Маха танха санкхая сутта: Большая лекция о прекращении Страстного Желания, МН 38

Комментарии Бханте Вималарамси

16 октября 2006 года

(Английский и русский тексты сутты, другой вариант комментария Бханте Вималарамси)

В комментариях также использованы следующие сутты:

СН 12:2 – Анализ Зависимого Возникновения – Вибхангасуттам

СН 12:3 – Два пути – Патипадасуттам

СН 12:10 – Готама – великий мудрец из рода Сакьев – Готамасуттам

 

  1. Так я слышал. Однажды Благословенный проживал в Саваттхи, в роще Джеты, в парке Анатхапиндики.
  2. И в то время такое пагубное воззрение возникло в монахе по имени Сати, сыне рыбака:

Сати был сыном рыбака, и он ненавидел рыбу, ненавидел запах рыбы, поэтому они называли его сыном рыбака, что для него звучало не очень приятно. (смеётся)

«Насколько я понимаю Дхамму, которой научил Благословенный, именно это же самое сознание скитается и блуждает по круговерти перерождений, а не другое».

  1. Когда несколько монахов услышали об этом, они отправились к монаху Сати и спросили его: «Друг Сати, правда ли, что такое пагубное воззрение возникло в тебе?»

«Именно так, друзья. Насколько я понимаю Дхамму, которой научил Благословенный, именно это же самое сознание скитается и блуждает по круговерти перерождений, а не другое».

Это – преобладающее браминское воззрение, именно отсюда взялись эти его взгляды.

И тогда те монахи, желая отлучить его от этого пагубного воззрения, допрашивали его, задавали вопросы, пытались разубедить его разными путями так: «Друг Сати, не говори так. Не искажай сказанного Благословенным. Ведь это не хорошо — искажать сказанное Благословенным. Благословенный так бы не сказал, ведь многими путями Благословенный утверждал, что сознание возникает зависимо, так как сознание не возникает без  соответствующих условий».

  1. И хотя те монахи допрашивали его, задавали вопросы, пытались разубедить его разными путями таким способом, монах Сати, сын рыбака, всё равно продолжал упрямо держаться за это пагубное воззрение, продолжал настаивать на нём. Поскольку монахи не смогли отлучить его от этого пагубного воззрения, они отправились к Благословенному и, поклонившись ему, сели рядом и рассказали ему обо всём, что произошло, добавив: «Учитель, поскольку мы не смогли отлучить монаха Сати, сына рыбака, от этого пагубного воззрения, мы сообщаем об этом тебе».
  2. Тогда Благословенный обратился к некоему монаху так: «Ну раз так, монах, скажи монаху Сати, сыну рыбака, от моего имени, что Учитель зовёт его».

«Да, Учитель», – ответил тот, отправился к монаху Сати и сказал ему: «Учитель зовёт тебя, друг Сати».

Во времена Будды они не использовали слово «бханте». Они всегда пользовались словом «áвусо». Это не имело никакого отношения к старшинству и тому подобному. А теперь молодой монах называет старшего монаха «Бханте». А старший монах называет молодого монаха – «авусо», что значит «друг». Но во времена Будды все монахи просто обращались друг к другу – «друг». Это, повторюсь, не имело никакого отношения к старшинству.

«Да, друг», – ответил Сати, отправился к Благословенному, поклонился ему, и сел рядом. Затем Благословенный спросил его: «Сати, правда ли, что такое пагубное воззрение возникло в тебе: «Насколько я понимаю Дхамму, которой научил Благословенный, именно это же самое сознание скитается и блуждает по круговерти перерождений, а не другое»?

«Именно так, Учитель. Насколько я понимаю Дхамму, которой научил Благословенный, именно это же самое сознание скитается и блуждает по круговерти перерождений, а не другое».

«Что это за сознание, Сати?»

«Учитель, это то, что говорит, чувствует, переживает здесь и там плоды хороших и плохих поступков».

«Глупый ты человек, кого же я обучал Дхамме таким образом? Глупый ты человек, разве не говорил я различными способами, что сознание возникает зависимо, так как сознание не возникает без  соответствующих условий? Но ты, глупый человек, исказил сказанное нами, неправильно поняв Дхамму, навредил себе, накопил много неблагих заслуг. Это повредит тебе и принесёт страдания на долгое время».

  1. Затем Благословенный обратился к монахам так: «Монахи, как вы думаете, зажёг ли этот монах Сати, сын рыбака, хотя бы искру мудрости в этой Дхамме и Винае?»

«Как такое возможно, Учитель? Нет, Учитель».

Когда так было сказано, монах Сати, сын рыбака, замолк, смутился, сидел с опущенными плечами и поникшей головой, ушёл в себя и не мог что-либо ответить. И тогда, увидев это, Благословенный сказал ему: «Глупый ты человек, тебя запомнят за твоё пагубное воззрение. [А теперь] я расспрошу монахов на эту тему».

  1. Затем Благословенный обратился к монахам так: «Монахи, понимаете ли вы Дхамму, которой я научил, точно так же, как и этот монах Сати, сын рыбака, когда он искажает сказанное нами своим неправильным пониманием [Дхаммы], вредя себе, накапливая много неблагих заслуг?»

«Нет, Учитель. Ведь во многих лекциях Благословенный утверждал, что сознание возникает зависимо, так как сознание не возникает без  соответствующих условий».

Понимаете? Потенциал сознания возникает сразу после формаций. Это ум и тело, это шесть дверей чувств, а затем возникает сознание. Но скрытая, латентная тенденция для возникновения сознания появляется раньше.

Когда цвет и форма попадает в хорошо работающий глаз, то возникает зрительное сознание. Но сознание всегда имеется потенциально, потенциально готово возникнуть. Оно не возникает до тех пор, пока не создадутся правильные условия для его возникновения. Условия эти – шесть внутренних дверей чувств и шесть внешних дверей чувств. Встреча этих трёх условий называется контактом.

Внешнее – это, например, звук для уха, вкус для языка, запах для носа. Цвет и форма для глаза и прикосновение для тела, а также мысль для ума. Если имеется контакт, то это создаёт условия для возникновения чувства. Чувство – приятное, болезненное, ни-болезненное-ни-приятное. Всё это происходит быстро, и всё это очень тонкое. Когда вы сидите в медитации, и начинаете видеть даже малейшие движения ума, и расслабляетесь сразу, как они происходят, Зависимое Возникновение уже возникло и прошло несколько сотен тысяч раз. (смеётся)

Итак, смысл в том, что пока те условия не встретились… Например, ум и мысль – умственный объект, встречаются, и возникает умственное сознание. Пока этого не случилось, сознания нет вообще. Есть потенциал для сознания, но сознание не возникнет, поскольку это – обусловленное явление. Понятно?

{Это можно проиллюстрировать таким примером: видеокамера имеет визуальный «орган чувства», в который попадает информация о цветах и формах, но при этом камера не «осознаёт» воспринимаемое, сознания у неё нет. Почему? Потому что изначально, до того как цвет и форма попала на светочувствительную матрицу, в камере не было сознания как потенциала. То есть для возникновения сознания недостаточно иметь воспринимающий орган, даже обладающий способностью обрабатывать и преобразовывать поступающую информацию, и воспринимаемый объект. Необходимо ещё что-то, а именно сознание как потенциал. – Примечание переводчика.}

(ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ СОЗНАНИЯ)


  1. Монахи, сознание рассматривается на основании определённого условия, в зависимости от которого оно возникает. Когда сознание возникает в зависимости от глаза и форм, оно рассматривается как зрительное сознание.

Когда сознание возникает в зависимости от уха и звуков, оно рассматривается как слуховое сознание.

Когда сознание возникает в зависимости от носа и запахов, оно рассматривается как обонятельное сознание.

Когда сознание возникает в зависимости от языка и вкусов, оно рассматривается как вкусовое сознание.

Когда сознание возникает в зависимости от тела и телесных ощущений, оно рассматривается как телесное сознание.

Когда сознание возникает в зависимости от ума и умственных объектов, оно рассматривается как умственное сознание.

[Это] подобно тому, как огонь рассматривается на основании определённого условия, в зависимости от которого он горит. Когда огонь горит в зависимости от поленьев, он считается огнём поленьев. Когда огонь горит в зависимости от охапки хвороста, он считается огнём охапки хвороста. Когда огонь горит в зависимости от травы, он считается огнём травы. Когда огонь горит в зависимости от коровьего навоза, он считается огнём коровьего навоза. Когда огонь горит в зависимости от сена, он считается огнём сена. Когда огонь горит в зависимости от мусора, он считается огнём мусора. [Это не один и тот же огонь переходит от поленьев к хворосту, траве, навозу, сену или мусору.]

Точно так же сознание рассматривается на основании определённого условия, в зависимости от которого оно возникает.

Когда сознание возникает в зависимости от глаза и форм, оно рассматривается как зрительное сознание.

Когда сознание возникает в зависимости от уха и звуков, оно рассматривается как слуховое сознание.

Когда сознание возникает в зависимости от носа и запахов, оно рассматривается как обонятельное сознание.

Когда сознание возникает в зависимости от языка и вкусов, оно рассматривается как вкусовое сознание.

Когда сознание возникает в зависимости от тела и телесных ощущений, оно рассматривается как телесное сознание.

Когда сознание возникает в зависимости от ума и умственных объектов, оно рассматривается как умственное сознание.


(ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ)


  1. Монахи, видите ли вы [так]: «Пять совокупностей возникли»?

«Да, Учитель».

«Монахи, видите ли вы [так]: «Пять совокупностей возникают при наличии определённого питания»?

«Да, Учитель».

«Монахи, видите ли вы [так]: «С прекращением этого питания возникшие пять совокупностей подвержены прекращению»?

«Да, Учитель».

Итак, вы убираете цвет и форму, выключаете свет, и тогда зрительное сознание не возникает.

У меня была дискуссия с одним махаянским монахом, и он утверждал, что зрительное сознание не зависит от того, есть ли у вас нормально работающий глаз или его нет. Можете себе вообразить? (Смеётся) «Нет, зрительное сознание всё равно присутствует». — «Но вы же не можете видеть что-либо». — «Не важно. Оно всё равно там».

Если кто-то родился неизлечимо слепым, он не имеет потенциала видеть, в этой жизни во всяком случае. Но мы не можем сказать то же о глухом человеке, потому что сейчас есть аппараты, которые можно встроить прямо в череп — и вы сможете слышать, прямо сквозь черепную кость. И это ощущается так, будто кто-то говорит прямо в центре вашей головы.

  1. «Монахи, когда кто-либо не уверен подобным образом: «Возникли ли пять совокупностей?» — возникает ли в нём сомнение?

«Да, Учитель».

«Монахи, когда кто-либо не уверен подобным образом: «Возникают ли пять совокупностей при наличии определённого питания?» — возникает ли в нём сомнение?

«Да, Учитель».

«Монахи, когда кто-либо не уверен подобным образом: «С прекращением этого питания возникшие пять совокупностей подвержены ли прекращению?» — возникает ли в нём сомнение?

«Да, Учитель».

  1. «Монахи, отбрасывает ли сомнения тот, кто с правильной мудростью видит в соответствии с действительностью: «Пять совокупностей возникли»?

«Да, Учитель».

«Монахи, отбрасывает ли сомнения тот, кто с правильной мудростью видит в соответствии с действительностью: «Пять совокупностей возникают при наличии определённого питания»?

«Да, Учитель».

«Монахи, отбрасывает ли сомнения тот, кто с правильной мудростью видит в соответствии с действительностью: «С прекращением этого питания возникшие пять совокупностей подвержены прекращению»?

«Да, Учитель».

  1. «Монахи, свободны ли вы от сомнения в отношении утверждения: «Пять совокупностей возникли»?

«Да, Учитель».

«Монахи, свободны ли вы от сомнения в отношении утверждения: «Пять совокупностей возникают при наличии определённого питания»?

«Да, Учитель».

«Монахи, свободны ли вы от сомнения в отношении утверждения: «С прекращением этого питания возникшие пять совокупностей подвержены прекращению»?

«Да, Учитель».

  1. «Монахи, хорошо ли и с правильной ли мудростью это было увидено вами как оно есть: «Пять совокупностей возникли»?

Видимо, он говорит с какими-то весьма продвинутыми монахами.

«Да, Учитель».

«Монахи, хорошо ли и с правильной ли мудростью это было увидено вами как оно есть: ««Пять совокупностей возникают при наличии определённого питания»?

«Да, Учитель».

«Монахи, хорошо ли и с правильной ли мудростью это было увидено вами как оно есть:  «С прекращением этого питания возникшие пять совокупностей подвержены прекращению»?

«Да, Учитель».

  1. «Монахи, если вы будете держаться за это чистое и ясное учение, лелеять его, хранить его, считать его своей собственностью, поймёте ли вы в этом случае Дхамму, которую я сравнивал с плотом, цель которого в том, чтобы переплыть водную преграду, а не в том, чтобы повсюду таскать его с собой?»

«Нет, Учитель».

«Монахи, если вы НЕ будете держаться за это чистое и ясное учение, не будете лелеять его, хранить его, не будете считать его своей собственностью, поймёте ли вы в этом случае Дхамму, которую я сравнивал с плотом, цель которого в том, чтобы переплыть водную преграду, а не в том, чтобы повсюду таскать его с собой?»

«Да, Учитель».

(ПИТАНИЕ И ЗАВИСИМОЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ)

  1. Монахи, есть четыре вида питания для поддержания существ, которые уже возникли, и для содействия возникновению тех, которые собираются возникнуть. Какие четыре?
  • физическая пища как питание – грубая или утончённая;
  • второе – [это] контакт;
  • третье – [это] умственное волевое намерение;
  • четвёртое – [это] сознание.

Вы понимаете, каким образом перечисленное может быть питанием? Физическая пища — это питание. Контакт — это питание. Умственное воление — это питание. Сознание — это питание.

  1. Монахи, и в отношении этих четырёх видов питания: что является их источником, что является их происхождением, из чего они порождаются и проистекают? Эти четыре вида питания имеют своим источником Страстное Желание. Страстное Желание – их происхождение, они порождаются и проистекают из Страстного Желания.

И в отношении этого Страстного Желания: что является его источником, что является его происхождением, из чего оно порождается и проистекает? Это Страстное Желание имеет своим источником Чувство. Чувство – его происхождение, оно порождается и проистекает из Чувства.

И в отношении этого Чувства: что является его источником, что является его происхождением, из чего оно порождается и проистекает? Это Чувство имеет своим источником Контакт. Контакт – его происхождение, оно порождается и проистекает из Контакта.

И в отношении этого Контакта: что является его источником, что является его происхождением, из чего он порождается и проистекает? Этот Контакт имеет своим источником Шесть Сфер. Шесть Сфер – его происхождение, он порождается и проистекает из Шести Сфер.

И в отношении этих Шести Сфер: что является их источником, что является их происхождением, из чего они порождаются и проистекают? Эти Шесть Сфер имеют своим источником Ментальность-и-Материальность. Ментальность-и-Материальность – их происхождение, они порождаются и проистекают из Ментальности-и-Материальности.

И в отношении этой Ментальности-и-Материи: что является её источником, что является её происхождением, из чего она порождается и проистекает? Эта Ментальность-и-Материальность имеет своим источником Сознание. Сознание – её происхождение, она порождается и проистекает из Сознания.

И в отношении этого Сознания: что является его источником, что является его происхождением, из чего оно порождается и проистекает? Это Сознание имеет своим источником Формирователи. Формирователи – его происхождение, оно порождается и проистекает из Сознания.

И в отношении этих Формирователей: что является их источником, что является их началом, из чего они порождаются и проистекают? Эти Формирователи имеют своим источником Неведение. Неведение – их начало, они порождаются и проистекают из Неведения.

Что такое неведение? Незнание, неприменение и неосознавание Четырёх Благородных Истин. Давайте-ка пройдём это подробнее. Ниже я приведу цитату из Самьютта Никая, номер 2.2, Анализ Зависимого Возникновения.

СН:12:2

2(2) Анализ Зависимого Возникновения

В Саваттхи. «Монахи, я расскажу вам о зависимом возникновении и проанализирую его для вас. Слушайте очень внимательно то, о чём я буду говорить».

«Да, Учитель», — ответили монахи. Тогда Благословенный сказал следующее:

«И что же, монахи, такое – зависимое возникновение?

  • С неведением в качестве условия возникают формации воления;
  • с формациями воления в качестве условия возникает сознание;
  • с сознанием в качестве условия возникают имя-и-форма;
  • с именем-и-формой в качестве условия возникают шесть чувственных опор;
  • с шестью чувственными опорами в качестве условия возникает контакт;
  • с контактом в качестве условия возникает чувство;
  • с чувством в качестве условия возникает страстное желание;
  • со страстным желанием в качестве условия возникает цепляние;
  • с цеплянием в качестве условия возникает существование;
  • с существованием в качестве условия возникает рождение;
  • с условием в качестве условия возникают старение-и-смерть, печаль, горе, боль, отторжение и отчаяние.

Таково происхождение всей этой массы страдания».

«И что такое, монахи, старение и смерть? Старение различных существ, принадлежащих к различным классам существ, их дряхление, выпадение зубов, седина, морщины, снижение жизненных сил, дегенерация способностей — это старение. Уход различных существ из различных классов, их гибель, кончина, исчезновение, смертность, смерть, завершение времени, прекращение агрегатов, сокрушение тела. Таким образом это старение и эта смерть зовутся старением-и-смертью.

