Маджхима Никая 57
Куккураватика Сутта
Собачий аскет

1. Так я слышал. Однажды Благословенный пребывал в стране Колиев, где был город Колиев под названием Халиддавасана.

2. И вот Пунна, сын Колиев, практикующий буйволиную аскезу, а также Сения, голый аскет, практикующий собачью аскезу, отправились к Благословенному.

[Пунна подражал поведению буйволов, носил рога и хвост, ел траву, а Сения подражал поведению собак.]

Пунна, практикующий буйволиную аскезу, поклонился Благословенному и сел рядом, тогда как Сения, голый аскет, практикующий собачью аскезу, обменялся с Благословенным вежливыми приветствиями и после этого тоже сел рядом, покрутившись на месте, как собака. Пунна, практикующий буйволиную аскезу, сказал Благословенному:

«Почтенный, вот Сения – голый аскет, практикующий собачью аскезу, делает то, что трудно делать: он ест свою еду, [только] когда её бросили на землю. Он уже давно предпринял и практикует эту собачью аскезу. Каков его будущий удел? Каково его будущее направление?»

[Благословенный ответил:]

«Довольно, Пунна, оставь это. Не спрашивай меня об этом».

И во второй раз Пунна сказал Благословенному:

«Почтенный, вот Сения – голый аскет, практикующий собачью аскезу, делает то, что трудно делать: он ест свою еду, [только] когда её бросили на землю. Он уже давно предпринял и практикует эту собачью аскезу. Каков его будущий удел? Каково его будущее направление?»

И во второй раз Благословенный ответил:

«Довольно, Пунна, оставь это. Не спрашивай меня об этом».

И в третий раз Пунна сказал Благословенному:

«Почтенный, вот Сения – голый аскет, практикующий собачью аскезу, делает то, что трудно делать: он ест свою еду, [только] когда её бросили на землю. Он уже давно предпринял и практикует эту собачью аскезу. Каков его будущий удел? Каково его будущее направление?»

[Тогда Благословенный сказал:]

«Что ж, Пунна, поскольку, похоже, я не могу убедить тебя оставить эту тему, то я отвечу тебе.

3. Пунна, вот некий человек развивает собачью аскезу полностью и беспрерывно. Он развивает собачьи повадки полностью и беспрерывно. Он развивает собачий ум полностью и беспрерывно. Он развивает собачье поведение полностью и беспрерывно. Сделав так, с распадом тела после смерти он перерождается среди собак. Но если у него имеется такое воззрение: «Благодаря этой нравственности, или этому соблюдению, или этой аскезе, или этой святой жизни я стану [великим] божеством или неким [меньшим] божеством», – то в его случае это неправильное воззрение.

И существует два [возможных] будущих удела для того, кто обладает неправильным воззрением, я говорю тебе: либо ад, либо мир животных. Поэтому, Пунна, если его собачья аскеза преуспеет, то это приведёт его к [рождению] среди собак. Если не преуспеет, то это приведёт его в ад».

4. Когда так было сказано, Сения, голый аскет, практикующий собачью аскезу, закричал и разрыдался. И тогда Благословенный сказал Пунне, сыну Колиев, практикующему буйволиную аскезу: «Пунна, я не смог убедить тебя оставить эту тему».

[Тогда ответил Сения:]

«Почтенный, я рыдаю не из-за того, что слова Благословенного обидели меня, но потому что я уже давно предпринял и практикую эту собачью аскезу. Почтенный, вот Пунна, сын Колиев – практик буйволиной аскезы. Он уже давно предпринял и практикует эту буйволиную аскезу. Каков его будущий удел? Каково его будущее направление?»

[Благословенный ответил:]

«Довольно, Сения, оставь это. Не спрашивай меня об этом».

И во второй раз Сения сказал Благословенному:

«Почтенный, вот Пунна, сын Колиев – практик буйволиной аскезы. Он уже давно предпринял и практикует эту буйволиную аскезу. Каков его будущий удел? Каково его будущее направление?»

И во второй раз Благословенный ответил:

«Довольно, Сения, оставь это. Не спрашивай меня об этом».

И в третий раз Сения сказал Благословенному:

«Почтенный, вот Пунна, сын Колиев – практик буйволиной аскезы. Он уже давно предпринял и практикует эту буйволиную аскезу. Каков его будущий удел? Каково его будущее направление?»

