В наше время по поводу каммы (она же карма) накручено много небылиц. Прежде всего скажем, чем камма, согласно учению Будды, НЕ является. Камма — это НЕ «судьба» или «предопределение». Камма также НЕ является какими-то «астральными хвостами и дырами» в «энергетическом теле человека». Так что же это такое?

Что такое камма

Камма, так, как о ней говорил Будда, — это устойчивые причинно-следственные схемы-паттерны-привычки в сознании. То есть «когда происходит А, во мне возникает реакция Б» (само слово «камма» означает «действие»).

Когда говорят, что такое-то действие порождает неблагую камму, это означает, что в результате этого действия в сознании возникает или укрепляется паттерн, ведущий к увеличению страдания. Наши реакции с высокой вероятностью приведут к неблагоприятным последствиям.

Сознание человека всё насквозь пропитано каммой, всё, по сути, закристаллизовано паттернами. Это не обязательно неблагоприятные паттерны, у многих людей преобладают вполне благоприятные. И, как правило, жизнь такого человека складывается удачно. Почему? Потому что его реакции на обстоятельства, его отношение к жизни, его действия таковы, что они с высокой вероятностью ведут к благоприятным последствиям.

Как работает камма?

И здесь нет ничего мистического. Представьте человека, равно приветливого со всеми, честного, любящего, благородного, цельного. Как вы думаете, будут ли к нему благосклонны другие люди, часто ли он будет совершать роковые ошибки и т.д.? Из мелочей складывается наша жизнь: самые мелкие наши реакции, повторяясь многократно, составляют обстоятельства нашей жизни, весь её курс.

Однако верно и то, что сознание среднего человека в значительной степени обусловлено неблагоприятными схемами. И схемы эти порождают новые схемы, ветвятся и разрастаются. Это привносит в нашу жизнь страдания, боль, внутреннее напряжение. И самый глубинный такой паттерн — это чувство «я».

Что делать?

Что же делать? Всё вполне прозрачно:

1. Нужно перестать порождать неблагоприятную камму — перестать создавать новые неблагоприятные схемы и укреплять старые. Без подпитки, а питаются они вниманием и действием, эти схемы постепенно слабеют и исчезают.

2. Нужно нейтрализовать уже существующие неблагоприятные привычки сознания и заменить их на благоприятные.

— и тут нам помогает Восьмеричный Путьпрактика нравственности, культивирование осознанности, , Практика Прощения, Метта-Бхавана.

Нужно понимать ещё одну вещь: обстоятельства нашей жизни есть вещественное выражение нашей кармы. Поэтому — внимание! — согласно воззрениям буддизма, не имеет смысла сколько-нибудь акцентированно пытаться насильственно изменить обстоятельства жизни, ведь это лишь следствия. Нужно менять привычки ума, совершать кармически положительные действия, и тогда постепенно и обстоятельства жизни начнут меняться по мере исчерпания инерции прошлых наших действий и привычек.

Зависимость тут не однозначная, слишком много переменных, но она вполне определённая и отчётливая. Это не значит, что если мы попали в трудное положение, не нужно пытаться из него выбраться. Нет, конечно, нужно сделать всё, что от нас зависит; но необходимо помнить, что если в результате этих усилий мы лишь делаем свой ум ещё более страстным и беспокойным, то мы тем самым усиливаем неблагую карму и это непременно скажется в будущем неблагоприятным образом. Поэтому наши усилия должны быть гармоничными, без излишнего напряжения, без беспокойства и огорчения других и т.д.

Кстати, заниматься обратным — пытаться определить, какие наши (или другого человека) действия в прошлом привели к той или иной нынешней ситуации, — дело не полезное. Об этом Будда прямо говорит в одной из сутт. Мы не можем с точностью предсказать, к каким последствиям приведёт тот или иной наш поступок — слишком много здесь переменных. Да, относительно некоторых шагов можно с уверенностью сказать, будут ли последствия благоприятными или нет, но как именно это выразится, обычно трудно предвидеть. Большую роль здесь играет наша мотивация и другие факторы.

