Маджхима Никая 78
Саманамандика Сутта
Саманамандикапутта

1. Так я слышал. Однажды Благословенный пребывал близ Саваттхи, в Роще Джеты, что в Парке Анатхапиндики.

И в то время странник Уггахамана Саманамандикапутта вместе с большой группой странников, не менее чем с тремя сотнями странников, пребывал в Парке Маллики на плантации Тиндуки, где был зал для философских дебатов.

2. Плотник Панчаканга покинул Саваттхи посреди дня, чтобы повидать Благословенного. Затем он подумал: «Сейчас неподходящее время для того, чтобы повидать Благословенного. Он всё ещё в ретрите. Сейчас также неподходящее время повидать достойных уважения монахов. Они всё ещё в ретрите. Что, если я отправлюсь в Парк Маллики к страннику Уггахамане Саманамандикапутте?» И тогда он отправился в Парк Маллики.

3. В то время странник Уггахамана сидел с большой группой странников, которые [сидели], создавая гул, громко и шумно ведя различные бессмысленные беседы, такие как разговоры о царях, о ворах, о министрах, об армиях, об опасностях, о сражениях, о еде, о питье, об одежде, о постелях, о гирляндах, о благовониях, о родственниках, о средствах передвижения, о деревнях, о поселениях, о городах, о странах, о женщинах, о героях, об улицах, о колодцах, об усопших, о всяких мелочах, о происхождении мира, о возникновении моря, о том, являются ли вещи такими или иными.

Странник Уггахамана Саманамандикапутта издалека увидел плотника Панчакангу. Увидев его, он стал успокаивать своё собрание так: «Тише, почтенные. Почтенные, не шумите. Вон идёт плотник Панчаканга, ученик духовного странника Готамы, один из мирских, одетых в белое, последователей духовного странника Готамы, который сейчас проживает в Саваттхи. Эти почтенные любят тишину, ценят тишину, восхваляют тишину. Быть может, если он посчитает, что наше собрание тихое, то задумает подойти к нам». И тогда те странники замолкли.

4. Плотник Панчаканга подошёл к страннику Уггахамане и обменялся с ним вежливыми приветствиями, после чего сел рядом. Тогда странник Уггахамана сказал ему:

5. «Плотник, когда человек обладает четырьмя качествами, я описываю его как завершённого в благом, совершенного в благом, как непобедимого духовного подвижника, обретшего высшее достижение. Каковы эти четыре качества? Вот он не совершает дурных телесных поступков, не произносит дурных слов, не имеет дурных устремлений, не зарабатывает себе на жизнь дурными способами. Когда человек обладает этими четырьмя качествами, я описываю его как завершённого, совершенного в благом, как непобедимого духовного подвижника, обретшего высшее достижение».

6. И тогда плотник Панчаканга ни одобрил, ни отверг слов странника Уггахаманы. Он поднялся со своего сиденья и ушёл, думая: «Я узнаю о значении этого утверждения в присутствии Благословенного».

7. Затем он отправился к Благословенному, поклонился ему, сел рядом и рассказал Благословенному обо всей своей беседе со странником Уггахаманой. На это Благословенный сказал:

8. «Если бы всё было так, плотник, то тогда новорождённый младенец является завершённым в благом, совершенным в благом, непобедимым духовным подвижником, обретшим высшее достижение, согласно утверждению странника Уггахаманы. Ведь у новорождённого младенца нет даже представления о теле, так как же он может совершить дурной телесный поступок, если не считать ёрзания? У новорождённого младенца нет даже представления о речи, так как же он может произнести дурные слова, если не считать хныкания? У новорождённого младенца нет даже представления об устремлении, так как у него могут быть дурные устремления, если не считать плохого настроения? У новорождённого младенца нет даже представления о средствах к жизни, так как он может зарабатывать себе на жизнь дурными способами, если не считать сосания груди своей матери? Если бы всё было так, плотник, то тогда новорождённый младенец является завершённым в благом, совершенным в благом, непобедимым духовным подвижником, обретшим высшее достижение, согласно утверждению странника Уггахаманы.

Плотник, когда человек обладает четырьмя качествами, я описываю его не как завершённого в благом, или же совершенного в благом, или же как непобедимого духовного подвижника, обретшего высшее достижение, но как того, кто находится на том же самом уровне, что и новорождённый младенец. Каковы эти четыре качества? Вот он не совершает дурных телесных поступков, не произносит дурных слов, не имеет дурных устремлений, не зарабатывает себе на жизнь дурными способами. Когда человек обладает этими четырьмя качествами, я описываю его не как завершённого в благом, или же совершенного в благом, или же как непобедимого духовного подвижника, обретшего высшее достижение, но как того, кто находится на том же самом уровне, что и новорождённый младенец.

9. Плотник, когда человек обладает десятью качествами, то я описываю его как завершённого в благом, совершенного в благом, как непобедимого духовного подвижника, обретшего высшее достижение. [Но прежде всего,] я говорю, должны быть поняты следующие пункты:

• «Таковы неблаготворные привычки», а также –

• «Таков источник неблаготворных привычек», а также –

• «Здесь происходит полное прекращение неблаготворных привычек», а также –

• «Таков путь, ведущий к прекращению неблаготворных привычек».

И я говорю, что также должны быть поняты следующие пункты:

• «Таковы благотворные привычки», а также –

• «Таков источник благотворных привычек», а также –

• «Здесь происходит полное прекращение благотворных привычек», а также –

• «Таков путь, ведущий к прекращению благотворных привычек».

И я говорю, что также должны быть поняты следующие пункты:

• «Таковы неблаготворные устремления», а также –

• «Таков источник неблаготворных устремлений», а также –

• «Здесь происходит полное прекращение неблаготворных устремлений», а также –

• «Таков путь, ведущий к прекращению неблаготворных устремлений».

И я говорю, что также должны быть поняты следующие пункты:

• «Таковы благотворные устремления», а также –

• «Таков источник благотворных устремлений», а также –

• «Здесь происходит полное прекращение благотворных устремлений», а также –

• «Таков путь, ведущий к прекращению благотворных устремлений».

10. И что такое неблаготворные привычки? Это неблаготворные телесные поступки, неблаготворные словесные поступки и дурные способы добычи средств к существованию. Это называется неблаготворными привычками.

И что является источником этих неблаготворных привычек? Об их источнике следует сказать, что они возникают из ума. Какого ума? Хотя ум неоднороден, многоразличен, имеет разные аспекты, есть ум, затронутый жаждой, злобой и заблуждением. Именно он и является источником неблаготворных привычек.

И где эти неблаготворные привычки прекращаются без остатка? Об их прекращении говорится: вот монах отбрасывает неблаготворное телесное поведение и развивает благотворное телесное поведение. Он отбрасывает неблаготворное словесное поведение и развивает благотворное словесное поведение. Он отбрасывает неблаготворное умственное поведение и развивает благотворное умственное поведение. Он отбрасывает неправильные средства к жизни и добывает средства к жизни правильными способами. Вот где неблаготворные привычки прекращаются без остатка.

И каков путь, ведущий к прекращению неблаготворных привычек?

• Вот монах совершает усилие, направленное на то, чтобы ещё не возникшие дурные неблаготворные состояния не возникали. Он совершает усилие, зарождает усердие, направляет на это ум, старается.

• Он совершает усилие, направленное на то, чтобы уже возникшие дурные неблаготворные состояния прекратились. Он совершает усилие, зарождает усердие, направляет на это ум, старается.

• Он совершает усилие, направленное на то, чтобы ещё не возникшие благотворные состояния возникли. Он совершает усилие, зарождает усердие, направляет на это ум, старается.

• Он совершает усилие, направленное на то, чтобы уже имеющиеся благотворные состояния не угасали, усиливались, увеличивались, разрастались, развивались и достигали полного осуществления. Он совершает усилие, зарождает усердие, направляет на это ум, старается.

Вот каков путь, ведущий к прекращению неблаготворных привычек.

11. И что такое благотворные привычки? Это благотворные телесные поступки, благотворные словесные поступки и чистые способы добычи средств к существованию. Это называется благотворными привычками.

И что является источником этих благотворных привычек? Об их источнике следует сказать, что они возникают из ума. Какого ума? Хотя ум неоднороден, многоразличен, имеет разные аспекты, есть ум, не затронутый жаждой, злобой и заблуждением. Именно он и является источником благотворных привычек.

И где эти благотворные привычки прекращаются без остатка? Об их прекращении говорится: вот монах нравственен, но он не отождествляет [себя] со своей нравственностью и он понимает, как оно есть, это освобождение ума и освобождение мудростью, где эти благотворные привычки прекращаются без остатка. Вот где благотворные привычки прекращаются без остатка.

И каков путь, ведущий к прекращению благотворных привычек?

• Вот монах совершает усилие, направленное на то, чтобы ещё не возникшие дурные неблаготворные состояния не возникали. Он совершает усилие, зарождает усердие, направляет на это ум, старается.

• Он совершает усилие, направленное на то, чтобы уже возникшие дурные неблаготворные состояния прекратились. Он совершает усилие, зарождает усердие, направляет на это ум, старается.

• Он совершает усилие, направленное на то, чтобы ещё не возникшие благотворные состояния возникли. Он совершает усилие, зарождает усердие, направляет на это ум, старается.

• Он совершает усилие, направленное на то, чтобы уже имеющиеся благотворные состояния не угасали, усиливались, увеличивались, разрастались, развивались и достигали полного осуществления. Он совершает усилие, зарождает усердие, направляет на это ум, старается.

Вот каков путь, ведущий к прекращению благотворных привычек.

12. И что такое неблаготворные устремления? Это устремление[, основанное на] чувственном желании, устремление[, основанное на] недоброжелательности, устремление[, основанное на] жестокости. Это называется неблаготворными устремлениями.

И что является источником этих неблаготворных устремлений? Об их источнике следует сказать, что они возникают из восприятия. Какого восприятия? Хотя восприятие неоднородно, многоразлично, имеет разные аспекты, есть восприятие, затронутое чувственным желанием, недоброжелательностью и жестокостью. Именно оно и является источником неблаготворных устремлений.

И где эти неблаготворные устремления прекращаются без остатка? Об их прекращении говорится: вот, будучи отстранённым от чувственных удовольствий, отстранённым от неблаготворных состояний [ума], монах входит в первую джхану и пребывает в ней, которая сопровождается думанием об объекте медитации и удержанием [внимания на нём], с радостью и довольством, которые возникли из-за [этой] отстранённости. Вот где неблаготворные устремления прекращаются без остатка.

И каков путь, ведущий к прекращению неблаготворных устремлений?

• Вот монах совершает усилие, направленное на то, чтобы ещё не возникшие дурные неблаготворные состояния не возникали. Он совершает усилие, зарождает усердие, направляет на это ум, старается.

• Он совершает усилие, направленное на то, чтобы уже возникшие дурные неблаготворные состояния прекратились. Он совершает усилие, зарождает усердие, направляет на это ум, старается.

• Он совершает усилие, направленное на то, чтобы ещё не возникшие благотворные состояния возникли. Он совершает усилие, зарождает усердие, направляет на это ум, старается.

• Он совершает усилие, направленное на то, чтобы уже имеющиеся благотворные состояния не угасали, усиливались, увеличивались, разрастались, развивались и достигали полного осуществления. Он совершает усилие, зарождает усердие, направляет на это ум, старается.

Вот каков путь, ведущий к прекращению неблаготворных устремлений.

13. И что такое благотворные устремления? Это устремление[, основанное на] отречении, устремление[, основанное на] не-недоброжелательности, устремление[, основанное на] не-жестокости. Это называется благотворными устремлениями.

И что является источником этих благотворных устремлений? Об их источнике следует сказать, что они возникают из восприятия. Какого восприятия? Хотя восприятие неоднородно, многоразлично, имеет разные аспекты, есть восприятие[, связанное с] отречением, не-недоброжелательностью, не-жестокостью. Именно оно и является источником благотворных устремлений.

И где эти благотворные устремления прекращаются без остатка? Об их прекращении говорится: вот с угасанием думания и удержания [ума на объекте] монах входит во вторую джхану и пребывает в ней, в которой наличествуют внутренняя уверенность и единение ума, отсутствуют думание и удержание, но есть радость и довольство, которые возникли посредством собранности ума. Вот где благотворные устремления прекращаются без остатка.

И каков путь, ведущий к прекращению благотворных устремлений?

• Вот монах совершает усилие, направленное на то, чтобы ещё не возникшие дурные неблаготворные состояния не возникали. Он совершает усилие, зарождает усердие, направляет на это ум, старается.

• Он совершает усилие, направленное на то, чтобы уже возникшие дурные неблаготворные состояния прекратились. Он совершает усилие, зарождает усердие, направляет на это ум, старается.

• Он совершает усилие, направленное на то, чтобы ещё не возникшие благотворные состояния возникли. Он совершает усилие, зарождает усердие, направляет на это ум, старается.

• Он совершает усилие, направленное на то, чтобы уже имеющиеся благотворные состояния не угасали, усиливались, увеличивались, разрастались, развивались и достигали полного осуществления. Он совершает усилие, зарождает усердие, направляет на это ум, старается.

Вот каков путь, ведущий к прекращению благотворных устремлений.

14. И теперь, плотник, когда я говорил, что когда человек обладает десятью качествами, то я описываю его как завершённого в благом, совершенного в благом, как непобедимого духовного подвижника, обретшего высшее достижение, – какие десять качеств имелись в виду?

Вот монах обладает:

• правильными воззрениями того, кто завершил практику;

• правильными устремлениями того, кто завершил практику;

• правильной речью того, кто завершил практику;

• правильными действиями того, кто завершил практику;

• правильными средствами к жизни того, кто завершил практику;

• правильным усилием того, кто завершил практику;

• правильной осознанностью того, кто завершил практику;

• правильной собранностью ума того, кто завершил практику;

• правильным знанием того, кто завершил практику;

• правильным освобождением того, кто завершил практику, –

и именно такого человека я описываю как завершённого в благом, совершенного в благом, как непобедимого духовного подвижника, обретшего высшее достижение».

Так сказал Благословенный. Плотник Панчаканга был доволен и восхитился словами Благословенного.