Маджхима Никая 8
Саллекха Сутта
Стирание

(Английский вариант)

1. Так я слышал. Однажды Благословенный пребывал близ Саваттхи, в Роще Джеты, что в Парке Анатхапиндики.

2. И тогда, вечером, Достопочтенный Маха Чунда вышел из медитации и отправился к Благословенному. Поклонившись Благословенному, он сел рядом и сказал ему:

3. «Учитель, в мире возникают различные воззрения, связанные либо с доктринами о существовании «я», либо с доктринами о вечности или безграничности мира. Происходит ли отбрасывание и оставление этих воззрений в монахе, который находится лишь на начальном этапе практики?»

«Чунда, что касается этих различных возникающих в мире воззрений, связанных либо с доктринами о существовании «я», либо с доктринами о вечности или безграничности мира, то если пять совокупностей, относительно которых эти воззрения возникли, и которые лежат в основе этих воззрений, и к которым эти воззрения проявляются, увидены практикующим так, как они есть в действительности, таким образом: «Это не моё, я не таков, это не моё «я», то тогда происходит отбрасывание и оставление этих воззрений.

Восемь медитативных достижений

Первая джхана

4. Чунда, может быть так, что, будучи отстранённым от чувственных удовольствий, отстранённым от нездоровых состояний ума, некий монах входит в первую джхану и пребывает в ней, что сопровождается думанием об объекте медитации и удержанием внимания на нём, а также радостью и довольством, которые возникли из-за этой отстранённости.

Он может подумать так: «Я пребываю в стирании загрязнений ума». Но не эти достижения называются «стиранием» в Учении Благородных. Эти называются «приятными пребываниями здесь и сейчас» в Учении Благородных.

Вторая джхана

5. Может быть так, что с угасанием думания об объекте медитации и удержания внимания на нём некий монах входит во вторую джхану и пребывает в ней, в которой наличествуют внутренняя уверенность и единение ума, отсутствуют думание и удержание, но есть радость и довольство, которые возникли посредством собранности ума.

Он может подумать так: «Я пребываю в стирании загрязнений ума». Но не эти достижения называются «стиранием» в Учении Благородных. Эти называются «приятными пребываниями здесь и сейчас» в Учении Благородных.

Третья джхана

6. Может быть так, что с угасанием радости некий монах пребывает невозмутимым, осознанным, бдительным и ощущает довольство. Он входит в третью джхану и пребывает в ней, о которой Благородные говорят так: «Он невозмутим, осознан, пребывает в довольстве».

Он может подумать так: «Я пребываю в стирании загрязнений ума». Но не эти достижения называются «стиранием» в Учении Благородных. Эти называются «приятными пребываниями здесь и сейчас» в Учении Благородных.

Четвёртая джхана

7. Может быть так, что с оставлением удовольствия и боли, равно как и с предыдущим угасанием радости и недовольства, некий монах входит в четвёртую джхану и пребывает в ней, которая ни-приятна-ни-болезненна, характерна чистейшей осознанностью из-за равностности.

Он может подумать так: «Я пребываю в стирании загрязнений ума». Но не эти достижения называются «стиранием» в Учении Благородных. Эти называются «приятными пребываниями здесь и сейчас» в Учении Благородных.

Место безграничного пространства

8. Может быть так, что с полным преодолением восприятий форм, с угасанием восприятий, вызываемых органами чувств, не обращающий внимания на восприятие множественности, воспринимая: «пространство безгранично», некий монах входит в место безграничного пространства и пребывает в нём.

Он может подумать так: «Я пребываю в стирании загрязнений ума». Но не эти достижения называются «стиранием» в Учении Благородных. Эти называются «приятными пребываниями здесь и сейчас» в Учении Благородных.

Место безграничного сознания

9. Может быть так, что с полным преодолением места безграничного пространства, воспринимая: «сознание безгранично», некий монах входит в место безграничного сознания и пребывает в нём.

Он может подумать так: «Я пребываю в стирании загрязнений ума». Но не эти достижения называются «стиранием» в Учении Благородных. Эти называются «приятными пребываниями здесь и сейчас» в Учении Благородных.

Место отсутствия всего

10. Может быть так, что с полным преодолением места безграничного сознания, воспринимая: «здесь ничего нет», некий монах входит в место отсутствия всего и пребывает в нём.

Он может подумать так: «Я пребываю в стирании загрязнений ума». Но не эти достижения называются «стиранием» в Учении Благородных. Эти называются «приятными пребываниями здесь и сейчас» в Учении Благородных.

Место ни-восприятия-ни-невосприятия

11. Может быть так, что с полным преодолением места отсутствия всего монах входит в место ни-восприятия-ни-невосприятия и пребывает в нём.

Он может подумать так: «Я пребываю в стирании загрязнений ума». Но не эти достижения называются «стиранием» в Учении Благородных. Эти называются «приятными пребываниями здесь и сейчас» в Учении Благородных.

Стирание

12. Чунда, вот как тебе следует практиковать стирание:

• «Даже если другие будут жестокими, мы не будем жестокими» – вот как следует практиковать стирание.

• «Даже если другие будут убивать живых существ, мы не будем убивать живых существ» – вот как следует практиковать стирание.

• «Даже если другие будут брать то, что им не было дано, мы будем воздерживаться от взятия того, что не дано» – вот как следует практиковать стирание.

• «Даже если другие не будут целомудренными, мы будем целомудренными» – вот как следует практиковать стирание.

• «Даже если другие будут лгать, мы не будем лгать» – вот как следует практиковать стирание.

• «Даже если другие будут говорить со злобой, мы не будем говорить со злобой» – вот как следует практиковать стирание.

• «Даже если другие будут говорить грубо, мы не будем говорить грубо» – вот как следует практиковать стирание.

• «Даже если другие будут сплетничать, мы не будем сплетничать» – вот как следует практиковать стирание.

• «Даже если другие будут алчными, мы не будем алчными» – вот как следует практиковать стирание.

• «Даже если у других будет недоброжелательность, у нас не будет недоброжелательности» – вот как следует практиковать стирание.

• «Даже если у других будут неправильные воззрения, у нас будут правильные воззрения» – вот как следует практиковать стирание.

• «Даже если у других будет неправильное устремление, у нас будет правильное устремление» – вот как следует практиковать стирание.

• «Даже если у других будет неправильная речь, у нас будет правильная речь» – вот как следует практиковать стирание.

• «Даже если у других будут неправильные действия, у нас будут правильные действия» – вот как следует практиковать стирание.

• «Даже если у других будет неправильный образ жизни, у нас будет правильный образ жизни» – вот как следует практиковать стирание.

• «Даже если у других будет неправильное усилие, у нас будет правильное усилие» – вот как следует практиковать стирание.

• «Даже если у других будет неправильная осознанность, у нас будет правильная осознанность» – вот как следует практиковать стирание.

• «Даже если у других будет неправильная собранность ума, у нас будет правильная собранность ума» – вот как следует практиковать стирание.

• «Даже если у других будет неправильное знание, у нас будет правильное знание» – вот как следует практиковать стирание.

• «Даже если у других будет неправильное освобождение, у нас будет правильное освобождение» – вот как следует практиковать стирание.

• «Даже если других будет одолевать лень и апатия, мы будем свободны от лени и апатии» – вот как следует практиковать стирание.

• «Даже если другие будут неугомонными, мы не будем неугомонными» – вот как следует практиковать стирание.

• «Даже если другие будут сомневающимися, мы выйдем за пределы сомнения» – вот как следует практиковать стирание.

• «Даже если другие будут злыми, мы не будем злыми» – вот как следует практиковать стирание.

• «Даже если другие будут негодующими, мы не будем негодующими» – вот как следует практиковать стирание.

• «Даже если другие будут презрительными, мы не будем презрительными» – вот как следует практиковать стирание.

• «Даже если другие будут высокомерными, мы не будем высокомерными» – вот как следует практиковать стирание.

• «Даже если другие будут завистливыми, мы не будем завистливыми» – вот как следует практиковать стирание.

• «Даже если другие будут скупыми, мы не будем скупыми» – вот как следует практиковать стирание.

• «Даже если другие будут неискренними, мы будем искренними» – вот как следует практиковать стирание.

• «Даже если другие будут лживыми, мы не будем лживыми» – вот как следует практиковать стирание.

• «Даже если другие будут неуправляемыми, мы будем послушными» – вот как следует практиковать стирание.

• «Даже если другие будут наглыми, мы не будем наглыми» – вот как следует практиковать стирание.

• «Даже если другим будет трудно делать замечания, нам будет легко делать замечания» – вот как следует практиковать стирание.

• «Даже если у других будут плохие друзья, у нас будут хорошие друзья» – вот как следует практиковать стирание.

• «Даже если другие будут беспечными, мы будем прилежными» – вот как следует практиковать стирание.

• «Даже если другие будут нетверды в следовании пути, мы будем тверды в следовании пути» – вот как следует практиковать стирание.

• «Даже если другие будут бесстыдными, мы будем действовать со скромностью» – вот как следует практиковать стирание.

• «Даже если другие не будут бояться совершить проступок, мы будем бояться совершить проступок» – вот как следует практиковать стирание.

• «Даже если у других не будет стремления к знанию, мы будем взращивать великую учёность» – вот как следует практиковать стирание.

• «Даже если другие будут ленивыми, мы будем усердными» – вот как следует практиковать стирание.

• «Даже если другие будут неосознанными, мы будем утверждены в осознанности» – вот как следует практиковать стирание.

• «Даже если у других не будет мудрости, мы будем обладать мудростью» – вот как следует практиковать стирание.

• «Даже если другие будут привязаны к собственным воззрениям, прочно за них держаться и оставлять их с трудом, мы не будем привязаны к собственным воззрениям, не будем прочно за них держаться, но будем оставлять их с лёгкостью» – вот как следует практиковать стирание.

Намерение

13. Чунда, я говорю тебе, что даже намерение пребывать в здоровых состояниях ума является великим благом, так что уж говорить о телесных и словесных поступках, соответствующих такому состоянию ума? Поэтому, Чунда:

• Следует намереваться так: «Даже если другие будут жестокими, мы не будем жестокими».

• Следует намереваться так: «Даже если другие будут убивать живых существ, мы будем воздерживаться от убийства живых существ».

• Следует намереваться так: «Даже если другие будут брать то, что им не было дано, мы будем воздерживаться от взятия того, что не дано».

• Следует намереваться так: «Даже если другие не будут целомудренными, мы будем целомудренными».

• Следует намереваться так: «Даже если другие будут лгать, мы не будем лгать».

• Следует намереваться так: «Даже если другие будут говорить со злобой, мы не будем говорить со злобой».

• Следует намереваться так: «Даже если другие будут говорить грубо, мы не будем говорить грубо».

• Следует намереваться так: «Даже если другие будут сплетничать, мы не будем сплетничать».

• Следует намереваться так: «Даже если другие будут алчными, мы не будем алчными».

• Следует намереваться так: «Даже если у других будет недоброжелательность, у нас не будет недоброжелательности».

• Следует намереваться так: «Даже если у других будут неправильные воззрения, у нас будут правильные воззрения».

• Следует намереваться так: «Даже если у других будет неправильное устремление, у нас будет правильное устремление».

• Следует намереваться так: «Даже если у других будет неправильная речь, у нас будет правильная речь».

• Следует намереваться так: «Даже если у других будут неправильные действия, у нас будут правильные действия».

• Следует намереваться так: «Даже если у других будет неправильный образ жизни, у нас будет правильный образ жизни».

• Следует намереваться так: «Даже если у других будет неправильное усилие, у нас будет правильное усилие».

