Маджхима Никая 6
Аканкхейя Сутта
Если монах желает

1. Так я слышал. Однажды Благословенный пребывал близ Саваттхи, в Роще Джеты, что в Парке Анатхапиндики. Там он обратился к монахам так: «Монахи!»

«Достопочтенный!» – ответили они. Благословенный сказал следующее:

2. «Монахи, пребывайте в нравственности, соблюдая Патимоккху, сдерживая себя так, как велит Патимоккха, будучи совершенными в поведении и средствах, боясь мельчайшей оплошности, практикуйтесь в соблюдении правил тренировки.

3. Если монах желает быть мил и приятен своим товарищам по святой жизни, желает быть уважаемым и почитаемым ими, то тогда пусть он исполняет правила поведения, взращивает безмятежность ума, не пренебрегает медитацией, вглядывается в суть вещей, практикует уединение.

4. Если монах желает быть тем, кто обретает одеяния, еду, жилища и лекарства, то тогда пусть он исполняет правила поведения, взращивает безмятежность ума, не пренебрегает медитацией, вглядывается в суть вещей, практикует уединение.

5. Если монах желает, чтобы услужение тех, чьи одежды, еду, жилища, и лекарства он использует, принесло им великий плод и благо, то тогда пусть он исполняет правила поведения, взращивает безмятежность ума, не пренебрегает медитацией, вглядывается в суть вещей, практикует уединение.

6. Если монах желает, чтобы его умирающие родственники, с доверием вспомнив о нём, обрели от этого великий плод и благо, то тогда пусть он исполняет правила поведения, взращивает безмятежность ума, не пренебрегает медитацией, вглядывается в суть вещей, практикует уединение.

7. Если монах желает победить в себе недовольство тем, что есть, и восхищение мирскими вещами, не поддаваясь им больше никогда и побеждая их каждый раз, как они возникают, то тогда пусть он исполняет правила поведения, взращивает безмятежность ума, не пренебрегает медитацией, вглядывается в суть вещей, практикует уединение.

8. Если монах желает победить в себе страх и ужас, не поддаваясь им больше никогда и побеждая их каждый раз, как они возникают, то тогда пусть он исполняет правила поведения, взращивает безмятежность ума, не пренебрегает медитацией, вглядывается в суть вещей, практикует уединение.

9. Если монах желает обретать по желанию без сложностей и затруднений четыре джханы, что составляют высший ум и обеспечивают приятное пребывание здесь и сейчас, то тогда пусть он исполняет правила поведения, взращивает безмятежность ума, не пренебрегает медитацией, вглядывается в суть вещей, практикует уединение.

10. Если монах желает входить в арупа-джханы и пребывать в них, полных умиротворения, нематериальных, превосходящих формы, то тогда пусть он исполняет правила поведения, взращивает безмятежность ума, не пренебрегает медитацией, вглядывается в суть вещей, практикует уединение.

11. Если монах желает с уничтожением трёх оков стать вступившим в поток, более не подверженным нижним мирам, утверждённым, направляющимся к просветлению, то тогда пусть он исполняет правила поведения, взращивает безмятежность ума, не пренебрегает медитацией, вглядывается в суть вещей, практикует уединение.

12. Если монах желает с уничтожением трёх оков и с ослаблением жажды, злобы, заблуждения стать однажды возвращающимся, который лишь ещё один раз вернётся в этот мир и положит конец страданию, то тогда пусть он исполняет правила поведения, взращивает безмятежность ума, не пренебрегает медитацией, вглядывается в суть вещей, практикует уединение.

13. Если монах желает с уничтожением пяти нижних оков переродиться в мирах Чистых Обителей и там достигнуть окончательной Ниббаны, никогда более не возвращаясь из того мира обратно в этот, то тогда пусть он исполняет правила поведения, взращивает безмятежность ума, не пренебрегает медитацией, вглядывается в суть вещей, практикует уединение.

14. Если монах желает владеть различными видами сверхъестественных сил: будучи одним, становиться многими; будучи многими, становиться одним; появляться; исчезать; беспрепятственно проходить сквозь стены, бастионы, горы, как если бы шёл сквозь пустое пространство; нырять в землю и выныривать из неё, как если бы она была водой; ходить по воде и не тонуть, как если бы вода была сушей; сидя со скрещенными ногами, лететь по воздуху, как крылатая птица; своей рукой касаться и ударять даже солнце и луну, обладая настолько великой силой и могуществом; так влиять на тело, чтобы достигать даже мира Брахмы, – то тогда пусть он исполняет правила поведения, взращивает безмятежность ума, не пренебрегает медитацией, вглядывается в суть вещей, практикует уединение.

