Маджхима Никая 9
Саммадиттхи Сутта
Правильные Воззрения

(Английский вариант сутты)

1. Так я слышал. Однажды Благословенный пребывал близ Саваттхи, в Роще Джеты, что в Парке Анатхапиндики. И тогда Достопочтенный Сарипутта обратился к монахам: «Друзья!»

«Да, друг!» — отвечали монахи.

2. Достопочтенный Сарипутта сказал: «Вот говорят: «Человек Гармоничных Взглядов, человек Гармоничных Воззрений». Но каким образом ученик Благородных является тем, кто обладает гармоничными воззрениями, прямыми воззрениями, обладает уверенностью в Дхамме и является тем, кто пришёл к подлинной Дхамме?»

[Монахи ответили:]

«Друг, мы бы пришли издалека ради того, чтобы узнать значение этих слов из твоих уст. Было бы хорошо, если бы ты, Достопочтенный Сарипутта, сам просветил бы нас о значении сказанного. Послушав его, монахи бы запомнили это».

[Достопочтенный Сарипутта сказал:]

«В таком случае, друзья, слушайте внимательно то, что я буду говорить».

«Да, друг», — ответили монахи.

БЛАГОТВОРНОЕ И НЕБЛАГОТВОРНОЕ

3. Достопочтенный Сарипутта сказал: «Когда, друзья, ученик Благородных понимает неблаготворное, понимает корень неблаготворного, понимает благотворное, понимает корень благотворного, — он обладает гармоничными воззрениями, прямыми воззрениями, обладает уверенностью в Дхамме и пришёл к подлинной Дхамме.

4. И что такое неблаготворное? Убийство — это неблаготворное, воровство — это неблаготворное, неправильное поведение в отношении чувственных удовольствий — это неблаготворное, ложь — это неблаготворное, неблаготворная речь — это неблаготворное, грубая речь — это неблаготворное, сплетни — это неблаготворное, скупость — это неблаготворное, недоброжелательность — это неблаготворное, негармоничные воззрения — это неблаготворное. Всё это называется неблаготворным.

5. И каковы корни неблаготворного? Алчность — это корень неблаготворного, ненависть — это корень неблаготворного, заблуждение — это корень неблаготворного. Эти вещи называются корнями неблаготворного.

6. И что такое благотворное? Воздержание от убийства — это благотворное, воздержание от воровства — это благотворное, воздержание от неправильного поведения в отношении чувственных удовольствий — это благотворное, воздержание от лжи — это благотворное, воздержание от неблаготворной речи — это благотворное, воздержание от грубой речи — это благотворное, воздержание от сплетен — это благотворное, отсутствие скупости — это благотворное, отсутствие недоброжелательности — это благотворное, гармоничные воззрения — это благотворное. Эти вещи называются благотворными.

7. И каковы корни благотворного? Отсутствие алчности — это корень благотворного, отсутствие ненависти — это корень благотворного, отсутствие заблуждения — это корень благотворного. Эти вещи называются источниками благотворного.

8. Когда ученик Благородных таким образом различает неблаготворное, таким образом различает корень неблаготворного, таким образом различает благотворное, таким образом различает корень благотворного, он полностью отбрасывает скрытую склонность к влечению, устраняет скрытую склонность к отторжению, ликвидирует скрытую склонность к воззрению и к идее «я есть», и, оставив неведение и получив прямое знание, он прямо здесь и сейчас достигает окончания страданий. И таким образом ученик Благородных является тем, кто обладает гармоничными воззрениями, прямыми воззрениями, обладает уверенностью в Дхамме и является тем, кто пришёл к подлинной Дхамме».

ПИТАНИЕ

9. Сказав: «Хорошо, друг», восхитившись и одобрив слова Достопочтенного Сарипутты, монахи задали ему следующий вопрос: «Друг, может ли быть иной способ объяснения, в каком случае ученик Благородных является тем, кто обладает гармоничными воззрениями, прямыми воззрениями, обладает уверенностью в Дхамме и является тем, кто пришёл к подлинной Дхамме?»

10. [Достопочтенный Сарипутта ответил:]

«Может, друзья. Когда, друзья, ученик Благородных понимает питание, возникновение питания, прекращение питания и путь к прекращению питания, то тогда он является тем, кто обладает гармоничными воззрениями, прямыми воззрениями, обладает уверенностью в Дхамме и является тем, кто пришёл к подлинной Дхамме.

11. И что такое питание? Что такое возникновение питания? Что такое прекращение питания? Что такое путь к прекращению питания?

