В этой статье я проведу сравнительное описание практики одноточечного сосредоточения, или медитации поглощения (буду называть её ОТС для краткости), и того, что в Суттаваде называется TWIM, или медитация безмятежной мудрости.

Цель — тактическая и стратегическая

Основополагающее различие в этих двух подходах заключается в той цели, которая преследуется там и там.

Тактическая цель ОТС: Полная фокусировка внимания на объекте медитации с исключением всех остальных объектов.
Стратегическая цель ОТС: Достижение с помощью этой практики определённого рода изменения сознания, в том числе разного рода желаемых состояний сознания, сверхъестественных способностей и прочее.

Тактическая цель TWIM: Успокоение ума с сохранением полного бодрствования с целью наблюдения всё более тонких психических явлений. Объект при этом используется лишь как опора.
Стратегическая цель TWIM: Полное познание работы механизмов ума и, таким образом, освобождение от того страдания, которое производится этими механизмами.

Происхождение

Тут можно говорить в значительной степени гадательно, но:

Происхождение ОТС: Скорее всего, от древних индийских магических практик, которые со временем развились в йогу.

Происхождение TWIM: Судя по всему, является открытием исторического Будды. При этом Будда, безусловно, был знаком с ОТС.

Буддагоса, например, формально описывая путь Будды, по сути в плане практики медитации описывает не TWIM, а ОТС,  напрямую противореча словам самого Будды.

Отношение к отвлечениям — внутренним и внешним

Внутренние отвлечения и ОТС: Рассматриваются как препятствие, которое необходимо устранить.
Внешние отвлечения и ОТС: Рассматриваются как помеха, поэтому практикующий стремится обеспечить себе идеальные условия для медитации — тишину, уединение, удобство. При глубоких стадиях практики любой внешний раздражитель, если он достаточно сильный, действует на практикующего очень болезненно.

Внутренние отвлечения и TWIM: Рассматриваются как индикатор напряжённости ума-тела. Сами по себе рассматриваются как вспомогательный фактор.
Внешние отвлечения и TWIM: Рассматривается как просто одно из явлений, человек учится расслабляться прямо в гуще этих факторов. В результате он становится всё менее зависим от отсутствия внешних раздражителей.

Отношение к медитации

ОТС: Медитация для такого практикующего оказывается единственным средством внутреннего делания, и потому любое время вне медитации рассматривается им как потерянное впустую. Кроме того, он сталкивается с тем, что вне медитации нездоровые состояния ума наваливаются на него с новой силой. В результате «мирская» жизнь начинает причинять всё больше страдания и человек всё больше стремится из неё сбежать.

TWIM: Медитация для такого практикующего оказывается лишь полигоном или тренажёрным залом. Полученные в медитации навыки он применяет и развивает в повседневной жизни. Поэтому формальная и неформальная практика в этом случае неотъемлемо связаны.

Отношение к напряжению

ОТС: Напряжение в данном случае в принципе не рассматривается и не рефлексируется либо, наоборот, форсируется. Сосредоточение само по себе подразумевает напряжение, поэтому расслабление в такой практике оказывается проблематичным, поскольку ему противоречат цели практики. Ум практикующего постепенно, при «удачном» сценарии, формирует систему, препятствующую появлению отвлечений. Это называется сосредоточением доступа. С этого момента практикующему не требуется волевых усилий для того, чтобы поддерживать ум сфокусированным на объекте. Проблема в том, что вне медитации эта система не работает (см. предыдущий пункт). Кроме того, излишнее напряжение порождает разного рода проблемы типа «дзэнской болезни» — головные боли, психосоматические расстройства и т.д.

TWIM: Снижение напряжения является центральной темой практики, и это принципиальный момент, поскольку именно напряжение считается непосредственным проявлением страстного желания. Именно поэтому ОТС оказывается в этом случае невозможным, так как стремление полностью сосредоточить внимание на чём-либо — это уже напряжение.

Ощущение от медитации

ОТС: Медитация — это тяжкий труд. В перспективе он переходит в самозабвение и, возможно, определённые приятные ощущения в джханах, но достичь их очень трудно.

TWIM: Медитация с самого начала является отдыхом, радостью и удовольствием.

Джханы

ОТС: Крайне трудно достижимы. Уже начиная с первой джханы происходит полное отключение любых восприятий помимо объекта. На четвёртой стадии появляются сиддхи, связанные с объектом. Правда, этой стадии мало кто достигает.

TWIM: Отключение восприятий не входит в цели практики, наоборот – целью практики является наблюдение за возникающими в уме феноменами, за тем, как они возникают. Поэтому джханы не подразумевают отключения. Прекращение восприятий возникает лишь на восьмой джхане (сфера ни-восприятия-ни-невосприятия). На четвёртой джхане появляется лишь возможность перейти к развитию сиддх.

Саматха и Випассана

ОТС: Практикуются как отдельные разновидности или стадии (в зависимости от школы) практики.

TWIM: Саматха и Випассана здесь — это две стороны одной медали.

Pin It on Pinterest

X
Поделиться