Зависимое Возникновение – это основа основ учения Будды. Он говорил, что тот, кто постиг Зависимое Возникновение, постиг и Дхамму, а тот, кто постиг Дхамму – постиг и Зависимое Возникновение.

На языке пали Зависимое Возникновение обозначается термином «патиччасамуппада». На санскрите это читается как «пратитья самутпада».

Что такое Зависимое Возникновение

Итак, что же это такое. Это подробное описание процесса зарождения и созревания помрачённых психических явлений и действий, т.е. тех, которые ведут к неудовлетворённости и страданию, к дуккхе. Иными словами, это описание процесса воспроизводства дуккхи.

В зависимости от аудитории Будда приводил Зависимое Возникновение в различных вариантах. Для мирян описание включало в себя меньше элементов, это была сокращённая версия. Для монахов, усиленно занимавшихся медитацией, Зависимое Возникновение давалось в развёрнутом виде, поскольку благодаря практике им были доступны более тонкие этапы развития этого процесса.

Короткая версия Зависимого Возникновения

Мы начнём с более короткого изложения Зависимого Возникновения.

На пали эта цепочка выглядит так:

Пхасса —> Ведана —> Танха —> Упадана —> Бхава —> Джати —> Джарамарана

Переводим эту цепь на русский язык:

Контакт —> Чувство —> Страстное Желание —> Цепляние —> Вовлечённость —> Рождение —> Смерть

Итак.

Контакт

Это встреча трёх факторов: чувственного явления, органа чувств и сознания. Именно наличие Контакта запускает в психике дальнейший процесс. При этом Контакт — это не просто восприятие как таковое, а залипание сознания на том или ином объекте, вовлечение сознания в процесс восприятия. Сознание в момент Контакта оказывается полностью вытянуто в тот или иной из шести каналов восприятия (зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, осязательный или умственный). Сознание вне Контакта (т.е. когда Контакт прекращён) — свободно, не вовлечено, подобно зеркалу. Видимо, именно о таком сознании говорили мастера восточных единоборств как об «уме, который ни на чём не задерживается». Однако обычно у человека всё обстоит совсем иначе: внимание постоянно перескакивает от залипания на одном объекте к залипанию на другом.

Чувство

Это базовая, полностью автоматическая эмоциональная окраска воспринимаемого. Ещё до того, как мы что-либо поймём и осознаем, то или иное явление уже записывается в категорию приятного, неприятного или нейтрального. Зачастую весь наш дальнейший «анализ» явления заключается в попытках рационализации Веданы. Но нужно понимать, что Ведана – это продукт внутренних процессов психики, а не некая объективно существующая черта, присущая данному наблюдаемому явлению. В ходе практики мы в конце концов оказываемся способны наблюдать возникновение Чувства как некой отдельной стадии.

Страстное Желание

Вслед за Чувством в нас рождается реакция – желание обладать данным явлением, отторжение к нему или стремление никак на него не реагировать. Почему нейтральная реакция тоже является разновидностью Страстного Желания – потому что если мы будем принуждены по каким-либо причинам уделять внимание этому «неинтересному» объекту, то мы будем страдать (нам будет скучно, трудно, захочется заняться чем-то другим и т.д.). Однако нейтральная реакция лишь потенциально содержит в себе страдание, которое на практике зачастую не проявляется, если мы просто проходим мимо того, что нам не интересно.

Страстное Желание – это внутреннее напряжение. Именно то, которое мы расслабляем в стадии Расслабления в 6Р. Однако так или иначе Страстное Желание присутствует и в других стадиях Зависимого Возникновения. Напряжение пронизывает всю цепь Зависимого Возникновения и является его драйвером в принципе. Именно на топливе Танхи держится вечный двигатель патиччасамуппады.

Цепляние

После того как возникло Страстное Желание, наше внимание цепляется за данный объект. Появляется МЫСЛЬ, часто невербализованная – в виде, скажем, образа. Мысль об этом объекте. Вот эти первые мысли и являются Упаданой, Цеплянием, зацепкой внимания.

