Что же такое Ниббана? Ниббана в палийских текстах описывается как дхату, то есть «элемент». Будда учил, что элементами являются земля, вода, огонь, ветер, пространство или сознание. Так вот Ниббана – это тоже дхату, элемент, а его свойства описываются Бхикку Бодхи так:

«Будда также говорит о Ниббане как об «аятане». Это означает царство, сферу, план. Это сфера, где нет ничего вообще, что бы соответствовало нашему обыденному опыту, и поэтому её приходится описывать негативно, как отрицание всего ограниченного, а её свойства – через отрицание свойств обусловленных явлений.

Будда также говорит о Ниббане как о «дхату», элементе, а именно «бессмертном элементе». Он сравнивает элемент Ниббаны с океаном. Он говорит, что точно так же как великий океан остаётся на одном и том же уровне, независимо от того, как много воды в него вливается из рек, не повышаясь и не понижаясь, так и элемент Ниббаны остаётся неизменным, независимо от того, много или мало людей достигли Ниббаны.

Также он говорит о Ниббане как о чём-то, что может быть испытано телесно, как об опыте, который настолько живой и мощный, что может быть описан как «прикосновение бессмертного элемента к нашему телу».

Будда также говорит о Ниббане как о «состоянии» (пада), а именно как о «аматапада» – бессмертном состоянии – или как об «аччутапада», нетленном состоянии.

Другое слово, используемое Буддой по отношению к Ниббане, – «Сачча», что означает «истина», «сущая реальность». Здесь о Ниббане говорится как об истине, о реальности, которую Благородный познаёт напрямую, опытно.

Итак, все эти термины, если их рассмотреть в целом, отчётливо говорят, что Ниббана – это подлинная реальность, а не простое разрушение помрачений или прекращение существования. Ниббана необусловлена, безначальна и вневременна».

Когда элемент Ниббаны прикасается к страстному желанию, это подобно тому, как вода Великого Океана заливает огонь. Пссс… И больше нет огня. «Ни» означает «нет», а «бана» означает «огонь». Нет огня. Ниббана.

Достопочтенный Буддадаса Бхикку в статье, озаглавленной «Ниббана для каждого: Истинная весть от Суана Моккха» (адаптирована и переведена Сантикаро Бхиккху), также определяет Ниббану как элемент:

«Это – прохлада, когда помрачениям пришёл конец… Ниббана – это нечто совершенно непричастное смерти. Напротив, это жизнь, в которой нет смерти. Ниббана – это то, что поддерживает жизнь, предотвращая смерть. Она никогда не умрёт, хотя тело в конце концов должно умереть».

Мы не можем описать опыт Ниббаны, который происходит на каждой стадии просветления*, с помощью обусловленных терминов, поскольку он – за пределами нашего концептуального ума. Но то, что приходит после этого опыта, даёт вам намёк на то, что только что случилось.

Как описывалось выше, некоторые описывают момент облегчения после того, как это произошло. Некоторые испытывают глубокое понимание зависимого возникновения. Некоторые говорят, что они просто вышли в «чёрную дыру» или исчезли.

Потом, медленно, возникает эйфория, которая может быть лёгкой или сильной. Я не хотел бы использовать слово «радость», поскольку оно не очень подходит. Некоторые люди описывают это чувство как пар, медленно поднимающийся в уме, или своего рода «мятное» чувство. Это то, что мы называем всепроникающей радостью; она начинает сочиться из каждой поры вашего тела. Вы можете даже не заметить её поначалу, но вскоре вы почувствуете невероятную приподнятость. Это чувство счастья, но оно при этом коренится в мощном чувстве равностности, невозмутимости.

Подобно вспышке приходит осознание, что нет никакого управителя, контролёра. Нет никакого эго. Нет «я» – всё не-личностно.

Кто-то сказал по этому поводу: «Нет «я» – нет проблем!» Какое облегчение! Оказывается, не о чем беспокоиться и нечего контролировать. Всё это не-личностно – возникает и проходит само по себе. Все эти состояния ума возникают благодаря тем или иным причинам. Они просто обусловлены предыдущими действиями. Фактическое значение термина «камма» (пали), или «карма» (санскрит), – действие. Есть действие и затем результат действия (випака). Здесь нет никакого «я», которое нужно подвергать психоанализу, чтобы добраться до «истинной причины» этой депрессии или того невроза!

Вы можете заметить, что всё теперь выглядит немного иначе. Ваши чувства приподняты в большей степени, чем обычно это делает медитация. Цвета ярче. Вы вдруг обнаруживаете себя глазеющим на деревья с трепетом и любопытством.

Вас спросят, замечаете ли вы изменения в своей личности. Чувствуете ли вы разницу? Произошли ли изменения в мировосприятии? Для кого-то изменения могут быть весьма драматическими, для других – тоньше.

Вы скажете, что ваш ум чувствует облегчение и счастье. Вы расскажете о том, как вы теперь понимаете, как всё возникает благодаря причинам и условиям. Вы начинаете глубже понимать, что представляют собой эти звенья и как они зависят друг от друга. Вместо интеллектуальных догадок теперь вы понимаете это непосредственно.

Тут можно использовать аналогию с тканью, которой часто пользовался Будда: как всё – со всеми этими причинами и условиями – сплетено вместе, образуя ткань. Всё это не-личностно. Сутта означает на пали «нить»;  все сутты сплетены вместе, образуя ткань. Ткань представляет вам мудрое понимание всего учения Будды.

Может быть, вы запомните, что увидели всё это, а может и нет, но теперь вы будете знать это – это Глаз Мудрости. Глубокое знание, рождённое прямым видением. Глубокий ум видит, что случилось, и в нём есть понимание того, что всё это значит. Это – Мудрость – вИдение звеньев Зависимого Возникновения. Это – знание Пути. Вы теперь на пути к полному опыту первой стадии пробуждения.

Решения возникают в вашем уме, и вы предпринимаете то или иное действие, которое имеет результат, приятное или болезненное чувство, которое возникнет в будущем. Нарушение заповедей приводит к болезненным последствиям. Следование заповедям приводят к здоровым, приятным результатам. Какой результат вы хотите иметь? Теперь вы знаете.

Большинство людей испытают первое знание Пути в сидячей медитации, но некоторые сообщают, что это произошло с ними во время мытья посуды или даже когда они ложились спать. Ниббана случается, когда ваше знание созревает, когда вы готовы.

В медитационном центре в Миссури мы постоянно видим людей, которые достигают Пути, и один из явных признаков этого состоит в том, что их лица меняются. Это похоже на то, как если бы всё напряжение, накопившееся в этой жизни, вдруг исчезает. Напряжение на лице сбрасывается. Ранее наморщенный лоб разглаживается. Вы видите равностность, бьющую ключом; некое свечение будто начинает исходить от человека; речь становится более контролируемой и менее эмоциональной.

Много раз Бханте, после того как он приходил с собеседования с учениками, указывал мне на того или иного медитатора и говорил: «Посмотри на его (или её) лицо». Когда я смотрел, если смотрел достаточно внимательно, я видел бесстрастное, но мирное, ангельское выражение или просто широкую улыбку и распространяющееся сияние, которого до того не было.

После нескольких дней наиболее явные из этих эффектов исчезают, по мере того как препятствия находят обратную дорогу – хотя и не такие сильные, как раньше.


* Имеется в виду, что проблески опыта Ниббаны мы испытываем на каждой из восьми стадий просветления, и лишь на последней стадии — Плод Араханта — этот опыт становится всепоглощающим. Просветление становится полным и окончательным. Все оковы уничтожены.