Маджхима Никая 46
Махадхаммасамадана Сутта
Большая лекция о способах осуществления вещей

1. Так я слышал. Однажды Благословенный пребывал близ Саваттхи, в Роще Джеты, что в Парке Анатхапиндики. Там он обратился к монахам так: «Монахи!»

«Учитель!» – ответили они. Благословенный сказал следующее:

2. «Монахи, у большинства существ есть такая мечта, желание, влечение: «Если б только всё нежеланное, нежелательное, неприятное сошло на нет, а всё желанное, желаемое, приятное приумножилось!» И всё же, несмотря на эту мечту, желание, влечение, для них приумножается лишь всё нежеланное, нежелательное, неприятное, а всё желанное, желаемое, приятное сходит на нет. Монахи, как вы думаете, в чём причина этого?»

«Учитель, корень нашего учения – в Благословенном, руководство нашего учения – в Благословенном, лишь в Благословенном оно имеет пристанище. Было бы хорошо, если бы Благословенный прояснил значение этих слов. Услышав это из его уст, монахи запомнят это».

«Тогда, монахи, слушайте внимательно то, о чём я буду говорить».

«Да, Учитель», – ответили они. Благословенный сказал следующее:

3. «Вот, монахи, необученный заурядный человек – не уважающий Благородных, не обученный их Дхамме и не практикующий её; не уважающий чистых [умом] людей, не обученный их Дхамме и не практикующий её – не знает, что следует взращивать, а что не следует взращивать. Он не знает, чему не стоит следовать, а чему стоит следовать. Не зная этого, он взращивает то, что не стоит взращивать, и не взращивает то, что стоит взращивать. Он следует тому, чему не стоит следовать, и не следует тому, чему стоит следовать.

Поскольку он делает так, всё нежеланное, нежелательное, неприятное приумножается для него, а всё желанное, желаемое, приятное сходит на нет. И почему? Потому что так происходит с тем, кто не видит.

4. Хорошо обученный Благородный ученик – уважающий Благородных, обученный их Дхамме и практикующий её; уважающий чистых [умом] людей, обученный их Дхамме и практикующий её – знает, что следует взращивать, а что не следует взращивать. Он знает, чему не стоит следовать, а чему стоит следовать. Зная это, он взращивает то, что стоит взращивать, и не взращивает то, что не стоит взращивать. Он следует тому, чему стоит следовать, и не следует тому, чему не стоит следовать.

Поскольку он делает так, всё нежеланное, нежелательное, неприятное сходит для него на нет, а всё желанное, желаемое, приятное приумножается. И почему? Потому что так происходит с тем, кто видит.

5. Монахи, есть четыре способа осуществления вещей. Что это за четыре способа? Есть способ осуществления вещей, болезненный сейчас и несущий боль в будущем. Есть способ осуществления вещей, приятный сейчас и несущий боль в будущем. Есть способ осуществления вещей, болезненный сейчас и несущий удовольствие в будущем. Есть способ осуществления вещей, приятный сейчас и несущий удовольствие в будущем.

НЕВЕЖЕСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК

6. (1) И вот, монахи, невежественный человек, не зная, что собой представляет способ осуществления вещей, болезненный сейчас и несущий боль в будущем, не понимает, как оно есть на самом деле: «Этот способ осуществления вещей болезненный сейчас, и в будущем он тоже принесёт боль». Не зная этого, не понимая, как оно есть на самом деле, невежественный человек взращивает этот способ осуществления вещей, не избегает его. Поскольку он делает так, всё нежеланное, нежелательное, неприятное приумножается для него, а всё желанное, желаемое, приятное сходит на нет. Почему так? Потому что так происходит с тем, кто не видит.

7. (2) И вот, монахи, невежественный человек, не зная, что собой представляет способ осуществления вещей, приятный сейчас и несущий боль в будущем, не понимает, как оно есть на самом деле: «Этот способ осуществления вещей приятен сейчас, но в будущем он принесёт боль». Не зная этого, не понимая, как оно есть на самом деле, невежественный человек взращивает этот способ осуществления вещей, не избегает его. Поскольку он делает так, всё нежеланное, нежелательное, неприятное приумножается для него, а всё желанное, желаемое, приятное сходит на нет. Почему так? Потому что так происходит с тем, кто не видит.

8. (3) И вот, монахи, невежественный человек, не зная, что собой представляет способ осуществления вещей, болезненный сейчас и несущий удовольствие в будущем, не понимает, как оно есть на самом деле: «Этот способ осуществления вещей болезненный сейчас, но в будущем он принесёт удовольствие». Не зная этого, не понимая, как оно есть на самом деле, невежественный человек не взращивает этот способ осуществления вещей, а избегает его. Поскольку он делает так, всё нежеланное, нежелательное, неприятное приумножается для него, а всё желанное, желаемое, приятное сходит на нет. Почему так? Потому что так происходит с тем, кто не видит.

9. (4) И вот, монахи, невежественный человек, не зная, что собой представляет способ осуществления вещей, приятный сейчас и несущий удовольствие в будущем, не понимает, как оно есть на самом деле: «Этот способ осуществления вещей приятный сейчас, и в будущем он тоже принесёт удовольствие». Не зная этого, не понимая, как оно есть на самом деле, невежественный человек не взращивает этот способ осуществления вещей, а избегает его. Поскольку он делает так, всё нежеланное, нежелательное, неприятное приумножается для него, а всё желанное, желаемое, приятное сходит на нет. Почему так? Потому что так происходит с тем, кто не видит.

МУДРЫЙ ЧЕЛОВЕК

10. (1) И вот, монахи, мудрый человек, зная, что собой представляет способ осуществления вещей, болезненный сейчас и несущий боль в будущем, понимает, как оно есть на самом деле: «Этот способ осуществления вещей болезненный сейчас, и в будущем он тоже принесёт боль». Зная это, понимая, как оно есть на самом деле, мудрый человек не взращивает этот способ осуществления вещей, но избегает его. Поскольку он делает так, всё нежеланное, нежелательное, неприятное сходит для него на нет, а всё желанное, желаемое, приятное приумножается. Почему так? Потому что так происходит с тем, кто видит.

11. (2) И вот, монахи, мудрый человек, зная, что собой представляет способ осуществления вещей, приятный сейчас и несущий боль в будущем, понимает, как оно есть на самом деле: «Этот способ осуществления вещей приятен сейчас, но в будущем он принесёт боль». Зная это, понимая, как оно есть на самом деле, мудрый человек не взращивает этот способ осуществления вещей, но избегает его. Поскольку он делает так, всё нежеланное, нежелательное, неприятное сходит для него на нет, а всё желанное, желаемое, приятное приумножается. Почему так? Потому что так происходит с тем, кто видит.

12. (3) И вот, монахи, мудрый человек, зная, что собой представляет способ осуществления вещей, болезненный сейчас и несущий удовольствие в будущем, понимает, как оно есть на самом деле: «Этот способ осуществления вещей болезненный сейчас, но в будущем он принесёт удовольствие». Зная это, понимая, как оно есть на самом деле, мудрый человек взращивает этот способ осуществления вещей, не избегает его. Поскольку он делает так, всё нежеланное, нежелательное, неприятное сходит для него на нет, а всё желанное, желаемое, приятное приумножается. Почему так? Потому что так происходит с тем, кто видит.

13. (4) И вот, монахи, мудрый человек, зная, что собой представляет способ осуществления вещей, приятный сейчас и несущий удовольствие в будущем, понимает, как оно есть на самом деле: «Этот способ осуществления вещей приятный сейчас, и в будущем он тоже принесёт удовольствие». Зная это, понимая, как оно есть на самом деле, мудрый человек взращивает этот способ осуществления вещей, не избегает его. Поскольку он делает так, всё нежеланное, нежелательное, неприятное сходит для него на нет, а всё желанное, желаемое, приятное приумножается. Почему так? Потому что так происходит с тем, кто видит.

