Маджхима Никая 68
Налакапана Сутта
В Налакапане

1. Так я слышал. Однажды Благословенный пребывал в стране Косал, близ Налакапаны, в Роще Паласы.

2. И тогда многие очень известные знатные люди благодаря устремлению оставили жизнь мирскую ради жизни бездомной под [учительством] Благословенного – Достопочтенный Ануруддха, Достопочтенный Бхаддийя, Достопочтенный Кимила, Достопочтенный Бхагу, Достопочтенный Конданнья, Достопочтенный Ревата, Достопочтенный Ананда, а также другие очень известные знатные люди.

3. И вот Благословенный сидел на открытой местности в окружении Сангхи монахов. И имея в виду тех знатных людей, он обратился к монахам так: «Монахи, те знатные люди, которые благодаря устремлению оставили жизнь мирскую ради жизни бездомной под моим [учительством], – радуются ли они святой жизни?»

Когда так было сказано, монахи ничего не ответили. Во второй раз и в третий раз, имея в виду тех знатных людей, он обратился к монахам так: «Монахи, те знатные люди, которые благодаря устремлению оставили жизнь мирскую ради жизни бездомной под моим [учительством], – радуются ли они святой жизни?»

И во второй и в третий раз те монахи ничего не ответили.

4. Тогда Благословенный подумал: «Что, если я задам вопрос тем знатным людям?» И тогда он обратился к Достопочтенному Ануруддхе: «Ануруддха, радуетесь ли все вы святой жизни?»

«Конечно же, Учитель, мы радуемся святой жизни».

5. «Хорошо, хорошо, Ануруддха! Подобает всем вам, знатным людям, которые благодаря устремлению оставили жизнь мирскую ради жизни бездомной, радоваться святой жизни. Поскольку вы всё ещё юные, черноволосые молодые люди, наделённые благословением молодости на первом этапе жизни, вы могли бы потакать чувственным удовольствиям, но всё же вы оставили жизнь мирскую ради жизни бездомной. Не из-за царей вы оставили жизнь мирскую ради жизни бездомной, не из-за воров, не из-за долгов, страха или же потребности в средствах к жизни. Но вы ушли из жизни мирской в жизнь бездомную благодаря устремлению после такого рассуждения: «Я жертва рождения, старения и смерти, печали, стенания, боли, горя и отчаяния. Я жертва страданий, я добыча страдания. Но ведь как-то можно положить конец всей этой груде страданий?»»

«Да, Учитель».

6. «Ануруддха, что следует сделать знатному человеку, который таким образом ушёл в бездомную жизнь?

Пока он всё ещё не достигает радости и довольства [первых джхан] за пределами чувственных удовольствий, за пределами нездоровых состояний, или же [пока он не достигает] чего-либо ещё более умиротворённого, нежели это, алчность вторгается в его ум и остаётся [пребывать в нём], недоброжелательность вторгается в его ум и остаётся, лень и апатия вторгаются в его ум и остаются, неугомонность и сожаление вторгаются в его ум и остаются, сомнение вторгается в его ум и остаётся, недовольство [святой жизнью] вторгается в его ум и остаётся, скука вторгается в его ум и остаётся.

Именно так происходит, пока он всё ещё не достигает радости и довольства [первых джхан] за пределами чувственных удовольствий, за пределами нездоровых состояний, или же [пока он не достигает] чего-либо более умиротворённого, нежели это.

Когда же он достигает радости и довольства [первых джхан] за пределами чувственных удовольствий, за пределами нездоровых состояний, или же [когда он достигает] чего-либо ещё более умиротворённого, нежели это, алчность не вторгается в его ум и не остаётся [пребывать в нём], недоброжелательность не вторгается в его ум и не остаётся, лень и апатия не вторгаются в его ум и не остаются, неугомонность и сожаление не вторгаются в его ум и не остаются, сомнение не вторгается в его ум и не остаётся, недовольство [святой жизнью] не вторгается в его ум и не остаётся, скука не вторгается в его ум и не остаётся.

Именно так происходит, когда он достигает радости и довольства [первых джхан] за пределами чувственных удовольствий, за пределами нездоровых состояний, или же [когда он достигает] чего-либо более умиротворённого, нежели это.

