Понятие, о котором речь пойдёт ниже, используется в практике очень часто, поскольку с соответствующим явлением мы сталкиваемся на каждом шагу. На пали оно называется «ниварана», что переводится примерно как «препятствие, помеха».

Что такое препятствия?

Препятствия — это всё, что отвлекает нас от практики. Основных видов препятствий пять. Каждое из них может проявиться как непосредственно во время медитации, так и в жизни в целом. В первом случае мы, если поддаёмся препятствию, прерываем данный сеанс медитации, во втором — вообще перестаём практиковать.

1. Чувственное желание

Это устремление к тому, что «мне нравится», к удовольствиям.

1а. Во время медитации. Вот мы сидим, и внезапно нам на ум пришла мысль о чём-то приятном: пойти съесть что-то вкусное, посмотреть сериал или встретиться с девушкой/парнем. Если мы всё делаем правильно, то мы применяем к этой мысли 6R — отпускаем её, расслабляем возникшее напряжение, улыбаемся, возвращаемся к объекту медитации. Если же мы делаем всё неправильно, то начинаем ёрзать и в итоге встаём и бежим удовлетворять желания.

1б. В жизни. Если каждый раз мы поддаёмся чувственным желаниям, то формируется привычка и о медитации мы постепенно забываем. Как и о прочих видах практики. Всё это может принять и радикальные формы, когда нами овладевает некое одно сильное желание непременно обладать чем-то — деньгами, властью, человеком, той или иной вещью, престижем и т.д.

2. Отторжение

Оно может принимать самые разнообразные формы. Это и ненависть, и гнев, и неприятие — от лёгкой неприязни до сильного отвращения, страх и т.п. Иными словами, это состояние «мне это не нравится».

2а. Во время медитации. Когда мы сидим, появляется некое ощущение, которое нам не нравится, или мысль о чём-то, что нам не нравится. Если мы поддаёмся и допускаем умножение мыслей об этом вместо того, чтобы отпустить и расслабиться, то в результате, опять же, начинаем ёрзать и прерываем практику. Мы ведём мысленные баталии с неприятным человеком или, скажем, начинаем думать нечто вроде: «Когда же пройдёт эта боль в колене?»* и так далее.

2б. В жизни. Мы увлекаемся битвами этого мира — с кем угодно. Это могут быть холивары или просто ссора, навязчивое беспокойство по любому поводу или что-то ещё. Вовлечённые в нездоровое состояние, мы постепенно забываем о практике.

3. Лень/притупленность/сонливость/вялость

Это очень трудное препятствие, поскольку его сила мягкая, вкрадчивая. Наш ум становится плавающим, неустойчивым, ленивым, вялым и впадает в дремоту.

3а. Во время медитации. Сначала ум начинает перетекать от одной ассоциации к другой. Мы ловим себя на каких-то мыслях, к которым непонятно как пришли. Вдруг мы думаем о каком-нибудь потерянном в детском саду ботинке, а почему вдруг о нём — непонятно. Или думали о чём-то, а в следующий момент уже потеряли нить. И в любом случае совершенно отвлеклись от предмета медитации. Явный признак этого состояния — нам хочется сесть поудобнее, откинуться на подушки, положить голову. Тело становится вялым, мы начинаем клевать носом. В особо запущенных случаях бросаем медитацию и сворачиваемся калачиком.**

3б. В жизни. Для нас становятся характерны мысли типа: «Неплохо было бы уже начать новую жизнь, заняться медитацией… но чё-то лень…» Мы просто валяемся на диване, спим больше необходимого и так далее.

4. Возбуждённость ума

Это противоположность лени и притупленности. Наш ум в этом состоянии находится в постоянном движении. Нас одолевают некие проекты, фантазии.

4а. Во время медитации. Мы не можем сидеть спокойно. Постоянно думаем о чём-то. Не обязательно это мысли о чём-то акцентированно приятном или неприятном, хотя и первые два препятствия (желание и отторжение) могут спровоцировать возбуждённость ума. Явным признаком этого препятствия является то, что мы не можем сидеть неподвижно. В итоге мы забываем о медитации, встаём, ерошим волосы, нервно потягиваемся, начинаем расхаживать по комнате, что-то записывать, куда-то бежим и прочее.

4б. В жизни. Хроническая возбуждённость ума выражается в том, что мы не можем отвлечься от каких-либо навязчивых мыслей. Например, о работе, семье, взаимоотношениях, политике. Понятно, что такое состояние ума несовместимо с практикой.

