Сиддхартха Готама, став Буддой, сформулировал своё учение в виде так называемых Четырёх Благородных Истин.

На самом деле правильнее было бы перевести это название как «Четыре Истины Благородных»*. То есть благородны не сами истины, а те, кто их осознаёт.

Четыре Благородные Истины сформулированы в виде медицинского заключения, как это было популярно в те времена. Иными словами, когда Будда формулировал своё учение именно в таком виде, для слушателей сразу было ясно, что он имеет в виду некую аллюзию на медицину: установление диагноза и способов излечения.

Такие медицинские заключения в те времена всегда составлялись по одной схеме: сначала ставился диагноз, затем указывалась причина заболевания, затем — метод лечения (то есть с помощью чего лечить) и наконец методика лечения (как именно применять лекарство). Итак.

1. Дуккха (Неудовлетворительность)

В Первой Истине Будда говорит, что жизнь неотъемлемо сопровождается неудовлетворённостью. Часто Первую Истину переводят как «жизнь есть страдание», но Будда этого не говорил. Во-первых, термин «дуккха» — это не совсем страдание. Собственно страдание в острой фазе входит в это понятие, но не ограничивает его. Противоположность дуккхе — это не блаженство, как можно было бы ожидать, если бы речь шла именно о страдании, а скорее покой, удовлетворённость. Поэтому дуккха — это все разновидности болезненных состояний, неудовлетворённость в целом (тем не менее мы для простоты будем использовать слово «страдание»). Кроме того, Будда не говорил, что жизнь тождественна страданию во всех своих проявлениях (с этим ведь мы могли бы поспорить, не так ли). Нет, его слова более адекватны нашему повседневному опыту: жизнь сопровождается неудовлетворённостью. Говоря языком современной психологии, это можно сформулировать так: наша жизнь пронизана фрустрацией.

2. Самудайя (Причина)

Во Второй Истине Будда говорит о причине страдания. Причиной страдания является ненасытная жажда, страстное желание, на пали — «танха». Это то самое страстное желание (craving), о котором постоянно говорит Бханте Вималарамси. Оно всегда проявляется как внутреннее напряжение — на пали «тургор». Будда, таким образом, говорит, что в основе страдания лежит внутреннее напряжение.

3. Ниродха (Прекращение)

В Третьей Истине Будда говорит, что причина страдания — страстное желание — может быть прекращена. Возможно состояние, полностью свободное от дуккхи.

4. Магга (Путь)

В Четвёртой Истине Будда описывает, как на практике осуществить то, о чём было сказано в Третьей Истине. Этот путь был сформулирован им в виде Восьмеричного, или Восьмисоставного, Пути. То есть Восьмеричный Путь и Четвёртая Истина — это одно и то же.


* На языке пали — «чаттари арья саччани». При этом слово «Благородный» — это «Арий». Будда принадлежал к арийской группе племён. Это были европеиодные племена, переселившиеся на Индостан из Центральной Азии за несколько столетий до времени Будды. Интересно, что внешность Будды была, судя по всему, вполне европейская. По некоторым данным, у него даже были русые волосы и голубые глаза. Племена ариев отличались воинственностью и сравнительно высоким уровнем материальной культуры, так что на Индостане они заняли господствующее положение. Коренное темнокожее население оказалось подчинённым, и в целом именно от него впоследствии пошли низшие касты. Арии же дали начало аристократическим воинским династиям и духовенству. Так или иначе, ко времени Будды слово «арий» потеряло свой этнический смысл, а означало «благородный».

Pin It on Pinterest

X
Поделиться