Вопрос. Возможно ли «научиться Дхамме» без того, чтобы быть учеником? Вообще, для современного человека отношения «учитель-ученик», возможно, устарели, нет?

Ответ. Много лет назад, когда у меня самого не было учителя, я думал, что учитель не обязателен. Информации, мол, и так достаточно и т.д. Однако, после того, как у меня появился опыт общения с наставниками, я понял, что был тогда глубоко не прав. Да, книги в обучении могут помочь, но полностью заменить живого носителя знания они не смогут.

Прежде всего, спешу рассеять часто встречающееся заблуждение, что для современного человека отношения «учитель-ученик» устарели. Это совершенно не так. Более того, они, эти отношения, естественны для человека. Если вы хотите научиться какой-нибудь науке, скажем, биологии, вы обращаетесь к учителю биологии, в идеале — к профессору. Если вы изучаете какой-то спорт — вы обращаетесь к тренеру. Вы можете сами что-то пытаться изучать, но глубокого знания вы никогда не достигнете.

Сам Будда в своё время был учеником. Он ушёл от своих учителей — Алары Каламы и Уддаки Рамапутты — только когда те подтвердили, что он достиг их уровня, и когда он сам увидел, что уровень достигнутого его не удовлетворил. При этом он хранил уважение к своим учителям. Достигнув освобождения, первым делом он вспомнил о них, когда подумал, кому бы он мог передать открывшееся. (К сожалению, оба к тому времени уже скончались.)

В одной из сутт он говорит, что путь как таковой в принципе начинается именно с отношений «учитель-ученик».

Человек, достигший первой, самой начальной ступени просветления — путь сотапанны, начинает именоваться «секха», то есть «ученик». Почему? Потому что именно теперь он становится способен учиться по-настоящему. Именно учиться. Прозрение в не-личностную природу «я», которое характерно для сотапанны, выражается ещё и в том, что человек перестаёт действовать из «я» — «я хочу», «я не хочу», «я знаю» и так далее. Всё это в нём ещё вполне есть, но оно перестало определять его поступки. Он научается слушать, внимать, впитывать.

Поэтому способность быть учеником — это неотъемлемая часть Дхаммы.

Это не означает, что необходимо это восточное средневековое поклонение учителю, которое, да, так претит современному человеку. Профессор-ученик, этот пример нужно всегда помнить, чтобы понимать, что уместно делать ученику по отношению к учителю, а что не уместно.

Даже если у вас большой опыт, но вы пришли учиться чему-то, вы — слушатель, задаватель уточняющих вопросов и исполнитель, а не говоритель, не вещатель, не господин «я-сам-лучше-знаю-как-надо». Для многих это трудно. На самом деле, возможно это прозвучит несколько парадоксально, но уровень внутреннего развития человека чётко определяется именно по его способности быть учеником.

К сожалению, эта способность является довольно большой редкостью. Да, преувеличение своих достижений характерно для людей на начальной стадии обучения, когда они, на самом деле, ещё толком ничего не умеют и не знают. Да, для каждого человека есть некоторые вещи, через которые ему трудно переступить, но большинство либо не проходят этот экзамен и застревают в состоянии до-ученичества. Поэтому для учителя хороший ученик это не менее ценная находка, нежели для ученика — хороший учитель. И именно такие ученики становятся мастерами.

Итак, найдите хорошего учителя в любом интересующем вас деле, и учитесь у него, слушайте его — хочу особо подчеркнуть: учитесь у него до тех пор, пока он не скажет: «теперь ты научился», только после этого вы можете быть уверены, что действительно научились, если только это не какое-то формальное умение типа программирования или математики. И особенно это важно, когда речь идёт о вещах, связанных с психическим развитием.

Человек с более низкой ступеньки  не может судить о более высоких, это прямо-таки закон природы (и об этом Будда тоже говорит в одной из сутт). Если вы считаете, что данный учитель больше ничему вас научить не может или вы ему не доверяете как учителю — хорошо, вы вольны уйти, но тогда, без подтверждения с его стороны, вы не можете считать, что действительно прошли у него обучение, научились тому, чему он учит.

На мой взгляд, наступающие времена — это времена мастеров, учителей. Их роль будет всё больше возрастать. Двадцатый век был веком массового стандартизированного обучения. Сейчас наступает время штучных людей, для которых будут нужны такие же штучные учителя. Будут постепенно формироваться школы и линии преемственности передачи знания. Компьютерное обучение может помочь выработать какие-то навыки, снабдить какой-то информацией, но не более того.

Учитель-ученик

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *