Вопрос. Как относится Суттавада к многочисленным буддистским школам, которые имеются в мире на данный момент? Считаете ли вы, что другие буддисты — не настоящие?

Ответ. Чтобы ответить на ваш вопрос, нужно сначала попробовать дать определение «настоящим буддистам». Кто это? В нашем сообществе считается — правда, скорее в неявной форме, — что буддист это человек, считающий Будду своим учителем, признающий Четыре Благородные Истины, следующий Восьмеричному Пути, в меру своего понимания. Понимание это может варьироваться, но сами эти элементы имеют место в любом случае. Кроме того, практически все школы признают в качестве релевантных Суттанту Палийского Канона, в той или иной её форме. Виная в её ядерной части тоже признаётся всеми. Всё это можно считать общим ядром Учения. Остальное может сильно варьироваться.

Почему выше я написал, что эта позиция выражена скорее в неявной форме. Потому что я не встречал её выраженной в явной форме (хотя, может быть есть и такое). Эта позиция скорее выражается практически: Бханте Вималармси преподаёт у буддистов различных направлений, и в Тхераваде, и в Махаяне, и свободно с ними общается. Вообще, в мире происходит процесс формирования единого буддистского сообщества — своего рода Глобальный Сетевой Буддизм*, и Суттавада оказывается вполне в русле этого процесса.

Разговоры о единственно верной трактовке Учения, о том, что «только наш буддизм — истинно православный» это удел скорее каких-то совсем уж заскорузлых монахов в Юго-Восточной Азии (особенно этим страдает Бирма, где исторически сложился буддизм с несколько «военными» и догматическими чертами), либо это следствие локальной борьбы за власть, поскольку в области учений монополией на власть обладает тот, кто обладает монополией на трактовку учения. То есть, если кто-то стремится к монополии на трактовку, если кто-то, как сказал Будда в МН22, использует Дхамму как дубину чтобы бить ею по головам других, он стремится к власти, сознательно или нет.

Да, в Суттаваде сформировался и продолжает формироваться свой подход к практике и Учению, свой метод (TWIM), но этот подход и этот метод мы не считаем единственно верным, о чём уже было говорено в этой статье. Речь идёт скорее не об «истинности», а о НЕ-ЛОЖНОСТИ. Мы считаем свой подход и метод не ложными в свете Учения, но, возможно, требующими уточнения. В других школах тоже есть неложные подходы и методы, и это взаимное обогащение может принести пользу всем буддистам. Что называется — знаете как лучше? — тогда покажите и расскажите.

______________

*Впрочем, локальным национальным формам буддизма здесь тоже находится место.

Суттавада и буддизм

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *