Маджхима Никая 33
Махагопалака Сутта
Большая лекция о пастухе

1. Так я слышал. Однажды Благословенный пребывал близ Саваттхи, в Роще Джеты, что в Парке Анатхапиндики. Там он обратился к монахам так: «Монахи!»

«Да, Учитель!» — ответили они. Благословенный сказал следующее:

2. «Монахи, есть одиннадцать признаков, говорящих, что пастух неспособен содержать стадо и ухаживать за ним. Какие это одиннадцать признаков?

Пастух не знает [строения] тела [коровы]. Он не понимает признаков. Он не вычищает мушиные яйца. Он не перевязывает ран. Он не окуривает хлев [для изгнания болезней и насекомых]. Он не знает мест водопоя. Он не понимает, когда скот достаточно напился. Он не знает дорогу. Он не знает, как найти хорошее пастбище. Он доит [коров] насухо. Он не оказывает почтения быкам, которые являются отцами и вожаками стада. Если имеются эти одиннадцать признаков, пастух неспособен содержать стадо и ухаживать за ним.

3. Точно так же, монахи, есть одиннадцать признаков, говорящих, что монах не способен к росту, совершенствованию, исполнению в этой Дхамме и Винае. Какие это одиннадцать признаков? Монах не знает форму. Он не понимает признаков. Он не вычищает мушиные яйца. Он не перевязывает ран. Он не окуривает хлев. Он не знает мест водопоя. Он не понимает, когда достаточно напился. Он не знает дорогу. Он не знает, как найти хорошее пастбище. Он доит насухо. Он не оказывает почтения старшим монахам, которые уже давно живут монашеской жизнью и являются отцами и вожаками Сангхи.

4. И каким образом монах не знает форму? Вот монах не понимает как оно есть на самом деле: «Всякая материальная форма любого вида — это четыре великих элемента и материальная форма, выстроенная из четырёх великих элементов». Вот каким образом этот монах не знает форму.

5. И каким образом монах не понимает признаков? Вот монах не понимает как оно есть на самом деле: «Глупца узнают по поступкам. Мудреца узнают по поступкам». Вот каким образом этот монах не понимает признаков.

6. И каким образом монах не вычищает мушиные яйца?

Вот монах допускает возникновение мысли, связанной с чувственным желанием. Он не отпускает её, не устраняет её, не удаляет её, не уничтожает её.

Он допускает возникновение недоброжелательной мысли. Он не отпускает её, не устраняет её, не удаляет её, не уничтожает её.

Он допускает возникновение мысли о причинении вреда. Он не отпускает её, не устраняет её, не удаляет её, не уничтожает её.

Он допускает возникновение неблаготворных состояний [ума] каждый раз, как они возникают. Он не отпускает их, не устраняет их, не удаляет их, не уничтожает их.

Вот каким образом этот монах не вычищает мушиные яйца.

7. И каким образом монах не перевязывает ран? Вот, увидев форму глазом, монах цепляется за её черты и детали. Хотя из-за того, что он оставляет зрительную способность неохраняемой, неблаготворные состояния сильного желания и подавленности могут наводнить его, он не практикует сдержанность в отношении этого. Он не охраняет зрительную способность. Он не практикует сдерживания зрительной способности.

Услышав ухом звук, монах цепляется за его черты и детали. Хотя из-за того, что он оставляет способность слышать неохраняемой, неблаготворные состояния сильного желания и подавленности могут наводнить его, он не практикует сдержанность в отношении этого. Он не охраняет способность слышать. Он не практикует сдерживания способности слышать.

Почувствовав носом запах, монах цепляется за его черты и детали. Хотя из-за того, что он оставляет обонятельную способность неохраняемой, неблаготворные состояния сильного желания и подавленности могут наводнить его, он не практикует сдержанность в отношении этого. Он не охраняет обонятельную способность. Он не практикует сдерживания обонятельной способности.

Различив языком вкус, монах цепляется за его черты и детали. Хотя из-за того, что он оставляет способность чувствовать вкус неохраняемой, неблаготворные состояния сильного желания и подавленности могут наводнить его, он не практикует сдержанность в отношении этого. Он не охраняет способность чувствовать вкус. Он не практикует сдерживания способности чувствовать вкус.

Восприняв телом телесное ощущение, монах цепляется за его черты и детали. Хотя из-за того, что он оставляет способность к телесным ощущениям неохраняемой, неблаготворные состояния сильного желания и подавленности могут наводнить его, он не практикует сдержанность в отношении этого. Он не охраняет способность к телесным ощущениям. Он не практикует сдерживания способности к телесным ощущениям.

