Маджхима Никая 40
Чула-Ассапура Сутта
Малая лекция в Ассапуре

1. Так я слышал. Однажды Благословенный пребывал в стране Ангов, в городе под названием Ассапура. Там Благословенный обратился к монахам так: «Монахи!»

«Да, Учитель!» — ответили они. Благословенный сказал следующее:

2. «»Духовные странники, духовные странники» — вот как, монахи, люди воспринимают вас. И когда вас спрашивают: «Кто вы?» — вы отвечаете, что вы духовные странники. Поскольку так вы обозначаете себя и так о себе заявляете, то вот как вам следует тренироваться: «Мы будем практиковать путь, подобающий духовным странникам, мы будем соответствовать этому званию, и наше обозначение будет соответствовать действительности, так что те миряне, кто служат нам и чьи одежды, еду, жилища, лекарства мы используем, обретут своим служением великий плод и благо и так что наш уход в бездомную жизнь был бы не тщетным, а плодотворным и продуктивным».

3. И каким образом, монахи, монах уклоняется от пути, подобающего духовному страннику? Если монах проявляет алчность, если он не отбросил алчности; если у монаха недоброжелательный ум, если он не отбросил недоброжелательности; если монах питает злобу, если он не отбросил злости; если монах питает негодование, если он не отбросил негодования; если монах проявляет презрение, если он не отбросил презрения; если монах проявляет надменность, если он не отбросил надменности; если монах завистлив, если он не отбросил зависти; если монах скуп, если он не отбросил скупости; если монах притворяется, если он не отбросил притворства; если монах лжёт, если он не отбросил лживости; если монах имеет порочные желания, если он не отбросил порочных желаний; если у монаха негармоничные воззрения, если он не отбросил неправильных воззрений, — в таком случае, я говорю вам, он уклоняется от пути, подобающего духовному страннику, из-за своей неспособности отбросить эти помрачения, эти изъяны, эти пятна, которые являются основанием для перерождения в состоянии лишений и результаты которых переживаются в неблагом уделе.

4. Представьте обоюдоострое оружие матаджа, вложенное в тряпичные ножны. Я говорю вам, что уход в бездомную жизнь такого монаха подобен этому.

5. Я утверждаю, что звание духовного странника не даётся носящему тряпичную накидку просто самим фактом её ношения; как не даётся звание нагого аскета просто тому, кто ходит нагим; как не даётся звание покрытого грязью аскета просто тому, кто покрыт грязью; как не даётся звание практикующего омовения просто тому, кто регулярно купается; как не даётся звание аскета, живущего у подножья дерева, просто тому, кто живёт у подножья дерева; как не даётся звание аскета, живущего под открытым небом, просто тому, кто не имеет крыши над головой; как не даётся звание практикующего непрерывное стояние просто тому, кто всё время стоит; как не даётся звание аскета, практикующего ограничение в питании, просто тому, кто питается ограниченно; как не даётся звание чтеца священных текстов тому, кто просто повторяет священные тексты; как не даётся звание духовного странника аскету со спутанными волосами просто лишь из-за ношения спутанных волос.

6. Монахи, если бы, просто лишь надев тряпичную накидку монах, будучи алчным, отбросил бы алчность; имея недоброжелательный ум, отбросил бы недоброжелательность; питая злобу, отбросил бы злобу; питая негодование, отбросил бы негодование; проявляя презрение, отбросил бы презрение; проявляя надменность, отбросил бы надменность; будучи завистливым, отбросил бы зависть; будучи скуп, отбросил бы скупость; будучи притворщиком, отбросил бы притворство; будучи лжецом, отбросил бы лживость; имея порочные желания, отбросил бы порочные желания; имея негармоничные воззрения, отбросил бы негармоничные воззрения, — то тогда его друзья и товарищи, его родственники и родня с самого рождения обрядили бы его в тряпичную накидку и всячески побуждали бы его к ношению тряпичной накидки таким образом: «Ну же, дорогой, носи тряпичную накидку, ведь, просто лишь надев тряпичную накидку, будучи алчным, ты отбросишь алчность; имея недоброжелательный ум, ты отбросишь недоброжелательность; питая злобу, ты отбросишь злобу; питая негодование, ты отбросишь негодование; проявляя презрение, ты отбросишь презрение; проявляя надменность, ты отбросишь надменность; будучи завистливым, ты отбросишь зависть; будучи скуп, ты отбросишь скупость; будучи притворщиком, ты отбросишь притворство; будучи лжецом, ты отбросишь лживость; имея порочные желания, ты отбросишь порочные желания; имея негармоничные воззрения, ты отбросишь негармоничные воззрения». Но вот я вижу носящего тряпичную накидку, и он алчен, у него недоброжелательный ум, он питает злобу, он питает негодование, он проявляет презрение, он проявляет надменность, он завистлив, он скуп, он притворяется, он лжёт, у него порочные желания, у него негармоничные воззрения. И именно поэтому я говорю, что звание духовного странника не даётся носящему тряпичную накидку просто лишь самим фактом ношения тряпичной накидки.

Если бы, просто лишь став нагим, аскет, будучи алчным, отбросил бы алчность; имея недоброжелательный ум, отбросил бы недоброжелательность; питая злобу, отбросил бы злобу; питая негодование, отбросил бы негодование; проявляя презрение, отбросил бы презрение; проявляя надменность, отбросил бы надменность; будучи завистливым, отбросил бы зависть; будучи скуп, отбросил бы скупость; будучи притворщиком, отбросил бы притворство; будучи лжецом, отбросил бы лживость; имея порочные желания, отбросил бы порочные желания; имея негармоничные воззрения, отбросил бы негармоничные воззрения, — то тогда его друзья и товарищи, его родственники и родня с самого рождения оставили бы его нагим и всячески побуждали бы его к наготе таким образом: «Ну же, дорогой, ходи нагим, ведь, просто лишь пребывая в наготе, будучи алчным, ты отбросишь алчность; имея недоброжелательный ум, ты отбросишь недоброжелательность; питая злобу, ты отбросишь злобу; питая негодование, ты отбросишь негодование; проявляя презрение, ты отбросишь презрение; проявляя надменность, ты отбросишь надменность; будучи завистливым, ты отбросишь зависть; будучи скуп, ты отбросишь скупость; будучи притворщиком, ты отбросишь притворство; будучи лжецом, ты отбросишь лживость; имея порочные желания, ты отбросишь порочные желания; имея негармоничные воззрения, ты отбросишь негармоничные воззрения». Но вот я вижу того, кто ходит нагим, и он алчен, у него недоброжелательный ум, он питает злобу, он питает негодование, он проявляет презрение, он проявляет надменность, он завистлив, он скуп, он притворяется, он лжёт, у него порочные желания, у него негармоничные воззрения. И именно поэтому я говорю, что звание нагого аскета не даётся просто тому, кто ходит нагим.

Если бы, просто лишь покрывшись грязью, аскет, будучи алчным, отбросил бы алчность; имея недоброжелательный ум, отбросил бы недоброжелательность; питая злобу, отбросил бы злобу; питая негодование, отбросил бы негодование; проявляя презрение, отбросил бы презрение; проявляя надменность, отбросил бы надменность; будучи завистливым, отбросил бы зависть; будучи скуп, отбросил бы скупость; будучи притворщиком, отбросил бы притворство; будучи лжецом, отбросил бы лживость; имея порочные желания, отбросил бы порочные желания; имея негармоничные воззрения, отбросил бы негармоничные воззрения, — то тогда его друзья и товарищи, его родственники и родня с самого рождения покрыли бы его грязью и всячески побуждали бы его к тому, чтобы быть покрытым грязью: «Ну же, дорогой, будь покрытым грязью, ведь, просто лишь покрывшись грязью, будучи алчным, ты отбросишь алчность; имея недоброжелательный ум, ты отбросишь недоброжелательность; питая злобу, ты отбросишь злобу; питая негодование, ты отбросишь негодование; проявляя презрение, ты отбросишь презрение; проявляя надменность, ты отбросишь надменность; будучи завистливым, ты отбросишь зависть; будучи скуп, ты отбросишь скупость; будучи притворщиком, ты отбросишь притворство; будучи лжецом, ты отбросишь лживость; имея порочные желания, ты отбросишь порочные желания; имея негармоничные воззрения, ты отбросишь негармоничные воззрения». Но вот я вижу того, кто покрыт грязью, и он алчен, у него недоброжелательный ум, он питает злобу, он питает негодование, он проявляет презрение, он проявляет надменность, он завистлив, он скуп, он притворяется, он лжёт, у него порочные желания, у него негармоничные воззрения. И именно поэтому я говорю, что звание покрытого грязью аскета не даётся просто тому, кто покрыт грязью.

Если бы, просто лишь регулярно купаясь, человек, будучи алчным, отбросил бы алчность; имея недоброжелательный ум, отбросил бы недоброжелательность; питая злобу, отбросил бы злобу; питая негодование, отбросил бы негодование; проявляя презрение, отбросил бы презрение; проявляя надменность, отбросил бы надменность; будучи завистливым, отбросил бы зависть; будучи скуп, отбросил бы скупость; будучи притворщиком, отбросил бы притворство; будучи лжецом, отбросил бы лживость; имея порочные желания, отбросил бы порочные желания; имея негармоничные воззрения, отбросил бы негармоничные воззрения, — то тогда его друзья и товарищи, его родственники и родня с самого рождения регулярно купали бы его и всячески побуждали бы его к регулярным купаниям таким образом: «Ну же, дорогой, купайся регулярно, ведь, просто лишь купаясь регулярно, будучи алчным, ты отбросишь алчность; имея недоброжелательный ум, ты отбросишь недоброжелательность; питая злобу, ты отбросишь злобу; питая негодование, ты отбросишь негодование; проявляя презрение, ты отбросишь презрение; проявляя надменность, ты отбросишь надменность; будучи завистливым, ты отбросишь зависть; будучи скуп, ты отбросишь скупость; будучи притворщиком, ты отбросишь притворство; будучи лжецом, ты отбросишь лживость; имея порочные желания, ты отбросишь порочные желания; имея негармоничные воззрения, ты отбросишь негармоничные воззрения». Но вот я вижу того, кто купается регулярно, и он алчен, у него недоброжелательный ум, он питает злобу, он питает негодование, он проявляет презрение, он проявляет надменность, он завистлив, он скуп, он притворяется, он лжёт, у него порочные желания, у него негармоничные воззрения. И именно поэтому я говорю, что звание практикующего омовения не даётся просто тому, кто регулярно купается.

Если бы, просто лишь проживая у подножия дерева, аскет, будучи алчным, отбросил бы алчность; имея недоброжелательный ум, отбросил бы недоброжелательность; питая злобу, отбросил бы злобу; питая негодование, отбросил бы негодование; проявляя презрение, отбросил бы презрение; проявляя надменность, отбросил бы надменность; будучи завистливым, отбросил бы зависть; будучи скуп, отбросил бы скупость; будучи притворщиком, отбросил бы притворство; будучи лжецом, отбросил бы лживость; имея порочные желания, отбросил бы порочные желания; имея негармоничные воззрения, отбросил бы негармоничные воззрения, — то тогда его друзья и товарищи, его родственники и родня с самого рождения поместили бы его у подножия дерева и всячески побуждали бы его к проживанию у подножия дерева таким образом: «Ну же, дорогой, проживай у подножия дерева, ведь, просто лишь проживая у подножия дерева, будучи алчным, ты отбросишь алчность; имея недоброжелательный ум, ты отбросишь недоброжелательность; питая злобу, ты отбросишь злобу; питая негодование, ты отбросишь негодование; проявляя презрение, ты отбросишь презрение; проявляя надменность, ты отбросишь надменность; будучи завистливым, ты отбросишь зависть; будучи скуп, ты отбросишь скупость; будучи притворщиком, ты отбросишь притворство; будучи лжецом, ты отбросишь лживость; имея порочные желания, ты отбросишь порочные желания; имея негармоничные воззрения, ты отбросишь негармоничные воззрения». Но вот я вижу того, кто проживает у подножия дерева, и он алчен, у него недоброжелательный ум, он питает злобу, он питает негодование, он проявляет презрение, он проявляет надменность, он завистлив, он скуп, он притворяется, он лжёт, у него порочные желания, у него негармоничные воззрения. И именно поэтому я говорю, что звание аскета, живущего у подножия дерева не даётся просто тому, кто живёт у подножия дерева.

Если бы, просто лишь проживая под открытым небом, аскет, будучи алчным, отбросил бы алчность; имея недоброжелательный ум, отбросил бы недоброжелательность; питая злобу, отбросил бы злобу; питая негодование, отбросил бы негодование; проявляя презрение, отбросил бы презрение; проявляя надменность, отбросил бы надменность; будучи завистливым, отбросил бы зависть; будучи скуп, отбросил бы скупость; будучи притворщиком, отбросил бы притворство; будучи лжецом, отбросил бы лживость; имея порочные желания, отбросил бы порочные желания; имея негармоничные воззрения, отбросил бы негармоничные воззрения, — то тогда его друзья и товарищи, его родственники и родня с самого рождения поместили бы его под открытым небом и всячески побуждали бы его к проживанию под открытым небом таким образом: «Ну же, дорогой, проживай под открытым небом, ведь, просто лишь проживая под открытым небом, будучи алчным, ты отбросишь алчность; имея недоброжелательный ум, ты отбросишь недоброжелательность; питая злобу, ты отбросишь злобу; питая негодование, ты отбросишь негодование; проявляя презрение, ты отбросишь презрение; проявляя надменность, ты отбросишь надменность; будучи завистливым, ты отбросишь зависть; будучи скуп, ты отбросишь скупость; будучи притворщиком, ты отбросишь притворство; будучи лжецом, ты отбросишь лживость; имея порочные желания, ты отбросишь порочные желания; имея негармоничные воззрения, ты отбросишь негармоничные воззрения». Но вот я вижу того, кто проживает под открытым небом, и он алчен, у него недоброжелательный ум, он питает злобу, он питает негодование, он проявляет презрение, он проявляет надменность, он завистлив, он скуп, он притворяется, он лжёт, у него порочные желания, у него негармоничные воззрения. И именно поэтому я говорю, что звание аскета, живущего под открытым небом не даётся просто тому, кто не имеет крыши над головой.

Если бы, просто лишь всё время стоя, аскет, будучи алчным, отбросил бы алчность; имея недоброжелательный ум, отбросил бы недоброжелательность; питая злобу, отбросил бы злобу; питая негодование, отбросил бы негодование; проявляя презрение, отбросил бы презрение; проявляя надменность, отбросил бы надменность; будучи завистливым, отбросил бы зависть; будучи скуп, отбросил бы скупость; будучи притворщиком, отбросил бы притворство; будучи лжецом, отбросил бы лживость; имея порочные желания, отбросил бы порочные желания; имея негармоничные воззрения, отбросил бы негармоничные воззрения, — то тогда его друзья и товарищи, его родственники и родня с самого рождения заставляли бы его стоять и всячески побуждали бы его к постоянному стоянию таким образом: «Ну же, дорогой, постоянно стой, ведь, просто лишь постоянно стоя, будучи алчным, ты отбросишь алчность; имея недоброжелательный ум, ты отбросишь недоброжелательность; питая злобу, ты отбросишь злобу; питая негодование, ты отбросишь негодование; проявляя презрение, ты отбросишь презрение; проявляя надменность, ты отбросишь надменность; будучи завистливым, ты отбросишь зависть; будучи скуп, ты отбросишь скупость; будучи притворщиком, ты отбросишь притворство; будучи лжецом, ты отбросишь лживость; имея порочные желания, ты отбросишь порочные желания; имея негармоничные воззрения, ты отбросишь негармоничные воззрения». Но вот я вижу того, кто постоянно стоит, и он алчен, у него недоброжелательный ум, он питает злобу, он питает негодование, он проявляет презрение, он проявляет надменность, он завистлив, он скуп, он притворяется, он лжёт, у него порочные желания, у него негармоничные воззрения. И именно поэтому я говорю, что звание практикующего непрерывное стояние не даётся просто тому, кто всё время стоит.

Если бы, просто лишь ограниченно питаясь, аскет, будучи алчным, отбросил бы алчность; имея недоброжелательный ум, отбросил бы недоброжелательность; питая злобу, отбросил бы злобу; питая негодование, отбросил бы негодование; проявляя презрение, отбросил бы презрение; проявляя надменность, отбросил бы надменность; будучи завистливым, отбросил бы зависть; будучи скуп, отбросил бы скупость; будучи притворщиком, отбросил бы притворство; будучи лжецом, отбросил бы лживость; имея порочные желания, отбросил бы порочные желания; имея негармоничные воззрения, отбросил бы негармоничные воззрения, — то тогда его друзья и товарищи, его родственники и родня с самого рождения заставляли бы его питаться ограниченно и всячески побуждали бы его к ограничению питания таким образом: «Ну же, дорогой, питайся ограниченно, ведь, просто лишь питаясь ограниченно, будучи алчным, ты отбросишь алчность; имея недоброжелательный ум, ты отбросишь недоброжелательность; питая злобу, ты отбросишь злобу; питая негодование, ты отбросишь негодование; проявляя презрение, ты отбросишь презрение; проявляя надменность, ты отбросишь надменность; будучи завистливым, ты отбросишь зависть; будучи скуп, ты отбросишь скупость; будучи притворщиком, ты отбросишь притворство; будучи лжецом, ты отбросишь лживость; имея порочные желания, ты отбросишь порочные желания; имея негармоничные воззрения, ты отбросишь негармоничные воззрения». Но вот я вижу того, кто питается ограниченно, и он алчен, у него недоброжелательный ум, он питает злобу, он питает негодование, он проявляет презрение, он проявляет надменность, он завистлив, он скуп, он притворяется, он лжёт, у него порочные желания, у него негармоничные воззрения. И именно поэтому я говорю, что звание аскета, практикующего ограничение в питание не даётся просто тому, кто питается ограниченно.

Если бы, просто лишь повторяя священные тексты, человек, будучи алчным, отбросил бы алчность; имея недоброжелательный ум, отбросил бы недоброжелательность; питая злобу, отбросил бы злобу; питая негодование, отбросил бы негодование; проявляя презрение, отбросил бы презрение; проявляя надменность, отбросил бы надменность; будучи завистливым, отбросил бы зависть; будучи скуп, отбросил бы скупость; будучи притворщиком, отбросил бы притворство; будучи лжецом, отбросил бы лживость; имея порочные желания, отбросил бы порочные желания; имея негармоничные воззрения, отбросил бы негармоничные воззрения, — то тогда его друзья и товарищи, его родственники и родня с самого рождения заставляли бы его повторять священные тексты и всячески побуждали бы его к повторению священных текстов таким образом: «Ну же, дорогой, повторяй священные тексты, ведь, просто лишь повторяя священные тексты, будучи алчным, ты отбросишь алчность; имея недоброжелательный ум, ты отбросишь недоброжелательность; питая злобу, ты отбросишь злобу; питая негодование, ты отбросишь негодование; проявляя презрение, ты отбросишь презрение; проявляя надменность, ты отбросишь надменность; будучи завистливым, ты отбросишь зависть; будучи скуп, ты отбросишь скупость; будучи притворщиком, ты отбросишь притворство; будучи лжецом, ты отбросишь лживость; имея порочные желания, ты отбросишь порочные желания; имея негармоничные воззрения, ты отбросишь негармоничные воззрения». Но вот я вижу того, кто повторяет священные тексты, и он алчен, у него недоброжелательный ум, он питает злобу, он питает негодование, он проявляет презрение, он проявляет надменность, он завистлив, он скуп, он притворяется, он лжёт, у него порочные желания, у него негармоничные воззрения. И именно поэтому я говорю, что звание чтеца священных текстов не даётся просто тому, кто повторяет священные тексты.

Если бы, просто лишь имея спутанные волосы, аскет, будучи алчным, отбросил бы алчность; имея недоброжелательный ум, отбросил бы недоброжелательность; питая злобу, отбросил бы злобу; питая негодование, отбросил бы негодование; проявляя презрение, отбросил бы презрение; проявляя надменность, отбросил бы надменность; будучи завистливым, отбросил бы зависть; будучи скуп, отбросил бы скупость; будучи притворщиком, отбросил бы притворство; будучи лжецом, отбросил бы лживость; имея порочные желания, отбросил бы порочные желания; имея негармоничные воззрения, отбросил бы негармоничные воззрения, — то тогда его друзья и товарищи, его родственники и родня с самого рождения не стригли бы его и не расчёсывали его волосы и всячески побуждали бы его к тому, чтобы иметь спутанные волосы, таким образом: «Ну же, дорогой, носи спутанные волосы, ведь, просто лишь имея спутанные волосы, будучи алчным, ты отбросишь алчность; имея недоброжелательный ум, ты отбросишь недоброжелательность; питая злобу, ты отбросишь злобу; питая негодование, ты отбросишь негодование; проявляя презрение, ты отбросишь презрение; проявляя надменность, ты отбросишь надменность; будучи завистливым, ты отбросишь зависть; будучи скуп, ты отбросишь скупость; будучи притворщиком, ты отбросишь притворство; будучи лжецом, ты отбросишь лживость; имея порочные желания, ты отбросишь порочные желания; имея негармоничные воззрения, ты отбросишь негармоничные воззрения». Но вот я вижу того, чьи волосы спутаны, и он алчен, у него недоброжелательный ум, он питает злобу, он питает негодование, он проявляет презрение, он проявляет надменность, он завистлив, он скуп, он притворяется, он лжёт, у него порочные желания, у него негармоничные воззрения. И именно поэтому я говорю, что звание духовного странника не даётся аскета со спутанными волосами просто лишь из-за ношения спутанных волос.

7. Но как, монахи, монах практикует путь, подобающий духовному страннику? Когда какой-либо монах, который был алчным, отбросил алчность; который имел недоброжелательный ум, отбросил недоброжелательность; который питал злобу, отбросил злобу; который питал негодование, отбросил негодование; который проявлял презрение, отбросил презрение; который проявлял надменность, отбросил надменность; который был завистливым, отбросил зависть; который был скуп, отбросил скупость; который был притворщиком, отбросил притворство; который был лжецом, отбросил лживость; который имел порочные желания, отбросил порочные желания; который имел негармоничные воззрения, отбросил негармоничные воззрения, — то тогда, я говорю вам, он практикует подобающий духовному страннику путь, отбрасывая эти помрачения, эти изъяны, эти пятна, которые являются основанием для перерождения в состоянии лишений и результаты которых переживаются в неблагом уделе.

8. Он видит себя очищенным от всех этих неблаготворных нездоровых состояний, он видит себя освобождённым от них. Когда он видит это, то в нём рождается облегчение. Когда в нём есть облегчение, в нём рождается [медитативная] радость. Тело того, у кого есть [медитативная] радость, становится безмятежным. Тот, чьё тело безмятежно, переживает довольство. Ум того, кто переживает довольство, становится собранным.

9. Он пребывает, наполняя одну сторону света умом, насыщенным любящей добротой, равно как и другую сторону, третью сторону и четвёртую сторону. Так, вверху, внизу, вокруг и всюду, ко всем, как к самому себе, он наполняет весь мир умом, насыщенным любящей добротой, — щедрым, возвышенным, безмерным, свободным от враждебности и недоброжелательности.

10. Он пребывает, наполняя одну сторону света умом, насыщенным милосердием, равно как и другую сторону, третью сторону и четвёртую сторону. Так, вверху, внизу, вокруг и всюду, ко всем, как к самому себе, он наполняет весь мир умом, насыщенным милосердием, — щедрым, возвышенным, безмерным, свободным от враждебности и недоброжелательности.

11. Он пребывает, наполняя одну сторону света умом, насыщенным восприимчивой радостью, равно как и другую сторону, третью сторону и четвёртую сторону. Так, вверху, внизу, вокруг и всюду, ко всем, как к самому себе, он наполняет весь мир умом, насыщенным восприимчивой радостью, — щедрым, возвышенным, безмерным, свободным от враждебности и недоброжелательности.