«И что такое, монахи, рождение? Рождение различных существ, принадлежащих различным классам, то, как они рождаются, нисходят в утробу, производятся, проявление их агрегатов, обретение шести дверей чувств — это называется рождением.

«И что такое, монахи, существование? Есть три вида существования: существование в сфере чувств, существование в сфере форм, существование в сфере бесформенного. Это и называется существованием.

«И что такое, монахи, цепляние? Есть следующие четыре вида цепляния: цепляние к чувственным удовольствиям, цепляние к воззрениям, цепляние к правилам и обетам, цепляние к доктрине «я». Это и называется цеплянием.

Тут мы находим цепляние к воззрениям. Сюда относятся все концепции, идеи, истории и тому подобное. Здесь также говорится о цеплянии к доктрине «я». Это не значит, что вера в «я» начинается именно здесь. Но здесь она приобретает форму концепции.

«И что такое, монахи, страстное желание? Есть шесть классов страстного желания: страстное желание к формам, страстное желание к звукам, страстное желание к запахам, страстное желание к вкусам, страстное желание к тактильным ощущениям, страстное желание к умственным явлениям. Это и называется страстным желанием.

И все эти шесть классов всегда проявляются как напряжение и сжатие.

«И что такое, монахи, чувство? Есть шесть классов чувств: чувство, рождённое от зрительного контакта; чувство, рождённое от слухового контакта; чувство, рождённое от обонятельного контакта; чувство, рождённое от вкусового контакта; чувство, рождённое от телесного контакта; чувство, рождённое от умственного контакта. Это и называется чувством.

И что такое, монахи, контакт? Есть шесть классов контакта: зрительный контакт, слуховой контакт, обонятельный контакт, вкусовой контакт, тактильный контакт, умственный контакт. Это и называется контактом.

И что такое, монахи, шесть сфер чувств? Сфера глаза, сфера уха, сфера носа, сфера языка, сфера тела, сфера ума. Это называется шестью сферами чувств.

И что такое, монахи, имя-и-форма? Чувство, восприятие, воление, контакт, внимание — это называется именем. Четыре великих элемента и форма, выстроенная из четырёх великих элементов, — это называется формой. Таким образом, это имя и эта форма вместе называются именем-и-формой.

Чувство — это умственное явление. Это – ум. Итак, у вас есть чувство, восприятие, воление, контакт и внимание. Всё это считается частью умственной сферы. А любые из четырёх великих элементов, которые соединяются вместе, чтобы образовать материальную форму, — это материальность.

И что такое, монахи, сознание? Есть шесть видов сознания: зрительное сознание, слуховое сознание, обонятельное сознание, вкусовое сознание, тактильное сознание, умственное сознание. Это называется сознанием.

И что такое, монахи, волевые формирователи? Есть три вида волевых формирователей: телесные волевые формирователи, речевые волевые формирователи, умственные волевые формирователи. Эти называются волевыми формирователями.

И что такое, монахи, неведение? Незнание страдания, незнание источника страдания, незнание прекращения страдания, незнание пути, ведущего к прекращению страдания. Это называется неведением.

Здесь есть также другая интересная часть. Она называется Возникновением. И я не буду читать всё целиком, а просто хочу показать вам, что Бодисатта работал над этим предметом долгое время до того, как он стал просветлённым.

СН:12:10

10(10) Готама – великий мудрец из рода Сакьев

(пункт Возникновение)

Монахи, до моего просветления, когда я всё ещё был не полностью просветлённым бодхисаттой, мысль пришла ко мне: «Увы, этот мир попал в беду в том [смысле], что он рождается, стареет и умирает, он прекращается и перерождается и всё же не понимает спасения от этого страдания, [причиняемого] старением-и-смертью. Так когда же будет выявлено спасение от этого страдания, [причиняемого] старением-и-смертью?

И тогда, монахи, мысль пришла ко мне: «Что наличествует, так что возникает старение-и-смерть? Чем обусловлены старение-и-смерть?» И тогда, монахи, через тщательно [направленное] внимание, постижение посредством мудрости возникло во мне: «Когда есть рождение, то старение-и-смерть возникают. Старение-и-смерть имеют рождение своим условием».

И таким образом он проходит по всей цепочке, отслеживая, как работает весь этот процесс. Он уже обладал умом, который мог войти в восьмую джхану поглощения. Он мог удерживать своё внимание на чём-то очень-очень мимолётном, видеть, как всё это происходит, и именно так он постиг всё это.

И ещё одно, что, как мне кажется, нам нужно услышать.

СН:12:3

3(3) Два пути

В Саваттхи. [Благословенный сказал]: «Монахи, я расскажу вам о неправильном пути и правильном пути. Слушайте внимательно, я буду говорить».

«Да, Учитель», — отвечали те монахи. Благословенный сказал:

«И каков, монахи, неправильный путь?

  • С невежеством как условием волевые формирователи [возникают].
  • С волевыми формирователями как условием сознание [возникает].
  • <>

Таково происхождение всей этой груды страданий. Это, монахи, называется неправильным путём. И каков, монахи, правильный путь? С безостаточным угасанием и

  • с прекращением невежества происходит прекращение волевых формирователей.
  • С прекращением волевых формирователей [происходит] прекращение сознания.
  • <…>

Таково прекращение всей этой груды страданий. Это, монахи, называется правильным путём».

В чём же здесь разница? Один путь показывает вам причины и следствия и то, как эту проблему продлить и увековечить, тогда как другой путь показывает вам, как отпустить эту проблему, избавиться от неё. Мне кажется, это весьма важная сутта. И когда вы читаете сутту номер десять в Маджхима Никая, вы видите, что Сарипутта проходит через все связи Зависимого Возникновения, начиная со старения и смерти и спускаясь вниз вплоть до неведения, поэтому он учит правильным образом. Это очень интересный момент.

Вернёмся к нашей сутте.

(ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ПРЯМОЙ ПОРЯДОК)

17. Так, монахи:

  • С Неведением в качестве условия возникают Формирователи.
  • С Формирователями в качестве условия возникает Сознание.
  • С Сознанием в качестве условия возникает Ментальность-и-Материальность.
  • С Ментальностью-и-Материальностью в качестве условия возникают Шесть Сфер.
  • С Шестью Сферами в качестве условия возникает Контакт.
  • С Контактом в качестве условия возникает Чувство.
  • С Чувством в качестве условия возникает Страстное Желание.
  • Со Страстным Желанием в качестве условия возникает Цепляние.
  • С Цеплянием в качестве условия возникает Привычка.
  • С Привычкой в качестве условия возникает Рождение Действия.
  • С Рождением Действия в качестве условия возникают Старение-и-Смерть, печаль, стенание, боль, горе и отчаяние.

Таково происхождение всей этой груды страдания.

(ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ОБРАТНЫЙ ПОРЯДОК)

  1. «С Рождением Действия в качестве условия возникают Старение-и-Смерть» – так было сказано. Так значит, монахи, является ли Рождение Действия условием для возникновения Старения-и-Смерти или же нет, или как вы считаете в этом случае?»

«Условием возникновения Старения-и-Смерти является Рождение Действия, Учитель. Вот как мы считаем в этом случае: «С Рождением Действия в качестве условия возникают Старение-и-Смерть».

«С Привычкой в качестве условия возникает Рождение Действия» — так было сказано. Так значит, монахи, является ли Привычка условием для Рождения Действия или же нет, или как вы считаете в этом случае?»

«Условием Рождения Действия является Привычка, Учитель. Вот как мы считаем в этом случае: С Привычкой в качестве условия возникает Рождение Действия».

«С Цеплянием в качестве условия возникает Привычка» — так было сказано. Так значит, монахи, является ли Цепляние условием для возникновения Привычки или же нет, или как вы считаете в этом случае?»

«Условием возникновения Привычки является Цепляние, Учитель. Вот как мы считаем в этом случае: «С Цеплянием в качестве условия возникает Привычка».

«Со Страстным Желанием в качестве условия возникает Цепляние» — так было сказано. Так значит, монахи, является ли Страстное Желание условием для возникновения Цепляния или же нет, или как вы считаете в этом случае?»

«Условием возникновения Цепляния является Страстное Желание, Учитель. Вот как мы считаем в этом случае: «Со Страстным Желанием в качестве условия возникает Цепляние».

«С Чувством в качестве условия возникает Страстное Желание» — так было сказано. Так значит, монахи, является ли Чувство условием для возникновения Страстного Желания или же нет, или как вы считаете в этом случае?»

«Условием возникновения Страстного Желания является Чувство, Учитель. Вот как мы считаем в этом случае: «С Чувством в качестве условия возникает Страстное Желание».

«С Контактом в качестве условия возникает Чувство» — так было сказано. Так значит, монахи, является ли Контакт условием для возникновения Чувства или же нет, или как вы считаете в этом случае?»

«Условием возникновения Чувства является Контакт, Учитель. Вот как мы считаем в этом случае: «С Контактом в качестве условия возникает Чувство».

«С Шестью Сферами в качестве условия возникает Контакт» — так было сказано. Так значит, монахи, являются ли Шесть Сфер условием для возникновения Контакта или же нет, или как вы считаете в этом случае?»

«Условием возникновения Контакта являются Шесть Сфер, Учитель. Вот как мы считаем в этом случае: «С Шестью Сферами в качестве условия возникает Контакт».

«С Ментальностью-и-Материальностью в качестве условия возникают Шесть Сфер» — так было сказано. Так значит, монахи, является ли Ментальность-и-Материальность условием для возникновения Шести Сфер или же нет, или как вы считаете в этом случае?»

«Условием возникновения Шести Сфер является Ментальность-и-Материальность, Учитель. Вот как мы считаем в этом случае: «С Ментальностью-и-Материальностью в качестве условия возникают Шесть Сфер».

«С Сознанием в качестве условия возникает Ментальность-и-Материальность» — так было сказано. Так значит, монахи, является ли Сознание условием для возникновения Ментальности-и-Материальности или же нет, или как вы считаете в этом случае?»

«Условием возникновения Ментальности-и-Материальности является Сознание, Учитель. Вот как мы считаем в этом случае: «С Сознанием в качестве условия возникает Ментальность-и-Материальность».

«С Формирователями в качестве условия возникает Сознание» — так было сказано. Так значит, монахи, являются ли Формирователи условием для возникновения Сознания или же нет, или как вы считаете в этом случае?»

«Условием возникновения Сознания являются Формирователи, Учитель. Вот как мы считаем в этом случае: «С Формирователями в качестве условия возникает Сознание».

«С Неведением в качестве условия возникают Формирователи» – так было сказано. Так значит, монахи, является ли Неведение условием для возникновения Формирователей или же нет, или как вы считаете в этом случае?»

«Условием возникновения Формирователей является Неведение, Учитель. Вот как мы считаем в этом случае: «С Неведением в качестве условия возникают Формирователи».

(СУММИРОВАНИЕ ПО ВОЗНИКНОВЕНИЮ)                                           

  1. «Хорошо, монахи. Вы говорите так, и я тоже так говорю: «Когда это существует, возникает то; с возникновением этого, возникает и то».

Так,

  • С Неведением в качестве условия возникают Формирователи.
  • С Формирователями в качестве условия возникает Сознание.
  • С Сознанием в качестве условия возникает Ментальность-и-Материальность.
  • С Ментальностью-и-Материальностью в качестве условия возникают Шесть Сфер.
  • С Шестью Сферами в качестве условия возникает Контакт.
  • С Контактом в качестве условия возникает Чувство.
  • С Чувством в качестве условия возникает Страстное Желание.
  • Со Страстным Желанием в качестве условия возникает Цепляние.
  • С Цеплянием в качестве условия возникает Привычка.
  • С Привычкой в качестве условия возникает Рождение Действия.
  • С Рождением Действия в качестве условия возникают Старение-и-Смерть, печаль, стенание, боль, горе и отчаяние.

Таково происхождение всей этой груды страдания.


(ПРЕКРАЩЕНИЕ, ПРЯМОЙ ПОРЯДОК)


  1. Но с безостаточным угасанием и
  • прекращением Неведения происходит прекращение Формирователей.
  • С прекращением Формирователей происходит прекращение Сознания.
  • С прекращением Сознания происходит прекращение Ментальности-и-Материальности.
  • С прекращением Ментальности-и-Материи происходит прекращение Шести Сфер.
  • С прекращением Шести Сфер происходит прекращение Контакта.
  • С прекращением Контакта происходит прекращение Чувства.
  • С прекращением Чувства происходит прекращение Страстного Желания.
  • С прекращением Страстного Желания происходит прекращение Цепляния.
  • С прекращением Цепляния происходит прекращение Привычки.
  • С прекращением Привычки происходит прекращение Рождения Действия.
  • С прекращением Рождения Действия происходит прекращение Старения-и-Смерти, печали, стенания, боли, горя и отчаяния.

Таково прекращение всей этой груды страданий.

(ПРЕКРАЩЕНИЕ, ОБРАТНЫЙ ПОРЯДОК)

  1. «С прекращением Рождения Действия происходит прекращение Старения-и-Смерти» – так было сказано. Так значит, монахи, прекращается ли Старение-и-Смерть с прекращением Рождения Действия или же нет, или как вы считаете в этом случае?»

«Старение-и-Смерть прекращается с прекращением Рождения Действия, Учитель. Вот как мы считаем в этом случае: «С прекращением Рождения Действия происходит прекращение Старения-и-Смерти».

«С прекращением Привычки происходит прекращение Рождения Действия» — так было сказано. Так значит, монахи, прекращается ли Рождение Действия с прекращением Привычки или же нет, или как вы считаете в этом случае?»

«Рождение Действия прекращается с прекращением Привычки, Учитель. Вот как мы считаем в этом случае: «С прекращением Привычки происходит прекращение Рождения Действия».

«С прекращением Цепляния происходит прекращение Привычки» — так было сказано. Так значит, монахи, прекращается ли Привычка с прекращением Цепляния или же нет, или как вы считаете в этом случае?»

«Привычка прекращается с прекращением Цепляния, Учитель. Вот как мы считаем в этом случае: «С прекращением Цепляния происходит прекращение Привычки».

«С прекращением Страстного Желания происходит прекращение Цепляния» — так было сказано. Так значит, монахи, прекращается ли Цепляние с прекращением Страстного Желания или же нет, или как вы считаете в этом случае?»

«Цепляние прекращается с прекращением Страстного Желания, Учитель. Вот как мы считаем в этом случае: «С прекращением Страстного Желания происходит прекращение Цепляния».

«С прекращением Чувства происходит прекращение Страстного Желания» — так было сказано. Так значит, монахи, прекращается ли Страстное Желание с прекращением Чувства или же нет, или как вы считаете в этом случае?»

«Страстное Желание прекращается с прекращением Чувства, Учитель. Вот как мы считаем в этом случае: «С прекращением Чувства происходит прекращение Страстного Желания».

«С прекращением Контакта происходит прекращение Чувства» — так было сказано. Так значит, монахи, прекращается ли Чувство с прекращением Контакта или же нет, или как вы считаете в этом случае?»

«Чувство прекращается с прекращением Контакта, Учитель. Вот как мы считаем в этом случае: «С прекращением Контакта происходит прекращение Чувства».

«С прекращением Шести Сфер происходит прекращение Контакта» — так было сказано. Так значит, монахи, прекращается ли Контакт с прекращением Шести Сфер или же нет, или как вы считаете в этом случае?»

«Контакт прекращается с прекращением Шести Сфер, Учитель. Вот как мы считаем в этом случае: «С прекращением Шести Сфер происходит прекращение Контакта».

«С прекращением Ментальности-и-Материальности происходит прекращение Шести Сфер» — так было сказано. Так значит, монахи, прекращаются ли Шесть Сфер с прекращением Ментальности-и-Материальности или же нет, или как вы считаете в этом случае?»

«Шесть Сфер прекращается с прекращением Ментальности-и-Материальности, Учитель. Вот как мы считаем в этом случае: «С прекращением Ментальности-и-Материальности происходит прекращение Шести Сфер».

«С прекращением Сознания происходит прекращение Ментальности-и-Материальности» — так было сказано. Так значит, монахи, прекращается ли Ментальность-и-Материальность с прекращением Сознание или же нет, или как вы считаете в этом случае?»

«Ментальность-и-Материальность прекращается с прекращением Сознания, Учитель. Вот как мы считаем в этом случае: «С прекращением Сознания происходит прекращение Ментальности-и-Материальности».

«С прекращением Формирователей происходит прекращение Сознания» — так было сказано. Так значит, монахи, прекращается ли Сознание с прекращением Формирователей или же нет, или как вы считаете в этом случае?»

«Сознание прекращается с прекращением Формирователей, Учитель. Вот как мы считаем в этом случае: «С прекращением Формирователей происходит прекращение Сознания».

«С прекращением Неведения происходит прекращение Формирователей» – так было сказано. Так значит, монахи, прекращаются ли Формирователи с прекращением Неведения или же нет, или как вы считаете в этом случае?»

«Формирователи прекращаются с прекращением Неведения, Учитель. Вот как мы считаем в этом случае: «С прекращением Неведения происходит прекращение Формирователей».

(СУММИРОВАНИЕ ПО ПРЕКРАЩЕНИЮ)

  1. «Хорошо, монахи. Вы говорите так, и я тоже так говорю: «Когда этого не существует, не возникает и того; с прекращением этого прекращается и то».

Так,

  • С прекращением Неведения происходит прекращение Формирователей.
  • С прекращением Формирователей происходит прекращение Сознания.
  • С прекращением Сознания происходит прекращение Ментальности-и-Материальности.
  • С прекращением Ментальности-и-Материальности происходит прекращение Шести Сфер.
  • С прекращением Шести Сферами происходит прекращение Контакта.
  • С прекращением Контакта происходит прекращение Чувства.
  • С прекращением Чувства происходит прекращение Страстного Желания.
  • С прекращением Страстного Желания происходит прекращение Цепляния.
  • С прекращением Цепляния происходит прекращение Привычки.
  • С прекращением Привычки происходит прекращение Рождения Действия.
  • С прекращением Рождения Действия происходит прекращение Старение-и-Смерти, печали, стенания, боли, горя и отчаяния.

Таково прекращение всей этой груды страдания.

(ЛИЧНОЕ ЗНАНИЕ)

  1. Монахи, зная и видя этот путь, стали бы вы убегать в прошлое, думая так: «Были ли мы в прошлом? Не было ли нас в прошлом? Чем мы были в прошлом? Какими мы были в прошлом? Будучи чем мы стали такими в прошлом?»

«Нет, Учитель».

«Зная и видя этот путь, стали бы вы убегать в будущее, думая так: «Будем ли мы в будущем? Не будет ли нас в будущем? Чем мы будем в будущем? Какими мы будем в будущем? Будучи чем мы будем такими в будущем?»

«Нет, Учитель».

«Зная и видя этот путь, были бы вы внутренне запутанными в отношении настоящего, думая так: «Есть ли я? Нет ли меня? Что я? Каков я? Откуда взялось это существо? Куда оно уйдёт?»

«Нет, Учитель».

  1. «Монахи, зная и видя так, говорили ли бы вы следующим образом: «Мы уважаем нашего Учителя. Мы говорим так, как говорим, из-за уважения к Учителю?»

«Нет, Учитель».

 «Зная и видя так, говорили ли бы вы следующим образом: «Отшельник говорит так, и мы говорим так по приказу Отшельника?»

«Нет, Учитель».

«Зная и видя так, признавали бы вы другого учителя?»

«Нет, Учитель».

«Зная и видя так, вернулись бы вы к предписаниям, шумным дебатам, счастливым знамениям разного рода жрецов и отшельников, принимая их за суть святой жизни?»

«Нет, Учитель».

«Говорите ли вы только то, что узнали, увидели, поняли сами?»

«Да, Учитель».

  1. «Хорошо, монахи. Я вёл вас этой Дхаммой, которая видима здесь и сейчас, незамедлительно действенная, приглашающая к исследованию, ведущая вперёд, переживаемая мудрыми самостоятельно. Ведь именно в отношении этой Дхаммы было сказано: «Монахи, эта Дхамма видима здесь и сейчас, незамедлительно действенная,

Мне нравится этот момент.

приглашающая к исследованию, ведущая вперёд, переживаемая мудрыми самостоятельно».

(КРУГ СУЩЕСТВОВАНИЯ: ОТ ЗАЧАТИЯ ДО ЗРЕЛОСТИ)

  1. Монахи, зачатие эмбриона происходит посредством единения трёх факторов. Бывает так, что имеет место единение отца и матери, но мать находится в неподходящем периоде и существо, готовое к перерождению, отсутствует. В этом случае не зачатия эмбриона в утробе не происходит. Бывает так, что имеет место единение отца и матери и мать находится в подходящем периоде, но существо, готовое к перерождению, отсутствует. В этом случае тоже не происходит зачатия эмбриона в утробе. Но когда имеет место единение отца и матери, мать находится в подходящем периоде и есть существо, готовое к перерождению, то посредством единения этих трёх факторов происходит зачатие эмбриона в утробе.
  2. Затем мать носит эмбрион в своей утробе девять или десять месяцев с большим волнением, точно тяжкий груз. Далее, по окончании девяти или десяти месяцев, у матери происходят роды с большим волнением, точно тяжкий груз. Далее, когда ребёнок рождается, она кормит его своей же кровью, поскольку грудное молоко матери называется «кровью» в Учении Благородных.
  3. Когда он вырастает и его способности созревают, ребёнок играет в такие игры, как игрушечные плуги, игры в палки, кувырки, игры с ветряными колёсами, игры с мерами, игры с игрушечными повозками, игры с игрушечными стрелами и луками.
  4. Когда он вырастает и его способности созревают [ещё больше], юноша наслаждается, будучи наделённым и обеспеченным пятью нитями чувственных удовольствий:
  • формами, познаваемыми глазом;
  • звуками, познаваемыми ухом;
  • запахами, познаваемыми носом;
  • вкусами, познаваемыми языком;
  • телесными ощущениями, познаваемыми телом,

– желанными, желаемыми, приятными, привлекательными, связанными с чувственным желанием, вызывающими страсть.

(ПРОДОЛЖЕНИЕ КРУГА)

  1. Видя форму глазом, он влечётся к ней, если она приятная, и питает неприязнь, если она неприятная. Его осознавание тела не установлено, его ум ограничен, и он не понимает по-настоящему, как есть, суть освобождения ума и суть освобождения через мудрость, в которой эти злотворные нездоровые состояния прекращаются без остатка. Будучи вовлечённым в благоволение и отвращение, какое бы Чувство он ни испытывал – приятное, болезненное, ни-приятное-ни-болезненное, – он наслаждается в этом Чувстве, приветствует его, удерживает его. По мере того как он делает так, наслаждение возникает в нём. А наслаждение Чувством является Цеплянием. С Цеплянием в качестве условия [возникает] Привычка. С Привычкой в качестве условия [возникает] Рождение Действия. С Рождением Действия в качестве условия возникают Старение-и-Смерть, печаль, стенание, боль, горе и отчаяние возникают. Таково происхождение всей этой груды страданий.