• Следует намереваться так: «Даже если у других будет неправильная осознанность, у нас будет правильная осознанность».

• Следует намереваться так: «Даже если у других будет неправильная собранность ума, у нас будет правильная собранность ума».

• Следует намереваться так: «Даже если у других будет неправильное знание, у нас будет правильное знание».

• Следует намереваться так: «Даже если у других будет неправильное освобождение, у нас будет правильное освобождение».

• Следует намереваться так: «Даже если других будет одолевать лень и апатия, мы будем свободны от лени и апатии».

• Следует намереваться так: «Даже если другие будут неугомонными, мы не будем неугомонными».

• Следует намереваться так: «Даже если другие будут сомневающимися, мы выйдем за пределы сомнения».

• Следует намереваться так: «Даже если другие будут злыми, мы не будем злыми».

• Следует намереваться так: «Даже если другие будут негодующими, мы не будем негодующими».

• Следует намереваться так: «Даже если другие будут презрительными, мы не будем презрительными».

• Следует намереваться так: «Даже если другие будут высокомерными, мы не будем высокомерными».

• Следует намереваться так: «Даже если другие будут завистливыми, мы не будем завистливыми».

• Следует намереваться так: «Даже если другие будут скупыми, мы не будем скупыми».

• Следует намереваться так: «Даже если другие будут неискренними, мы будем искренними».

• Следует намереваться так: «Даже если другие будут лживыми, мы не будем лживыми».

• Следует намереваться так: «Даже если другие будут неуправляемыми, мы будем послушными».

• Следует намереваться так: «Даже если другие будут наглыми, мы не будем наглыми».

• Следует намереваться так: «Даже если другим будет трудно делать замечания, нам будет легко делать замечания».

• Следует намереваться так: «Даже если у других будут плохие друзья, у нас будут хорошие друзья».

• Следует намереваться так: «Даже если другие будут беспечными, мы будем прилежными».

• Следует намереваться так: «Даже если другие будут нетверды в следовании пути, мы будем тверды в следовании пути».

• Следует намереваться так: «Даже если другие будут бесстыдными, мы будем действовать со скромностью».

• Следует намереваться так: «Даже если другие не будут бояться совершить проступок, мы будем бояться совершить проступок».

• Следует намереваться так: «Даже если у других не будет стремления к знанию, мы будем взращивать великую учёность».

• Следует намереваться так: «Даже если другие будут ленивыми, мы будем усердными».

• Следует намереваться так: «Даже если другие будут неосознанными, мы будем утверждены в осознанности».

• Следует намереваться так: «Даже если у других не будет мудрости, мы будем обладать мудростью».

• Следует намереваться так: «Даже если другие будут привязаны к собственным воззрениям, прочно за них держаться и оставлять их с трудом, мы не будем привязаны к собственным воззрениям, не будем прочно за них держаться, но будем оставлять их с лёгкостью».

Избегание

14. Чунда, представь неровный путь и другой, ровный путь, идя которым можно было бы избежать путешествия по неровному. И представь неровный брод и другой, ровный брод, идя которым можно было бы избежать перехода по неровному. Точно так же:

• Тот, кто жесток, имеет выбор не быть жестоким, и таким образом избежать жестокости.

• Тот, кто убивает живых существ, имеет выбор не убивать, и таким образом избежать убийства.

• Тот, кто берёт то, что ему не было дано, имеет выбор не брать то, что ему не было дано, и таким образом избежать воровства.

• Тот, кто не соблюдает целомудрия, имеет выбор соблюдать целомудрие, и таким образом избежать нецеломудрия.

• Тот, кто лжёт, имеет выбор не лгать, и таким образом избежать лжи.

• Тот, кто говорит со злобой, имеет выбор не говорить со злобой, и таким образом избежать злобы.

• Тот, кто говорит грубо, имеет выбор не говорить грубо, и таким образом избежать грубости.

• Тот, кто сплетничает, имеет выбор не сплетничать, и таким образом избежать сплетен.