ЧЕТЫРЕ СПОСОБА

14. (1) И каков, монахи, способ осуществления вещей, болезненный сейчас и несущий боль в будущем?

Вот, монахи, некий человек убивает живых существ и он чувствует боль и печаль при этом, он чувствует боль и печаль из-за того, что убивает живых существ.

Он берёт то, что ему не было дано, и он чувствует боль и печаль при этом, он чувствует боль и печаль из-за того, что берёт то, что ему не было дано.

Он ведёт себя неподобающе в чувственных удовольствиях, и он чувствует боль и печаль при этом, он чувствует боль и печаль из-за того, что ведёт себя неподобающе в чувственных удовольствиях.

Он лжёт, и он чувствует боль и печаль при этом, он чувствует боль и печаль из-за того, что лжёт.

Он говорит злонамеренно, и он чувствует боль и печаль при этом, он чувствует боль и печаль из-за того, что говорит злонамеренно.

Он говорит грубо, и он чувствует боль и печаль при этом, он чувствует боль и печаль из-за того, что говорит грубо.

Он болтает попусту, и он чувствует боль и печаль при этом, он чувствует боль и печаль из-за того, что болтает попусту.

Он проявляет алчность, и он чувствует боль и печаль при этом, он чувствует боль и печаль из-за того, что проявляет алчность.

Он питает недоброжелательный ум, и он чувствует боль и печаль при этом, он чувствует боль и печаль из-за того, что питает недоброжелательный ум.

Он придерживается неправильных воззрений, и он чувствует боль и печаль при этом, он чувствует боль и печаль из-за того, что придерживается неправильных воззрений.

И с распадом тела после смерти он возникает в состоянии лишения, в несчастливом уделе, в погибели, даже в аду. Это называется способом осуществления вещей, болезненным сейчас и несущим боль в будущем.

15. (2) И каков, монахи, способ осуществления вещей, приятный сейчас, но несущий боль в будущем?

Вот, монахи, некий человек убивает живых существ и он чувствует удовольствие и радость при этом, он чувствует удовольствие и радость из-за того, что убивает живых существ.

Он берёт то, что ему не было дано, и он чувствует удовольствие и радость при этом, он чувствует удовольствие и радость из-за того, что берёт то, что ему не было дано.

Он ведёт себя неподобающе в чувственных удовольствиях, и он чувствует удовольствие и радость при этом, он чувствует удовольствие и радость из-за того, что ведёт себя неподобающе в чувственных удовольствиях.

Он лжёт, и он чувствует удовольствие и радость при этом, он чувствует удовольствие и радость из-за того, что лжёт.

Он говорит злонамеренно, и он чувствует удовольствие и радость при этом, он чувствует удовольствие и радость из-за того, что говорит злонамеренно.

Он говорит грубо, и он чувствует удовольствие и радость при этом, он чувствует удовольствие и радость из-за того, что говорит грубо.

Он болтает попусту, и он чувствует удовольствие и радость при этом, он чувствует удовольствие и радость из-за того, что болтает попусту.

Он проявляет алчность, и он чувствует удовольствие и радость при этом, он чувствует удовольствие и радость из-за того, что проявляет алчность.

Он питает недоброжелательный ум, и он чувствует удовольствие и радость при этом, он чувствует удовольствие и радость из-за того, что питает недоброжелательный ум.

Он придерживается неправильных воззрений, и он чувствует удовольствие и радость при этом, он чувствует удовольствие и радость из-за того, что придерживается неправильных воззрений.

Но с распадом тела после смерти он возникает в состоянии лишения, в несчастливом уделе, в погибели, даже в аду. Это называется способом осуществления вещей, приятным сейчас, но в будущем несущим боль.

16. (3) И каков, монахи, способ осуществления вещей, болезненный сейчас, но несущий удовольствие в будущем?

Вот, монахи, некий человек воздерживается от убийства живых существ и он чувствует боль и печаль при этом, он чувствует боль и печаль благодаря тому, что воздерживается от убийства живых существ.

Он воздерживается от присвоения того, что ему не было дано, и он чувствует боль и печаль при этом, он чувствует боль и печаль благодаря тому, что воздерживается от присвоения того, что ему не было дано.

Он воздерживается от неподобающего поведения в отношении чувственных удовольствий, и он чувствует боль и печаль при этом, он чувствует боль и печаль благодаря тому, что воздерживается от неподобающего поведения в отношении чувственных удовольствий.

Он воздерживается от лжи, и он чувствует боль и печаль при этом, он чувствует боль и печаль благодаря тому, что воздерживается от лжи.

Он воздерживается от злонамеренных речей, и он чувствует боль и печаль при этом, он чувствует боль и печаль благодаря тому, что воздерживается от злонамеренных речей.

Он воздерживается от грубой речи, и он чувствует боль и печаль при этом, он чувствует боль и печаль благодаря тому, что воздерживается от грубой речи.

Он воздерживается от пустой болтовни, и он чувствует боль и печаль при этом, он чувствует боль и печаль благодаря тому, что воздерживается от пустой болтовни.

Он воздерживается от алчности, и он чувствует боль и печаль при этом, он чувствует боль и печаль благодаря тому, что воздерживается от алчности.

Он воздерживается от недоброжелательных мыслей, и он чувствует боль и печаль при этом, он чувствует боль и печаль благодаря тому, что воздерживается от недоброжелательных мыслей.

Он воздерживается от неправильных воззрений, и он чувствует боль и печаль при этом, он чувствует боль и печаль благодаря тому, что воздерживается от неправильных воззрений.

Но с распадом тела после смерти он возникает в счастливом уделе, даже в небесном мире. Это называется способом осуществления вещей, болезненным сейчас, но несущим удовольствие в будущем.

17. (4) И каков, монахи, способ осуществления вещей, приятный сейчас и несущий удовольствие в будущем?

Вот, монахи, некий человек воздерживается от убийства живых существ и он чувствует удовольствие и радость при этом, он чувствует удовольствие и радость благодаря тому, что воздерживается от убийства живых существ.

Он воздерживается от присвоения того, что ему не было дано, и он чувствует удовольствие и радость при этом, он чувствует удовольствие и радость благодаря тому, что воздерживается от присвоения того, что ему не было дано.

Он воздерживается от неподобающего поведения в отношении чувственных удовольствий, и он чувствует удовольствие и радость при этом, он чувствует удовольствие и радость благодаря тому, что воздерживается от неподобающего поведения в отношении чувственных удовольствий.

Он воздерживается от лжи, и он чувствует удовольствие и радость при этом, он чувствует удовольствие и радость благодаря тому, что воздерживается от лжи.

Он воздерживается от злонамеренных речей, и он чувствует удовольствие и радость при этом, он чувствует удовольствие и радость благодаря тому, что воздерживается от злонамеренных речей.

Он воздерживается от грубой речи, и он чувствует удовольствие и радость при этом, он чувствует удовольствие и радость благодаря тому, что воздерживается от грубой речи.

Он воздерживается от пустой болтовни, и он чувствует удовольствие и радость при этом, он чувствует удовольствие и радость благодаря тому, что воздерживается от пустой болтовни.

Он воздерживается от алчности, и он чувствует удовольствие и радость при этом, он чувствует удовольствие и радость благодаря тому, что воздерживается от алчности.

Он воздерживается от недоброжелательных мыслей, и он чувствует удовольствие и радость при этом, он чувствует удовольствие и радость благодаря тому, что воздерживается от недоброжелательных мыслей.