7. Ануруддха, если это так, думаете ли вы все обо мне следующее: «Татхагата не отбросил помрачений, которые загрязняют ум, ведут к новому существованию, создают проблемы, созревают в страдании, ведут к будущему рождению, старению и смерти. Так что Татхагате, после обдумывания, приходится устранять помрачения через использование, приходится устранять помрачения через терпение, приходится устранять помрачения через избегание, приходится устранять помрачения через уничтожение?»*

«Нет, Учитель, мы не думаем о Благословенном так. Мы думаем о Благословенном вот как: «Татхагата отбросил помрачения, которые загрязняют ум, ведут к новому существованию, создают проблемы, созревают в страдании, ведут к будущему рождению, старению и смерти. Вот почему Татхагата, после обдумывания, устраняет помрачения через использование, устраняет помрачения через терпение, устраняет помрачения через избегание, устраняет помрачения через уничтожение»».

«Хорошо, хорошо, Ануруддха! Татхагата отбросил помрачения, которые загрязняют ум, ведут к новому существованию, создают проблемы, созревают в страдании, ведут к будущему рождению, старению и смерти. Он срезал их под корень, сделал подобными обрубку пальмы, уничтожил так, что они более не смогут возникнуть в будущем. Подобно тому как пальма, у которой срезана верхушка, неспособна на дальнейший рост, точно так же Татхагата отбросил помрачения, которые загрязняют ум, ведут к новому существованию, создают проблемы, созревают в страдании, ведут к будущему рождению, старению и смерти. Он срезал их под корень, сделал подобными обрубку пальмы, уничтожил так, что они более не смогут возникнуть в будущем.

8. Как ты думаешь, Ануруддха? Какую цель видит Татхагата в том, что когда умирает ученик, он объявляет о его перерождении так: «Такой-то и такой-то переродился в таком-то и таком-то месте, а такой-то и такой-то переродился в таком-то и таком-то месте?»

«Учитель, наши учения укоренены в Благословенном, направляемы Благословенным, находят пристанище в Благословенном. Было бы хорошо, если бы Благословенный прояснил значение этих слов. Услышав это из его уст, монахи запомнят это».

9. «Ануруддха, Татхагата, когда умирает ученик, объявляет о его перерождении так: «Такой-то и такой-то переродился в таком-то и таком-то месте, а такой-то и такой-то переродился в таком-то и таком-то месте», и делает он так не ради интриг, с целью обмануть людей; не ради того, чтобы польстить людям; не ради обретений, похвалы, признания; не ради мысли: «Пусть люди знают, что я таков». Но делает он так потому, что есть устремлённые люди, которые вдохновляются и радуются возвышенному. Когда они слышат об этом, они направляют свои умы к этому состоянию, и это приведёт к их благополучию и счастью на долгое время.

10. Вот монах слышит так: «Монах, которого звали так-то и так-то, скончался. Благословенный объявил о нём: «Он обрёл окончательное знание». И он либо видел этого достопочтенного сам, либо слышал, что о нём говорили так: «У этого достопочтенного была такая-то нравственность, его состояние [в практике] было таким-то, его мудрость была такой-то, его пребывание [в медитативных состояниях] было таким-то, его освобождение было таким». Памятуя о его устремлённости, нравственности, учёности, щедрости и мудрости, он направляет свой ум к такому состоянию. Таким образом этот монах пребывает во внутреннем покое.

11. Вот монах слышит: «Монах, которого звали так-то и так-то, скончался. Благословенный объявил о нём: «С уничтожением пяти нижних оков он переродился спонтанно в [мирах Чистых Обителей], и там он обретёт окончательную Ниббану, никогда более не возвращаясь из того мира [в этот]». И он либо видел этого достопочтенного сам, либо слышал, что о нём говорили так: «У этого достопочтенного была такая-то нравственность, его состояние [в практике] было таким-то, его мудрость была такой-то, его пребывание [в медитативных состояниях] было таким-то, его освобождение было таким». Памятуя о его устремлённости, нравственности, учёности, щедрости и мудрости, он направляет свой ум к такому состоянию. Таким образом этот монах пребывает во внутреннем покое.

12. Вот монах слышит так: «Монах, которого звали так-то и так-то, скончался. Благословенный объявил о нём: «С уничтожением трёх [нижних] оков, а также с ослаблением жажды, злобы, заблуждения он стал однажды возвращающимся – тем, кто вернётся в этот мир лишь один раз и положит конец страданиям». И он либо видел этого достопочтенного сам, либо слышал, что о нём говорили так: «У этого достопочтенного была такая-то нравственность, его состояние [в практике] было таким-то, его мудрость была такой-то, его пребывание [в медитативных состояниях] было таким-то, его освобождение было таким». Памятуя о его устремлённости, нравственности, учёности, щедрости и мудрости, он направляет свой ум к такому состоянию. Таким образом этот монах пребывает во внутреннем покое.

13. Вот монах слышит так: «Монах, которого звали так-то и так-то, скончался. Благословенный объявил о нём: «С уничтожением трёх [нижних] оков он стал вступившим в поток, более не подверженным нижним мирам, утверждённым [в своей участи], направляющимся к просветлению». И он либо видел этого достопочтенного сам, либо слышал, что о нём говорили так: «У этого достопочтенного была такая-то нравственность, его состояние [в практике] было таким-то, его мудрость была такой-то, его пребывание [в медитативных состояниях] было таким-то, его освобождение было таким». Памятуя о его устремлённости, нравственности, учёности, щедрости и мудрости, он направляет свой ум к такому состоянию. Таким образом этот монах пребывает во внутреннем покое.

14. Вот монахиня слышит так: «Монахиня, которую звали так-то и так-то, скончалась. Благословенный объявил о ней: «Она обрела окончательное знание». И она либо видела эту сестру сама, либо слышала, что о ней говорили так: «У этой сестры была такая-то нравственность, её состояние [в практике] было таким-то, её мудрость была такой-то, её пребывание [в медитативных состояниях] было таким-то, её освобождение было таким». Памятуя о её устремлённости, нравственности, учёности, щедрости и мудрости, она направляет свой ум к такому состоянию. Таким образом эта монахиня пребывает во внутреннем покое.

15. Вот монахиня слышит так: «Монахиня, которую звали так-то и так-то, скончалась. Благословенный объявил о ней: «С уничтожением пяти нижних оков она переродилась спонтанно в [мирах Чистых Обителей], и там она обретёт окончательную Ниббану, никогда более не возвращаясь из того мира [в этот]». И она либо видел эту сестру сама, либо слышала, что о ней говорили так: «У этой сестры была такая-то нравственность, её состояние [в практике] было таким-то, её мудрость была такой-то, её пребывание [в медитативных состояниях] было таким-то, её освобождение было таким». Памятуя о её устремлённости, нравственности, учёности, щедрости и мудрости, она направляет свой ум к такому состоянию. Таким образом эта монахиня пребывает во внутреннем покое.

16. Вот монахиня слышит так: «Монахиня, которую звали так-то и так-то, скончалась. Благословенный объявил о ней: «С уничтожением трёх [нижних] оков, а также с ослаблением жажды, злобы, заблуждения она стала однажды возвращающейся – той, кто вернётся в этот мир лишь один раз и положит конец страданиям». И она либо видела эту сестру сама, либо слышала, что о ней говорили так: «У этой сестры была такая-то нравственность, её состояние [в практике] было таким-то, её мудрость была такой-то, её пребывание [в медитативных состояниях] было таким-то, её освобождение было таким». Памятуя о её устремлённости, нравственности, учёности, щедрости и мудрости, она направляет свой ум к такому состоянию. Таким образом эта монахиня пребывает во внутреннем покое.

17. Вот монахиня слышит так: «Монахиня, которую звали так-то и так-то, скончалась. Благословенный объявил о ней: «С уничтожением трёх [нижних] оков она стала вступившей в поток, более не подверженной нижним мирам, утверждённой [в своей участи], направляющейся к просветлению». И она либо видела эту сестру сама, либо слышала, что о ней говорили так: «У этой сестры была такая-то нравственность, её состояние [в практике] было таким-то, её мудрость была такой-то, её пребывание [в медитативных состояниях] было таким-то, её освобождение было таким». Памятуя о её устремлённости, нравственности, учёности, щедрости и мудрости, она направляет свой ум к такому состоянию. Таким образом эта монахиня пребывает во внутреннем покое.

18. Вот мирянин слышит: «Мирянин, которого звали так-то и так-то, скончался. Благословенный объявил о нём: «С уничтожением пяти нижних оков он переродился спонтанно в [мирах Чистых Обителей], и там он обретёт окончательную Ниббану, никогда более не возвращаясь из того мира [в этот]». И он либо видел этого брата сам, либо слышал, что о нём говорили так: «У этого брата была такая-то нравственность, его состояние [в практике] было таким-то, его мудрость была такой-то, его пребывание [в медитативных состояниях] было таким-то, его освобождение было таким». Памятуя о его устремлённости, нравственности, учёности, щедрости и мудрости, он направляет свой ум к такому состоянию. Таким образом этот мирянин пребывает во внутреннем покое.

