их в баланс с помощью Факторов Пробуждения.

Объекты ума

Объекты ума – это всё, что наполняет ум: от явных, «громких» мыслей и эмоций до самых тончайших движений ума. Здесь мы видим конкретные проявления Пяти Препятствий в виде мыслей, эмоций и вообще соответствующих движений ума. Мы различаем всё, что возникает в уме, отпускаем, расслабляем напряжение, возобновляем здоровое состояние и возвращаемся к объекту медитации.

Нужно понимать, что во всех этих случаях мы наблюдаем за движениями внимания ума: за тем, как наш ум отклоняется к телу или от тела, к эмоциям, мы наблюдаем за состояниями ума как таковыми, а также за мыслями. Мы не боремся со всем этим – мы наблюдаем, ни за что не цепляясь, ни во что не вовлекаясь, и расслабляем напряжение / страстное желание. Так мы понимаем, как работает наш ум. В этом весь смысл и суть практики.

Значение практики Четырёх Опор

Нетрудно заметить, что после того как мы в полной мере осуществляем эти Четыре Опоры, наш ум становится совершенно спокоен и чист.

Концепция Четырёх Опор Осознавания имеет фундаментальную важность для буддистской практики. Во-первых, с её помощью мы видим, на что, собственно, нам смотреть. Зачастую, если мы этого не знаем, если нам просто говорят: «Осознавай!», мы толком не понимаем, чего от нас хотят, и в результате наша практика начинает буксовать. Во-вторых, эта концепция применяется во всех остальных методах – и в Метта-Бхаване, и в Анапанасати. Но кроме того, Четыре Опоры Осознавания могут служить отдельной практикой сами по себе, хотя, пожалуй, эта практика, хотя и наиболее прямая, наиболее трудная из всех, поскольку подразумевает чистое, «сухое» наблюдение за тем, что происходит в нашем сознании. Эта практика описывается Буддой в сутте МН10 — Сатипаттхана Сутта.

Практика

Как же практиковать Четыре Опоры? Разве это возможно – уследить сразу за всем этим? На самом деле, вполне возможно – по двум причинам:

  1. Каждый момент времени перед нами предстаёт лишь один из этих объектов. Это может быть что-то телесное – например, мы чувствуем боль и возникающее в связи с ней напряжение. Либо это чувство, либо состояние ума, либо объект ума. Да, эти объекты зачастую, особенно поначалу, сменяют друг друга с калейдоскопической быстротой. Тем не менее каждое мгновение – это только один объект. «Один за раз» – это тоже часто встречающаяся в суттах формула.
  2. В своей практике мы продвигаемся постепенно, и акцент в ней смещается от опоры к опоре. Сначала мы имеем дело с сугубо телесными отвлечениями. Нас отвлекает боль в теле, скажем, и мы отпускаем её, расслабляемся и т.д. Потом мы начинаем различать момент, когда возникает Чувство – до того, как боль начала нас беспокоить. В какой-то момент возникает тонкое ощущение, говорящее нам, что это неприятно. Мы отпускаем это чувство, расслабляем сопровождающее его тонкое напряжение и т.д. Далее мы начинаем видеть состояния ума. Мы замечаем, что наш ум возбуждён, и успокаиваем его ещё до того, как на нас наваливаются чувства и телесные отвлечения. И наконец, мы переходим к наблюдению объектов ума как таковых. Как правило, это очень тонкие движения ума в сторону тех или иных Препятствий. Мы отпускаем их, расслабляем это тончайшее напряжение и т.д. На этой стадии тело зачастую уже не воспринимается совсем, чувства не возникают, состояния ума становятся возвышенными. Да, все Четыре Опоры так или иначе присутствуют на всех стадиях практики, но в ходе практики (и в макромасштабе, и в масштабе одного конкретного сеанса медитации) акцент постепенно смещается от Тела к Объектам.

Pin It on Pinterest

X
Поделиться