Маджхима Никая 71
Тевидджаваччхаготта Сутта
Ваччхаготте о Троичном Знании

1. Так я слышал. Однажды Благословенный пребывал близ Весали, в Великом Лесу, в Зале с Остроконечной Крышей.

2. В то время странник Ваччхаготта проживал в Парке Странников, у мангового дерева Единственного Белого Лотоса.

3. Однажды утром Благословенный оделся, взял чашу и внешнее одеяние и отправился в Весали за подаяниями. Затем Благословенный подумал: «Слишком рано ходить за подаяниями по Весали. Что, если я отправлюсь к страннику Ваччхаготте в Парк Странников, к манговому дереву Единственного Белого Лотоса?»

4. И тогда Благословенный отправился к страннику Ваччхаготте в Парк Странников, к манговому дереву Единственного Белого Лотоса. Странник Ваччхаготта увидел Благословенного издали и сказал: «О, Благословенный, пожалуйста подойди к нам! Добро пожаловать, Благословенный! Давно ты не заходил сюда. Пожалуйста, Благословенный, присаживайся, вот здесь подготовлено сиденье». Благословенный сел на подготовленное сиденье, а странник Ваччхаготта, заняв более низкое сиденье, сел рядом и сказал Благословенному:

5. «Почтенный, я слышал так: «Духовный странник Готама заявляет о том, что является всеведущим и всевидящим, имеет абсолютное знание и видение: «Иду ли я, стою, сплю или бодрствую, знание и видение постоянно и непрерывно наличествуют во мне».» Почтенный, те, кто говорят так, говорят именно то, что было тобой сказано, не искажают ли они твоих слов, Благословенный, противореча фактам? Соответствуют ли их слова Дхамме так, что в этом утверждении нечему возразить?»

[На это Благословенный ответил:]

«Ваччха, те, кто говорят так, говорят то, что не было сказано мной, но искажают мои слова, противореча фактам».

6. [Тогда странник Ваччхаготта спросил:]

«Почтенный, как мне отвечать, чтобы я сказал именно то, что было тобой сказано, и не сказал бы того, что бы противоречило фактам; чтобы мои слова соответствовали Дхамме так, что в моём утверждении нечему было бы возразить?»

[Благословенный ответил:]

«Ваччха, если ты ответишь так: «Духовный странник Готама обладает троичным истинным знанием», то ты скажешь именно то, что было сказано мной, и не скажешь того, что бы противоречило фактам. Твои слова будут соответствовать Дхамме, и в твоём утверждении нечему будет возразить.

7. Ведь до той степени, до которой я пожелаю, я вспоминаю множество своих прошлых жизней — одну, две… пять… десять… пятьдесят, сто, тысячу, сто тысяч, за многие эпохи сжатия мира, за многие эпохи расширения мира, за многие эпохи сжатия и расширения мира: «Там я носил такое-то имя, принадлежал к такому-то роду, моя внешность была такой-то. Питался я тем-то, таков был мой опыт удовольствия и боли, длительность моей жизни была такой-то. Покинув это пребывание, я возник в таком-то месте. Тут тоже я носил такое-то имя, принадлежал к такому-то роду, моя внешность была такой-то. Питался я тем-то, таков был мой опыт удовольствия и боли, длительность моей жизни была такой-то. Покинув это пребывание, я возник тут». Так я вспоминаю множество своих жизней во всех их аспектах и деталях.

8. До той степени, до которой я пожелаю, посредством божественного видения, очищенного и превосходящего человеческое, я вижу, как существа покидают жизнь и перерождаются, и я различаю, как они становятся низменными и высокими, прекрасными и уродливыми, удачливыми и неудачливыми в соответствии со своими деяниями: «Эти достойные существа, которые придерживались плохого поведения в поступках, речах и мыслях, оскорбляли Благородных, были привержены неверным воззрениям, предпринимая действия на основе неверных воззрений, — они, с прекращением жизнедеятельности тела, после смерти, возрождаются в мирах лишений, с плохой участью, в мучениях, даже в аду. А эти достойные существа, которые придерживались хорошего поведения в поступках, речах и мыслях, которые не оскорбляли Благородных, были привержены верным воззрениям, предпринимая действия на основе верных воззрений, — они, с остановкой жизнедеятельности тела, после смерти, возрождаются в благоприятных сферах, даже в райских мирах». Так, посредством божественного видения, очищенного и превосходящего человеческое, я вижу, как существа покидают жизнь и перерождаются, и я различаю, как они становятся низменными и высокими, прекрасными и уродливыми, удачливыми и неудачливыми в соответствии со своими деяниями.

9. За счёт уничтожения помрачений здесь и сейчас я вхожу в незапятнанное освобождение ума и освобождение мудростью и пребываю в них, реализуя их для себя посредством прямого знания.

10. Если ты ответишь так: «Духовный странник Готама обладает троичным истинным знанием», то ты скажешь именно то, что было сказано мной, и не скажешь того, что бы противоречило фактам. Твои слова будут соответствовать Дхамме, и в твоём утверждении нечему будет возразить».

11. После этих слов странник Ваччхаготта спросил Благословенного: «Господин Готама, бывает ли так, что мирянин без оставления привязанности к мирскому с распадом тела положил бы конец страданию?»

«Ваччха, не бывает мирян, которые без оставления привязанности к мирскому с распадом тела положили бы конец страданию».

12. «Господин Готама, есть ли какой-нибудь мирянин, который без оставления привязанности к мирскому с распадом тела отправился бы в небесные миры?»

«Ваччха, не одна сотня, не две, не три, не четыре, не пять сотен, но куда больше мирян, которые без оставления привязанности к мирскому с распадом тела отправились в небесные миры».

13. «Господин Готама, есть ли какой-нибудь адживака, который с распадом тела положил бы конец страданию?»

«Ваччха, не бывает адживаков, которые с распадом тела положили бы конец страданию».

14. «Господин Готама, есть ли какой-нибудь адживака, который с распадом тела отправился бы в небесные миры?»

«Вспоминая последние девяносто один цикл существования мира, Ваччха, я не припоминаю ни одного адживаки, который бы с распадом тела отправился в небесные миры, за исключением одного, но он придерживался доктрины нравственной действенности поступка, доктрины нравственной действенности деяний».

15. «Так оно и есть, Господин Готама, те, кто входят в эту школу, лишены даже шанса попасть на небеса».

«Так оно и есть, Ваччха, те, кто входят в эту школу, лишены даже шанса попасть на небеса».

Так сказал Благословенный. Странник Ваччхаготта был доволен и восхитился словами Благословенного.