[Тогда Благословенный сказал:]

«Что ж, Сения, поскольку, похоже, я не могу убедить тебя оставить эту тему, то я отвечу тебе.

5. Сения, вот некий человек развивает буйволиную аскезу полностью и беспрерывно. Он развивает буйволиные повадки полностью и беспрерывно. Он развивает буйволиный ум полностью и беспрерывно. Он развивает буйволиное поведение полностью и беспрерывно. Сделав так, с распадом тела после смерти он перерождается среди буйволов. Но если у него имеется такое воззрение: «Благодаря этой нравственности, или этому соблюдению, или этой аскезе, или этой святой жизни я стану [великим] божеством или неким [меньшим] божеством», – то в его случае это неправильное воззрение. И существует два [возможных] будущих удела для того, кто обладает неправильным воззрением, я говорю тебе: либо ад, либо мир животных. Поэтому, Сения, если его буйволиная аскеза преуспеет, то это приведёт его к [рождению] среди буйволов. Если не преуспеет, то это приведёт его в ад».

6. Когда так было сказано, Пунна, сын Колиев, практикующий буйволиную аскезу, закричал и разрыдался. И тогда Благословенный сказал Сении, голому аскету, практикующему собачью аскезу: «Сения, я не смог убедить тебя оставить эту тему».

[Тогда ответил Пунна:]

«Почтенный, я рыдаю не из-за того, что слова Благословенного обидели меня, но потому что я уже давно предпринял и практикую эту буйволиную аскезу. Почтенный, у меня есть такое доверие к Благословенному: «Благословенный способен научить меня Дхамме так, чтобы я смог оставить эту буйволиную аскезу и чтобы Сения, голый аскет, практикующий собачью аскезу, смог оставить эту собачью аскезу».

«В таком случае, Пунна, слушай внимательно то, о чём я буду говорить».

«Да, Почтенный», – ответил он.

7. «Пунна, есть четыре вида поступков, провозглашённых мной, после того как я познал их сам посредством прямого знания. Какие четыре? Есть тёмный поступок с тёмным результатом. Есть яркий поступок с ярким результатом. Есть тёмный-и-яркий поступок с тёмным-и-ярким результатом. Есть ни-тёмный-ни-яркий поступок с ни-тёмным-ни-ярким результатом, поступок, который ведёт к уничтожению поступка.

8. И каков тёмный поступок с тёмным результатом? Вот некий человек порождает помрачённую телесную активность, помрачённую словесную активность, помрачённую умственную активность. Породив помрачённую телесную активность, помрачённую словесную активность, помрачённую умственную активность, он перерождается в помрачённом мире. Когда он переродился в помрачённом мире, его касаются помрачённые контакты. Когда его касаются помрачённые контакты, он испытывает помрачённые чувства, всецело болезненные, как в случае с существами в аду.

Так перерождение существа происходит из-за [самого же] существа: все перерождаются в соответствии с поступками, ими совершёнными. Когда кто-либо переродился, его касаются контакты. Так, я говорю тебе, существа являются наследниками своих поступков. Это называется тёмным поступком с тёмным результатом.

9. И что такое яркий поступок с ярким результатом? Вот некий человек порождает непомрачённую телесную активность, непомрачённую словесную активность, непомрачённую умственную активность. Породив непомрачённую телесную активность, непомрачённую словесную активность, непомрачённую умственную активность, он перерождается в непомрачённом мире. Когда он переродился в непомрачённом мире, его касаются непомрачённые контакты. Когда его касаются непомрачённые контакты, он испытывает непомрачённые чувства, всецело приятные, как в случае с богами Сверкающего Великолепия.

Так перерождение существа происходит из-за [самого же] существа: все перерождаются в соответствии с поступками, ими совершёнными. Когда кто-либо переродился, его касаются контакты. Так, я говорю тебе, существа являются наследниками своих поступков. Это называется ярким поступком с ярким результатом.