• Тот, кто алчен, имеет выбор не потакать алчности, и таким образом избежать алчности.

• Тот, кто недоброжелателен, имеет выбор воздерживаться от недоброжелательности, и таким образом избежать недоброжелательности.

• Тот, у кого неправильные воззрения, имеет выбор придерживаться правильных воззрений, и таким образом избежать неправильных воззрений.

• Тот, у кого неправильное устремление, имеет выбор придерживаться правильного устремления, и таким образом избежать неправильного устремления.

• Тот, у кого неправильная речь, имеет выбор придерживаться правильной речи, и таким образом избежать неправильной речи.

• Тот, у кого неправильные действия, имеет выбор действовать правильно, и таким образом избежать неправильных действий.

• Тот, у кого неправильный образ жизни, имеет выбор придерживаться правильного образа жизни, и таким образом избежать неправильного образа жизни.

• Тот, у кого неправильное усилие, имеет выбор совершать правильное усилие, и таким образом избежать неправильного усилия.

• Тот, у кого неправильная осознанность, имеет выбор практиковать правильную осознанность, и таким образом избежать неправильной осознанности.

• Тот, у кого неправильная собранность ума, имеет выбор культивировать правильную собранность ума, и таким образом избежать неправильной собранности ума.

• Тот, у кого неправильное знание, имеет выбор придерживаться правильного знания, и таким образом избежать неправильного знания.

• Тот, у кого неправильное освобождение, имеет выбор практиковать правильное освобождение, и таким образом избежать неправильного освобождения.

• Тот, у кого сонливость и апатия, имеет выбор не потакать сонливости и апатии, и таким образом избежать сонливости и апатии.

• Тот, у кого неугомонность ума, имеет выбор не потакать неугомонности, и таким образом избежать неугомонности ума.

• Тот, у кого сомнение, имеет выбор не потакать сомнению, и таким образом избежать сомнения.

• Тот, у кого ненависть, имеет выбор не потакать ненависти, и таким образом избежать ненависти.

• Тот, у кого негодование, имеет выбор не потакать негодованию, и таким образом избежать негодования.

• Тот, у кого презрение, имеет выбор не потакать презрению, и таким образом избежать презрения.

• Тот, у кого высокомерность, имеет выбор не потакать высокомерности, и таким образом избежать высокомерности.

• Тот, у кого зависть, имеет выбор не потакать зависти, и таким образом избежать зависти.

• Тот, у кого скупость, имеет выбор не потакать скупости, и таким образом избежать скупости.

• Тот, кто неискренен, имеет выбор быть искренним, и таким образом избежать неискренности.

• Тот, в ком лживость, имеет выбор не быть лживым, и таким образом избежать лживости.

• Тот, кто неуправляем, имеет выбор быть послушным, и таким образом избежать неуправляемости.

• Тот, кто ведёт себя нагло, имеет выбор не вести себя нагло, и таким образом избежать наглости.

• Тот, кто не переносит замечаний, имеет выбор научиться их принимать, и таким образом избежать неприятия замечаний.

• Тот, кто дружит с плохими друзьями, имеет выбор дружить вместо этого с хорошими друзьями, и таким образом избежать плохой дружбы.

• Тот, кто беспечен, имеет выбор практиковать прилежание, и таким образом избежать беспечности.

• Тот, в ком нет преданности пути, имеет выбор быть преданным, и таким образом избежать небрежности в пути.

• Тот, в ком есть бесстыдство, имеет выбор действовать скромностью, и таким образом избежать бесстыдства.

• Тот, кто не боится совершить проступок, имеет выбор избегать совершения проступков, и таким образом избежать отсутствия боязни совершить проступок.

• Тот, у кого нет стремления к знаниям, имеет возможность взрастить в себе великую учёность, и таким образом избежать невежества.

• Тот, кто ленив, имеет выбор взрастить в себе усердие, и таким образом избежать лени.

• Тот, кто неосознан, имеет выбор утвердить в себе осознанность, и таким образом избежать неосознанности.

• Тот, у кого нет мудрости, имеет выбор обрести мудрость, и таким образом избежать отсутствия мудрости.

• Тот, кто привязан к собственным воззрениям, прочно за них держится и оставляет их с трудом, имеет выбор взрастить в себе непривязанность к собственным воззрениям, их неудержание, лёгкость их оставления, и таким образом избежать привязанности к собственным воззрениям, их удержания и трудного их оставления.

Путь, ведущий ввысь

15. Чунда, подобно тому как все неблагие состояния ведут вниз, а все благие состояния ведут ввысь, точно так же:

• Тот, кто жесток, имеет выбор не быть жестоким и тем самым идти ввысь.

• Тот, кто убивает живых существ, имеет выбор не убивать и тем самым идти ввысь.

• Тот, кто берёт то, что ему не было дано, имеет выбор не брать то, что ему не было дано, и тем самым идти ввысь.

• Тот, кто не соблюдает целомудрия, имеет выбор соблюдать целомудрие и тем самым идти ввысь.

• Тот, кто лжёт, имеет выбор не лгать и тем самым идти ввысь.

• Тот, кто говорит со злобой, имеет выбор не говорить со злобой и тем самым идти ввысь.

• Тот, кто говорит грубо, имеет выбор не говорить грубо и тем самым идти ввысь.

• Тот, кто сплетничает, имеет выбор не сплетничать и тем самым идти ввысь.

• Тот, кто алчен, имеет выбор не потакать алчности и тем самым идти ввысь.

• Тот, кто недоброжелателен, имеет выбор воздерживаться от недоброжелательности и тем самым идти ввысь.

• Тот, у кого неправильные воззрения, имеет выбор придерживаться правильных воззрений и тем самым идти ввысь.

• Тот, у кого неправильное устремление, имеет выбор придерживаться правильного устремления и тем самым идти ввысь.

• Тот, у кого неправильная речь, имеет выбор придерживаться правильной речи и тем самым идти ввысь.

• Тот, у кого неправильные действия, имеет выбор действовать правильно и тем самым идти ввысь.

• Тот, у кого неправильный образ жизни, имеет выбор придерживаться правильного образа жизни и тем самым идти ввысь.

• Тот, у кого неправильное усилие, имеет выбор совершать правильное усилие и тем самым идти ввысь.

• Тот, у кого неправильная осознанность, имеет выбор практиковать правильную осознанность и тем самым идти ввысь.

• Тот, у кого неправильная собранность ума, имеет выбор культивировать правильную собранность ума и тем самым идти ввысь.

• Тот, у кого неправильное знание, имеет выбор придерживаться правильного знания и тем самым идти ввысь.

• Тот, у кого неправильное освобождение, имеет выбор практиковать правильное освобождение и тем самым идти ввысь.

• Тот, у кого сонливость и апатия, имеет выбор не потакать сонливости и апатии и тем самым идти ввысь.

• Тот, у кого неугомонность ума, имеет выбор не потакать неугомонности и тем самым идти ввысь.

• Тот, у кого сомнение, имеет выбор не потакать сомнению и тем самым идти ввысь.

• Тот, у кого ненависть, имеет выбор не потакать ненависти и тем самым идти ввысь.

• Тот, у кого негодование, имеет выбор не потакать негодованию и тем самым идти ввысь.

• Тот, у кого презрение, имеет выбор не потакать презрению и тем самым идти ввысь.

• Тот, у кого высокомерность, имеет выбор не потакать высокомерности и тем самым идти ввысь.

• Тот, у кого зависть, имеет выбор не потакать зависти и тем самым идти ввысь.

• Тот, у кого скупость, имеет выбор не потакать скупости и тем самым идти ввысь.

• Тот, кто неискренен, имеет выбор быть искренним и тем самым идти ввысь.

• Тот, кто лжив, имеет выбор не быть лживым и тем самым идти ввысь.

• Тот, кто неуправляем, имеет выбор быть послушным и тем самым идти ввысь.