Вовлечённость

По сути, Бхава есть не что иное, как воспроизведение и умножение мыслей по определённому шаблону. Мы начинаем думать об объекте, и наши мысли постоянно вращаются по кругу и воспроизводят и усиливают сами себя. В схожих ситуациях мы начинаем реагировать так же — производя те же мысли и эмоции.

Рождение

Часто Джати трактуется как физическое рождение в принципе, в череде перерождений, однако в суттах это понятие используется скорее в психологическом смысле – как рождение Действия, то есть это акт продуцирования Каммы (Кармы). Иными словами, вот мы думаем-думаем о чём-то, и в результате всё это созревает в то или иное действие – физическое, словесное или умственное. Шире – привычка реагировать определённым образом выливается в определённое поведение.

Смерть

И опять же, Джарамарана часто трактуется как смерть физическая, но это понятие в пали имело более широкий спектр значений, включавший в себя в принципе весь негатив бытия: страдание всех видов, горе, боль, сожаление, отчаяние, а также более «тихие» формы – раздражение, скука, тоска и так далее. И Будда постоянно употребляет этот термин именно в таком смысле.

Практическое применение

Итак, вышеописанный процесс постоянно воспроизводится в нашем уме раз за разом, день за днём, причём в разных масштабах, от микроуровня – мгновенные импульсы – через уровень повседневных событий и до макроуровня – в масштабе целой жизни. Мы в этом настоящие профессионалы. В ходе практики мы начинаем различать его весь, и более того – те звенья, которые здесь не описаны (они описываются в более длинной версии Зависимого Возникновения) и которые вообще лежат за пределами обычного человеческого восприятия. Эта цепочка разрывается нами через воздействие на Танху, см. Правильное Усилие.

В нашей практике с помощью Сати – осознанности, которая суть наблюдение за движениями ума и памятование о необходимости этого наблюдения, постепенно узнаём всю цепочку Зависимого Возникновения, от её конечных стадий до истоков. Мы учимся распознавать сначала сами эти стадии, а затем предшествующие им, и чем выше по этому потоку мы поднимаемся, тем проще становится его пресекать.

Каким образом это происходит? Через Правильное Усилие, т.е. через 6Р. Когда мы расслабляем напряжение очередной ступени, открывается более глубокий слой, более тонкий. Это ведёт в итоге к тому, что мы становимся способны предотвращать пагубные состояния ума и всё, что из них следует. Мы познаём, как всё работает в нашем уме.

На стадии Вовлечённости, или «воспроизведения мыслей», выйти из потока уже очень трудно. Мы совершенно захвачены нескончаемыми мыслями, переживаниями и желаниями. (Тем не менее даже здесь можно выйти из потока и по крайней мере не воплощать это состояние в виде действий.) На стадии Цепляния, или зацепки, – проще. На стадии зарождения Страстного Желания прервать процесс ещё проще. И так далее. На стадии Чувства для расслабления-растворения этого напряжения требуется лишь лёгкое внутреннее движение.

Однако даже сам акт идентификации происходящего с нами в данный момент уже помогает объективизировать восприятие. «Ага, это у меня бхава». И вместо того чтобы оказаться захваченными этим процессом, мы наблюдаем его и постепенно освобождаемся из-под его власти.

Полная версия Зависимого Возникновения. Обратное перечисление

Ниже описывается полная версия Зависимого Возникновения.

Начнём с Бхавы и вглубь.

Допустим, я замечаю повторяющиеся шаблонные мысли, вращающиеся вокруг какого-то предмета. Это умножение мыслей есть Привычка, Бхава, Шаблонное Умножение Мыслей (ШУМ).

Когда я это расслабляю, увожу от этого внимание, перестаю питать это своим вниманием, можно видеть, что ШУМ начинается с Цепляния-Упаданы – мысли-затравки.

Если я расслабляю Цепляние, то вижу, что перед ним имеет место желание-напряжение, связанное с объектом, – Страстное Желание, Танха.

Если я его расслабляю, то вижу, что перед желанием-напряжением есть первичная эмоциональная окраска воспринимаемого – приятное, неприятное, нейтральное – Чувство, Ведана.

Когда я его расслабляю, то вижу, что остаётся собственно Контакт, Пхасса: сырая безвкусная информация об объекте, поступающая через органы чувств.