Есть четыре вида питания, что обеспечивают существ, которые родились, или поддерживают существ, которые ищут место для того, чтобы родиться. Какие четыре? Материальное питание — грубое или утончённое; второй вид питания — контакт; третий — умственное волеизъявление; четвёртый — сознание.

С возникновением страстного желания возникает питание. С прекращением страстного желания питание прекращается. А путь, ведущий к прекращению питания, — это тот самый Благородный Восьмеричный Путь: гармоничные воззрения, гармоничное намерение, гармоничное общение, гармоничные действия, гармоничный образ жизни, гармоничное усилие, гармоничная осознанность, гармоничная собранность ума.

12. И теперь, когда ученик Благородных таким образом понимает питание, возникновение питания, прекращение питания и путь, ведущий к прекращению питания, он полностью отбрасывает скрытую склонность к влечению, устраняет скрытую склонность к отторжению, ликвидирует скрытую склонность к воззрению и к идее «я есть», и, оставив неведение и получив прямое знание, он прямо здесь и сейчас достигает окончания страданий. И таким образом тоже ученик Благородных является тем, кто обладает гармоничными воззрениями, прямыми воззрениями, обладает уверенностью в Дхамме и является тем, кто пришёл к подлинной Дхамме».

ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ

13. Сказав: «Хорошо, друг», восхитившись и одобрив слова Достопочтенного Сарипутты, монахи задали ему следующий вопрос: «Друг, может ли быть иной способ объяснения, в каком случае ученик Благородных является тем, кто обладает гармоничными воззрениями, прямыми воззрениями, обладает уверенностью в Дхамме и является тем, кто пришёл к подлинной Дхамме?»

14. [Достопочтенный Сарипутта ответил:]

«Может, друзья. Когда, друзья, ученик Благородных понимает страдание, возникновение страдания, прекращение страдания и путь к прекращению страдания, то тогда он является тем, кто обладает гармоничными воззрениями, прямыми воззрениями, обладает уверенностью в Дхамме и является тем, кто пришёл к подлинной Дхамме.

15. И что такое страдание? Рождение — это страдание, старение — это страдание, болезнь — это страдание, смерть — это страдание; печаль, стенание, боль, беспокойство и отчаяние — это страдание; неполучение желаемого — это страдание. Одним словом, пять совокупностей, искажённых цеплянием, — это страдание. Это называется страданием.

16. И что такое возникновение страдания? Страстное желание, ведущее к новой вовлечённости — сопровождаемой наслаждением и влечением, — и заставляющее искать наслаждение тут и там; то есть страстное желание чувственных удовольствий, страстное желание быть, страстное желание не быть. Это называется возникновением страдания.

17. И что такое прекращение страдания? Безостаточное угасание и прекращение, отречение, отказ, оставление и отпускание этого страстного желания. Это называется прекращением страдания.

18. И что такое путь, ведущий к прекращению страдания? Именно этот самый Благородный Восьмеричный Путь: гармоничные воззрения, гармоничное намерение, гармоничное общение, гармоничные действия, гармоничный образ жизни, гармоничное усилие, гармоничная осознанность, гармоничная собранность ума. Это называется путём, ведущим к прекращению страдания.

19. И теперь, когда ученик Благородных таким образом понимает страдание, возникновение страдания, прекращение страдания и путь к прекращению страдания, он полностью отбрасывает скрытую склонность к влечению, устраняет скрытую склонность к отторжению, ликвидирует скрытую склонность к воззрению и к идее «я есть», и, оставив неведение и получив прямое знание, он прямо здесь и сейчас достигает окончания страданий. И таким образом тоже ученик Благородных является тем, кто обладает гармоничными воззрениями, прямыми воззрениями, обладает уверенностью в Дхамме и является тем, кто пришёл к подлинной Дхамме».

СТАРЕНИЕ И СМЕРТЬ

20. Сказав: «Хорошо, друг», восхитившись и одобрив слова Достопочтенного Сарипутты, монахи задали ему следующий вопрос: «Друг, может ли быть иной способ объяснения, в каком случае ученик Благородных является тем, кто обладает гармоничными воззрениями, прямыми воззрениями, обладает уверенностью в Дхамме и является тем, кто пришёл к подлинной Дхамме?»

21. [Достопочтенный Сарипутта ответил:]

«Может, друзья. Когда, друзья, ученик Благородных понимает старение и смерть, возникновение старения и смерти, прекращение старения и смерти и путь к прекращению старения и смерти, то тогда он является тем, кто обладает гармоничными воззрениями, прямыми воззрениями, обладает уверенностью в Дхамме и является тем, кто пришёл к подлинной Дхамме.