• Тот, кто ведёт себя нагло, имеет выбор не вести себя нагло и тем самым идти ввысь.

• Тот, кто не переносит замечаний, имеет выбор научиться их принимать и тем самым идти ввысь.

• Тот, кто дружит с плохими друзьями, имеет выбор дружить вместо этого с хорошими друзьями и тем самым идти ввысь.

• Тот, кто беспечен, имеет выбор практиковать прилежание и тем самым идти ввысь.

• Тот, в ком нет преданности пути, имеет выбор быть преданным и тем самым идти ввысь.

• Тот, в ком есть бесстыдство, имеет выбор действовать со скромностью и тем самым идти ввысь.

• Тот, кто не боится совершить проступок, имеет выбор избегать совершения проступков и тем самым идти ввысь.

• Тот, у кого нет стремления к знаниям, имеет возможность взрастить в себе великую учёность и тем самым идти ввысь.

• Тот, кто ленив, имеет выбор взрастить в себе усердие и тем самым идти ввысь.

• Тот, кто неосознан, имеет выбор утвердить в себе осознанность и тем самым идти ввысь.

• Тот, у кого нет мудрости, имеет выбор обрести мудрость и тем самым идти ввысь.

• Тот, кто привязан к собственным воззрениям, прочно за них держится и оставляет их с трудом, имеет выбор взрастить в себе непривязанность к собственным воззрениям, их неудержание, лёгкость их оставления и тем самым идти ввысь.

Путь погашения

16. Чунда, не может быть такого, чтобы тот, кто утопает в грязи сам, вытащил бы другого утопающего в грязи. Вытащить утопающего в грязи может лишь тот, кто сам не утопает.

Не может быть такого, чтобы тот, кто сам необуздан, недисциплинирован, с неугасшими помрачениями, мог бы обуздать другого, дисциплинировать его, помочь погасить помрачения. Но обуздать другого, дисциплинировать его, помочь погасить помрачения может лишь тот, кто сам обуздан, дисциплинирован, лишь тот, чьи помрачения угасли.

Точно так же:

• Тот, кто жесток, имеет выбор не быть жестоким, посредством чего погасить жестокость.

• Тот, кто убивает живых существ, имеет выбор не убивать, посредством чего погасить убийство.

• Тот, кто берёт то, что ему не было дано, имеет выбор не брать то, что ему не было дано, посредством чего погасить воровство.

• Тот, кто не соблюдает целомудрия, имеет выбор соблюдать целомудрие, посредством чего погасить нецеломудрие.

• Тот, кто лжёт, имеет выбор не лгать, посредством чего погасить лживость.

• Тот, кто говорит со злобой, имеет выбор не говорить со злобой, посредством чего погасить злобу.

• Тот, кто говорит грубо, имеет выбор не говорить грубо, посредством чего погасить грубость.

• Тот, кто сплетничает, имеет выбор не сплетничать, посредством чего погасить сплетни.

• Тот, кто алчен, имеет выбор не потакать алчности, посредством чего погасить алчность.

• Тот, кто недоброжелателен, имеет выбор воздерживаться от недоброжелательности, посредством чего погасить недоброжелательность.

• Тот, у кого неправильные воззрения, имеет выбор придерживаться правильных воззрений, посредством чего погасить неправильные воззрения.

• Тот, у кого неправильное устремление, имеет выбор придерживаться правильного устремления, посредством чего погасить неправильные устремления.

• Тот, у кого неправильная речь, имеет выбор придерживаться правильной речи, посредством чего погасить неправильную речь.

• Тот, у кого неправильные действия, имеет выбор действовать правильно, посредством чего погасить неправильные действия.

• Тот, у кого неправильный образ жизни, имеет выбор придерживаться правильного образа жизни, посредством чего погасить неправильный образ жизни.

• Тот, у кого неправильное усилие, имеет выбор совершать правильное усилие, посредством чего погасить неправильное усилие.