Восприняв умом умственный объект, монах цепляется за его черты и детали. Хотя из-за того, что он оставляет способность к умственному восприятию неохраняемой, неблаготворные состояния сильного желания и подавленности могут наводнить его, он не практикует сдержанность в отношении этого. Он не охраняет способность к умственному восприятию. Он не практикует сдерживания способности к умственному восприятию.

Вот каким образом этот монах не перевязывает ран.

8. И каким образом монах не окуривает хлев? Вот монах не обучает других услышанной и заученной им Дхамме в подробностях. Вот каким образом этот монах не окуривает хлев.

9. И каким образом монах не знает мест водопоя? Вот монах время от времени не подходит к тем учёным опытным монахам, которые поддерживают Дхамму, Винаю и Коды Учения. И он не интересуется у них: «Достопочтенный, как понять то-то? Каково значение того-то?» И те достопочтенные не раскрывают ему того, что [для него] не было раскрыто, не проясняют неясное, не рассеивают его сомнения в отношении многочисленных моментов, которые вызывают сомнения. Вот каким образом этот монах не знает мест водопоя.

10. И каким образом монах не понимает, что значит достаточно напиться? Вот, когда преподаётся провозглашённая Татхагатой Дхамма и Виная, монах не получает вдохновения от значения, не получает вдохновения от Дхаммы, не получает радости, связанной с Дхаммой. Вот каким образом этот монах не понимает, что значит достаточно напиться.

11. И каким образом монах не знает дорогу? Вот монах не понимает суть Благородного Восьмеричного Пути как она есть на самом деле. Вот каким образом этот монах не знает дорогу.

12. И каким образом монах не знает, как найти хорошее пастбище? Вот монах не понимает четырёх опор осознанности как они есть на самом деле. Вот каким образом этот монах не знает, как найти хорошее пастбище.

13. И каким образом монах доит насухо? Вот, когда верующие миряне приглашают монаха принять столько одеяний, еды, крова, лекарств, сколько он пожелает, монах берёт всё это, не зная меры. Вот каким образом монах доит насухо.

14. И каким образом монах не оказывает почтения старшим монахам, которые уже давно живут монашеской жизнью и являются отцами и вожаками Сангхи? Вот монах не выражает доброжелательность телесно, как на людях, так и в частном порядке, по отношению к тем старшим монахам. Он не выражает доброжелательность словесно, как на людях, так и в частном порядке, по отношению к тем старшим монахам. Он не выражает доброжелательность в мыслях, как на людях, так и в частном порядке, по отношению к тем старшим монахам. Вот каким образом этот монах не оказывает почтения старшим монахам, которые уже давно живут монашеской жизнью и являются отцами и вожаками Сангхи.

Когда монах обладает этими одиннадцатью признаками, он неспособен к росту, совершенствованию, исполнению в этой Дхамме и Винае.

15. Монахи, есть одиннадцать признаков, говорящие, что пастух способен содержать стадо и ухаживать за ним. Какие это одиннадцать признаков?

Пастух знает [строение] тела [коровы]. Он понимает признаки. Он вычищает мушиные яйца. Он перевязывает раны. Он окуривает хлев [для изгнания болезней и насекомых]. Он знает места водопоя. Он понимает, когда скот достаточно напился. Он знает дорогу. Он знает, как найти хорошее пастбище. Он не доит [коров] насухо. Он оказывает почтение быкам, которые являются отцами и вожаками стада. Если имеются эти одиннадцать признаков, пастух способен содержать стадо и ухаживать за ним.

16. Точно так же, монахи, есть одиннадцать признаков, говорящих, что монах способен к росту, совершенствованию, исполнению в этой Дхамме и Винае. Какие это одиннадцать признаков? Монах знает форму. Он понимает признаки. Он вычищает мушиные яйца. Он перевязывает раны. Он окуривает хлев. Он знает места водопоя. Он понимает, когда достаточно напился. Он знает дорогу. Он знает, как найти хорошее пастбище. Он не доит насухо. Он оказывает почтение старшим монахам, которые уже давно живут монашеской жизнью и являются отцами и вожаками Сангхи.

17. И каким образом монах знает форму? Вот монах понимает как оно есть на самом деле: «Всякая материальная форма любого вида — это четыре великих элемента и материальная форма, выстроенная из четырёх великих элементов». Вот каким образом этот монах знает форму.

18. И каким образом монах понимает признаки? Вот монах понимает как оно есть на самом деле: «Глупца узнают по поступкам. Мудреца узнают по поступкам». Вот каким образом этот монах понимает признаков.

19. И каким образом монах вычищает мушиные яйца?

Вот монах не допускает возникновения мысли, связанной с чувственным желанием. Он отпускает её, устраняет её, удаляет её, уничтожает её.

Он не допускает возникновения недоброжелательной мысли. Он отпускает её, устраняет её, удаляет её, уничтожает её.

