Маджхима Никая 37
Чулатанхасанкхая Сутта
Краткая лекция о прекращении страстного желания

1. Так я слышал. Однажды Благословенный пребывал близ Саваттхи, в Восточном Парке, во Дворце Матери Мигары.

2. И тогда Сакка, предводитель богов, отправился к Благословенному, поклонился ему, встал рядом и спросил: «Господин, если говорить кратко, то каким образом монах освобождается через уничтожение страстного желания, становясь тем, кто достиг наивысшего окончания, наивысшего спасения от оков, наивысшей святой жизни, наивысшей цели, становясь высочайшим среди богов и людей?»

3. [Благословенный сказал:]

«Вот, предводитель богов, монах услышал, что ни за что не стоит держаться [в медитации]. Когда монах услышал, что ни за что не стоит держаться [в медитации], то он [через это] напрямую познаёт [механизм Зависимого Возникновения]. Напрямую познавая [механизм Зависимого Возникновения], он полностью понимает [непостоянство, не-личностность и страдательность всех явлений]. Полностью поняв [непостоянство, не-личностность и страдательность всех явлений], теперь, какое бы чувство он ни испытывал — приятное, болезненное, ни-приятное-ни-болезненное, — он наблюдает непостоянство в этих чувствах, наблюдает их угасание, налюдает их прекращение, наблюдает их оставление. Наблюдая так, он не цепляется ни к каким явлениям. Когда он не цепляется, его ум успокаивается. Когда его ум успокаивается, он лично достигает Ниббаны. Он понимает: «Рождение уничтожено, святая жизнь прожита, сделано то, что следовало сделать, не будет более возвращения в какое-либо состояние вовлечённости».

Если говорить кратко, то вот каким образом монах освобождается через уничтожение страстного желания, становясь тем, кто достиг наивысшего окончания, наивысшего спасения от оков, наивысшей святой жизни, наивысшей цели, становясь высочайшим среди богов и людей».

4. И тогда Сакка, предводитель богов, восхитившись и возрадовавшись словам Благословенного, поклонился Благословенному и, обойдя его с правой стороны, тут же исчез.

5. И в то время Достопочтенный Маха Моггаллана сидел возле Благословенного. Он подумал: «Постиг ли этот дух значение слов Благословенного, когда он возрадовался, или же нет? Что, если я выясню, постиг он или нет?»

6. И тогда, подобно тому как сильный человек распрямил бы согнутую руку или согнул распрямлённую, Достопочтенный Маха Моггаллана исчез из Дворца Матери Мигары в Восточном Парке и возник среди богов [небесного мира] Тридцати Трёх.

7. В это время Сакка, предводитель богов, предавался наслаждению небесной музыкой в Парке Удовольствий Единственного Лотоса. Издали увидев Достопочтенного Маха Моггаллану, он оставил музыку, отправился к Достопочтенному Маха Моггаллане и сказал ему: «Идём же, уважаемый Моггаллана! Добро пожаловать, уважаемый Моггаллана! Давно ты не навещал нас здесь. Присаживайся, уважаемый Моггаллана, вот здесь тебе приготовлено сиденье».

Достопочтенный Маха Моггаллана сел на подготовленное сиденье, а Сакка выбрал [себе] более низкое сиденье и сел рядом. Тогда Достопочтенный Маха Моггаллана спросил его:

8. «Косия , как Благословенный вкратце объяснил тебе освобождение через уничтожение страстного желания? Было бы хорошо, если бы мы тоже могли услышать это изложение».

[На это Сакка, предводитель богов, ответил:]

«Уважаемый Моггаллана, мы так заняты, у нас так много дел, и не только собственных, но также и дел Тридцати Трёх Богов. Кроме того, уважаемый Моггаллана, то, что было хорошо услышано, хорошо заучено, хорошо уловлено вниманием, хорошо запомнено, не забывается ни с того ни с сего. Уважаемый Моггаллана, как-то раз случилась одна из войн между богами и асурами. В той войне мы, боги, победили, а асуры были повержены. Когда я выиграл ту войну и вернулся с неё победителем, я построил Дворец Веджаянты. Уважаемый Моггаллана, у Дворца Веджаянты сотня башен, в каждой башне семьсот верхних покоев, в каждом верхнем покое по семь нимф и у каждой нимфы по семь дев. Хотел ли бы ты взглянуть на великолепие Дворца Веджаянты, уважаемый Моггаллана?» Достопочтенный Моггаллана молча согласился.

9. И тогда Сакка, предводитель богов, а также небесный царь Вессавана отправились во Дворец Веджаянты во главе с Достопочтенным Маха Моггалланой. Когда девы Сакки увидели издали Достопочтенного Маха Моггаллану, они смутились, застыдились и разбежались по своим комнатам. Подобно тому как невестка приходит в смущение и стыд при виде своего свёкра, точно так же когда девы Сакки увидели издали Достопочтенного Маха Моггаллану, они смутились, застыдились и разбежались по своим комнатам.

10. Тогда Сакка, предводитель богов, и небесный царь Вессавана повсюду провели [его] и показали Достопочтенному Маха Моггаллане [весь] Дворец Веджаянты: «Посмотри, уважаемый Маха Моггаллана, на это великолепие Дворца Веджаянты! Посмотри, уважаемый Маха Моггаллана, на это великолепие Дворца Веджаянты!»

[На это Достопочтенный Маха Моггаллана ответил:]

«Это делает честь почтенному Косии, поскольку это значит, что в прошлом он своими деяниями получил много [кармических] заслуг. И когда человеческие существа видят что-либо приятное, они говорят: «Это делает честь богам [мира] Тридцати Трёх!» Это делает честь почтенному Косии, поскольку это значит, что в прошлом он своими деяниями получил много [кармических] заслуг.».

11. И затем Достопочтенный Маха Моггаллана подумал так: «Этот небожитель живёт слишком уж беспечно. Что, если я пробужу в нём ощущение безотлагательности?» И тогда Достопочтенный Маха Моггаллана сотворил такое чудо посредством сверхъестественных сил, что носком своей ступни заставил Дворец Веджаянты содрогнуться, затрястись и зашататься. И тогда Сакка, небесный царь Вессавана, и Тридцать Три Бога наполнились изумлением и трепетом и сказали [друг другу]: «Как удивительно, почтенные! В самом деле, как поразительно, почтенные! Какой силой и могуществом обладает [этот] духовный странник, что носком своей ступни он делает так, что небесная обитель содрогается, сотрясается, шатается!»

12. И когда Достопочтенный Маха Моггаллана понял, что в Сакке, предводителе богов, пробудилось ощущение безотлагательности, да так, что у него волосы встали дыбом, он спросил: «Косия, и всё же как Благословенный вкратце объяснил тебе освобождение через уничтожение страстного желания? Было бы хорошо, если бы мы тоже могли услышать это изложение».

«Уважаемый Моггаллана, я отправился к Благословенному, поклонился ему, встал рядом и сказал: «Господин, если говорить кратко, то каким образом монах освобождается через уничтожение страстного желания, становясь тем, кто достиг наивысшего окончания, наивысшего спасения от оков, наивысшей святой жизни, наивысшей цели, становясь высочайшим среди богов и людей?»

После этих слов, уважаемый Моггаллана, Благословенный сказал мне: «Вот, предводитель богов, монах услышал, что ни за что не стоит держаться [в медитации]. Когда монах услышал, что ни за что не стоит держаться [в медитации], то он напрямую познаёт [механизм Зависимого Возникновения]. Напрямую познавая [механизм Зависимого Возникновения], он полностью понимает [непостоянство, не-личностность и страдательность всех явлений]. Полностью поняв [непостоянство, не-личностность и страдательность всех явлений], теперь, какое бы чувство он ни испытывал — приятное, болезненное, ни-приятное-ни-болезненное, — он наблюдает непостоянство в этих чувствах, наблюдает их угасание, наблюдает их прекращение, наблюдает их оставление. Наблюдая так, он не цепляется ни к каким явлениям. Когда он не цепляется, его ум успокаивается. Когда его ум успокаивается, он лично достигает Ниббаны. Он понимает: «Рождение уничтожено, святая жизнь прожита, сделано то, что следовало сделать, не будет более возвращения в какое-либо состояние вовлечённости».

