Самьютта Никая 22.94
Пуппха Сутта
Цветок

Близ Саваттхи. «Монахи, я не спорю с миром. Напротив, это мир спорит со мной. Приверженец Дхаммы не спорит ни с кем в мире. В отношении того, что мудрец в этом мире счёл бы несуществующим, я тоже говорю, что оно не существует. А в отношении того, что мудрец в этом мире счёл бы существующим, я тоже говорю, что оно существует.

И что же, монахи, мудрец в этом мире счёл бы несуществующим, и о чём я тоже говорю как о несуществующем?

  • Образ, который был бы постоянным, устойчивым, вечным, не подверженным изменениям, мудрец в этом мире счёл бы несуществующим, и я тоже говорю, что такового не существует.
  • Чувство, которое было бы постоянным, устойчивым, вечным, не подверженным изменениям, мудрец в этом мире счёл бы несуществующим, и я тоже говорю, что такового не существует.
  • Распознавание, которое было бы постоянным, устойчивым, вечным, не подверженным изменениям, мудрец в этом мире счёл бы несуществующим, и я тоже говорю, что такового не существует.
  • Активность, которая была бы постоянной, устойчивой, вечной, не подверженной изменениям, мудрец в этом мире счёл бы несуществующей, и я тоже говорю, что таковой не существует.
  • Сознание, которое было бы постоянным, устойчивым, вечным, не подверженным изменениям, мудрец в этом мире счёл бы несуществующим, и я тоже говорю, что такового не существует.

Вот что, монахи, мудрец в этом мире счёл бы несуществующим, и о чём я тоже говорю как о несуществующем.

И что же, монахи, мудрец в этом мире счёл бы существующим, и о чём я тоже говорю как о существующем?

  • Образ – непостоянный, отмеченный страданием, преходящий, мудрец в этом мире счёл бы существующим, и я тоже говорю, что такового существует.
  • Чувство – непостоянное, отмеченное страданием, преходящее, мудрец в этом мире счёл бы существующим, и я тоже говорю, что таковое существует.
  • Распознавание – непостоянное, отмеченное страданием, преходящее, мудрец в этом мире счёл бы существующим, и я тоже говорю, что таковое существует.
  • Активность – непостоянную, отмеченную страданием, преходящую, мудрец в этом мире счёл бы существующей, и я тоже говорю, что таковая существует.
  • Сознание – непостоянное, отмеченное страданием, преходящее, мудрец в этом мире счёл бы существующим, и я тоже говорю, что таковое существует.

Вот что, монахи, мудрец в этом мире счёл бы несуществующим, и о чём я тоже говорю как о существующем.

Монахи, Татхагата пробудился, постигнув природу явлений. Именно об этом – его объяснения, учения, рассмотрения, разъяснения.

Что же это за явления, природу которых постиг Татхагата?

  • Образ, монахи, это то явление, природу которого постиг Татхагата. Именно об этом – его объяснения, учения, рассмотрения, разъяснения. Может ли глупый заблудший человек, слепой, незрячий, не знающий и не видящий, оставаться таковым, после таких объяснений, учений, рассмотрений и разъяснений?
  • Чувство, монахи, это то явление, природу которого постиг Татхагата. Именно об этом – его объяснения, учения, рассмотрения, разъяснения. Может ли глупый заблудший человек, слепой, незрячий, не знающий и не видящий, оставаться таковым, после таких объяснений, учений, рассмотрений и разъяснений?
  • Распознавание, монахи, это то явление, природу которого постиг Татхагата. Именно об этом – его объяснения, учения, рассмотрения, разъяснения. Может ли глупый заблудший человек, слепой, незрячий, не знающий и не видящий, оставаться таковым, после таких объяснений, учений, рассмотрений и разъяснений?
  • Активность, монахи, это то явление, природу которого постиг Татхагата. Именно об этом – его объяснения, учения, рассмотрения, разъяснения. Может ли глупый заблудший человек, слепой, незрячий, не знающий и не видящий, оставаться таковым, после таких объяснений, учений, рассмотрений и разъяснений?
  • Сознание, монахи, это то явление, природу которого постиг Татхагата. Именно об этом – его объяснения, учения, рассмотрения, разъяснения. Может ли глупый заблудший человек, слепой, незрячий, не знающий и не видящий, оставаться таковым, после таких объяснений, учений, рассмотрений и разъяснений?

Монахи, подобно тому, как голубой, красный или белый лотос родился в трясине, вырос в трясине, но, поднявшись над поверхностью трясины, он больше не запятнан этой трясиной, точно так же Татхагата родился в мире, вырос в мире, но, преодолев мир, пребывает незапятнанным миром.»