Маджхима Никая 69
Гулиссани Сутта
Гулиссани

1. Так я слышал. Однажды Благословенный пребывал близ Раджагахи, в Бамбуковой Роще, в Беличьем Святилище.

2. И в то время монах по имени Гулиссани, проживающий в лесу и небрежный в поведении, прибыл по некоему делу в Сангху, чтобы побыть в ней. Достопочтенный Сарипутта обратился к монахам так, имея в виду монаха Гулиссани:

3. «Друзья, когда монах, проживающий в лесу, приходит в Сангху и живёт в ней, он должен быть уважительным и почтительным к своим товарищам по святой жизни. Если он неуважителен и непочтителен к своим товарищам по святой жизни, то найдутся те, кто скажут о нём: «Чего добился этот достопочтенный, проживающий в лесу, своим житием в уединении в лесу, поступая так, как он хочет, ведь он неуважителен и непочтителен к своим товарищам по святой жизни?» Поскольку найдутся те, кто скажут о нём так, монах, проживающий в лесу, придя в Сангху и живя в ней, должен быть уважительным и почтительным к своим товарищам по святой жизни.

4. Когда монах, проживающий в лесу, приходит в Сангху и живёт в ней, он должен быть учтивым в обращении с сидениями [для медитации]: «Я не буду посягать на сидения старших монахов и буду уступать сидения новым монахам». Если он неучтив в обращении с сидениями, то найдутся те, кто скажут о нём: «Чего добился этот достопочтенный, проживающий в лесу, своим житием в уединении в лесу, поступая так, как он хочет, ведь он не знает даже о том, что такое хорошее поведение?» Поскольку найдутся те, кто скажут о нём так, монах, проживающий в лесу, придя в Сангху и живя в ней, должен быть учтивым в обращении с сидениями.

5. Когда монах, проживающий в лесу, приходит в Сангху и живёт в ней, ему не следует ходить в деревню слишком рано или же возвращаться слишком поздно днём. Если он ходит в деревню слишком рано или же возвращается слишком поздно днём, то найдутся те, кто скажут о нём: «Чего добился этот достопочтенный, проживающий в лесу, своим житием в уединении в лесу, поступая так, как он хочет, ведь он ходит в деревню слишком рано и возвращается слишком поздно днём?» Поскольку найдутся те, кто скажут о нём так, монаху, проживающему в лесу, придя в Сангху и живя в ней, не следует ходить в деревню слишком рано или же возвращаться слишком поздно днём.

6. Когда монах, проживающий в лесу, приходит в Сангху и живёт в ней, ему не следует посещать семьи до или после принятия пищи[, не известив другого монаха]. Если он отправляется посетить семьи до или после принятия пищи, то найдутся те, кто скажут о нём: «Вне сомнений, этот достопочтенный, проживая в уединении в лесу и поступая так, как он хочет, делал несвоевременные визиты, ведь он ведёт себя так же, придя в Сангху». Поскольку найдутся те, кто скажут о нём так, монаху, проживающему в лесу, придя в Сангху и живя в ней, не следует посещать семьи до или после принятия пищи.

7. Когда монах, проживающий в лесу, приходит в Сангху и живёт в ней, ему не следует быть высокомерным и тщеславным. Если он высокомерен и тщеславен, то найдутся те, кто скажут о нём: «Вне сомнений, этот достопочтенный, проживая в уединении в лесу и поступая так, как он хочет, в целом должен был быть высокомерным и тщеславным, ведь он ведёт себя так, придя в Сангху». Поскольку найдутся те, кто скажут о нём так, монаху, проживающему в лесу, придя в Сангху и живя в ней, не следует быть высокомерным и тщеславным.

8. Когда монах, проживающий в лесу, приходит в Сангху и живёт в ней, ему не следует бросаться грубыми и бессвязными словами. Если он бросается грубыми и бессвязными словами, то найдутся те, кто скажут о нём: «Чего добился этот достопочтенный, проживающий в лесу, своим житием в уединении в лесу, поступая так, как он хочет, ведь он бросается грубыми и бессвязными словами?» Поскольку найдутся те, кто скажут о нём так, монаху, проживающему в лесу, придя в Сангху и живя в ней, не следует бросаться грубыми и бессвязными словами.

9. Когда монах, проживающий в лесу, приходит в Сангху и живёт в ней, он должен легко принимать замечания и он должен общаться с хорошими друзьями. Если он не принимает замечания и общается с плохими друзьями, то найдутся те, кто скажут о нём: «Чего добился этот достопочтенный, проживающий в лесу, своим житием в уединении в лесу, поступая так, как он хочет, ведь его трудно исправить и он общается с плохими друзьями?» Поскольку найдутся те, кто скажут о нём так, монаху, проживающему в лесу, придя в Сангху и живя в ней, следует легко принимать замечания и он должен общаться с хорошими друзьями.

10. Монах, проживающий в лесу, должен охранять двери своих органов чувств. Если он не охраняет двери своих органов чувств, то найдутся те, кто скажут о нём: «Чего добился этот достопочтенный, проживающий в лесу, своим житием в уединении в лесу, поступая так, как он хочет, ведь он не охраняет двери своих органов чувств?» Поскольку найдутся те, кто скажут о нём так, монах, проживающий в лесу, должен охранять двери своих органов чувств.

11. Монах, проживающий в лесу, должен быть умеренным в еде. Если он неумерен в еде, то найдутся те, кто скажут о нём: «Чего добился этот достопочтенный, проживающий в лесу, своим житием в уединении в лесу, поступая так, как он хочет, ведь он неумерен в еде?» Поскольку найдутся те, кто скажут о нём так, монах, проживающий в лесу, должен быть умеренным в еде.

12. Монах, проживающий в лесу, должен предаваться бодрствованию. Если он не предаётся бодрствованию, то найдутся те, кто скажут о нём: «Чего добился этот достопочтенный, проживающий в лесу, своим житием в уединении в лесу, поступая так, как он хочет, ведь он не предаётся бодрствованию?» Поскольку найдутся те, кто скажут о нём так, монах, проживающий в лесу, должен предаваться бодрствованию.

13. Монах, проживающий в лесу, должен быть усердным. Если он не усерден, то найдутся те, кто скажут о нём: «Чего добился этот достопочтенный, проживающий в лесу, своим житием в уединении в лесу, поступая так, как он хочет, ведь он ленив?» Поскольку найдутся те, кто скажут о нём так, монах, проживающий в лесу, должен быть усердным.

14. Монах, проживающий в лесу, должен быть утверждённым в осознанности. Если он не осознан, то найдутся те, кто скажут о нём: «Чего добился этот достопочтенный, проживающий в лесу, своим житием в уединении в лесу, поступая так, как он хочет, ведь он не осознан?» Поскольку найдутся те, кто скажут о нём так, монах, проживающий в лесу, должен быть утверждённым в осознанности.

15. Ум монаха, проживающего в лесу, должен быть собранным. Если его ум не собран, то найдутся те, кто скажут о нём: «Чего добился этот достопочтенный, проживающий в лесу, своим житием в уединении в лесу, поступая так, как он хочет, ведь его ум не собран?» Поскольку найдутся те, кто скажут о нём так, ум монаха, проживающего в лесу, должен быть собранным.

16. Монах, проживающий в лесу, должен быть мудрым. Если он не мудр, то найдутся те, кто скажут о нём: «Чего добился этот достопочтенный, проживающий в лесу, своим житием в уединении в лесу, поступая так, как он хочет, ведь он не мудр?» Поскольку найдутся те, кто скажут о нём так, монах, проживающий в лесу, должен быть мудрым.

17. Монах, проживающий в лесу, должен посвящать себя [изучению] высшей Дхаммы и высшей Винаи. Есть те, кто спросят проживающего в лесу монаха о высшей Дхамме и высшей Винае. Если, будучи спрошенным, он не сможет ответить, то найдутся те, кто скажут о нём: «Чего добился этот достопочтенный, проживающий в лесу, своим житием в уединении в лесу, поступая так, как он хочет, ведь, когда ему задали вопрос о высшей Дхамме и высшей Винае, он не может ответить?» Поскольку найдутся те, кто скажут о нём так, монах, проживающий в лесу, должен посвящать себя [изучению] высшей Дхаммы и высшей Винаи.

18. Монах, проживающий в лесу, должен посвящать себя [практике] мирных и нематериальных, превосходящих форму, освобождений. Есть те, кто спросят проживающего в лесу монаха о мирных и нематериальных, превосходящих форму, освобождениях. Если, будучи спрошенным, он не сможет ответить, то найдутся те, кто скажут о нём: «Чего добился этот достопочтенный, проживающий в лесу, своим житием в уединении в лесу, поступая так, как он хочет, ведь, когда ему задали вопрос об этих мирных и нематериальных, превосходящих форму, освобождениях, он не может ответить?» Поскольку найдутся те, кто скажут о нём так, монах, проживающий в лесу, должен посвящать себя [практике] мирных и нематериальных, превосходящих форму, освобождений.

19. Монах, проживающий в лесу, должен посвящать себя [достижению] сверхчеловеческих состояний. Есть те, кто спросят проживающего в лесу монаха о сверхчеловеческих состояниях. Если, будучи спрошенным, он не сможет ответить, то найдутся те, кто скажут о нём: «Чего добился этот достопочтенный, проживающий в лесу, своим житием в уединении в лесу, поступая так, как он хочет, ведь он не знает даже цели, ради которой он ушёл в жизнь бездомную?» Поскольку найдутся те, кто скажут о нём так, монах, проживающий в лесу, должен посвящать себя [достижению] сверхчеловеческих состояний».

20. Когда так было сказано, Достопочтенный Маха Моггаллана спросил Достопочтенного Сарипутту: «Друг Сарипутта, следует ли всё это предпринимать и практиковать только тому монаху, который проживает в лесу, или также и тем, кто проживает близ деревни?»

«Друг Моггаллана, эти вещи следует предпринимать и практиковать даже монаху, проживающему в лесу, что уж говорить о том, кто проживает близ деревни».