22. И что такое старение и смерть? Что такое возникновение старения и смерти? Что такое прекращение старения и смерти? Что такое путь к прекращению старения и смерти?

Любое старение, дряхлость, разбитость, увядание, морщинистость, упадок жизненной силы, ослабевание способностей различных существ в той или иной группе существ — это называется старением. Любая кончина, прекращение, разрушение, исчезновение, умирание, смерть, прекращение жизненной силы любых существ в той или иной группе существ называется смертью. Это называется старением и смертью.

С возникновением рождения возникает старение и смерть. С прекращением рождения старение и смерть прекращаются. А путь, ведущий к прекращению старения и смерти, — это тот самый Благородный Восьмеричный Путь: гармоничные воззрения, гармоничное намерение, гармоничное общение, гармоничные действия, гармоничный образ жизни, гармоничное усилие, гармоничная осознанность, гармоничная собранность ума.

23. И теперь, когда ученик Благородных таким образом понимает старение и смерть, возникновение старения и смерти, прекращение старения и смерти и путь к прекращению старения и смерти, он полностью отбрасывает скрытую склонность к влечению, устраняет скрытую склонность к отторжению, ликвидирует скрытую склонность к воззрению и к идее «я есть», и, оставив неведение и получив прямое знание, он прямо здесь и сейчас достигает окончания страданий. И таким образом тоже ученик Благородных является тем, кто обладает гармоничными воззрениями, прямыми воззрениями, обладает уверенностью в Дхамме и является тем, кто пришёл к подлинной Дхамме».

РОЖДЕНИЕ

24. Сказав: «Хорошо, друг», восхитившись и одобрив слова Достопочтенного Сарипутты, монахи задали ему следующий вопрос: «Друг, может ли быть иной способ объяснения, в каком случае ученик Благородных является тем, кто обладает гармоничными воззрениями, прямыми воззрениями, обладает уверенностью в Дхамме и является тем, кто пришёл к подлинной Дхамме?»

25. [Достопочтенный Сарипутта ответил:]

«Может, друзья. Когда, друзья, ученик Благородных понимает рождение, возникновение рождения, прекращение рождения и путь к прекращению рождения, то тогда он является тем, кто обладает гармоничными воззрениями, тем, кто пришёл к этой подлинной Дхамме.

26. И что такое рождение? Что такое возникновение рождения? Что такое прекращение рождения? Что такое путь к прекращению рождения?

Любое рождение, начинание, происхождение, возникновение, появление совокупностей и обретение чувственных опор различных существ в той или иной группе существ называется рождением.

С возникновением вовлечённости возникает рождение. С прекращением вовлечённости рождение прекращается. А путь, ведущий к прекращению рождения, — это тот самый Благородный Восьмеричный Путь: гармоничные воззрения, гармоничное намерение, гармоничное общение, гармоничные действия, гармоничный образ жизни, гармоничное усилие, гармоничная осознанность, гармоничная собранность ума.

27. И теперь, когда ученик Благородных таким образом понимает рождение, возникновение рождения, прекращение рождения и путь к прекращению рождения, он полностью отбрасывает скрытую склонность к влечению, устраняет скрытую склонность к отторжению, ликвидирует скрытую склонность к воззрению и к идее «я есть», и, оставив неведение и получив прямое знание, он прямо здесь и сейчас достигает окончания страданий. И таким образом тоже ученик Благородных является тем, кто обладает гармоничными воззрениями, прямыми воззрениями, обладает уверенностью в Дхамме и является тем, кто пришёл к подлинной Дхамме».

ВОВЛЕЧЁННОСТЬ

28. Сказав: «Хорошо, друг», восхитившись и одобрив слова Достопочтенного Сарипутты, монахи задали ему следующий вопрос: «Друг, может ли быть иной способ объяснения, в каком случае ученик Благородных является тем, кто обладает гармоничными воззрениями, прямыми воззрениями, обладает уверенностью в Дхамме и является тем, кто пришёл к подлинной Дхамме?»

29. [Достопочтенный Сарипутта ответил:]

«Может, друзья. Когда, друзья, ученик Благородных понимает вовлечённость, возникновение вовлечённости, прекращение вовлечённости и путь к прекращению вовлечённости, то тогда он является тем, кто обладает гармоничными воззрениями, прямыми воззрениями, обладает уверенностью в Дхамме и является тем, кто пришёл к подлинной Дхамме.

30. И что такое вовлечённость? Что такое возникновение вовлечённости? Что такое прекращение вовлечённости? Что такое путь к прекращению вовлечённости?

Есть три вида вовлечённостей: вовлечённость в мир чувств [камалока], вовлечённость в мир форм [рупалока], вовлечённость в бесформенный мир [арупалока]. Это называется вовлечённостью.

С возникновением цепляния возникает вовлечённость. С прекращением цепляния вовлечённость прекращается. А путь, ведущий к прекращению вовлечённости, — это тот самый Благородный Восьмеричный Путь: гармоничные воззрения, гармоничное намерение, гармоничное общение, гармоничные действия, гармоничный образ жизни, гармоничное усилие, гармоничная осознанность, гармоничная собранность ума.

31. И теперь, когда ученик Благородных таким образом понимает вовлечённость, возникновение вовлечённости, прекращение вовлечённости и путь к прекращению вовлечённости, он полностью отбрасывает скрытую склонность к влечению, устраняет скрытую склонность к отторжению, ликвидирует скрытую склонность к воззрению и к идее «я есть», и, оставив неведение и получив прямое знание, он прямо здесь и сейчас достигает окончания страданий. И таким образом тоже ученик Благородных является тем, кто обладает гармоничными воззрениями, прямыми воззрениями, обладает уверенностью в Дхамме и является тем, кто пришёл к подлинной Дхамме».

ЦЕПЛЯНИЕ

32. Сказав: «Хорошо, друг», восхитившись и одобрив слова Достопочтенного Сарипутты, монахи задали ему следующий вопрос: «Друг, может ли быть иной способ объяснения, в каком случае ученик Благородных является тем, кто обладает гармоничными воззрениями, прямыми воззрениями, обладает уверенностью в Дхамме и является тем, кто пришёл к подлинной Дхамме?»

33. [Достопочтенный Сарипутта ответил:]

«Может, друзья. Когда, друзья, ученик Благородных понимает цепляние, возникновение цепляния, прекращение цепляния и путь к прекращению цепляния, то тогда он является тем, кто обладает гармоничными воззрениями, прямыми воззрениями, обладает уверенностью в Дхамме и является тем, кто пришёл к подлинной Дхамме.

34. И что такое цепляние? Что такое возникновение цепляния? Что такое прекращение цепляния? Что такое путь к прекращению цепляния?

Есть четыре вида цепляния: цепляние к чувственным удовольствиям, цепляние к мнениям, цепляние к правилам и церемониям, цепляние к идее «я есть». Это называется цеплянием.

С возникновением страстного желания возникает цепляние. С прекращением страстного желания цепляние прекращается. А путь, ведущий к прекращению цепляния, — это тот самый Благородный Восьмеричный Путь: гармоничные воззрения, гармоничное намерение, гармоничное общение, гармоничные действия, гармоничный образ жизни, гармоничное усилие, гармоничная осознанность, гармоничная собранность ума.

35. И теперь, когда ученик Благородных таким образом понимает цепляние, возникновение цепляния, прекращение цепляния и путь к прекращению цепляния, он полностью отбрасывает скрытую склонность к влечению, устраняет скрытую склонность к отторжению, ликвидирует скрытую склонность к воззрению и к идее «я есть», и, оставив неведение и получив прямое знание, он прямо здесь и сейчас достигает окончания страданий. И таким образом тоже ученик Благородных является тем, кто обладает гармоничными воззрениями, прямыми воззрениями, обладает уверенностью в Дхамме и является тем, кто пришёл к подлинной Дхамме».

СТРАСТНОЕ ЖЕЛАНИЕ

36. Сказав: «Хорошо, друг», восхитившись и одобрив слова Достопочтенного Сарипутты, монахи задали ему следующий вопрос: «Друг, может ли быть иной способ объяснения, в каком случае ученик Благородных является тем, кто обладает гармоничными воззрениями, прямыми воззрениями, обладает уверенностью в Дхамме и является тем, кто пришёл к подлинной Дхамме?»

37. [Достопочтенный Сарипутта ответил:]

«Может, друзья. Когда, друзья, ученик Благородных понимает страстное желание, возникновение страстного желания, прекращение страстного желания и путь к прекращению страстного желания, то тогда он является тем, кто обладает гармоничными воззрениями, прямыми воззрениями, обладает уверенностью в Дхамме и является тем, кто пришёл к подлинной Дхамме.

38. И что такое страстное желание? Что такое возникновение страстного желания? Что такое прекращение страстного желания? Что такое путь к прекращению страстного желания?

Есть следующие шесть типов страстного желания: страстное желание к формам, страстное желание к звукам, страстное желание к запахам, страстное желание к вкусам, страстное желание к телесным ощущениям, страстное желание к умственным объектам. Это называется страстным желанием.

С возникновением чувства возникает страстное желание. С прекращением чувства страстное желание прекращается. А путь, ведущий к прекращению страстного желания, — это тот самый Благородный Восьмеричный Путь: гармоничные воззрения, гармоничное намерение, гармоничное общение, гармоничные действия, гармоничный образ жизни, гармоничное усилие, гармоничная осознанность, гармоничная собранность ума.

39. И теперь, когда ученик Благородных таким образом понимает страстное желание, возникновение страстного желания, прекращение страстного желания и путь к прекращению страстного желания, он полностью отбрасывает скрытую склонность к влечению, устраняет скрытую склонность к отторжению, ликвидирует скрытую склонность к воззрению и к идее «я есть», и, оставив неведение и получив прямое знание, он прямо здесь и сейчас достигает окончания страданий. И таким образом тоже ученик Благородных является тем, кто обладает гармоничными воззрениями, прямыми воззрениями, обладает уверенностью в Дхамме и является тем, кто пришёл к подлинной Дхамме».

ЧУВСТВО

40. Сказав: «Хорошо, друг», восхитившись и одобрив слова Достопочтенного Сарипутты, монахи задали ему следующий вопрос: «Друг, может ли быть иной способ объяснения, в каком случае ученик Благородных является тем, кто обладает гармоничными воззрениями, прямыми воззрениями, обладает уверенностью в Дхамме и является тем, кто пришёл к подлинной Дхамме?»

41. [Достопочтенный Сарипутта ответил:]

«Может, друзья. Когда, друзья, ученик Благородных понимает чувство, возникновение чувства, прекращение чувства и путь к прекращению чувства, то тогда он является тем, кто обладает гармоничными воззрениями, прямыми воззрениями, обладает уверенностью в Дхамме и является тем, кто пришёл к подлинной Дхамме.

42. И что такое чувство? Что такое возникновение чувства? Что такое прекращение чувства? Что такое путь к прекращению чувства?

Есть следующие шесть типов чувства: чувство, появившееся в результате зрительного контакта; чувство, появившееся в результате слухового контакта; чувство, появившееся в результате обонятельного контакта; чувство, появившееся в результате вкусового контакта; чувство, появившееся в результате телесного контакта; чувство, появившееся в результате умственного контакта. Это называется чувством.

С возникновением контакта возникает чувство. С прекращением контакта чувство прекращается. А путь, ведущий к прекращению чувства, — это тот самый Благородный Восьмеричный Путь: гармоничные воззрения, гармоничное намерение, гармоничное общение, гармоничные действия, гармоничный образ жизни, гармоничное усилие, гармоничная осознанность, гармоничная собранность ума.

43. И теперь, когда ученик Благородных таким образом понимает чувство, возникновение чувства, прекращение чувства и путь к прекращению чувства, он полностью отбрасывает скрытую склонность к влечению, устраняет скрытую склонность к отторжению, ликвидирует скрытую склонность к воззрению и к идее «я есть», и, оставив неведение и получив прямое знание, он прямо здесь и сейчас достигает окончания страданий. И таким образом тоже ученик Благородных является тем, кто обладает гармоничными воззрениями, прямыми воззрениями, обладает уверенностью в Дхамме и является тем, кто пришёл к подлинной Дхамме».

КОНТАКТ

44. Сказав: «Хорошо, друг», восхитившись и одобрив слова Достопочтенного Сарипутты, монахи задали ему следующий вопрос: «Друг, может ли быть иной способ объяснения, в каком случае ученик Благородных является тем, кто обладает гармоничными воззрениями, прямыми воззрениями, обладает уверенностью в Дхамме и является тем, кто пришёл к подлинной Дхамме?»

45. [Достопочтенный Сарипутта ответил:]

«Может, друзья. Когда, друзья, ученик Благородных понимает контакт, возникновение контакта, прекращение контакта и путь к прекращению контакта, то тогда он является тем, кто обладает гармоничными воззрениями, прямыми воззрениями, обладает уверенностью в Дхамме и является тем, кто пришёл к подлинной Дхамме.

46. И что такое контакт? Что такое возникновение контакта? Что такое прекращение контакта? Что такое путь к прекращению контакта?

Есть следующие шесть типов контакта: зрительный контакт, слуховой контакт, обонятельный контакт, вкусовой контакт, телесный контакт, умственный контакт. Это называется контактом.

С возникновением шестеричной основы возникает контакт. С прекращением шестеричной основы контакт прекращается. А путь, ведущий к прекращению контакта, — это тот самый Благородный Восьмеричный Путь: гармоничные воззрения, гармоничное намерение, гармоничное общение, гармоничные действия, гармоничный образ жизни, гармоничное усилие, гармоничная осознанность, гармоничная собранность ума.

47. И теперь, когда ученик Благородных таким образом понимает контакт, возникновение контакта, прекращение контакта и путь к прекращению контакта, он полностью отбрасывает скрытую склонность к влечению, устраняет скрытую склонность к отторжению, ликвидирует скрытую склонность к воззрению и к идее «я есть», и, оставив неведение и получив прямое знание, он прямо здесь и сейчас достигает окончания страданий. И таким образом тоже ученик Благородных является тем, кто обладает гармоничными воззрениями, прямыми воззрениями, обладает уверенностью в Дхамме и является тем, кто пришёл к подлинной Дхамме».

ШЕСТЕРИЧНАЯ ОСНОВА

48. Сказав: «Хорошо, друг», восхитившись и одобрив слова Достопочтенного Сарипутты, монахи задали ему следующий вопрос: «Друг, может ли быть иной способ объяснения, в каком случае ученик Благородных является тем, кто обладает гармоничными воззрениями, прямыми воззрениями, обладает уверенностью в Дхамме и является тем, кто пришёл к подлинной Дхамме?»

49. [Достопочтенный Сарипутта ответил:]

«Может, друзья. Когда, друзья, ученик Благородных понимает шестеричную основу, возникновение шестеричной основы, прекращение шестеричной основы и путь к прекращению шестеричной основы, то тогда он является тем, кто обладает гармоничными воззрениями, прямыми воззрениями, обладает уверенностью в Дхамме и является тем, кто пришёл к подлинной Дхамме.

50. И что такое шестеричная основа? Что такое возникновение шестеричной основы? Что такое прекращение шестеричной основы? Что такое путь к прекращению шестеричной основы?

Есть следующие шестеричные основы: глаз, ухо, нос, язык, тело, ум. Это называется шестью сферами чувств или шестеричной основой.

С возникновением ума-тела возникает шестеричная основа. С прекращением ума-тела шестеричная основа прекращается. А путь, ведущий к прекращению шестеричной основы, — это тот самый Благородный Восьмеричный Путь: гармоничные воззрения, гармоничное намерение, гармоничное общение, гармоничные действия, гармоничный образ жизни, гармоничное усилие, гармоничная осознанность, гармоничная собранность ума.

51. И теперь, когда ученик Благородных таким образом понимает шестеричную основу, возникновение шестеричной основы, прекращение шестеричной основы и путь к прекращению шестеричной основы, он полностью отбрасывает скрытую склонность к влечению, устраняет скрытую склонность к отторжению, ликвидирует скрытую склонность к воззрению и к идее «я есть», и, оставив неведение и получив прямое знание, он прямо здесь и сейчас достигает окончания страданий. И таким образом тоже ученик Благородных является тем, кто обладает гармоничными воззрениями, прямыми воззрениями, обладает уверенностью в Дхамме и является тем, кто пришёл к подлинной Дхамме».

УМ-ТЕЛО

52. Сказав: «Хорошо, друг», восхитившись и одобрив слова Достопочтенного Сарипутты, монахи задали ему следующий вопрос: «Друг, может ли быть иной способ объяснения, в каком случае ученик Благородных является тем, кто обладает гармоничными воззрениями, прямыми воззрениями, обладает уверенностью в Дхамме и является тем, кто пришёл к подлинной Дхамме?»

53. [Достопочтенный Сарипутта ответил:]

«Может, друзья. Когда, друзья, ученик Благородных понимает ум-тело, возникновение ума-тела, прекращение ума-тела и путь к прекращению ума-тела, то тогда он является тем, кто обладает гармоничными воззрениями, прямыми воззрениями, обладает уверенностью в Дхамме и является тем, кто пришёл к подлинной Дхамме.

54. И что такое ум-тело? Что такое возникновение ума-тела? Что такое прекращение ума-тела? Что такое путь к прекращению ума-тела?

Чувство, восприятие, намерение, контакт и внимание — это называется умом. Четыре великих элемента и форма, основанная на четырёх великих элементах, — это называется телом. Этот ум и это тело называются умом-телом.

С возникновением сознания возникает ум-тело. С прекращением сознания ум-тело прекращается. А путь, ведущий к прекращению ума-тела, — это тот самый Благородный Восьмеричный Путь: гармоничные воззрения, гармоничное намерение, гармоничное общение, гармоничные действия, гармоничный образ жизни, гармоничное усилие, гармоничная осознанность, гармоничная собранность ума.

55. И теперь, когда ученик Благородных таким образом понимает ум-тело, возникновение ума-тела, прекращение ума-тела и путь к прекращению ума-тела, он полностью отбрасывает скрытую склонность к влечению, устраняет скрытую склонность к отторжению, ликвидирует скрытую склонность к воззрению и к идее «я есть», и, оставив неведение и получив прямое знание, он прямо здесь и сейчас достигает окончания страданий. И таким образом тоже ученик Благородных является тем, кто обладает гармоничными воззрениями, прямыми воззрениями, обладает уверенностью в Дхамме и является тем, кто пришёл к подлинной Дхамме».

СОЗНАНИЕ

56. Сказав: «Хорошо, друг», восхитившись и одобрив слова Достопочтенного Сарипутты, монахи задали ему следующий вопрос: «Друг, может ли быть иной способ объяснения, в каком случае ученик Благородных является тем, кто обладает гармоничными воззрениями, прямыми воззрениями, обладает уверенностью в Дхамме и является тем, кто пришёл к подлинной Дхамме?»

57. [Достопочтенный Сарипутта ответил:]

«Может, друзья. Когда, друзья, ученик Благородных понимает сознание, возникновение сознания, прекращение сознания и путь к прекращению сознания, то тогда он является тем, кто обладает гармоничными воззрениями, прямыми воззрениями, обладает уверенностью в Дхамме и является тем, кто пришёл к подлинной Дхамме.

58. И что такое сознание? Что такое возникновение сознания? Что такое прекращение сознания? Что такое путь к прекращению сознания?

Есть шесть типов сознания: зрительное сознание, слуховое сознание, обонятельное сознание, вкусовое сознание, телесное сознание, умственное сознание. Это называется сознанием.

С возникновением активности возникает сознание. С прекращением активности сознание прекращается. А путь, ведущий к прекращению сознания, — это тот самый Благородный Восьмеричный Путь: гармоничные воззрения, гармоничное намерение, гармоничное общение, гармоничные действия, гармоничный образ жизни, гармоничное усилие, гармоничная осознанность, гармоничная собранность ума.

59. И теперь, когда ученик Благородных таким образом понимает сознание, возникновение сознания, прекращение сознания и путь к прекращению сознания, он полностью отбрасывает скрытую склонность к влечению, устраняет скрытую склонность к отторжению, ликвидирует скрытую склонность к воззрению и к идее «я есть», и, оставив неведение и получив прямое знание, он прямо здесь и сейчас достигает окончания страданий. И таким образом тоже ученик Благородных является тем, кто обладает гармоничными воззрениями, прямыми воззрениями, обладает уверенностью в Дхамме и является тем, кто пришёл к подлинной Дхамме».

АКТИВНОСТЬ

60. Сказав: «Хорошо, друг», восхитившись и одобрив слова Достопочтенного Сарипутты, монахи задали ему следующий вопрос: «Друг, может ли быть иной способ объяснения, в каком случае ученик Благородных является тем, кто обладает гармоничными воззрениями, прямыми воззрениями, обладает уверенностью в Дхамме и является тем, кто пришёл к подлинной Дхамме?»

61. [Достопочтенный Сарипутта ответил:]

«Может, друзья. Когда, друзья, ученик Благородных понимает активность, возникновение активности, прекращение активности и путь к прекращению активности, то тогда он является тем, кто обладает гармоничными воззрениями, прямыми воззрениями, обладает уверенностью в Дхамме и является тем, кто пришёл к подлинной Дхамме.

62. И что такое активность? Что такое возникновение активности? Что такое прекращение активности? Что такое путь к прекращению активности?

Есть три вида активности: телесная активность, словесная активность, умственная активность. Это и называется активностью.

С возникновением неведения возникает активность. С прекращением неведения активность прекращается. А путь, ведущий к прекращению активности, — это тот самый Благородный Восьмеричный Путь: гармоничные воззрения, гармоничное намерение, гармоничное общение, гармоничные действия, гармоничный образ жизни, гармоничное усилие, гармоничная осознанность, гармоничная собранность ума.

63. И теперь, когда ученик Благородных таким образом понимает активность, возникновение активности, прекращение активности и путь к прекращению активности, он полностью отбрасывает скрытую склонность к влечению, устраняет скрытую склонность к отторжению, ликвидирует скрытую склонность к воззрению и к идее «я есть», и, оставив неведение и получив прямое знание, он прямо здесь и сейчас достигает окончания страданий. И таким образом тоже ученик Благородных является тем, кто обладает гармоничными воззрениями, прямыми воззрениями, обладает уверенностью в Дхамме и является тем, кто пришёл к подлинной Дхамме».

НЕВЕДЕНИЕ

64. Сказав: «Хорошо, друг», восхитившись и одобрив слова Достопочтенного Сарипутты, монахи задали ему следующий вопрос: «Друг, может ли быть иной способ объяснения, в каком случае ученик Благородных является тем, кто обладает гармоничными воззрениями, прямыми воззрениями, обладает уверенностью в Дхамме и является тем, кто пришёл к подлинной Дхамме?»

65. [Достопочтенный Сарипутта ответил:]

«Может, друзья. Когда, друзья, ученик Благородных понимает неведение, возникновение неведения, прекращение неведения и путь к прекращению неведения, то тогда он является тем, кто обладает гармоничными воззрениями, прямыми воззрениями, обладает уверенностью в Дхамме и является тем, кто пришёл к подлинной Дхамме.

66. И что такое неведение? Что такое возникновение неведения? Что такое прекращение неведения? Что такое путь к прекращению неведения?

Незнание страдания, незнание причины страдания, незнание прекращения страдания, незнание пути практики, ведущего к прекращению страдания, — это называется неведением.

С возникновением помрачений возникает неведение. С прекращением помрачений неведение прекращается. А путь, ведущий к прекращению неведения, — это тот самый Благородный Восьмеричный Путь: гармоничные воззрения, гармоничное намерение, гармоничное общение, гармоничные действия, гармоничный образ жизни, гармоничное усилие, гармоничная осознанность, гармоничная собранность ума.

67. И теперь, когда ученик Благородных таким образом понимает неведения, возникновение неведения, прекращение неведения и путь к прекращению неведения, он полностью отбрасывает скрытую склонность к влечению, устраняет скрытую склонность к отторжению, ликвидирует скрытую склонность к воззрению и к идее «я есть», и, оставив неведение и получив прямое знание, он прямо здесь и сейчас достигает окончания страданий. И таким образом тоже ученик Благородных является тем, кто обладает гармоничными воззрениями, прямыми воззрениями, обладает уверенностью в Дхамме и является тем, кто пришёл к подлинной Дхамме».

ПОМРАЧЕНИЯ

68. Сказав: «Хорошо, друг», восхитившись и одобрив слова Достопочтенного Сарипутты, монахи задали ему следующий вопрос: «Друг, может ли быть иной способ объяснения, в каком случае ученик Благородных является тем, кто обладает гармоничными воззрениями, прямыми воззрениями, обладает уверенностью в Дхамме и является тем, кто пришёл к подлинной Дхамме?»

69. [Достопочтенный Сарипутта ответил:]

«Может, друзья. Когда, друзья, ученик Благородных понимает помрачения, возникновение помрачений, прекращение помрачений и путь к прекращению помрачений, то тогда он является тем, кто обладает гармоничными воззрениями, прямыми воззрениями, обладает уверенностью в Дхамме и является тем, кто пришёл к подлинной Дхамме.

70. И что такое помрачения? Что такое возникновение помрачений? Что такое прекращение помрачений? Что такое путь к прекращению помрачений?

Есть три вида помрачений: помрачение, связанное с чувственным желанием; помрачение, связанное с вовлечённостью; помрачение, связанное с неведением. Это и называется помрачениями.

С возникновением неведения возникают помрачения. С прекращением неведения помрачения прекращаются. А путь, ведущий к прекращению помрачений, — это тот самый Благородный Восьмеричный Путь: гармоничные воззрения, гармоничное намерение, гармоничное общение, гармоничные действия, гармоничный образ жизни, гармоничное усилие, гармоничная осознанность, гармоничная собранность ума.

71. И теперь, когда ученик Благородных таким образом понимает помрачения, возникновение помрачений, прекращение помрачений и путь к прекращению помрачений, он полностью отбрасывает скрытую склонность к влечению, устраняет скрытую склонность к отторжению, ликвидирует скрытую склонность к воззрению и к идее «я есть», и, оставив неведение и получив прямое знание, он прямо здесь и сейчас достигает окончания страданий. И таким образом тоже ученик Благородных является тем, кто обладает гармоничными воззрениями, прямыми воззрениями, обладает уверенностью в Дхамме и является тем, кто пришёл к подлинной Дхамме».

Так сказал Достопочтенный Сарипутта. Довольные, монахи восхитились его словами.