Маджхима Никая 34
Чулагопалака Сутта
Малая лекция о пастухе

1. Так я слышал. Однажды Благословенный пребывал в стране Вадджей, в Уккачеле, на берегу реки Ганг. Там он обратился к монахам так: «Монахи!»

«Учитель!» – ответили они. Благословенный сказал следующее:

2. «Монахи, здесь, в стране Вадджей, жил один глупый пастух, который в последний месяц сезона дождей, осенью, не изучив состояние берегов Ганга, повёл своё стадо на другой берег в том месте, где не было брода. И тогда посреди реки стадо сбилось в кучу, из-за чего случилась беда и несчастье. И почему? Потому что глупый пастух из страны Вадджей в последний месяц сезона дождей, осенью, не изучив состояние берегов Ганга, повёл своё стадо в стране Видехов на другой берег в том месте, где не было брода.

3. Точно так же, монахи, и в случае тех духовных странников и браминов, которые мало понимают в этом мире и в ином мире, мало понимают в царстве Мары и в том, что лежит вне царства Мары, мало понимают в царстве Смерти и в том, что лежит вне царства Смерти: те, кто верит им и думает, что их следует слушать, претерпят вред и страдание на долгое время.

4. Монахи, ещё в стране Вадджей жил один мудрый пастух, который в последний месяц сезона дождей, осенью, изучив состояние Ганга, повёл своё стадо на другой берег в том месте, где был брод. Он сделал так, чтобы главные быки стада пошли первыми, и они боролись с потоком Ганга и перебрались в благополучии на дальний берег. Он сделал так, чтобы сильные быки и те, которых нужно приручить, пошли следующими, и они также боролись с потоком Ганга и перебрались в благополучии на дальний берег. Он сделал так, чтобы тёлки и телята пошли следующими, и они также боролись с потоком Ганга и перебрались в благополучии на дальний берег. Он сделал так, чтобы молодые телята и слабые коровы пошли следующими, и они также боролись с потоком Ганга и перебрались в благополучии на дальний берег. И в то время был один новорождённый телёнок, и, подталкиваемый матерью, он также боролся с потоком Ганга и перебрался в благополучии на дальний берег. И почему так произошло? Потому что мудрый пастух из страны Вадджей в последний месяц сезона дождей, осенью, изучив состояние берегов Ганга, повёл своё стадо на другой берег в том месте, где был брод.

5. Точно так же, монахи, и в случае тех духовных странников и браминов, которые обладают пониманием этого мира и другого мира, обладают пониманием царства Мары и того, что лежит вне царства Мары, обладают пониманием царства Смерти и того, что лежит вне царства Смерти: те, кто верит им и думает, что их следует слушать, обретут благополучие и счастье на долгое время.

6. Монахи, подобно тому как главные быки стада боролись с потоком Ганга и перебрались в благополучии на дальний берег, точно так же те монахи, которые стали арахантами, чьи помрачения уничтожены, кто прожил святую жизнь, сделал то, что следовало сделать, сбросил тяжкий груз, достиг своей цели, уничтожил путы существования и полностью освободился посредством окончательного знания, – борясь против потока Мары, они в благополучии перебрались на дальний берег.

7. Подобно тому как сильные быки и те, которых нужно приручить, боролись с потоком Ганга и перебрались в благополучии на дальний берег, точно так же и те монахи, которые стали анагами и с уничтожением пяти нижних оков осознанно переродятся [в мире Чистых Обителей], где достигнут окончательной Ниббаны, никогда более не возвращаясь из того мира, – борясь против потока Мары, они в благополучии переберутся на дальний берег.

8. Подобно тому как тёлки и телята боролись с потоком Ганга и перебрались в благополучии на дальний берег, точно так же и те монахи, которые стали сакадагами и с уничтожением трёх [нижних] оков и с ослаблением жажды, злобы, заблуждения являются однажды возвращающимися, теми, кто вернётся в этот мир лишь один раз и положит конец страданиям, – борясь против потока Мары, они также в благополучии переберутся на дальний берег.

9. Подобно тому как молодые телята и слабые коровы боролись с потоком Ганга и перебрались в благополучии на дальний берег, точно так же и те монахи, которые стали сотапанна и с уничтожением трёх [нижних] оков являются вступившими в поток, более не подверженными нижним мирам, утвердившимися на Пути, направляющимися к просветлению, – борясь против потока Мары, они также в благополучии переберутся на дальний берег.

10. Подобно тому как тот новорождённый телёнок, подталкиваемый матерью, также боролся с потоком Ганга и перебрался в благополучии на дальний берег, точно так же и те монахи, которые являются идущими за счёт Дхаммы и идущими за счёт веры, – борясь против потока Мары, они также в благополучии переберутся на дальний берег.

11. Монахи, я обладаю пониманием этого мира и иного мира, обладаю пониманием царства Мары и того, что лежит вне царства Мары, обладаю пониманием царства Смерти и того, что лежит вне царства Смерти. Те, кто верит мне и думает, что меня следует слушать, обретут благополучие и счастье на долгое время».

Так сказал Благословенный. После этого он добавил:

«Мир этот, как и мир, что будет после,
Подробно был описан тем, кто знает.
И то, куда добраться может Мара,
И то, что Смерти больше недоступно.

Весь мир всецело зная напрямую,
Он, Просветлённый, тот, кто понимает,
В Бессмертие открыл нам путь кратчайший,
И может быть достигнута Ниббана.

Путь сквозь теченье Мары уж проложен:
Течь перекрыта и тростник расчищен.
Ликуйте же премного, о монахи,
Свои сердца к спасению направьте».