В наши дни слово «осознанность» весьма распространено и популярно, но зачастую понимание относительно того, что это такое, у людей довольно смутное либо имеет различные трактовки, спектр которых весьма широк. Например, практикуются методы типа осознанной ходьбы, когда человек внимательно наблюдает за тем, как движутся ноги, что происходит в теле и т.д. Всё это, безусловно, имеет отношение к осознаванию как таковому. Однако нас интересует, что же имел в виду сам Будда.

В суттах имеется очень чёткое определение осознанности*. Этому термину соответствует палийский термин «сати». Этимологически он восходит к глаголу «памятовать». Памятовать о чём? О том, чтобы наблюдать за движениями своего внимания от объекта к объекту и о том, что следует делать с этим движением. А что же с ним делать? Применять Правильное Усилие, то есть метод 6Р!

Это и есть та осознанность или внимательность, о которой говорил Будда. Именно она является основой психопрактики Восьмеричного Пути, и именно она приводит к возрастанию мудрости. Мудрость в том смысле, как это имел в виду Будда, – это не что иное, как понимание того, КАК работает ум.

Буддийская психопрактика начинается с освоения Правильного Усилия (Бханте Вималарамси называет его Гармоничной Практикой). В рамках школы Суттавада оно кодифицировано в виде метода 6Р. Практика метода 6Р, в свою очередь, укрепляет (и требует для своего выполнения) Правильное Осознавание – Гармоничную Осознанность, что на пали звучит как Самма Сати («Самма» – мудрый, гармоничный).  Почему это так? Первая стадия метода 6Р состоит в том, чтобы распознать нездоровое состояние ума, отвлечение. Чтобы сделать это, надо за своим умом наблюдать, а чтобы наблюдать, надо об этом памятовать. Вот вам и Правильное Осознавание.

Проблематика Осознанности плавно подводит нас к ещё одному фундаментальному для буддистской практики понятию – Четыре Опоры Осознанности.


*См., например, Сатипаттхана Сутту (МН 10) и Саччавибханга Сутту (МН 141).