Самьютта Никая 36.11
Рахогата Сутта
Затворник

Однажды некий монах пришёл к Благословенному и, поклонившись ему, сел на уважительном расстоянии. Затем он сказал Благословенному: «Учитель, только что я был в затворе, и такая цепочка мыслей пришла ко мне: “Благословенный говорил о трёх чувствах (vedana): приятное чувство, болезненное чувство и ни-болезненное-ни-приятное чувство. Об этих трёх чувствах говорил Благословенный. Но он также сказал: “Всё, что чувствуется, связано со страданием”. В связи с чем Благословенный сказал: “Всё, что чувствуется, связано со страданием”?»

«Садху, садху, монах. Я действительно говорил о трёх чувствах: приятное чувство, болезненное чувство, и ни-болезненное-ни-приятное чувство. Об этих трёх чувствах я говорил. И да, я также сказал так: “Всё, что чувствуется, связано со страданием”. Так я сказал в отношении непостоянства активностей, в отношении того факта, что активности подвержены окончанию, исчезновению, увяданию, прекращению и изменению к худшему.

И ещё, монах, я учил пошаговому прекращению (nirodha) активностей (sankhara). Когда достигается первая джхана, то прекращается внутренняя речь (vācā). Когда достигается вторая джхана, то прекращается направление ума на объект и удержание ума на объекте (vitakkavicārā). Когда достигается третья джхана, то прекращается радость (pīti). Когда достигается четвёртая джхана, то прекращаются вдох и выдох (assāsapassāsā). Когда достигается сфера безграничного пространства, то прекращается распознавание образов (rūpasaññā). Когда достигается сфера безграничного сознания, то прекращается сфера безграничного пространства. Когда достигается сфера отсутствия всего, то прекращается сфера безграничного сознания. Когда достигается сфера ни восприятия, ни не-восприятия, то прекращается сфера отсутствия всего. Когда достигается прекращение различения и чувства (saññāvedayitanirodha), то различение и чувство прекращаются. Когда закончились помрачения в уме монаха, страсть (rāga) прекратилась, недоброжелательность (dosa) прекратилась, заблуждение (moha) прекратилось.

И ещё, монах, я также учил пошаговому утиханию (vūpasama) активностей. Когда достигается первая джхана, то утихает внутренняя речь. Когда достигается вторая джхана, то утихает направление ума и удержание ума. Когда достигается третья джхана, то утихает радость. Когда достигается четвёртая джхана, то успокаиваются вдох и выдох. Когда достигается сфера безграничного пространства, то утихает распознавание образов. Когда достигается сфера безграничного сознания, то утихает сфера безграничного пространства. Когда достигается сфера отсутствия всего, то утихает сфера безграничного сознания. Когда достигается сфера ни восприятия, ни не-восприятия, то утихает сфера отсутствия всего. Когда достигается прекращение распознавания и чувства, то распознавание и чувство успокаиваются. Когда закончились помрачения в уме монаха, страсть утихла, недоброжелательность утихла, заблуждение утихло.

Есть шесть уровней успокоения (passaddhi), а именно: (1) когда достигается первая джхана, то успокаивается внутренняя речь. (2) Когда достигается вторая джхана, то успокаиваются направление ума и удержание ума. (3) Когда достигается третья джхана, то успокаивается радость. (4) Когда достигается четвёртая джхана, то успокаиваются вдох и выдох. (5) Когда достигается прекращение распознавания и чувства, то распознавание и чувство успокаиваются. Когда закончились помрачения в уме монаха, страсть успокоилась, недоброжелательность успокоилась, заблуждение успокоилось».