Если я отпускаю/расслабляю движение ума к этой информации, остаётся Шестеричная Основа, Аятана – каналы поступления информации через различные органы чувств. Эти каналы дифференцированы, т.е. каждый сигнал чётко определяется как поступивший через тот или иной орган чувств.

Когда внимание уводится от этих каналов, остаётся сознание, в котором имеется динамическая модель физического тела и пространства ума с наполняющими его явлениями. Это своего рода базовая среда, в которой функционирует Шестеричная Основа – Ментальность-Материальность, Намарупа.

Когда эта модель отпускается/расслабляется, остаётся потенциал Сознания как такового, вне модели тела/ума. Это Виджняна.

Когда мы подвергаем 6Р этот слой, остаётся самое тонкое напряжение, которое можно назвать основой я-сознания, основой центрированного сознания как такового. Это напряжение есть условие, при котором индивидуальное сознание вообще возможно. Это Формации, Санкхара — то, что формирует индивидуальное сознание как таковое.

Когда мы отпускаем это базовое напряжение, происходит Ниродха, Прекращение.

Полная версия Зависимого Возникновения. Прямое перечисление

Теперь попробуем пройти весь процесс Зависимого Возникновения в прямом направлении, от начала до конца.

Первое звено – Неведение. Неведение не позволяет нам увидеть природу происходящего в нашем сознании. Мы упускаем, игнорируем, не видим, как мы сами производим своё же страдание и заставляем страдать других. У каждого человека своя, так сказать, конфигурация Неведения, обусловленная его каммой.

В соответствии с индивидуальной конфигурацией Неведения возникают Формации, которые по сути являются не чем иным, как потенциальной способностью получать опыт. Поскольку опыт может быть физическим, дискурсивным и умственным, то и Формации можно классифицировать на эти три вида.

При наличии потенциальной способности получать опыт возникает Сознание как таковое, ещё в отрыве от собственно восприятия и ещё потенциальное. Пока не появится восприятие чего-либо, сознание в актуальном виде не появляется.

При наличии Сознания-как-потенциала возникает модель «Тела-Ума». Она тоже активизируется только при наличии восприятия.

При наличии потенциальной модели «Тела-Ума» появляются Шесть Каналов («Дверей») Восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус и умозрительное восприятие. Здесь нужно понимать, что это не просто органы восприятия, но и соответствующий «софт», обрабатывающий поступающие от этих органов данные. То есть орган + сознание. Поэтому здесь говорят о «сознании глаза» или «сознании уха» и т.д. – о зрительном или слуховом сознании. Но пока не произошло восприятие, т.е. Контакт (Пхасса), Шесть Каналов тоже остаются лишь потенциалом.

При наличии Шести Каналов становится возможен Контакт, когда по тем или иным Каналам Восприятия поступает информация о том или ином объекте. То есть Контакт – это сочетание трёх факторов: орган + сознание + объект. Именно здесь и возникает сознание как явление. Это импульсы восприятия, каждый из которых относится к одному из Шести Каналов. Наше сознание дискретно, состоит из таких импульсов. Именно начиная с Контакта Зависимое Возникновение становится явным, тогда как до того было потенциальным и могло наблюдаться лишь в состоянии глубокой медитации.

Контакт порождает Чувство – приятное, неприятное или нейтральное.

Чувство порождает Страстное Желание в его явном виде (неявно оно присутствует во всех звеньях Зависимого Происхождения). Это сознание в состоянии «я хочу» или «я не хочу».

Страстное Желание становится условием возникновения Цепляния. Мы начинаем рассказывать себе, почему нам «это» нравится или не нравится. Мы фиксируем своё внимание на объекте желания.

Цепляние порождает Вовлечённость (она же Привычка, Шаблонное Умножение Мыслей). Наши мысли начинают вращаться по кругу, и в подобных ситуациях мы начинаем реагировать так же. Вырабатывается паттерн поведения.

При наличии Вовлечённости происходит Рождение Действия – физического, вербального или мысленного.

Действие приводит к печальным последствиям: Старение и Смерть, горе, печаль, сожаление, неудовлетворённость и т.д.