Слыша ухом звук… Обоняя носом запах… Пробуя языком вкус… Воспринимая телесное ощущение телом…

Познавая умственный объект умом, он влечётся к нему, если он приятный, и питает неприязнь, если он неприятный. … А наслаждение Чувством является Цеплянием. С Цеплянием в качестве условия [возникает] Привычка. С Привычкой в качестве условия [возникает] Рождение Действия. С Рождением Действия в качестве условия возникают Старение-и-Смерть, печаль, стенание, боль, горе и отчаяние возникают. Таково происхождение всей этой груды страданий.

Таково происхождение всей этой груды страданий.

(ВЫХОД ИЗ КРУГА: ПОСТЕПЕННАЯ ТРЕНИРОВКА)

31-38. Но вот, монахи, в мире появляется Татхагата — достойный и полностью пробуждённый. … Он очищает свой ум от сомнения.

  1. Оставив эти пять помех, изъянов осознанного ума, которые ослабляют мудрость, он, полностью оставив чувственные удовольствия, оставив неумелые качества ума, входит и пребывает в первой джхане … с успокоением мыслей об объекте и об удержании внимания на нём, он входит и пребывает во второй джхане … с успокоением радости … он входит и пребывает в третьей джхане … с успокоением удовольствия и боли, как и с более ранним исчезновением радости и недовольства, он входит и пребывает в четвёртой джхане: [он пребывает] в чистейшей невозмутимости и осознанности, в ни-удовольствии-ни-боли.

(ВЫХОД ИЗ КРУГА: ПОЛНОЕ ПРЕКРАЩЕНИЕ)

  1. Видя форму глазом, он не влечётся к ней, если она приятная, и не питает неприязни, если она неприятная. Он пребывает с утверждённой осознанностью к телу, с безмерным умом, и он понимает по-настоящему, как есть, суть освобождения ума и суть освобождения через мудрость, в которой эти злотворные нездоровые состояния прекращаются без остатка. Так, отбросив влечение и отвращение, какое бы чувство он ни испытывал – приятное, болезненное, ни-приятное-ни-болезненное, – он не наслаждается этим чувством, не приветствует его, не пытается удержать его. Поскольку он не делает так, наслаждение чувствами прекращается в нём. С прекращением наслаждения происходит прекращение Цепляния. С прекращением Цепляния [происходит] прекращение Привычки. С прекращением Привычки [происходит] прекращение Рождения Действия. С прекращением Рождения Действия прекращаются Старение-и-Смерть, печаль, стенание, боль, горе и отчаяние прекращаются. Таково прекращение всей этой груды страданий.


Слыша ухом звук … Обоняя носом запах … Пробуя языком вкус … Воспринимая телесное ощущение телом … Познавая умственный объект умом, он не влечётся к нему, если он приятный, и не питает неприязни, если он неприятный. … С прекращением наслаждения происходит прекращение Цепляния. С прекращением Цепляния [происходит] прекращение Привычки. С прекращением Привычки [происходит] прекращение Рождения Действия. С прекращением Рождения Действия прекращаются Старение-и-Смерть, печаль, стенание, боль, горе и отчаяние прекращаются. Таково прекращение всей этой груды страданий.

Таково прекращение всей этой груды страданий.

(ЗАКЛЮЧЕНИЕ)

  1. Монахи, запомните эту мою краткую лекцию об уничтожении Страстного Желания. Но монах Сати, сын рыбака, пойман в обширные сети Страстного Желания, в невод Страстного Желания».

Так сказал Благословенный. Монахи были довольны и восхитились словами Благословенного.

Каждый раз приятно читать эту сутту. Сохраняет свежесть ума. Это по-настоящему важно — быть способным распознавать, когда возникает чувство и когда распознали возникновение чувства: если вы сможете расслабить напряжение, сопровождающее его, остальная масса страдания уже не возникает. Но это происходит быстро. По мере того как вы продолжаете смягчать напряжение, открывать сердце и видеть всё чище, как этот процесс работает, вы начинаете отпускать свои привычные реакции, паттерны поведения ума, которые раньше были весьма тяжелы, когда что-то случалось не так, как вы бы хотели или как вы считаете, что это должно быть, и именно так вы отпускаете страдание. Посмотрите, как эти привычные реакции возникают и как из-за этого возникает боль. Здесь нет ничего, кроме вашей собственной ответственности за происходящее, поскольку вы чувствуете боль, возникающую в вас, это ваша боль, и это ваша боль благодаря страстному желанию, цеплянию и привычным реакциям. По мере того как вы отпускаете всё это больше и больше, вы перестаёте реагировать так, как реагировали раньше, вы начинаете отвечать с более ясным умом. Это не так просто, потому что всё происходит очень быстро, а у вас имеются эти готовые паттерны-привычки, и они включаются каждый раз, как что-то происходит не так, как они хотят. И потом вы начинаете смотреть, как ваш ум впадает в повторяющиеся мысли. Каждый раз, когда вы видите повторяющиеся мысли, имеет место цепляние. Какой самый быстрый способ справиться с ним? Смех. Смейтесь над своим умом, над тем, что он такой псих, подтрунивайте над ним. Но на самом деле ведь это всё пустяки. Чем больше вы развиваете своё чувство юмора, способность забавляться, в том числе и в процессе медитации, тем быстрее вы будете продвигаться. Итак.

Давайте теперь разделим заслуги.

Пусть те, кто страдает, не будет страдать,

И те, кто боится, забудет о страхе,

Пусть горе покинет тех, кто в печали.

И пусть все существа найдут облегченье.

Пусть все существа разделят эту заслугу, которую мы сейчас приобрели,

И получат тем самым все виды счастья.

Пусть существа, населяющие пространство и землю,

Могучие дэвы и наги

Тоже разделят эту нашу заслугу.

Пусть они долго охраняют Учение Будды.

Садху! Садху! Садху!

Pin It on Pinterest

X
Поделиться