Вопрос. Правильно ли, что танха одновременно является и двигателем жизни как таковой? Двигателем любого действия, благого в том числе? Ведь, если присмотреться, это напряжение есть всегда, в тот или иной момент нашей жизни. Любая мысль, идея — уже напряжение, сжатие, пусть тонкое — оно есть.

Ответ.

Страстное Желание является двигателем жизни непробуждённого существа, да. В том числе и двигателем благих действий. Но дело в том, что степень присутствия танхи может быть разной. Например, в благом желании — дхаммачанда — тоже есть танха, но она значительно более тонкая, нежели та танха, что сопровождает нас обычно по жизни. Поэтому следуя этому благому желанию (например, стремлению изучать Дхамму и практиковать), мы можем снизить уровень нашей танхи. Однако в конце концов и танху, содержащуюся в благом желании, нам тоже надо будет растворить.

У пробуждённого существа, уже начиная с сотапанны, появляются другие опции, так сказать. Его действия становятся продиктованы не Страстным Желанием, не «я»-умом, не умом в состоянии «мне это нравится» или «мне это не нравится», «это — я», «это — моё», «я — такой». У сотапанны появляются моменты или периоды, когда он действует в таком чистом не-личностном состоянии. Далее эти моменты становятся всё более частыми, периоды — всё более длительными, и так до полного пробуждения. Собственно, пробуждение именно в этом и заключается — в познании такого состояния.

Страстное Желание как двигатель жизни

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *