Самьютта Никая 54.11
Иччханангала Сутта
Иччханангала

Однажды Благословенный пребывал в лесу близ Иччханангалы. Там Благословенный обратился к монахам: «Монахи, я ухожу в затвор на три месяца. Никто не должен подходить ко мне, кроме монаха, который будет приносить мне пищу».

«Да, Учитель», — ответили монахи, и никто не подходил к Благословенному, кроме монаха, который приносил ему пищу.

Затем, по истечении трёх месяцев, Благословенный вышел из затвора и обратился к монахам: «Монахи, если странники, исповедующие другие учения, спросят вас: “Какой была основная практика Благословенного в сезон дождей?”, то вам следует ответить этим странникам так: “В сезон дождей, друзья, основной практикой Благословенного была медитация осознавания с опорой на дыхание (anapanasatisamadhi)”.

Вот, монахи, Осознавая, я вдыхаю. Осознавая, я выдыхаю.

Делая долгий вдох, я понимаю: «Делаю долгий вдох»; или, делая долгий выдох, я понимаю: «Делаю долгий выдох». Делая короткий вдох, я понимаю: «Делаю короткий вдох»; или, делая короткий выдох, я понимаю: «Делаю короткий выдох». Я практикую так: «Воспринимая (paṭisaṃvedī) всё тело, буду вдыхать»; я практикую так: «Воспринимая всё тело, буду выдыхать». Я практикую так: «Успокаивая (passambhayaṃ)  телесную активность (kāya saṅkhāra) буду вдыхать»; я практикую так: «Успокаивая телесную активность, буду выдыхать».

Я практикую так: «Воспринимая радость (pīti), буду вдыхать»; я практикую так: «Воспринимая радость, буду выдыхать». Я практикую так: «Воспринимая довольство (sukha), буду вдыхать»; я практикую так: «Воспринимая довольство, буду выдыхать». Я практикую так: «Воспринимая умственную активность (citta saṅkhāra), буду вдыхать»; я практикую так: «Воспринимая умственную активность, буду выдыхать». Я практикую так: «Успокаивая умственную активность, буду вдыхать»; я практикую так: «Успокаивая умственную активность, буду выдыхать».

Я практикую так: «Воспринимая ум (citta), буду вдыхать»; я практикую так: «Воспринимая ум, буду выдыхать». Я практикую так: «Услаждая (abhippamodayaṃ) ум, буду вдыхать»; я практикую так: «Услаждая ум, буду выдыхать». Я практикую так: «Собирая (samādahaṃ) ум, буду вдыхать»; я практикую так: «Собирая ум, буду выдыхать». Я практикую так: «Освобождая (vimocayaṃ) ум, буду вдыхать»; я практикую так: «Освобождая ум, буду выдыхать».

Я практикую так: «Созерцая непостоянство (anicca), буду вдыхать»; я практикую так: «Созерцая непостоянство, буду выдыхать». Я практикую так: «Созерцая угасание (virāga), буду вдыхать»; я практикую так: «Созерцая угасание, буду выдыхать». Я практикую так: «Созерцая прекращение (nirodha), буду вдыхать»; я практикую так: «Созерцая прекращение, буду выдыхать». Я практикую так: «Созерцая оставление (paṭinissagga), буду вдыхать»; я практикую так: «Созерцая оставление, буду выдыхать».

Если, монахи, что-либо и можно было бы с полным основанием назвать “Благородной обителью, обителью Татхагаты”, — то именно медитацию осознавания с опорой на дыхание.

Монахи, если вы пока являетесь учениками и не достигли совершенства ума, и лишь стремитесь к окончательному освобождению от рабства, то для вас медитация осознавания с опорой на дыхание, будучи развиваемой и взращиваемой, ведёт к уничтожению помрачений.

Если же вы являетесь арахантами и ваши помрачения уже уничтожены, святая жизнь прожита, сделано то, что следовало сделать, сброшен тяжкий груз, цель достигнута, оковы существования уничтожены, достигнуто полное освобождение через прямое знание, для вас медитация осознавания с опорой на дыхание, будучи развиваемой и взращиваемой, ведёт к приятному пребыванию в этой самой жизни, а также к осознанности и пониманию (satisampajañña).

Если, монахи, что-либо и можно было бы с полным основанием назвать “Благородной обителью, обителью Татхагаты”, — то именно медитацию осознавания с опорой на дыхание».