Если говорить кратко, то вот каким образом монах освобождается через уничтожение страстного желания, становясь тем, кто достиг наивысшего окончания, наивысшего спасения от оков, наивысшей святой жизни, наивысшей цели, становясь высочайшим среди богов и людей».

Вот как Благословенный вкратце объяснил мне освобождение через уничтожение страстного желания, уважаемый Моггаллана».

13. И тогда Достопочтенный Маха Моггаллана восхитился и возрадовался словам Сакки, предводителя богов. И затем, подобно тому как сильный человек распрямил бы согнутую руку или согнул распрямлённую, он исчез из [мира] богов Тридцати Трёх и возник в Восточном Парке, во Дворце Матери Мигары.

14. И затем, вскоре после того как Достопочтенный Маха Моггаллана ушёл, слуги Сакки, предводителя богов, спросили его: «Уважаемый, это был твой учитель, Благословенный?»

[На это Сакка, предводитель богов, ответил:]

«Нет, уважаемые, это был не мой учитель, Благословенный. Это был один из моих товарищей по святой жизни, Достопочтенный Маха Моггаллана».

[Тогда слуги Сакки, предводителя богов, воскликнули:]

«Уважаемый, какое благо для тебя, что твой товарищ по святой жизни столь силён и могущественен! И уж, наверное, куда более [силён и могущественен] твой учитель, Благословенный!»

15. Затем Достопочтенный Маха Моггаллана подошёл к Благословенному, поклонился ему, сел рядом и спросил: «Учитель, помнит ли Благословенный краткое утверждение об освобождении через уничтожение страстного желания, [сказанное] одному из знаменитых небожителей с большой свитой?»

[Благословенный сказал:]

«Я помню, Моггаллана, Сакка, предводитель богов, пришёл ко мне, поклонился мне, встал рядом и спросил: «Господин, если говорить кратко, то каким образом монах освобождается через уничтожение страстного желания, становясь тем, кто достиг наивысшего окончания, наивысшего спасения от оков, наивысшей святой жизни, наивысшей цели, становясь высочайшим среди богов и людей?»

После этих слов я ответил ему:

«Вот, предводитель богов, монах услышал, что ни за что не стоит держаться [в медитации]. Когда монах услышал, что ни за что не стоит держаться [в медитации], то он напрямую познаёт [механизм Зависимого Возникновения]. Напрямую познавая [механизм Зависимого Возникновения], он полностью понимает [непостоянство, не-личностность и страдательность всех явлений]. Полностью поняв [непостоянство, не-личностность и страдательность всех явлений], теперь, какое бы чувство он ни испытывал — приятное, болезненное, ни-приятное-ни-болезненное, — он наблюдает непостоянство в этих чувствах, наблюдает их угасание, наблюдает их прекращение, наблюдает их оставление. Наблюдая так, он не цепляется ни к каким явлениям. Когда он не цепляется, его ум успокаивается. Когда его ум успокаивается, он лично достигает Ниббаны. Он понимает: «Рождение уничтожено, святая жизнь прожита, сделано то, что следовало сделать, не будет более возвращения в какое-либо состояние вовлечённости».

Если говорить кратко, то вот каким образом монах освобождается через уничтожение страстного желания, становясь тем, кто достиг наивысшего окончания, наивысшего спасения от оков, наивысшей святой жизни, наивысшей цели, становясь высочайшим среди богов и людей».

Вот как я припоминаю краткое объяснение освобождения через уничтожение страстного желания Сакке, правителю богов».

Так сказал Благословенный. Достопочтенный Маха Моггаллана был доволен словами Благословенного, получив от них удовольствие.