15. Если монах желает слышать за счёт элемента божественного уха, очищенного и превосходящего человеческое, оба вида звуков: божественные и человеческие, далёкие и близкие, – то тогда пусть он исполняет правила поведения, взращивает безмятежность ума, не пренебрегает медитацией, вглядывается в суть вещей, практикует уединение.

16. Если монах желает знать умы других существ, других личностей, направив на них свой собственный ум; различать ум со страстью как ум со страстью, а ум без страсти как ум без страсти; различать ум с отвращением как ум с отвращением, а ум без отвращения как ум без отвращения; различать ум с невежеством как ум с невежеством, а ум без невежества как ум без невежества; различать суженный ум как суженный ум, расширенный ум как расширенный ум; различать увеличенный ум как увеличенный ум, а неувеличенный ум как неувеличенный ум; различать сильный ум как сильный ум и непревзойдённый в силе ум как непревзойдённый в силе ум; различать собранный ум как собранный ум, а рассеянный ум как рассеянный ум; различать освобождённый ум как освобождённый ум, а неосвобождённый ум как неосвобождённый ум, – то тогда пусть он исполняет правила поведения, взращивает безмятежность ума, не пренебрегает медитацией, вглядывается в суть вещей, практикует уединение.

17. Если монах желает вспоминать многочисленные прошлые жизни: одну жизнь, две жизни, три жизни, четыре, пять, десять, двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят, сто, тысячу, сто тысяч, многие циклы распада мира, многие циклы эволюции мира, так: «Там у меня было такое-то имя, я жил в таком-то роду, имел такую-то внешность. Таковой была моя пища, таковым было моё переживание удовольствия и боли, таковым был конец моей жизни. Умерев в той жизни, я появился там-то. И там у меня тоже было такое-то имя, я жил в таком-то роду, имел такую-то внешность. Таковой была моя пища, таковым было моё переживание удовольствия и боли, таковым был конец моей жизни. Умерев в той жизни, я появился здесь», — если он желает так вспоминать многочисленные прошлые жизни в подробностях и деталях, то тогда пусть он исполняет правила поведения, взращивает безмятежность ума, не пренебрегает медитацией, вглядывается в суть вещей, практикует уединение.

18. Если монах желает видеть за счёт божественного глаза, очищенного и превосходящего человеческий, смерть и перерождение существ, различать низших и великих, красивых и уродливых, счастливых и несчастных, в соответствии с их каммой: «Эти существа, что имели дурное поведение телом, речью и умом, оскорблявшие Благородных, придерживавшиеся неправильных воззрений и действовавшие под влиянием неправильных воззрений, с распадом тела после смерти рождаются в мире лишений, в плохих местах, в погибели, в аду. Но эти существа, что имели хорошее поведение телом, речью и умом, не оскорблявшие Благородных, придерживавшиеся правильных воззрений и действовавшие под влиянием правильных воззрений, с распадом тела после смерти рождаются в приятных местах, в небесных мирах», — если он желает так, посредством божественного глаза, очищенного и превосходящего человеческий, видеть смерть и перерождение существ, различать низших и великих, красивых и уродливых, счастливых и несчастных, в соответствии с их каммой, то тогда пусть он исполняет правила поведения, взращивает безмятежность ума, не пренебрегает медитацией, вглядывается в суть вещей, практикует уединение.

19. Если монах желает за счёт уничтожения помрачений здесь и сейчас входить в незапятнанное освобождение от страстного желания и пребывать в нём, входить в освобождение от неведения и пребывать в нём, зная и проявляя эти состояния для себя самостоятельно посредством прямого знания, то тогда пусть он исполняет правила поведения, взращивает безмятежность ума, не пренебрегает медитацией, вглядывается в суть вещей, практикует уединение.

20. Монахи, пребывайте в нравственности, соблюдая Патимоккху, сдерживая себя так, как велит Патимоккха, будучи совершенными в поведении и средствах, боясь мельчайшей оплошности, практикуйтесь в соблюдении правил тренировки».

Так сказал Благословенный. Монахи были довольны и восхитились словами Благословенного.