Он воздерживается от неправильных воззрений, и он чувствует удовольствие и радость при этом, он чувствует удовольствие и радость благодаря тому, что воздерживается от неправильных воззрений.

И с распадом тела после смерти он возникает в счастливом уделе, даже в небесном мире. Это называется способом осуществления вещей, болезненным сейчас, но несущим удовольствие в будущем.

АНАЛОГИИ

18. (1) Монахи, представьте, как если бы горькую тыкву смешали с ядом и пришёл бы человек, который хотел бы жить и не хотел умирать, который хотел бы удовольствия и отвращался от боли. Ему бы сказали: «Почтенный, это горькая тыква, смешанная с ядом. Пей, если хочешь. Когда будешь пить, цвет, запах и вкус не придутся тебе по вкусу, а после того как выпьешь, ты повстречаешь смерть или смертельные муки». И он бы выпил это, не обдумав, и не отказался бы от этого. По мере того как он пил, цвет, запах и вкус не пришлись ему по вкусу, а после того как он выпил, он повстречал смерть или смертельные муки. Это, я говорю вам, похоже на способ осуществления вещей, болезненный сейчас и несущий боль в будущем.

19. (2) Представьте бронзовую чашу с напитком, обладающим хорошим цветом, вкусом и запахом, но смешанным с ядом, и пришёл бы человек, который хотел бы жить и не хотел умирать, который хотел бы удовольствия и отвращался от боли. Ему бы сказали: «Почтенный, это бронзовая чаша с напитком, обладающим хорошим цветом, вкусом и запахом, но смешанным с ядом. Пей, если хочешь. Когда будешь пить, цвет, запах и вкус придутся тебе по вкусу, но после того как выпьешь, ты повстречаешь смерть или смертельные муки». И он бы выпил это, не обдумав, и не отказался бы от этого. По мере того как он пил, цвет, запах и вкус пришлись ему по вкусу, но после того как он выпил, он повстречал смерть или смертельные муки. Это, я говорю вам, похоже на способ осуществления вещей, приятный сейчас, но несущий боль в будущем.

20. (3) Представьте перебродившую мочу, смешанную с различными лекарствами, и пришёл бы больной желтухой человек. Ему бы сказали: «Почтенный, это перебродившая моча, смешанная с лекарствами. Пей, если хочешь. Когда будешь пить, цвет, запах и вкус не придутся тебе по вкусу, но после того как выпьешь, тебе станет хорошо». И после обдумывания он бы выпил это и не отказался бы от этого. По мере того как он пил, цвет, запах и вкус не пришлись ему по вкусу, но после того как он выпил, ему стало хорошо. Это, я говорю вам, похоже на способ осуществления вещей, болезненный сейчас, но в будущем несущий удовольствие.

21. (4) Представьте творог, мёд, топлёное масло и мелассу, смешанные вместе, и пришёл бы больной дизентерией человек. Ему бы сказали: «Почтенный, это творог, мёд, топлёное масло, смешанные вместе. Пей, если хочешь. Когда будешь пить, цвет, запах и вкус придутся тебе по вкусу, и после того как выпьешь, тебе станет хорошо». И после обдумывания он бы выпил это и не отказался бы от этого. По мере того как он пил, цвет, запах и вкус пришлись ему по вкусу, и после того как он выпил, ему стало хорошо. Это, я говорю вам, похоже на способ осуществления вещей, приятный сейчас и несущий удовольствие в будущем.

22. Подобно тому как осенью, в последнем месяце сезона дождей, когда небо чистое и безоблачное, восходящее над землёй солнце рассеивает всю темноту пространства по мере того, как оно лучится, сверкает и сияет, точно так же способ осуществления вещей, который приятен сейчас и несёт удовольствие в будущем, рассеивает своим свечением, сверканием, сиянием любые другие доктрины любых обычных духовных странников и браминов».

Так сказал Благословенный. Монахи были довольны и восхитились словами Благословенного.