• Тот, у кого неправильная осознанность, имеет выбор практиковать правильную осознанность, посредством чего погасить неправильную осознанность.

• Тот, у кого неправильная собранность ума, имеет выбор культивировать правильную собранность ума, посредством чего погасить неправильную собранность ума.

• Тот, у кого неправильное знание, имеет выбор придерживаться правильного знания, посредством чего погасить неправильное знание.

• Тот, у кого неправильное освобождение, имеет выбор практиковать правильное освобождение, посредством чего погасить неправильное освобождение.

• Тот, у кого сонливость и апатия, имеет выбор не потакать сонливости и апатии, посредством чего погасить сонливость и апатию.

• Тот, у кого неугомонность ума, имеет выбор не потакать неугомонности, посредством чего погасить неугомонность ума.

• Тот, у кого сомнение, имеет выбор не потакать сомнению, посредством чего погасить сомнение.

• Тот, у кого ненависть, имеет выбор не потакать ненависти, посредством чего погасить ненависть.

• Тот, у кого негодование, имеет выбор не потакать негодованию, посредством чего погасить негодование.

• Тот, у кого презрение, имеет выбор не потакать презрению, посредством чего погасить презрение.

• Тот, у кого высокомерность, имеет выбор не потакать высокомерности, посредством чего погасить высокомерность.

• Тот, у кого зависть, имеет выбор не потакать зависти, посредством чего погасить зависть.

• Тот, у кого скупость, имеет выбор не потакать скупости, посредством чего погасить скупость.

• Тот, кто неискренен, имеет выбор быть искренним, посредством чего погасить неискренность.

• Тот, в ком лживость, имеет выбор не быть лживым, посредством чего погасить лживость.

• Тот, кто неуправляем, имеет выбор быть послушным, посредством чего погасить неуправляемость.

• Тот, кто ведёт себя нагло, имеет выбор не вести себя нагло, посредством чего погасить наглость.

• Тот, кто не переносит замечаний, имеет выбор научиться их принимать, посредством чего погасить неприятие замечаний.

• Тот, кто дружит с плохими друзьями, имеет выбор дружить вместо этого с хорошими друзьями, посредством чего погасить плохую дружбу.

• Тот, кто беспечен, имеет выбор практиковать прилежание, посредством чего погасить беспечность.

• Тот, в ком нет преданности пути, имеет выбор быть преданным, посредством чего погасить непреданность пути.

• Тот, в ком есть бесстыдство, имеет выбор действовать со скромностью, посредством чего погасить бесстыдство.

• Тот, кто не боится совершить проступок, имеет выбор избегать совершения проступков, посредством чего погасить отсутствие боязни проступков.

• Тот, у кого нет стремления к знанию, имеет возможность взрастить в себе великую учёность, посредством чего погасить невежество.

• Тот, кто ленив, имеет выбор взрастить в себе усердие, посредством чего погасить лень.

• Тот, кто неосознан, имеет выбор утвердить в себе осознанность, посредством чего погасить неосознанность.

• Тот, у кого нет мудрости, имеет выбор обрести мудрость, посредством чего погасить отсутствие мудрости.

• Тот, кто привязан к собственным воззрениям, прочно за них держится и оставляет их с трудом, имеет выбор взрастить в себе непривязанность к собственным воззрениям, их неудержание, лёгкость их оставления, посредством чего погасить привязанность к воззрениям, их удержание, трудное их оставление.

17. Так, Чунда, я научил пути стирания, я научил пути намерения, я научил пути избегания, я научил пути, ведущему ввысь, я научил пути погашения.

18. То, что следует сделать учителю для своих учеников из сострадания к ним, желая им благополучия, имея к ним сострадание, всё это я сделал для вас, Чунда. Здесь есть подножья деревьев и хижины. Медитируйте, Чунда, не откладывайте на потом, иначе будете позже сожалеть об этом. Таково моё наставление вам».

Так сказал Благословенный. Достопочтенный Чунда был доволен и восхитился словами Благословенного.