5. Сомнение

Мы начинаем сомневаться, когда нужно просто делать. Это сомнение в правильности инструкций, в том, что вы поняли их правильно, в компетентности учителя и т.п. Вместо того чтобы практиковать, мы лишь умножаем мысли и становимся озабоченными, неуверенными и замороченными.***

5а. Во время медитации. У нас есть инструкции, но мы не следуем им, а начинаем анализировать: «А правильно ли делать так-то? Может, лучше этак-то? Правильно ли я понял инструкции? Сейчас-сейчас, я как следует всё обдумаю, решу, как нужно действовать правильно, и тогда начну практиковать». В результате практиковать так и не начинаем.

5б. В жизни. Чаще всего выражается в том, что мы сомневаемся в учителе, методе и школе. Мы непременно хотим получить доказательства того, что учитель — настоящий, школа — ведёт к Истине, метод — самый для нас подходящий. Мы ищем критерии «настоящести». Это может быть некое чувство («вот не чувствую я в нём божественной искры»), некие представления о том, как всё должно быть, привычка доверять своему психологическому механизму «дорисовки» (когда мы думаем, что знаем, что движет данным человеком и каков он «на самом деле») и т.д.

Некоторые важные моменты

Нужно понимать вот что:

1. Препятствия возникают из-за того, что наш ум напряжён. Они, по сути, являются индикаторами напряжённости ума.

2. Мы не можем сидеть долго — час, два, три — только из-за того, что наш ум напряжён (если, конечно, поза не особо изуверская).

3. В практике медитации мы сталкиваемся в основном с двумя препятствиями — с сонливостью/притупленностью и с возбуждённостью. Все остальные виды препятствий могут быть сведены к этим двум. Постепенно мы учимся чётко различать, в каком из этих двух состояний находится ум, и либо «взбадривать» его, либо успокаивать. С практикой ум уклоняется в эти состояния всё менее глубоко, постепенно приходя в идеальную уравновешенность.****

4. Ещё нужно помнить: в каком бы состоянии вы ни находились — если вы его не поддерживаете, оно пройдёт.

Особенность отношения к препятствиям в Суттаваде

Особенность отношения к препятствиям в школе Суттавада состоит в следующем. Препятствия не рассматриваются как нечто, что следует преодолеть. Препятствия, согласно Бханте Ви, — это звоночки, показывающие наличие цепляния. То есть сами по себе препятствия — явление вторичное и в целом скорее полезное. Мы не боремся с препятствиями, а, заметив их, переводим внимание на то напряжение, которое их сопровождает, расслабляем его, улыбаемся и мягко возвращаемся к объекту медитации. В общем, применяем метод 6Р. И чем чаще мы применяем 6Р, тем лучше: именно 6Р тренирует нашу осознанность, именно он является главным инструментом успокоения ума, который будет сопровождать нас всю нашу дорогу. Иными словами, появление препятствий — это благо, это случай применить 6Р и ещё больше обострить нашу осознанность, ещё раз испытать Четыре Благородные Истины на собственном опыте, стать чуточку мудрее. Поэтому, если вы в своей медитации часто применяли 6Р, это замечательно. Если же нет — то сразу возникают вопросы.


* Боль вообще бывает двух видов: медитационная и настоящая. Медитационная — та, что проходит сразу по окончании практики. Это уловка ума, к ней следует применять 6R. Настоящая не проходит сразу. Это уже реальное негативное воздействие на тело, и лучше в этом случае позу изменить так, чтобы боль не возникала. Иначе могут возникнуть проблемы со здоровьем.

** Иногда, правда, мы просто физически утомлены и организм требует сна. В этом случае лучше немного вздремнуть, чтобы освежить ум.

*** По поводу препятствия Сомнения Бханте сказал в одной из бесед вот что:

Что такое эти сомнения? Это внутренние возражения. Внутренние возражения являются результатом внутреннего сопротивления. Внутреннее сопротивление — это ум в состоянии «мне это не нравится». А ум в состоянии «мне это не нравится» — это одна из форм Страстного Желания. Та самая Танха, которая является корнем страдания. Препятствие Сомнения возникает в ситуации, когда критический ум оказывается лишь инструментом для рационализации собственных нерефлексируемых эмоций, Страстного Желания.

**** См. Семь Факторов Пробуждения.

Pin It on Pinterest

X
Поделиться