Наблюдение Зависимого Возникновения в медитации

В статье о наблюдении ЗВ в повседневной жизни было рассказано о том, каким образом мы можем отследить этот процесс вне медитации. Однако вне медитации мы имеем возможность наблюдать ЗВ лишь в неполном виде. Глубинная его часть остаётся вне поля нашего восприятия. Главная причина этого состоит в том, что феномены «подводной» части ЗВ настолько тонки и трудно уловимы, что грубые сигналы повседневного опыта их попросту перебивают. В ходе же медитации наш ум становится всё более тихим. Становятся всё более редкими и скоротечными голоса мыслей и эмоций, значительная часть физической информации тоже сходит на нет на уровне третьей-четвёртой джханы и выше. Тем самым детектор нашего ума приобретает способность воспринимать всё более тонкие явления психики. Поговорим о том, каким образом ЗВ «ниже» Контакта наблюдается в ходе медитации*.

Если Контакт и выше — это эпизодические явления, то те звенья, которые находятся ниже (или глубже) Контакта — это скорее атрибуты или свойства ума, и мы в медитации проходим слой за слоем всё глубже.

Описание ЗВ глубже Контакта

Шесть Сфер Восприятия

В прошлый раз наиболее элементарной стадией ЗВ, до которой мы дошли, был Контакт. Однако что является условием возникновения самого Контакта? Для того чтобы мы восприняли какой-либо объект, должны быть каналы восприятия. Этих каналов у человека шесть – зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный, вкусовой и «умственный». В ходе медитации мы начинаем воспринимать Шесть Сфер как нечто отдельное. Дело в том, что обычно информация, поступающая через органы чувств, мгновенно интегрируется в целостную картину, которую мы для себя принимаем как «мир» и «я». Теперь же, на определённом этапе медитации, мы вдруг видим, что никакой интегрированной картины на самом деле нет. Есть сигналы, поступающие по зрительному каналу. Есть сигналы, поступающие по слуховому каналу, и так далее. Их интегрирование – это уже вторичный процесс, отдельный акт, происходящий в ходе Контакта. Таким образом, мир в том виде, как мы привыкли о нём думать, – это создание нашего же ума.

Эти сферы восприятия воспринимаются (прошу прощения за тавтологию) именно как некие отдельные сферы или поля. В этом состоянии мы, например, слышим лай собаки, но не идентифицируем его как «слышание» и как «лай». Для нас это некая голая информация, поступающая по каналу, отличному от того, который был бы, если бы мы что-то увидели. Но эта поступающая так или иначе информация в природе своей одинакова, одинаково неопределима. Это весьма своеобразное и тонкое состояние. Возможно, примерно так воспринимает мир новорождённый младенец. Мы можем даже увидеть, что сами эти сферы тоже не есть нечто целостное, но – дискретное, состоящее из отдельных кадров / импульсов восприятия, которые в основе своей однородны.

Можно объяснить и иначе: Контакт — это ум, залипший на каком-либо объекте. А Шестеричная Основа — это сама по себе «липучесть» ума — его подвижность, в которой он непрерывно блуждает по Шести Сферам Восприятия.

Тело-Ум

Но что является предварительным условием для разворачивания Шести Сфер? В ходе медитации постепенно мы уходим от шести каналов восприятия, применяя 6Р ко всем поступающим на них сигналам (этот подход применяется лишь на определённой стадии медитации; не рекомендуется пробовать применять его сразу). В результате приходит состояние, когда мы оказываемся способны увидеть удивительную вещь: при поступлении, скажем, тактильного сигнала мгновенно «вспыхивает» своего рода модель «тела», а тактильный сигнал становится собственно тактильным сигналом лишь на её базе. Эта модель существовала и до появления сигнала, но в латентном виде. Активизируется она лишь с появлением раздражителя. Аналогичным образом, когда появляется мысль, мы видим, что она развивается на «сцене ума». Это разделение на физическое и умственное есть то, что в ЗВ называется Тело-Ум. Чтобы Шесть Сфер смогли проявиться, должна иметь место базовая дифференциация на эти две сферы – физическую и умственную, «внешнюю» и «внутреннюю».

Спустившись на этот уровень, мы видим, что ум, несмотря на то, что потерял свойство «липучести», всё ещё подвижен, хоть и спокоен.

