Итак, здесь приведён замечательная гипотетическая беседа с демоном-марой, в которой мара, представ перед монахом в виде красивой молодой женщины, пытается его соблазнить, приводя аргументы в пользу того, чтобы предаться чувственному удовольствию немедленно. Автор попросил меня прокомментировать этот рассказ, спросив, как бы я парировал аргументы мары.

Чувственные удовольствия не просто преходящи и связаны со страданиями, но и сама их красота это плод наведённой иллюзии, идеализации. Они НИКОГДА не приносят того удовлетворения, которое обещают. Наоборот, они приносят в лучшем случае разочарование. То, что они связаны со страданием, делает стремление к ним схожим с болезнью, ведь стремление к тому, что ведёт к страданию это явно не здоровье. Точно так же алкоголик стремится к выпивке, и в удовольствии, которое он испытывает от употребления спиртного, нет ничего ценного. Поэтому здесь ложна сама предпосылка — что в чувственном удовольствии есть что-то ценное, и нужно приводить аргументы в пользу отказа от него. Нет, нужно приводить аргументы в пользу потакания ему, в пользу того, чтобы алкоголику предаваться пьянству, и ради сомнительного мимолётного удовольствия разрушать свою жизнь и жизнь окружающих.

Второй момент заключается в том, что нет никакой необходимости рассуждать о неких гипотетических будущих жизнях. Мы перерождаемся каждое мгновение, и потакание чувственным удовольствиям приносит страдание уже прямо сейчас. В некоторых случаях это не столь очевидно, как в случае с алкоголем, но чтобы увидеть это, нужен лишь более внимательный взгляд.

И, наконец, третье. Не-следование чувственным удовольствиям само по себе рождает особый вид здорового удовольствия, подобно тому, как трезвая жизнь даёт человеку, освободившемуся от алкоголизма, особое тонкое счастье. Это удовольствие здоровое потому, что имеет только положительные последствия.

Учение Будды не является исключительно негативным. Он не только говорит о страдании, связанном с погоней за чувственными удовольствиями, но и о том, что следование пути даёт нам удовольствие намного более возвышенное и утончённое, чем может дать любое чувственное наслаждение. Недаром, Достопочтенный Сарипутта называет ниббану счастьем. Будда обещает своему ученику Нанде удовольствие, по сравнению с которым самые прекрасные земные девушки покажутся «подгнившими дохлыми обезьянами». Достопочтенный Раттхапала называет своих прекрасных бывших жён «наряженными куклами» и «скелетом, обтянутым кожей»

Поэтому — да, вот есть чувственное удовольствие, и если мы не воспользуемся шансом им насладиться, то потеряем его навсегда. И что? Алкоголик не приложится в очередной раз к спиртному?

Будда учил смотреть на чувственные удовольствия как на отравленные стрелы, как на рабство, как на яму, полную пылающих углей. Если мы практикуем путь Будды, необходимо взращивать в себе именно такое воззрение, актуализируя его с помощью самма санкаппы, практики Гармоничного Представления. Тогда являющийся в виде искушений Мара рано или поздно потеряет свою власть над нами.

Комментарий к «Беседе с Марой»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *