Маджхима Никая 82
Раттхапала Сутта
О Раттхапале

1. Так я слышал. Однажды Благословенный путешествовал по стране Куру с большой Сангхой монахов и со временем прибыл в город Куру под названием Тхуллакоттхита.

2. Миряне-брамины Тхуллакоттхиты услышали: «Духовный странник Готама — сын Сакьев, ушедший из клана Сакьев в бездомную жизнь, путешествует по стране Куру с большой Сангхой монахов и прибыл в Тхуллакоттхиту. И об этом учителе Готаме распространилась славная молва: «Благословенный — совершенный, полностью просветлённый, совершенный в знании и поведении, высочайший, знаток миров, непревзойдённый предводитель смиренных, учитель богов и людей, просветлённый, благословенный. Реализовав для себя прямым знанием, он раскрывает [другим] этот мир с его богами, Марами, Брахмами, это поколение с его духовными странниками и браминами, князьями и народом. Он обучает Дхамме — прекрасной в начале, прекрасной в середине и прекрасной в конце, гармоничной в духе и в букве. Он раскрывает святую жизнь — всецело совершенную и чистую». Хорошо было бы увидеть таких арахантов».

3. И тогда миряне-брамины Тхуллакоттхиты отправились к Благословенному и по прибытии, поклонившись ему, сели рядом. Некоторые обменялись с ним вежливыми приветствиями и сели рядом. Некоторые из них сели рядом, поприветствовав его сложенными [у груди] ладонями. Некоторые из них сели рядом, объявив своё имя и имя клана. Некоторые из них сели рядом [просто] молча. И тогда Благословенный наставлял, призывал, воодушевлял и радовал их беседой о Дхамме.

4. Благородный человек Раттхапала из клана, который главенствовал в Тхуллакоттхите, сидел вместе с собравшимися, и такая мысль пришла к нему: «Как я понимаю Дхамму, которой обучил Благословенный, — проживая дома, трудно практиковать ведение святой жизни, которая была бы идеальной и чистой, словно отполированный перламутр. Что, если я, сбрив волосы и бороду и надев жёлтые одежды, оставил бы жизнь мирскую ради жизни бездомной?»

5. И вот миряне-брамины Тхуллакоттхиты, после того как Благословенный наставил, призвал, воодушевил и порадовал их беседами о Дхамме, восхитились и возрадовались его словам. А затем они встали со своих сидений и, поклонившись ему, ушли, обойдя его с правой стороны.

6. Вскоре после того, как они ушли, представитель клана Раттхапала подошёл к Благословенному и, поклонившись ему, сел рядом и сказал: «Господин, как я понимаю Дхамму, которой обучил Благословенный, — проживая дома, трудно практиковать ведение святой жизни, которая была бы идеальной и чистой, словно отполированный перламутр. Господин, я хотел бы обрить волосы и бороду, надеть жёлтые одежды, оставить жизнь мирскую ради жизни бездомной. Я хотел бы стать учеником Благословенного и принять полное посвящение».

[На это Благословенный спросил:]

«Раттхапала, есть ли у тебя разрешение от родителей оставить жизнь мирскую ради жизни бездомной?»

«Нет, Господин, у меня нет разрешения от моих родителей».

«Раттхапала, Татхагаты не дают посвящения тому, у кого нет разрешения от родителей».

«Господин, я посмотрю, что смогу сделать, чтобы родители разрешили мне оставить жизнь мирскую ради жизни бездомной».

7. И тогда Раттхапала поднялся со своего сиденья и, поклонившись Благословенному, ушёл, обойдя его с правой стороны. Он отправился к своим родителям и сказал им: «Мать, отец, как я понимаю Дхамму, которой обучил Благословенный, — проживая дома, трудно практиковать ведение святой жизни, которая была бы идеальной и чистой, словно отполированный перламутр. Я хочу обрить свои волосы и бороду, надеть жёлтые одежды, оставить жизнь мирскую ради жизни бездомной. Дайте мне разрешение оставить жизнь мирскую ради жизни бездомной».

После этих слов его родители ответили: «Дорогой Раттхапала, ты наш единственный сын, дорогой и любимый. Ты вырос в комфорте, воспитан в комфорте. Ты ничего не знаешь о страдании, дорогой Раттхапала. Даже в случае твоей смерти эта утрата была бы горем для нас, так как же мы можем дать тебе разрешение оставить жизнь мирскую ради жизни бездомной, когда ты ещё жив?»

И во второй раз он сказал им: «Мать, отец, как я понимаю Дхамму, которой обучил Благословенный, — проживая дома, трудно практиковать ведение святой жизни, которая была бы идеальной и чистой, словно отполированный перламутр. Я хочу обрить свои волосы и бороду, надеть жёлтые одежды, оставить жизнь мирскую ради жизни бездомной. Дайте мне разрешение оставить жизнь мирскую ради жизни бездомной».

И во второй раз его родители ответили: «Дорогой Раттхапала, ты наш единственный сын, дорогой и любимый. Ты вырос в комфорте, воспитан в комфорте. Ты ничего не знаешь о страдании, дорогой Раттхапала. Даже в случае твоей смерти эта утрата была бы горем для нас, так как же мы можем дать тебе разрешение оставить жизнь мирскую ради жизни бездомной, когда ты ещё жив?»

И в третий раз он сказал им: «Мать, отец, как я понимаю Дхамму, которой обучил Благословенный, — проживая дома, трудно практиковать ведение святой жизни, которая была бы идеальной и чистой, словно отполированный перламутр. Я хочу обрить свои волосы и бороду, надеть жёлтые одежды, оставить жизнь мирскую ради жизни бездомной. Дайте мне разрешение оставить жизнь мирскую ради жизни бездомной».

И в третий раз его родители ответили: «Дорогой Раттхапала, ты наш единственный сын, дорогой и любимый. Ты вырос в комфорте, воспитан в комфорте. Ты ничего не знаешь о страдании, дорогой Раттхапала. Даже в случае твоей смерти эта утрата была бы горем для нас, так как же мы можем дать тебе разрешение оставить жизнь мирскую ради жизни бездомной, когда ты ещё жив?»

И тогда, так и не получив разрешения от родителей оставить жизнь мирскую, Раттхапала прямо на том самом месте лёг на пол, сказав: «Вот прямо здесь я либо умру, либо получу разрешение оставить жизнь мирскую».

8. И тогда родители Раттхапалы сказали ему: «Дорогой Раттхапала, ты наш единственный сын, дорогой и любимый. Ты вырос в комфорте, воспитан в комфорте. Ты ничего не знаешь о страдании, дорогой Раттхапала. Вставай, дорогой Раттхапала, ешь, пей, развлекайся. Ты будешь есть, пить, развлекаться, и ты будешь счастлив, наслаждаясь чувственными удовольствиями и совершая добрые дела. Мы не дадим тебе разрешения оставить жизнь мирскую ради жизни бездомной. Даже в случае твоей смерти эта утрата была бы горем для нас, так как же мы можем дать тебе разрешение оставить жизнь мирскую ради жизни бездомной, когда ты ещё жив?»

На это Раттхапала ничего не ответил.

И во второй раз родители Раттхапалы сказали ему: «Дорогой Раттхапала, ты наш единственный сын, дорогой и любимый. Ты вырос в комфорте, воспитан в комфорте. Ты ничего не знаешь о страдании, дорогой Раттхапала. Вставай, дорогой Раттхапала, ешь, пей, развлекайся. Ты будешь есть, пить, развлекаться, и ты будешь счастлив, наслаждаясь чувственными удовольствиями и совершая добрые дела. Мы не дадим тебе разрешения оставить жизнь мирскую ради жизни бездомной. Даже в случае твоей смерти эта утрата была бы горем для нас, так как же мы можем дать тебе разрешение оставить жизнь мирскую ради жизни бездомной, когда ты ещё жив?»

И во второй раз Раттхапала ничего не ответил.

И в третий раз родители Раттхапалы сказали ему: «Дорогой Раттхапала, ты наш единственный сын, дорогой и любимый. Ты вырос в комфорте, воспитан в комфорте. Ты ничего не знаешь о страдании, дорогой Раттхапала. Вставай, дорогой Раттхапала, ешь, пей, развлекайся. Ты будешь есть, пить, развлекаться, и ты будешь счастлив, наслаждаясь чувственными удовольствиями и совершая добрые дела. Мы не дадим тебе разрешения оставить жизнь мирскую ради жизни бездомной. Даже в случае твоей смерти эта утрата была бы горем для нас, так как же мы можем дать тебе разрешение оставить жизнь мирскую ради жизни бездомной, когда ты ещё жив?»

И в третий раз Раттхапала ничего не ответил.

9. Тогда родители Раттхапалы отправились к его друзьям и сказали им: «Дорогие, Раттхапала лёг на пол, сказав так: «Вот прямо здесь я либо умру, либо получу разрешение оставить жизнь мирскую». Пожалуйста, почтенные, пойдите к Раттхапале и скажите ему: «Друг Раттхапала, ты единственный сын своих родителей, дорогой и любимый. Ты вырос в комфорте, воспитан в комфорте. Ты ничего не знаешь о страдании, дорогой Раттхапала. Вставай, дорогой Раттхапала, ешь, пей, развлекайся. Ты будешь есть, пить, развлекаться, и ты будешь счастлив, наслаждаясь чувственными удовольствиями и совершая добрые дела. Твои родители не разрешают тебе оставить жизнь мирскую ради жизни бездомной. Даже в случае твоей смерти эта утрата была бы горем для твоих родителей, так как же они могут дать тебе разрешение оставить жизнь мирскую ради жизни бездомной, когда ты ещё жив?»»

10. И тогда друзья представителя клана Раттхапалы отправились к нему и сказали: «Друг Раттхапала, ты единственный сын своих родителей, дорогой и любимый. Ты вырос в комфорте, воспитан в комфорте. Ты ничего не знаешь о страдании, дорогой Раттхапала. Вставай, дорогой Раттхапала, ешь, пей, развлекайся. Ты будешь есть, пить, развлекаться, и ты будешь счастлив, наслаждаясь чувственными удовольствиями и совершая добрые дела. Твои родители не разрешают тебе оставить жизнь мирскую ради жизни бездомной. Даже в случае твоей смерти эта утрата была бы горем для твоих родителей, так как же они могут дать тебе разрешение оставить жизнь мирскую ради жизни бездомной, когда ты ещё жив?»

На это Раттхапала ничего не ответил.

И во второй раз его друзья сказали ему: «Друг Раттхапала, ты единственный сын своих родителей, дорогой и любимый. Ты вырос в комфорте, воспитан в комфорте. Ты ничего не знаешь о страдании, дорогой Раттхапала. Вставай, дорогой Раттхапала, ешь, пей, развлекайся. Ты будешь есть, пить, развлекаться, и ты будешь счастлив, наслаждаясь чувственными удовольствиями и совершая добрые дела. Твои родители не разрешают тебе оставить жизнь мирскую ради жизни бездомной. Даже в случае твоей смерти эта утрата была бы горем для твоих родителей, так как же они могут дать тебе разрешение оставить жизнь мирскую ради жизни бездомной, когда ты ещё жив?»

И во второй раз Раттхапала ничего не ответил.

И в третий раз его друзья сказали ему: «Друг Раттхапала, ты единственный сын своих родителей, дорогой и любимый. Ты вырос в комфорте, воспитан в комфорте. Ты ничего не знаешь о страдании, дорогой Раттхапала. Вставай, дорогой Раттхапала, ешь, пей, развлекайся. Ты будешь есть, пить, развлекаться, и ты будешь счастлив, наслаждаясь чувственными удовольствиями и совершая добрые дела. Твои родители не разрешают тебе оставить жизнь мирскую ради жизни бездомной. Даже в случае твоей смерти эта утрата была бы горем для твоих родителей, так как же они могут дать тебе разрешение оставить жизнь мирскую ради жизни бездомной, когда ты ещё жив?»

И в третий раз Раттхапала ничего не ответил.

11. Тогда друзья Раттхапалы отправились к его родителям и сказали им: «Почтенные мать и отец, Раттхапала лежит там на полу, сказав: «Вот прямо здесь я либо умру, либо получу разрешение оставить жизнь мирскую». Если вы не дадите ему своего разрешения оставить жизнь мирскую ради жизни бездомной, то он прямо там и умрёт. Но если вы дадите ему своё разрешение, то вы будете видеть его после того, как он получит посвящение. А если ему не понравится бездомная жизнь, то что он сможет поделать, кроме как вернуться сюда? Так дайте ему разрешение оставить жизнь мирскую ради жизни бездомной».

«В таком случае, дорогие, мы даём Раттхапале разрешение оставить жизнь мирскую ради жизни бездомной. Но когда он получит посвящение, он должен навестить своих родителей».

И тогда друзья Раттхапалы отправились к нему и сказали: «Вставай, друг Раттхапала. Твои родители разрешили тебе оставить жизнь мирскую ради жизни бездомной. Но когда ты получишь посвящение, ты должен навестить своих родителей».

12. Раттхапала поднялся и, как только набрался сил, отправился к Благословенному. Поклонившись ему, он сел рядом и сказал: «Господин, я получил разрешение от родителей оставить жизнь мирскую ради жизни бездомной. Пусть Благословенный даст мне посвящение». И молодой человек Раттхапала стал учеником Благословенного и принял полное посвящение.

13. И вскоре после того, как Достопочтенный Раттхапала получил полное посвящение, — через две недели после [этого] — Благословенный, побыв в Тхуллакоттхите столько, сколько считал нужным, отправился в Саваттхи. Совершив несколько переходов, он со временем прибыл к Саваттхи, где остановился в Роще Джеты, что в Парке Анатхапиндики.

14. И через некоторое время, пребывая в уединении прилежным, старательным, решительным, Достопочтенный Раттхапала, реализовав для себя прямое знание, здесь и сейчас достиг высочайшей цели святой жизни и пребывал в ней, ради которой благородные люди праведно оставляют жизнь мирскую и ведут жизнь бездомную. Он напрямую познал: «Рождение закончено, святая жизнь прожита, задача выполнена. Не будет более какого-либо состояния вовлечённости». Достопочтенный Раттхапала стал одним из арахантов.

15. И вот Достопочтенный Раттхапала отправился к Благословенному и, поклонившись ему, сел рядом и сказал: «Учитель, я хотел бы навестить своих родителей, если Благословенный мне позволит».

И тогда Благословенный проник своим умом в мысли Раттхапалы. И когда он увидел, что молодой человек Раттхапала не может [уже] оставить практику и вернуться к низшей жизни [мирянина], он сказал ему: «Раттхапала, ты можешь отправляться, как считаешь нужным».

