Самьютта Никая 46.53
Агги Сутта
Огонь

И тогда, утром, несколько монахов оделись, взяли чаши и одеяния и отправились в Саваттхи за подаяниями. И мысль пришла к ним: «Слишком рано ходить по Саваттхи в поисках подаяний. Что, если мы отправимся в парк, [где собираются] странники — приверженцы иных учений?»

И тогда те монахи отправились в парк, [где собираются] странники — приверженцы иных учений. Они обменялись с теми странниками вежливыми приветствиями и, после обмена вежливыми приветствиями и любезностями, сели рядом. Тогда странники обратились к ним: «Друзья, духовный странник Готама обучает Дхамме своих учеников так: «Монахи, необходимо отбросить пять помех, загрязнений ума, что ослабляют мудрость, и развивать правильным образом семь факторов просветления». Мы тоже обучаем Дхамме наших учеников так: «Друзья, необходимо отбросить пять помех, загрязнений ума, что ослабляют мудрость, и развивать правильным образом семь факторов просветления». Итак, друзья, в чём же разница, в чём же несоответствие, в чём же отличие между духовным странником Готамой и нами в отношении одного учения Дхаммы и другого, в отношении одного способа наставления и другого?»

И тогда те монахи ни одобрили, ни отвергли утверждений тех странников. Вместо этого они поднялись со своих сидений и ушли, думая так: «Мы узнаем ответ на этот вопрос от самого Благословенного».

И затем те монахи, собрав подаяния в Саваттхи, вернувшись и пообедав, отправились к Благословенному. Поклонившись ему, они сели рядом и поведали ему обо всей беседе, что имела место между ними и теми странниками. [Благословенный ответил:]

«Монахи, когда странники — приверженцы других учений говорят так, то их следует спросить: «Друзья, когда ум становится вялым, то какие факторы просветления неуместно развивать в этот момент и какие факторы просветления развивать уместно в этот момент? Затем, друзья, когда ум становится возбуждённым, то какие факторы просветления неуместно развивать в этот момент и какие факторы просветления развивать уместно в этот момент?» Будучи спрошенными так, те странники не смогут ответить, и тогда их будет ожидать лишь недовольство. И почему? Потому что это находится вне их сферы знаний. Я не вижу, монахи, никого в этом мире с его дэвами, Марой и Брахмой, с его поколениями духовных странников и браминов, богов и людей, кто мог бы удовлетворить ум ответом на эти вопросы, кроме Татхагаты, или ученика Татхагаты, или того, кто услышал об этом от них.

i. Вялый ум. Неуместное

Монахи, когда ум вялый, то это неподходящее время для развития таких факторов просветления, как безмятежность, собранность ума, равностность. Это потому, что вялый ум трудно расшевелить этими факторами.

Представьте, как если бы человек захотел сделать так, чтобы небольшое пламя вспыхнуло. Если он будет подкладывать [в огонь] сырую траву, сырой навоз, сырые палки, если он будет прыскать на него водой и посыпать его землёй — сможет ли он сделать так, чтобы это небольшое пламя вспыхнуло?»

«Нет, Учитель».

«Точно так же и когда ум вялый — это не подходящее время для развития таких факторов просветления, как безмятежность, собранность ума, равностность. Это потому, что вялый ум трудно взбодрить этими факторами.

ii. Вялый ум. Уместное

Но, монахи, когда ум вялый — это подходящее время для развития таких факторов просветления, как исследование феноменов, энергия, радость. Это потому, что вялый ум легко взбодрить этими факторами.

Представьте, как если бы человек захотел сделать так, чтобы небольшое пламя вспыхнуло. Если он будет подкладывать сухую траву, сухой навоз, сухие палки, если он будет раздувать [пламя], не будет посыпать его землёй — сможет ли он сделать так, чтобы это небольшое пламя вспыхнуло?»

«Да, Учитель».

«Точно так же и когда ум вялый — это подходящее время для развития таких факторов просветления, как исследование феноменов, энергия, радость. Это потому, что вялый ум легко расшевелить этими факторами.

iii. Возбуждённый ум. Неуместное

Монахи, когда ум возбуждён, то это неподходящее время для развития таких факторов просветления, как исследование феноменов, энергия, радость. Это потому, что возбуждённый ум трудно успокоить этими факторами.

Представьте, как если бы человек захотел погасить большое пламя. Если он будет подкладывать сухую траву, сухой навоз и сухие палки, [будет] раздувать [пламя] и не будет посыпать его землёй — сможет ли он погасить это большое пламя?»

«Нет, Учитель».

«Точно так же и когда ум возбуждён — это неподходящее время для развития таких факторов просветления, как исследование феноменов, энергия, радость. Это потому, что возбуждённый ум трудно успокоить этими факторами.

iv. Возбуждённый ум. Уместное

Но когда ум возбуждён — это подходящее время для развития таких факторов просветления, как безмятежность, собранность ума, равностность. Это потому, что возбуждённый ум легко успокоить этими факторами.

Представьте, как если бы человек захотел погасить большое пламя. Если он будет подкладывать сырую траву, сырой навоз, сырые палки, если он будет прыскать на него водой и посыпать его землёй — сможет ли он погасить это большое пламя?»

«Да, Учитель».

«Точно так же и когда ум возбуждён — это подходящее время для развития таких факторов просветления, как безмятежность, собранность ума, равностность. Это потому, что возбуждённый ум легко успокоить этими факторами.

v. Всегда уместное

Но что касается осознанности, монахи, то я утверждаю, что она всегда полезна».