Он не допускает возникновения мысли о причинении вреда. Он отпускает её, устраняет её, удаляет её, уничтожает её.

Он не допускает возникновения неблаготворных состояний [ума] каждый раз, как они возникают. Он отпускает их, устраняет их, удаляет их, уничтожает их.

Вот каким образом этот монах вычищает мушиные яйца.

20. И каким образом монах перевязывает раны? Вот, увидев форму глазом, монах не цепляется за её черты и детали. Поскольку из-за того, что он оставил бы зрительную способность неохраняемой, неблаготворные состояния сильного желания и подавленности могли бы наводнить его, он охраняет зрительную способность. Он практикует сдерживание зрительной способности.

Услышав ухом звук, монах не цепляется за его черты и детали. Поскольку из-за того, что он оставил бы способность слышать неохраняемой, неблаготворные состояния сильного желания и подавленности могли бы наводнить его, он охраняет способность слышать. Он практикует сдерживание способности слышать.

Почувствовав носом запах, монах не цепляется за его черты и детали. Поскольку из-за того, что он оставил бы обонятельную способность неохраняемой, неблаготворные состояния сильного желания и подавленности могли бы наводнить его, он охраняет обонятельную способность. Он практикует сдерживание обонятельной способности.

Различив языком вкус, монах не цепляется за его черты и детали. Поскольку из-за того, что он оставил бы способность чувствовать вкус неохраняемой, неблаготворные состояния сильного желания и подавленности могли бы наводнить его, он охраняет способность чувствовать вкус. Он практикует сдерживание способности чувствовать вкус.

Восприняв телом телесное ощущение, монах не цепляется за его черты и детали. Поскольку из-за того, что он оставил бы способность к телесным ощущениям неохраняемой, неблаготворные состояния сильного желания и подавленности могли бы наводнить его, он охраняет способность к телесным ощущениям. Он практикует сдерживание способности к телесным ощущениям.

Восприняв умом умственный объект, монах не цепляется за его черты и детали. Поскольку из-за того, что он оставил бы способность к умственному восприятию неохраняемой, неблаготворные состояния сильного желания и подавленности могли бы наводнить его, он охраняет способность к умственному восприятию. Он практикует сдерживание способности к умственному восприятию.

Вот каким образом этот монах перевязывает раны.

21. И каким образом монах окуривает хлев? Вот монах обучает других услышанной и заученной им Дхамме в подробностях. Вот каким образом этот монах окуривает хлев.

22. И каким образом монах знает места водопоя? Вот монах время от времени подходит к тем учёным опытным монахам, которые поддерживают Дхамму, Винаю и Коды Учения. И он интересуется у них: «Достопочтенный, как понять то-то? Каково значение того-то?» И те достопочтенные раскрывают ему то, что [для него] не было раскрыто, проясняют неясное, рассеивают его сомнения в отношении многочисленных моментов, которые вызывают сомнения. Вот каким образом этот монах знает места водопоя.

23. И каким образом монах понимает, что значит достаточно напиться? Вот, когда преподаётся провозглашённая Татхагатой Дхамма и Виная, монах получает вдохновение от значения, получает вдохновение от Дхаммы, получает радость, связанную с Дхаммой. Вот каким образом этот монах понимает, что значит достаточно напиться.

24. И каким образом монах знает дорогу? Вот монах понимает суть Благородного Восьмеричного Пути как она есть на самом деле. Вот каким образом этот монах знает дорогу.

25. И каким образом монах знает, как найти хорошее пастбище? Вот монах понимает четыре опоры осознанности как они есть на самом деле. Вот каким образом этот монах знает, как найти хорошее пастбище.

26. И каким образом монах не доит насухо? Вот, когда верующие миряне приглашают монаха принять столько одеяний, еды, крова, лекарств, сколько он пожелает, монах берёт всё это, зная меру. Вот каким образом монах не доит насухо.

27. И каким образом монах оказывает почтение старшим монахам, которые уже давно живут монашеской жизнью и являются отцами и вожаками Сангхи? Вот монах выражает доброжелательность телесно, как на людях, так и в частном порядке, по отношению к тем старшим монахам. Он выражает доброжелательность словесно, как на людях, так и в частном порядке, по отношению к тем старшим монахам. Он выражает доброжелательность в мыслях, как на людях, так и в частном порядке, по отношению к тем старшим монахам. Вот каким образом этот монах оказывает почтение старшим монахам, которые уже давно живут монашеской жизнью и являются отцами и вожаками Сангхи.

Когда монах обладает этими одиннадцатью признаками, он способен к росту, совершенствованию, исполнению в этой Дхамме и Винае».

Так сказал Благословенный. Монахи были довольны и восхитились словами Благословенного.