19. Вот мирянин слышит: «Мирянин, которого звали так-то и так-то, скончался. Благословенный объявил о нём: «С уничтожением трёх [нижних] оков, а также с ослаблением жажды, злобы, заблуждения он стал однажды возвращающимся – тем, кто вернётся в этот мир лишь один раз и положит конец страданиям». И он либо видел этого брата сам, либо слышал, что о нём говорили так: «У этого брата была такая-то нравственность, его состояние [в практике] было таким-то, его мудрость была такой-то, его пребывание [в медитативных состояниях] было таким-то, его освобождение было таким». Памятуя о его устремлённости, нравственности, учёности, щедрости и мудрости, он направляет свой ум к такому состоянию. Таким образом этот мирянин пребывает во внутреннем покое.

20. Вот мирянин слышит: «Мирянин, которого звали так-то и так-то, скончался. Благословенный объявил о нём: «С уничтожением трёх [нижних] оков он стал вступившим в поток, более не подверженным нижним мирам, утверждённым [в своей участи], направляющимся к просветлению». И он либо видел этого брата сам, либо слышал, что о нём говорили так: «У этого брата была такая-то нравственность, его состояние [в практике] было таким-то, его мудрость была такой-то, его пребывание [в медитативных состояниях] было таким-то, его освобождение было таким». Памятуя о его устремлённости, нравственности, учёности, щедрости и мудрости, он направляет свой ум к такому состоянию. Таким образом этот мирянин пребывает во внутреннем покое.

21. Вот мирянка слышит: «Мирянка, которую звали так-то и так-то, скончалась. Благословенный объявил о ней: «С уничтожением пяти нижних оков она переродилась спонтанно в [мирах Чистых Обителей], и там она обретёт окончательную Ниббану, никогда более не возвращаясь из того мира [в этот]». И она либо видела эту сестру сама, либо слышала, что о ней говорили так: «У этой сестры была такая-то нравственность, её состояние [в практике] было таким-то, её мудрость была такой-то, её пребывание [в медитативных состояниях] было таким-то, её освобождение было таким». Памятуя о её устремлённости, нравственности, учёности, щедрости и мудрости, она направляет свой ум к такому состоянию. Таким образом эта мирянка пребывает во внутреннем покое.

22. Вот мирянка слышит: «Мирянка, которую звали так-то и так-то, скончалась. Благословенный объявил о ней: «С уничтожением трёх [нижних] оков, а также с ослаблением жажды, злобы, заблуждения она стала однажды возвращающейся – той, кто вернётся в этот мир лишь один раз и положит конец страданиям». И она либо видела эту сестру сама, либо слышала, что о ней говорили так: «У этой сестры была такая-то нравственность, её состояние [в практике] было таким-то, её мудрость была такой-то, её пребывание [в медитативных состояниях] было таким-то, её освобождение было таким». Памятуя о её устремлённости, нравственности, учёности, щедрости и мудрости, она направляет свой ум к такому состоянию. Таким образом эта мирянка пребывает во внутреннем покое.

23. Вот мирянка слышит: «Мирянка, которую звали так-то и так-то, скончалась. Благословенный объявил о ней: «С уничтожением трёх [нижних] оков она стала вступившей в поток, более не подверженной нижним мирам, утверждённой [в своей участи], направляющейся к просветлению». И она либо видела эту сестру сама, либо слышала, что о ней говорили так: «У этой сестры была такая-то нравственность, её состояние [в практике] было таким-то, её мудрость была такой-то, её пребывание [в медитативных состояниях] было таким-то, её освобождение было таким». Памятуя о её устремлённости, нравственности, учёности, щедрости и мудрости, она направляет свой ум к такому состоянию. Таким образом эта мирянка пребывает во внутреннем покое.

24. Так, Ануруддха, Татхагата, когда умирает ученик, объявляет о его перерождении так: «Такой-то и такой-то переродился в таком-то и таком-то месте, а такой-то и такой-то переродился в таком-то и таком-то месте», и делает он так не ради интриг, с целью обмануть людей; не ради того, чтобы польстить людям; не ради обретений, похвалы, признания; не ради мысли: «Пусть люди знают, что я таков». Но делает он так потому, что есть устремлённые люди, которые вдохновляются и радуются возвышенному. Когда они слышат об этом, они направляют свои умы к этому состоянию, и это приведёт к их благополучию и счастью на долгое время».

Так сказал Благословенный. Монахи были довольны и восхитились словами Благословенного.

___________

* См. МН 2