16. И Достопочтенный Раттхапала встал со своего сиденья и, поклонившись Благословенному, ушёл, обойдя его с правой стороны. Затем он привёл в порядок своё жилище, взял чашу и верхнее одеяние и отправился в Тхуллакоттхиту. Странствуя без спешки, со временем он прибыл в Тхуллакоттхиту. Там, в Тхуллакоттхите, он остановился в Парке Мигачиры царя Коравьи. Когда наступило утро, он оделся, взял чашу и верхнее одеяние и отправился за подаянием в Тхуллакоттхиту. Странствуя от дома к дому в Тхуллакоттхите, он пришёл к дому своего отца.

17. В то время отец Достопочтенного Раттхапалы сидел в зале центрального входа, расчёсывая волосы. Когда он издали увидел Достопочтенного Раттхапалу, он[, не узнав его,] сказал: «Эти бритоголовые аскеты заставили нашего единственного сына, дорогого и любимого, отбросить мирскую жизнь». Так в доме своего собственного отца Достопочтенный Раттхапала не получил ни подаяний, ни даже вежливого отказа. Вместо этого он получил только оскорбления.

18. И тогда рабыня, принадлежавшая одному из его родственников, собиралась выбросить старую кашу. Увидев это, Достопочтенный Раттхапала сказал ей: «Сестра, если это на выброс, то лучше положи это в мою чашу, вот сюда». И когда она так делала, она распознала характерные черты его рук, его ног и его голос. И тогда она отправилась к его матери и сказала: «Моя госпожа, знайте же, что Раттхапала, сын моего господина, вернулся».

«Не может быть! – [воскликнула мать Достопочтенного Раттхапалы,] — Если всё так и есть, то ты больше не рабыня!»

И тогда мать Достопочтенного Раттхапалы отправилась к его отцу и сказала: «Муж мой, знай же: люди говорят, будто Раттхапала вернулся».

19. И в тот момент Достопочтенный Раттхапала ел старую кашу[, сидя] возле стены одного из домов. Его отец подошёл к нему и сказал: «Раттхапала, мой дорогой, в самом деле это ты… и ты ешь эту старую кашу! Как будто у тебя нет родного дома?»

[На это Достопочтенный Раттхапала ответил:]

«Как у меня может быть дом, мирянин, когда я оставил жизнь мирскую ради жизни бездомной? Я бездомный, мирянин. Я пришёл в твой дом, но не получил ни подаяний, ни даже вежливого отказа. Вместо этого я получил только оскорбления».

«Ну же, дорогой Раттхапала, пойдём в дом», — [сказал его отец].

[Достопочтенный Раттхапала ответил:]

«Мне хватит, мирянин. Мой приём пищи на сегодня закончен».

[Тогда отец Достопочтенного Раттхапалы сказал:]

«Тогда, дорогой Раттхапала, согласись принять приглашение на завтрашний обед!»

Достопочтенный Раттхапала молча согласился.

20. И тогда, зная, что Достопочтенный Раттхапала согласился, его отец отправился обратно в свой дом, где собрал золотые монеты и золотые слитки в большую кучу и накрыл её ковриками. Затем он сказал бывшим жёнам Раттхапалы: «Ну же, невестки, украсьте себя украшениями так, как это особенно нравилось Раттхапале».

21. И когда ночь подошла к концу, отец Достопочтенного Раттхапалы приготовил разнообразную превосходную пищу в своём доме и объявил Достопочтенному Раттхапале: «Время пришло, Раттхапала, кушанье готово».

22. И тогда, утром, Достопочтенный Раттхапала оделся, взял чашу и верхнее одеяние и отправился в дом своего отца, где сел на подготовленное сиденье. И тогда отец раскрыл груду золотых монет и золотых слитков и сказал: «Дорогой Раттхапала, это всё — твоё; и ещё есть отцовское состояние, которое тоже твоё; и [кроме того] ещё — твоё состояние, которое ты унаследовал. Дорогой Раттхапала, ты можешь наслаждаться богатством и совершать добрые дела. Ну же, дорогой, отбрось [монашескую] практику и возвращайся к низшей жизни [мирянина], наслаждайся богатством и совершай добрые дела».

[На это Достопочтенный Раттхапала сказал:]

«Мирянин, если бы ты послушался моего совета, то ты бы взял и погрузил эту груду золотых монет и золотых слитков на повозки и сбросил бы в реку Ганг. И почему? Потому что, мирянин, всё это ведёт лишь к печали, стенанию, горю, грусти и отчаянию».

23. И тогда бывшие жёны Раттхапалы игриво шлёпнули его по ногам и сказали: «Дорогой наш жених, какие же они, эти небесные нимфы, ради которых ты ведёшь святую жизнь?»

«Сёстры, я веду святую жизнь не ради нимф».

«Дорогой наш жених назвал нас сёстрами!» — воскликнули они и упали в обморок.

24. И тогда Достопочтенный Раттхапала сказал своему отцу: «Мирянин, если есть пища, которую ты хотел бы дать, то давай её. Не утомляй меня».

«Кушай же, тогда, дорогой Раттхапала, обед готов».

И тогда отец Достопочтенного Раттхапалы своими собственными руками обслужил его превосходной различной пищей. Когда Достопочтенный Раттхапала поел и убрал руки от чаши, он встал и произнёс эти строфы:

25. «Узри сию наряженную куклу —
Болячками составленное тело,
Предмет болезней, беспокойства,
И нет устойчивости в нём.

Узри эту наряженную статуэтку,
Всю в драгоценностях, в серьгах.
Но то скелет лишь, что обтянут кожей,
Красив он лишь из-за одежды.

Раскрашены хной его стопы,
Пудрой присыпано лицо —
Лишь дурака это уводит в заблуждение,
А не того, кто ищет переправы.

Причёска из восьми косичек,
Тушью подведены глаза —
Лишь дурака это уводит в заблуждение,
А не того, кто ищет переправы.

Украшено то тело грязное,
Подобно расписному горшку —
Лишь дурака это уводит в заблуждение,
А не того, кто ищет переправы.

Охотник выставил наживку,
Но избежал её олень.
Съев всю приманку, мы уходим,
В рыданиях охотников оставив».

26. После того как Достопочтенный Раттхапала встал и произнёс эти строфы, он отправился в Парк Мигачиры царя Коравьи и сел под дерево, чтобы провести [там] остаток дня.

27. И в то время царь Коравья обратился к своему леснику: «Дорогой лесник, почисти Парк Мигачиры, так чтобы мы могли отправиться в парк чтобы веселиться и лицезреть приятные виды».

«Да, Ваше Величество», — ответил лесник.

Совершая уборку в Парке Мигачиры, он увидел Достопочтенного Раттхапалу, сидящего под деревом, проводя там остаток дня. Тогда лесник отправился к царю Коравье и сказал ему: «Ваше Величество, Парк Мигачира почищен. Под одним из деревьев там сидит наследник главенствующего клана Раттхапала, о ком вы всегда высоко отзывались, проводя там остаток дня».

[На это цаь Коравья сказал:]

«Хорошо, дорогой лесник, веселье сегодня отменяется. Теперь мы отправимся выразить почтение этому Господину Раттхапале».

28. И сказав: «Раздарите всю еду, что была приготовлена», — царь Коравья подготовил несколько экипажей и, взойдя в один из них, отправился из Тхуллакоттхиты со всем царским великолепием в сопровождении остальных экипажей навестить Достопочтенного Раттхапалу. Он ехал, покуда дорога была проезжей, а затем спешился и пошёл пешком в сопровождении свиты к тому месту, где сидел Достопочтенный Раттхапала. Он обменялся с Достопочтенным Раттхапалой вежливыми приветствиями и после этого встал рядом, сказав: «Вот попона [со спины] слона. Пожалуйста, Господин Раттхапала, сядь на неё».

[Достопочтенный Раттхапала ответил:]

«Нет в этом необходимости, великий царь. Садись сам. У меня есть своё покрывало».

Царь Коравья сел на подготовленное сиденье и сказал:

29. «Господин Раттхапала, есть четыре вида утраты. Пережив эти четыре вида утраты, некоторые люди обривают волосы и бороды, надевают жёлтые одежды, оставляют жизнь мирскую ради жизни бездомной. Вот эти четыре вида утраты:

  • утрата в результате старости,
  • утрата в результате болезни,
  • утрата богатства,
  • утрата родных.

30. И что такое утрата в результате старости? Вот, Господин Раттхапала, некий человек стар, отягощён годами, много прожил, дни его подходят к концу. Он рассуждает так: «Я стар, отягощён годами, много прожил, мои дни подходят к концу. Непросто мне отныне обрести благополучие или увеличить то благополучие, что уже приобретено. Что, если я обрею волосы и бороду, надену жёлтые одежды, оставлю жизнь мирскую ради жизни бездомной?» Пережив утрату в результате старости, он обривает волосы и бороду, надевает жёлтые одежды, оставляет жизнь мирскую ради жизни бездомной. Это называется утратой в результате старости.

Но Господин Раттхапала всё ещё молод, его волосы черны, он наделён благословением молодости, [находится] на первом этапе жизни. Господину Раттхапале незнакома утрата в результате старости. Что же он познал или увидел либо услышал, что он оставил жизнь мирскую ради жизни бездомной?

31. И что такое утрата в результате болезни? Вот, Господин Раттхапала, некий человек нездоров, поражён болезнью, серьёзно болен. Он рассуждает так: «Я нездоров, поражён болезнью, серьёзно болен. Непросто мне отныне обрести благополучие или увеличить то благополучие, что уже приобретено. Что, если я обрею волосы и бороду, надену жёлтые одежды, оставлю жизнь мирскую ради жизни бездомной?» Пережив утрату в результате болезни, он обривает волосы и бороду, надевает жёлтые одежды, оставляет жизнь мирскую ради жизни бездомной. Это называется утратой в результате болезни.

Но Господин Раттхапала лишён болезней и недугов. У него хорошее пищеварение, не слишком вялое, не слишком активное, но среднее. Господину Раттхапале незнакома утрата в результате болезни. Что же он познал или увидел либо услышал, что он оставил жизнь мирскую ради жизни бездомной?

32. И что такое утрата богатства? Вот, Господин Раттхапала, некий человек богат, имеет много вещей, много имущества. Постепенно его богатство истощается. Он рассуждает так: «Прежде я был богат, имел много вещей, много имущества. Постепенно моё богатство истощилось. Непросто мне отныне обрести благополучие или увеличить то благополучие, что уже приобретено. Что, если я обрею волосы и бороду, надену жёлтые одежды, оставлю жизнь мирскую ради жизни бездомной?» Пережив утрату богатства, он обривает волосы и бороду, надевает жёлтые одежды, оставляет жизнь мирскую ради жизни бездомной. Это называется утратой богатства.

Но Господин Раттхапала — наследник клана, который главенствует в Тхуллакоттхите. Господину Раттхапале незнакома утрата богатства. Что же он познал или увидел либо услышал, что он оставил жизнь мирскую ради жизни бездомной?

33. И что такое утрата родных? Вот, Господин Раттхапала, у некоего человека много друзей и товарищей, родных и родственников. Постепенно число его близких сокращается. Он рассуждает так: «Прежде у меня было много друзей и товарищей, родных и родственников. Постепенно число моих близких сократилось. Непросто мне отныне обрести благополучие или увеличить то благополучие, что уже приобретено. Что, если я обрею волосы и бороду, надену жёлтые одежды, оставлю жизнь мирскую ради жизни бездомной?» Пережив утрату родных, он обривает волосы и бороду, надевает жёлтые одежды, оставляет жизнь мирскую ради жизни бездомной. Это называется утратой родных.

Но у Господина Раттхапалы множество друзей и товарищей, родных и родственников в Тхуллакоттхите. Господину Раттхапале незнакома утрата родных. Что же он познал или увидел либо услышал, что он оставил жизнь мирскую ради жизни бездомной?

34. Господин Раттхапала, таковы эти четыре вида утраты. Пережив эти четыре вида утраты, некоторые люди обривают волосы и бороды, надевают жёлтые одежды, оставляют жизнь мирскую ради жизни бездомной. Господину Раттхапале незнакома ни одна из них. Что же такое он познал или увидел либо услышал, что оставил жизнь мирскую ради жизни бездомной?»

ЧЕТЫРЕ ПОСТУЛАТА ДХАММЫ

35. [Достопочтенный Раттхапала сказал:]

«Великий царь, есть четыре постулата Дхаммы, которым научил Благословенный — тот, кто знает и видит, совершенный и полностью просветлённый. Узнав и увидев их, я оставил жизнь мирскую ради жизни бездомной. Вот эти четыре постулата Дхаммы:

36. (1) «Жизнь в любом из миров неустойчива, она неизбежно будет сметена прочь».

Таков первый постулат Дхаммы, которому научил Благословенный — тот, кто знает и видит, совершенный и полностью просветлённый. Узнав и увидев это, я оставил жизнь мирскую ради жизни бездомной.

(2) «Жизнь в любом из миров не имеет укрытия и защитника».

Таков второй постулат Дхаммы, которому научил Благословенный — тот, кто знает и видит, совершенный и полностью просветлённый. Узнав и увидев это, я оставил жизнь мирскую ради жизни бездомной.

(3) «Жизнь в любом из миров лишена чего-либо, что бы нам принадлежало; нужно оставить всё и идти дальше».

Таков третий постулат Дхаммы, которому научил Благословенный — тот, кто знает и видит, совершенный и полностью просветлённый. Узнав и увидев это, я оставил жизнь мирскую ради жизни бездомной.

(4) «Жизнь в любом из миров неполноценна, ненасытна, порабощена страстным желанием».

Таков четвёртый постулат Дхаммы, которому научил Благословенный — тот, кто знает и видит, совершенный и полностью просветлённый. Узнав и увидев это, я оставил жизнь мирскую ради жизни бездомной.

37. Таковы, великий царь, эти четыре постулата Дхаммы, которым научил Благословенный — тот, кто знает и видит, совершенный и полностью просветлённый. Узнав и увидев их, я оставил жизнь мирскую ради жизни бездомной».

38. [Тогда царь Коравья спросил:]

«Господин Раттхапала сказал: «Жизнь в любом из миров неустойчива, она неизбежно будет сметена прочь». Как следует понимать смысл этого утверждения?»

[В ответ Достопочтенный Раттхапала задал царю Коравье вопрос:]

«Скажи, великий царь, когда тебе было двадцать или двадцать пять лет, был ли ты искусен в езде на слонах, езде на лошадях, езде на колесницах, в стрельбе из лука, во владении мечом; был ли ты силён в руках и ногах, был ли ты выносливым и ловким в битве?»

[Царь Коравья ответил:]

«Когда мне было двадцать или двадцать пять лет, Господин Раттхапала, я был искусен в езде на слонах, езде на лошадях, езде на колесницах, в стрельбе из лука, во владении мечом; я был силён в руках и ногах, я был выносливым и ловким в битве. Иногда я удивляюсь, не было ли в те времена у меня сверхъестественной силы. Я не вижу никого, кто [в те времена] мог бы сравниться со мной в силе».

«Скажи, великий царь, а сейчас силён ли ты в руках и ногах, вынослив и ловок ли ты в битве точно так же, как тогда?»

«Нет, Господин Раттхапала. Сейчас я стар, отягощён годами, много прожил, мои дни подходят к концу. Мне пошёл уж восьмидесятый год. Иногда я хочу поставить свою ногу на какое-то место, а вместо этого ставлю её не туда».

«Великий царь, именно по этой причине Благословенный — тот, кто знает и видит, совершенный и полностью просветлённый — сказал: «Жизнь в любом из миров неустойчива, она неизбежно будет сметена прочь». Узнав и увидев это, я оставил жизнь мирскую ради жизни бездомной».»

«Удивительно, Господин Раттхапала, как чудесно и как хорошо выразил это Благословенный — тот, кто знает и видит, совершенный и полностью просветлённый: «Жизнь в любом из миров неустойчива, она неизбежно будет сметена прочь». В самом деле, так всё и есть!

39. Господин Раттхапала, у меня при дворе есть боевые слоны, кавалерия, боевые колесницы и пехота, которые помогут устранить любые угрозы нам. А Господин Раттхапала сказал: «Жизнь в любом из миров не имеет укрытия и защитника». Как следует понимать смысл этого утверждения?»

«Скажи, великий царь, есть ли у тебя какие-либо хронические заболевания?»

«У меня хроническое заболевание, связанное с нарушением элемента ветра, Господин Раттхапала. Иногда мои друзья и товарищи, родня и родственники стоят вокруг меня и думают: «Сейчас царь Коравья умрёт, сейчас царь Коравья скончается!»»

«Скажи, великий царь, мог бы ты приказать своим друзьям и товарищам, родне и родственникам: «Ну же, мои дорогие друзья и товарищи, родня и родственники! Все здесь присутствующие, разделите со мной это болезненное чувство, так чтобы моя боль стала меньше»? Или же тебе приходится переживать боль самому?»

«Я не могу дать такое приказание своим друзьям и товарищам, родне и родственникам, Господин Раттхапала. Мне приходится переживать боль самому».

«Великий царь, именно по этой причине Благословенный — тот, кто знает и видит, совершенный и полностью просветлённый — сказал: «Жизнь в любом из миров не имеет укрытия и защитника». Узнав и увидев это, я оставил жизнь мирскую ради жизни бездомной».

«Удивительно, Господин Раттхапала, как чудесно и как хорошо выразил это Благословенный — тот, кто знает и видит, совершенный и полностью просветлённый: «Жизнь в любом из миров не имеет укрытия и защитника». В самом деле, так всё и есть!

40. Господин Раттхапала, моя казна полна золотых монет и слитков золота, что хранятся в подвалах и хранилищах. А Господин Раттхапала сказал: «Жизнь в любом из миров лишена чего-либо, что бы нам принадлежало; нужно оставить всё и идти дальше». Как следует понимать смысл этого утверждения?»

«Скажи, великий царь, вот сейчас ты наслаждаешься собой, будучи снабжённым и наделённым пятью видами чувственных удовольствий, но сможешь ли ты сохранить их для следующей жизни: «Пусть и в следующей жизни я точно так же буду наслаждаться собой, будучи снабжённым и наделённым этими же самыми пятью видами чувственных удовольствий»? Или же другие заберут это имущество, тогда как тебе придётся проследовать далее [в следующий мир] в соответствии со своими собственными поступками?»

«Я не смогу сохранить их для следующей жизни, Господин Раттхапала. Напротив, другие заберут это имущество, тогда как мне придётся проследовать далее [в следующий мир] в соответствии со своими собственными поступками».

«Великий царь, именно по этой причине Благословенный — тот, кто знает и видит, совершенный и полностью просветлённый — сказал: «Жизнь в любом из миров лишена чего-либо, что бы нам принадлежало; нужно оставить всё и идти дальше». Узнав и увидев это, я оставил жизнь мирскую ради жизни бездомной».

«Удивительно, Господин Раттхапала, как чудесно и как хорошо выразил это Благословенный — тот, кто знает и видит, совершенный и полностью просветлённый: «Жизнь в любом из миров лишена чего-либо, что бы нам принадлежало; нужно оставить всё и идти дальше». В самом деле, так всё и есть!

41. Господин Раттхапала сказал: «Жизнь в любом из миров неполноценна, ненасытна, порабощена страстным желанием». Как следует понимать смысл этого утверждения?»

«Скажи, великий царь, правишь ли ты сейчас богатой страной Куру?»

«Да, Господин Раттхапала, это так».

«Скажи, великий царь, если бы надёжный и заслуживающий доверия человек пришёл бы к тебе с востока и сказал: «Знай же, великий царь, что я пришёл с востока и там я видел большую страну, могущественную и богатую, многолюдную и переполненную людьми. Там много боевых слонов, много кавалерии, боевых колесниц и пехоты. Там много слоновой кости, много золотых монет и золотых слитков, как обработанных, так и нет. Много женщин, которых можно взять в жёны. С твоими нынешними войсками ты мог бы покорить её. Завоюй же её, великий царь». Что бы ты тогда сделал?»

«Я бы завоевал её и стал бы править, Господин Раттхапала».

«Скажи, великий царь, если бы надёжный и заслуживающий доверия человек пришёл бы к тебе с запада и сказал: «Знай же, великий царь, что я пришёл с запада и там я видел большую страну, могущественную и богатую, многолюдную и переполненную людьми. Там много боевых слонов, много кавалерии, боевых колесниц и пехоты. Там много слоновой кости, много золотых монет и золотых слитков, как обработанных, так и нет. Много женщин, которых можно взять в жёны. С твоими нынешними войсками ты мог бы покорить её. Завоюй же её, великий царь». Что бы ты тогда сделал?»

«Я бы завоевал её и стал бы править, Господин Раттхапала».

«Скажи, великий царь, если бы надёжный и заслуживающий доверия человек пришёл бы к тебе с севера и сказал: «Знай же, великий царь, что я пришёл с севера и там я видел большую страну, могущественную и богатую, многолюдную и переполненную людьми. Там много боевых слонов, много кавалерии, боевых колесниц и пехоты. Там много слоновой кости, много золотых монет и золотых слитков, как обработанных, так и нет. Много женщин, которых можно взять в жёны. С твоими нынешними войсками ты мог бы покорить её. Завоюй же её, великий царь». Что бы ты тогда сделал?»

«Я бы завоевал её и стал бы править, Господин Раттхапала».

«Скажи, великий царь, если бы надёжный и заслуживающий доверия человек пришёл бы к тебе с юга и сказал: «Знай же, великий царь, что я пришёл с юга и там я видел большую страну, могущественную и богатую, многолюдную и переполненную людьми. Там много боевых слонов, много кавалерии, боевых колесниц и пехоты. Там много слоновой кости, много золотых монет и золотых слитков, как обработанных, так и нет. Много женщин, которых можно взять в жёны. С твоими нынешними войсками ты мог бы покорить её. Завоюй же её, великий царь». Что бы ты тогда сделал?»

«Я бы завоевал её и стал бы править, Господин Раттхапала».

«Великий царь, именно по этой причине Благословенный — тот, кто знает и видит, совершенный и полностью просветлённый — сказал: «Жизнь в любом из миров неполноценна, ненасытна, порабощена страстным желанием». Узнав и увидев это, я оставил жизнь мирскую ради жизни бездомной».

«Удивительно, Господин Раттхапала, как чудесно и как хорошо выразил это Благословенный — тот, кто знает и видит, совершенный и полностью просветлённый: «Жизнь в любом из миров неполноценна, ненасытна, порабощена страстным желанием». В самом деле, так всё и есть!»

42. После этого Достопочтенный Раттхапала добавил:

«Богатых в этом мире вижу я,
Кто по неведению не делится добром,
Скрывая жадно всё своё богатство,
Желая чувственной услады вновь.

Властитель, силой покоривший землю,
Страною правит вплоть до океана,
И всё же, недовольный этим краем,
Желает дальний берег получить.

Но и не только царь — другие люди
Встречают смерть с неутолённой жаждой
И в недовольстве оставляют тело,
С желаньем к миру неослабшим.

Родня рвёт волосы и плачет:
«Ох, ах! Наш милый-драгоценный мёртв!»
Несут завёрнутое в саван тело,
Чтоб сжечь на погребальном же костре.

Одетый в саван, оставляет он богатство,
Толкаемый шестами, он горит.
И после смерти ни родня, ни друг
Не смогут дать ему прибежище, защиту.

Наследникам достанется богатство,
А он отправится по указанью каммы
И, умерев, ничто не сможет взять с собой —
Ни жён, и ни детей, ни собственных владений.

Долгую жизнь не оплатить монетой,
И процветание старенью не указ.
Жизнь коротка — так говорят все мудрые,
Не знает вечности она, но только перемену.

И нищий и богач почувствуют прикосновение [смерти],
И мудрый и дурак почувствуют его,
Но если глупого накажет его глупость,
То мудрый, встретив смерть свою, не дрогнет.

Мудрость превыше всякого богатства,
Ведь именно она ведёт к концу пути.
Неведением они свершают злодеяния,
Из жизни в жизнь высшую цель теряя.

Перерождаясь, он идёт в утробу,
Возобновляя жизней круговерть,
Другой глупец, вверяя жизнь такому,
Идёт за ним, привязанный, след в след.

И как грабитель, пойманный на взломе,
Страданье понесёт за свой проступок,
Так люди точно в следующей жизни
Страдают из-за собственных деяний.

Услады чувств пестры и восхитительны,
Разнообразно возбуждают ум.
Узрев опасность в чувственных привязках,
Удел бездомный выбрал я, о царь.

Как фрукты в срок свой падают с деревьев,
Так стар и млад теряет это тело.
Я, это осознав, о царь, ушёл из дому,
Ведь жизнь отшельника надёжней».