Сознание

А что является предтечей Тела-Ума? Собственно Сознание. При ещё более глубоком погружении уже нет вышеупомянутой дифференциации. Мы представляем собой просто-сознание, неуловимо индивидуальное, но ещё не личностное, единое, неразделённое, одномерное. Это сознание существует до возникновения модели Тела-Ума. Тем не менее удивительным фактом, который мы открываем в ходе практики, является то, что Сознание не возникает вне восприятия. На этой стадии ещё нет его залипания на объекте, как в Контакте; Сознание подобно зеркалу. Но если в этом зеркале ничего не отражается, то его — как оказывается — нет.

На этой стадии наш ум как бы теряет подвижность, становится подобен кристаллу. Движения в нём замирают полностью.

Формации

Предварительным условием появления Сознания являются Формации, наиболее трудный для описания феномен ЗВ. Чтобы было понятнее, что это такое, прибегну к описанию упражнения, которое выполняет человек, познакомившийся с погружением в джхану ни-восприятия-ни-невосприятия**. В этом состоянии мы как бы выпадаем из бытия, отключаемся. В описываемом упражнении мы заранее задаём момент, в который должны выйти из этого состояния. Например, через пятнадцать минут и три секунды. После этого мы погружаемся в это состояние. Любые мысли о назначенном сроке отсутствуют совершенно (к ним применяется 6Р). Это отключение схоже со сном без сновидений, с той лишь разницей, что сознание наше остаётся очень ясным и бодрым. И вот в назначенный момент внезапно, как бы из ничего, в нашем сознании возникает импульс-побуждение. Своего рода абстрактный толчок. Вот это – Формация в чистом виде. Далее уже включается Сознание, происходит дифференциация на Тело-Ум, начинают работать Шесть Сфер Восприятия, собирается окружающий мир – в акте появления Контакта.

Таким образом, Формация – это потенциал совершения активности, действия. Элементарный волевой импульс. В целом он может относиться к трём сферам – физической, умственной или вербальной. Например, в вышеописанном варианте это была умственная Формация. Если бы я дал себе задание мысленно что-то произнести или сформулировать мысль в какой-либо знаковой системе, это была бы вербальная Формация. Если бы я дал себе задание произвести некое действие, например двинуть рукой, это была бы физическая Формация.

Другой способ ощутить Формацию – двигаясь от Сознания. Пребывая в джхане Отсутствия Всего, мы приходим к своего рода барьеру, не дающему нам качественно перейти к следующей джхане, «восьмой». Этот барьер имеет парадоксальную природу: мы пытаемся сделать что-то, чтобы перейти дальше, но именно это воление к действию и порождает то базовое напряжение, которое не даёт нам продвинуться. Это базовое напряжение, это воление к действию и есть Формация. В данном случае – умственная. Удивительным образом мы открываем, что этот процесс вообще-то происходит сам по себе, что это никакие не «мои» волевые импульсы, не «моё» воление. Оно просто есть.

Неведение

И наконец, на чём основывается существование самих Формаций? На том, что весь процесс ЗВ в его полноте удивительным образом ускользает от нас, в результате чего мы оказываемся в состоянии «делающего индивида». Это фундаментальное звено, по сути кармически обусловленная конфигурация сознания, преодолевается в момент «пробуждения», когда весь процесс ЗВ предстаёт перед нами в полной и совершенной ясности.

Послесловие

Необходимо отметить, что «подводные» звенья ЗВ постепенно открываются перед нами в ходе медитации, если мы практикуем её так, как учил Будда. Предварительное их описание, строго говоря, не требуется. Однако, с одной стороны, оно может помочь делу, поскольку если мы знаем, что именно мы видим, это сильно облегчает продвижение. С другой стороны, подойдя к этому вопросу слишком «достигательно», мы рискуем лишь породить дополнительное напряжение, замедлив развитие своей практики.


* Впрочем, конечно, все остальные звенья ЗВ в ходе медитации тоже наблюдаются, ведь помрачения-препятствия посещают нас и в ней.

** Её иногда называют восьмой джханой, что, хотя и удобно, но, строго говоря, не совсем верно, поскольку сам Будда говорил лишь о четырёх джханах. Джханы же с «пятой» по «восьмую» он называл «стоянками» или «местами»: соответственно Место Безграничного Пространства, Место Безграничного Сознания, Место Отсутствия Всего, Место Ни-Восприятия-Ни-Невосприятия.