10. И что такое тёмный-и-яркий поступок с тёмным-и-ярким результатом? Вот некий человек порождает и помрачённую и непомрачённую телесную активность, и помрачённую и непомрачённую словесную активность, и помрачённую и непомрачённую умственную активность. Породив и помрачённую и непомрачённую телесную активность, и помрачённую и непомрачённую словесную активность, и помрачённую и непомрачённую умственную активность, он перерождается в мире, который и помрачённый и непомрачённый. Когда он переродился в таком мире, его касаются и помрачённые и непомрачённые контакты. Когда его касаются и помрачённые и непомрачённые контакты, он испытывает и помрачённые и непомрачённые чувства, и удовольствие и боль, как в случае с человеческими существами, некоторыми богами, а также некоторыми существами в нижних мирах.

Так перерождение существа происходит из-за [самого же] существа: все перерождаются в соответствии с поступками, ими совершёнными. Когда кто-либо переродился, его касаются контакты. Так, я говорю тебе, существа являются наследниками своих поступков. Это называется тёмным-и-ярким поступком с тёмным-и-ярким результатом.

11. И что такое ни-тёмный-ни-яркий поступок с ни-тёмным-ни-ярким результатом, поступок, который ведёт к уничтожению поступка? Намерение отбросить тот вид поступка, который тёмный; намерение отбросить тот вид поступка, который яркий; намерение отбросить тот вид поступка, который тёмный-и-яркий, – вот что называется ни-тёмным-ни-ярким поступком с ни-тёмным-ни-ярким результатом, поступком, который ведёт к уничтожению поступка.

Таковы четыре вида поступков, провозглашённых мной, после того как я познал их сам посредством прямого знания».

12. Когда так было сказано, Пунна, сын Колиев, практикующий буйволиную аскезу, сказал Благословенному: «Великолепно, Господин! Великолепно, Господин! Как если бы кто-то поставил на место то, что было перевёрнуто, раскрыл бы спрятанное, показал путь тому, кто потерялся, внёс бы лампу во тьму, чтобы зрячий да мог увидеть, точно так же Благословенный различными способами прояснил Дхамму. Я принимаю прибежище в Благословенном, прибежище в Дхамме и прибежище в Сангхе монахов. Пусть Благословенный помнит меня как мирского последователя, принявшего прибежище с этого дня и на всю жизнь».

13. Но Сения, голый аскет, практикующий собачью аскезу, сказал Благословенному: «Великолепно, Господин! Великолепно, Господин! Как если бы кто-то поставил на место то, что было перевёрнуто, раскрыл бы спрятанное, показал путь тому, кто потерялся, внёс бы лампу во тьму, чтобы зрячий да мог увидеть, точно так же Благословенный различными способами прояснил Дхамму. Я принимаю прибежище в Благословенном, прибежище в Дхамме и прибежище в Сангхе монахов. Я хотел бы получить младшее монашеское посвящение, я хотел бы получить высшее монашеское посвящение».

14. «Сения, тот, кто прежде принадлежал другому учению и желает получить младшее и высшее посвящение в этой Дхамме и Винае, должен пройти испытательный срок в четыре месяца. По истечении четырёх месяцев, если монахи будут довольны им, они дают ему младшее посвящение и высшее посвящение в монахи. Но я признаю, что могут быть индивидуальные различия в этом вопросе».

«Достопочтенный, если тот, кто прежде принадлежал другому учению и желает получить младшее и высшее посвящение в этой Дхамме и Винае, должен пройти испытательный срок в четыре месяца, после чего, если монахи будут довольны им, они дают ему младшее посвящение и высшее посвящение в монахи, то тогда я готов проходить испытательный срок [хоть] четыре года. По истечении четырёх лет, если монахи будут довольны мной, они дадут мне младшее и высшее посвящение в монахи».

15. И тогда Сения, голый аскет, практиковавший ранее собачью аскезу, получил младшее посвящение под [учительством] Благословенного и получил высшее посвящение. И затем, пребывая в уединении прилежным, старательным, решительным, Достопочтенный Сения, реализовав это для себя посредством прямого знания, там и тогда вошёл в высочайшую цель святой жизни, ради которой знатные люди праведно оставляют мирскую жизнь и ведут жизнь бездомную, и пребывал в ней. Он напрямую познал: «Рождение уничтожено, святая жизнь прожита, сделано то, что следовало сделать, не будет более возвращения в какое-либо состояние вовлечённости». И Достопочтенный Сения стал одним из арахантов.