Путь осуществления сверхзадачи своего учения – освобождения от болезненных состояний сознания – Будда сформулировал в виде Восьмеричного Пути, который по сути есть не что иное, как Четвёртая Благородная Истина. На языке пали это звучит как Ариа Аттангика Магга – Восьмеричный Путь Благородных.

Восемь этапов, или аспектов, Восьмеричного Пути являются единым целым, каждый предыдущий аспект поддерживает последующий и остаётся с нами до самого конца, т.е. это скорее некий постепенно разворачивающийся процесс, чем сменяющие друг друга стадии.

Эти восемь аспектов разделены на три основные группы (хотя есть несколько вариантов разбиения, но этот встречается чаще всего): Панна, Сила, Бхавана, то есть Понимание, Нравственность и Психопрактика.

1. Понимание

Понимание включает в себя два аспекта – Гармоничное Воззрение и Гармоничное Намерение (Самма Диттхи и Самма Санкаппа соответственно)*.

Гармоничное Воззрение начинается с того, что человек рассматривает свою жизнь в свете Четырёх Благородных Истин и внутренне с ними соглашается. Соглашается как минимум с Первой Истиной, потом, подумав, возможно — со Второй, а третью и четвёртую по крайней мере допускает. В дальнейшем Самма Диттхи непрерывно углубляется за счёт приобретения опыта и знания Пути. Следование Пути углубляет Понимание, а углубляющееся Понимание делает Путь всё более эффективным.

Гармоничное Намерение начинается с того, что человек решает испытать на себе этот Путь. Однако дальше оно продолжает развиваться. Например, практикуя Гармоничное Усилие, мы намереваемся поддерживать в себе здоровые состояния и не поддерживать нездоровые.

2. Нравственность

Этот раздел Восьмеричного Пути включает в себя три аспекта: Гармоничное Общение, Гармоничное Поведение и Гармоничный Образ Жизни (соответственно Самма Вача, Самма Камманта и Самма Аджива).

3. Психопрактика

Этот раздел тоже включает в себя три последовательно разворачивающихся аспекта: Гармоничная Практика, Гармоничная Осознанность и Гармоничное Единение [ума] — Самма Вайяма, Самма Сати и Самма Самадхи. Именно в этом разделе различия Суттавады со многими буддистскими традициями особенно заметны.

Гармоничная Практика обычно переводится как «Правильное Усилие». В Суттаваде этот пункт реализован в виде метода 6Р. Он является основой основ всего внутреннего делания в буддизме, хотя зачастую совершенно упускается из вида. Это – последовательное воплощение в своей жизни Третьей Благородной Истины. Каждый раз реализуя Гармоничное Усилие, мы на собственном опыте переживаем момент Ниродхи, Прекращения. Прекращения чего? Помрачённого состояния сознания.

Гармоничное Усилие обеспечивает базу для реализации Гармоничного Осознавания. Согласно суттам, осознанность Будда понимал как навык памятования о необходимости наблюдения за движениями нашего внимания, за движениями ума, и осуществление такого наблюдения. То есть мы, практикуя Гармоничную Осознанность, наблюдаем прежде всего за тем, что происходит в нашем уме. Когда отвлекаемся – применяем метод 6Р и наблюдаем Ниродху. В этом смысле, как ни парадоксально, наиболее плодотворным в плане постижения Пути оказывается сам момент применения 6Р и последующей Ниродхи, так как именно в этот момент мы особенно ясно видим, «как всё работает на самом деле». Отсюда ещё одна особенность Суттавады: в ней отчётливо декларируется, что появление препятствий (ниварана) – это неотъемлемая и ценная часть практики. Мы не боремся с препятствиями, а используем их, чтобы понять, как работает ум.

И наконец всё это ведёт к Гармоничному Единению ума, Самма Самадхи. Если в других буддийских традициях под Самадхи понимают одноточечное сосредоточение, то в Суттаваде Самадхи – это не сосредоточение, а не-рассеянность, успокоенность ума. Полная его прозрачность, в которой, как в чистой воде, совершенно отчётливо видны все его, ума, движения.

В итоге мы приходим к моментам Полного Прекращения, Ниродха Самапатти, когда на мгновение – или дольше чем на мгновение – восприятие полностью останавливается, прекращается. Это ещё не Ниббана, но самое её преддверие. Ниббана реализуется, когда в какой-то момент, непосредственно после очередного Прекращения, мы прозреваем всю систему Зависимого Возникновения от начала и до конца и таким образом окончательно выходим из-под её власти, приходя к окончательному прямому пониманию, как же работает наш ум и, соответственно, как устроен мир.

Удивительным фактом оказывается то, что, погружаясь в практику, как она описывается в суттах и, соответственно, в Суттаваде, мы приходим к ошеломляющему пониманию, что всё вышеописанное более чем реализуемо.


*Слово «Гармоничный», которое встречается тут и ещё нам встретится, обычно переводится как «Правильный». Но этот перевод не совсем адекватен, поскольку рождён авраамическим менталитетом первых переводчиков — иезуитов. Палийский термин «самма» означает скорее «мудрый, умелый». Будда использует этот термин очень часто, имея в виду качество человека или действия, соответствующего Дхамме. Смысл этого термина примерно такой: представим, скажем, алкоголика, который пришёл к осознанию разрушительности своего образа жизни и с помощью определённых упражнений – физических и умственных, а также других мероприятий избавился от своей зависимости, не понеся при этом никакого дополнительного ущерба. Вот действия этого человека будут «самма», упражнения его будут «самма», мероприятия его будут «самма». Бханте Ви предпочитает использовать термин «Гармоничный», поскольку он, по крайней мере, более рабочий.