12. Он пребывает, наполняя одну сторону света умом, насыщенным спокойствием, равно как и другую сторону, третью сторону и четвёртую сторону. Так, вверху, внизу, вокруг и всюду, ко всем, как к самому себе, он наполняет весь мир умом, насыщенным спокойствием, — щедрым, возвышенным, безмерным, свободным от враждебности и недоброжелательности.

13. Представьте пруд с чистой, приятной, прохладной, прозрачной водой, с пологими берегами, восхитительный пруд. Если бы человек, поражённый и изнурённый жарой, — измождённый, иссохший, жаждущий — пришёл бы [к нему] с востока, или с запада, или с севера, или с юга, или откуда-либо ещё, то, подойдя к пруду, он бы утолил свою жажду и горячку, обусловленную жарой.

Точно так же, монахи, если кто-либо из аристократического рода оставляет жизнь мирскую ради жизни бездомной, то после встречи с Дхаммой и Винаей, что были провозглашены Татхагатой, он развивает любящую доброту, милосердие, восприимчивую радость и покой, и за счёт этого обретает внутреннюю умиротворённость, и затем за счёт этой внутренней умиротворённости он практикует путь, подобающий духовному страннику, я говорю вам.

И если кто-либо из рода браминов оставляет жизнь мирскую ради жизни бездомной, то после встречи с Дхаммой и Винаей, что были провозглашены Татхагатой, он развивает любящую доброту, милосердие, восприимчивую радость и покой, и за счёт этого обретает внутреннюю умиротворённость, и затем за счёт этой внутренней умиротворённости он практикует путь, подобающий духовному страннику, я говорю вам.

И если кто-либо из рода мещан оставляет жизнь мирскую ради жизни бездомной, то после встречи с Дхаммой и Винаей, что были провозглашены Татхагатой, он развивает любящую доброту, милосердие, восприимчивую радость и спокойствие, и за счёт этого обретает внутреннюю умиротворённость, и затем за счёт этой внутренней умиротворённости он практикует путь, подобающий духовному страннику, я говорю вам.

И если кто-либо из рода чернорабочих оставляет жизнь мирскую ради жизни бездомной, то после встречи с Дхаммой и Винаей, что были провозглашены Татхагатой, он развивает любящую доброту, милосердие, восприимчивую радость и спокойствие, и за счёт этого обретает внутреннюю умиротворённость, и затем за счёт этой внутренней умиротворённости он практикует путь, подобающий духовному страннику, я говорю вам.

14. Монахи, если кто-либо из аристократического рода оставляет жизнь мирскую ради жизни бездомной и за счёт уничтожения помрачений здесь и сейчас входит в незапятнанное освобождение ума, в освобождение мудростью и пребывает в нём, зная и проявляя эти состояния для себя самостоятельно посредством прямого знания, то тогда он уже является духовным странником благодаря уничтожению помрачений.

И если кто-либо из рода браминов оставляет жизнь мирскую ради жизни бездомной и за счёт уничтожения помрачений здесь и сейчас входит в незапятнанное освобождение ума, в освобождение мудростью и пребывает в нём, зная и проявляя эти состояния для себя самостоятельно посредством прямого знания, то тогда он уже является духовным странником благодаря уничтожению помрачений.

И если кто-либо из рода мещан оставляет жизнь мирскую ради жизни бездомной и за счёт уничтожения помрачений здесь и сейчас входит в незапятнанное освобождение ума, в освобождение мудростью и пребывает в нём, зная и проявляя эти состояния для себя самостоятельно посредством прямого знания, то тогда он уже является духовным странником благодаря уничтожению помрачений.

И если кто-либо из рода чернорабочих оставляет жизнь мирскую ради жизни бездомной и за счёт уничтожения помрачений здесь и сейчас входит в незапятнанное освобождение ума, в освобождение мудростью и пребывает в нём, зная и проявляя эти состояния для себя самостоятельно посредством прямого знания, то тогда он уже является духовным странником благодаря уничтожению помрачений».

Так сказал Благословенный. Монахи были довольны и восхитились словами Благословенного.