Соответственно, вычисления, какие наши шаги привели к той или иной ситуации, бесперспективны. Кроме того, эти поиски бессмысленны. Прошлое изменить невозможно; всё, что у нас есть, — настоящее, которое определяет то, что будет дальше.

И ещё более никчёмным занятием оказываются попытки определить, какие шаги привели того или иного человека к нынешней ситуации. Да, можно что-то сказать в общем. Но не более того.

Хуже всего то, что иногда такие попытки выливаются в безжалостность: мол, он сам виноват в том, что с ним происходит, вот пусть и пожинает плоды собственных деяний. Такой прокурорский подход совершенно чужд буддизму! Хотя бы уже потому, что, согласно принципу анатта, нет никакого постоянного «я». На эту тему также можно почитать здесь. Кроме того, таким образом мы закрываем себя от излучения Метты, Любящей Доброты.

Бханте Ви о камме

Вот здесь Бханте Вималарамси рассказывает о камме, о том, как её можно радикальным образом исправить. Он говорит о щедрости как о мощном средстве изменить свою камму. Самая сильная щедрость — это когда мы спасаем кого-то от смерти. Но надо понимать, что если мы, например, ведём себя с кем-то по-доброму — это тоже щедрость. Мы улыбаемся, и от этого человеку становится лучше — это тоже щедрость.

Из комментариев Бханте Вималарамси к Анупада сутте:

Что касается вот этой «решимости», которую видел Сарипутта, эта решимость — именно то, что имеется в виду, когда говорят о свободной воле.

У вас есть выбор: применить 6R или нет. Расслабиться и отпустить что-то — или нет. Если вы за что-то цепляетесь, этот ваш выбор будет возвращаться в виде того, что данное явление будет повторяться снова и снова, пока вы, наконец, не отпустите его.

Или — вы делаете выбор применить 6R и расслабиться, отпустив эту ложную идею о существовании личностного «я». И тогда ваш ум становится всё более чист.

То есть у вас есть выбор, что делать с тем, что возникает в настоящий момент. И то, что вы делаете, определяет то, что случится в будущем.

Это — карма. Именно так она и работает. И карма — это очень обыденная штука. Это не что-то такое впечатляющее.

Чувство каммы

Интересный момент с каммой заключается в том, что люди обладают своего рода врождённым «чувством кармы». Что это? Когда мы совершаем по-настоящему карма-положительный поступок, в нас появляется ощущение, похожее на внутреннее поощрение. Чувство, что мы поступили ХОРОШО. И наоборот, когда мы делаем нечто, что повлечёт за собой необратимые кармические последствия, в нас растёт чувство катастрофы.

При определённом усердии мы можем совершенно заглушить в себе это чувство, да. Различение «добра» и «зла» при этом в нас отключается. Возможно, этим чувством мы обязаны тому факту, что наша природа в основе своей уже просветлённая. Что это значит? Это значит, что для того чтобы не быть просветлённым существом, нам нужно специально стараться, напрягаться, и это напряжение — тургор — и есть страстное желание и, в конечном итоге, дуккха и сам принцип сансарности. Соответственно, где-то очень глубоко почти каждый человек непременно чувствует беду, когда совершает нечто кармически тяжёлое, и наоборот.

По мере практики это чувство в нас обостряется, позволяя ощущать кармический потенциал каждого нашего действия, каждого состояния, каждого движения ума. Это, собственно, и есть практическое познание Взаимозависимого Происхождения. Первая стадия пробуждения — сотапанна — характеризуется в том числе тем, что этот человек становится неспособен нарушить заповедь, если, конечно, не приходится выбирать из двух зол. Почему это так? Потому что такой человек просто начинает видеть кармический потенциал своих действий на качественно более глубоком уровне, чем до того.