Страстное Желание – это одно из ключевых понятий учения Будды и одновременно то, на чём строится весь карточный домик нашего страдания, нашей неудовлетворённости, сопровождающей нас всю жизнь. Рассмотрим это понятие более подробно.

Вторая Благородная Истина

Начать необходимо с того, что именно это понятие стоит в центре Второй Благородной Истины, гласящей, что причиной нашего страдания является танха, то есть то, что обычно переводится как Страстное Желание или Жажда. Таким образом, весь буддистский путь построен на работе со Страстным Желанием.

Что такое Страстное Желание

Надо сказать, что сам этот термин – Страстное Желание – зачастую несколько вводит в заблуждение, поскольку слова и выражения типа «страстное желание» или «жажда» подразумевают в европейских языках некую сильную эмоцию. Однако танха – явление несравненно более тонкое, хотя в сильных эмоциях она, безусловно, тоже присутствует. Возможно, более правильным переводом было бы нечто вроде «страстное предпочтение».

Когда мы воспринимаем нечто, в тот же миг возникает автоматическая первичная эмоциональная оценка, отмечающая воспринимаемое как приятное, неприятное или нейтральное. И прямо вслед за этим возникает Страстное Желание – внутреннее напряжение, интенция удержать приятное или оттолкнуть неприятное. Это не эмоция, а особое состояние ума – «мне это нравится» или «мне это не нравится». И уже на почве этого состояния возникают остальные помрачения, звенья цепи Зависимого Возникновения страдания.

Итак, Страстное Желание – это по своей сути именно внутреннее напряжение, как правило, очень и очень тонкое. Это напряжение пронизывает всю нашу жизнь и является движущей силой всей цепи Зависимого Возникновения, присутствуя в каждом её звене.

Распознавание Страстного Желания

Страстное Желание распознаётся в виде напряжения в нашем теле и уме. Несмотря на то, что оно отражается во всём теле, эпицентр этого напряжения – в голове. Каждый раз, когда возникает Страстное Желание, усиливается сжатие в голове. Поначалу мы чувствуем его не очень отчётливо, но с практикой мы приобретаем способность улавливать самые тонкие оттенки и изменения этого ощущения. Мы видим, что центр его не просто голова, а определённое, чётко локализованное место. Зачастую это район лба – переносица или центр лба, но может быть и иным.

Бханте Вималарамси говорит о том, что это напряжение связано с мозговыми оболочками. Не уверен, что это научно подтверждено, но вполне возможно, что это именно так. В ходе практики мы растворяем, расслабляем именно это напряжение. Устранение Страстного Желания, то есть этого базового напряжения, мы производим с помощью «Правильного Усилия» — метода 6Р.

Роль улыбки. Лёгкий ум

В связи с вышесказанным становится более понятен тот акцент, который делает Бханте Вималарамси на улыбке и «лёгком» состоянии ума. Страстное Желание – это напряжённость. Противоположность ей – расслабленность, внутренний покой, спокойная радость. Когда мы не относимся к предмету серьёзно и страстно, Страстного Желания в этом нет. Поэтому, если мы культивируем спокойную расслабленную лёгкость ума, мы снижаем присутствие в себе Страстного Желания*. Применяя метод 6Р, мы растворяем напряжение Страстного Желания, и улыбка и лёгкость появляются сами собой. Полный внутренний покой и радость, расслабленность неизбежно выражаются в виде улыбки. Обратная связь здесь тоже работает.

Лёгкость не означает рассеянность

Расслабленность и лёгкость можно спутать с рассеянностью и погоней за удовольствиями. Однако последние – это проявление именно внутренней напряжённости, это тоже Страстное Желание. Та расслабленность и лёгкость, о которой говорим мы, неотъемлема от ясности, внутреннего покоя и собранности.


* О критерии отсутствия Страстного Желания см. здесь.