Маджхима Никая 28
Махахаттхипадопама Сутта
Большая лекция сравнения со следом слона

1. Так я слышал. Однажды Благословенный пребывал близ Саваттхи, в Роще Джеты, что в Парке Анатхапиндики. И тогда Достопочтенный Сарипутта обратился к монахам: «Друзья монахи».

«Да, друг», — отвечали монахи.

Достопочтенный Сарипутта сказал:

2. «Друзья, подобно тому как след любого ходячего существа может уместиться в следе слона и таким образом след слона считается главным среди них благодаря своим размерам, точно так же и все благотворные состояния могут быть включены в Четыре Благородные Истины. Что это за истины? Благородная Истина о страдании, Благородная Истина о происхождении страдания, Благородная Истина о прекращении страдания и Благородная Истина о пути, ведущем к прекращению страдания.

3. Какова Благородная Истина о страдании? Рождение — это страдание; старение — страдание; смерть — страдание; печаль, стенание, боль, горе и отчаяние — это страдание; не получить желаемое — это страдание. Коротко говоря, пять совокупностей, искажённых цеплянием, — это страдание.

4. Каковы же эти пять совокупностей, искажённых цеплянием? Это совокупность материальной формы, искажённая цеплянием; совокупность чувства, искажённая цеплянием; совокупность восприятия, искажённая цеплянием; совокупность формаций, искажённая цеплянием; совокупность сознания, искажённая цеплянием.

5. А что такое совокупность материальной формы, искажённая цеплянием? Это четыре великих элемента и происходящая из них форма. И что это за четыре великих элемента? Это элемент земли, элемент воды, элемент огня, элемент воздуха.

ЭЛЕМЕНТЫ

1. Элемент земли

6. Что же такое элемент земли? Элемент земли может быть либо внутренним, либо внешним. Что такое внутренний элемент земли? То внутреннее, своё, являющееся твёрдым, затвердевшим и тем, с чем человек отождествляется, а именно: волосы на голове, волосы на теле, ногти, зубы, кожа, плоть, сухожилия, кости, костный мозг, почки, сердце, печень, диафрагма, селезёнка, лёгкие, толстые кишки, тонкие кишки, содержимое желудка, фекалии, или что-либо иное внутреннее, своё, являющееся твёрдым, затвердевшим и тем, с чем человек отождествляется, – это называется внутренним элементом земли.

И внутренний, и внешний элементы земли – это просто лишь элемент земли. И его следует видеть с правильной мудростью, как он есть на самом деле: «Это не моё, я не таков, это не моё «я»». Когда кто-либо видит его, как он есть на самом деле, с правильной мудростью, то он освобождается от зачарованности элементом земли и это делает его ум беспристрастным по отношению к элементу земли.

7. И если даже внешний элемент земли, такой великий, время от времени исчезает под воздействием пришедшего в движение внешнего элемента воды, если даже такой великий внешний элемент земли непостоянен, подвержен разрушению, исчезновению и изменению, то что же говорить об этом теле, с которым человек отождествляется по причине страстного желания и которое существует лишь до поры до времени? Во всём этом нет ничего, что можно было бы назвать «я», «моё» или «я такой».

8. И вот, если другие люди оскорбляют, злословят, изводят и донимают монаха, он понимает это так: «Во мне возникло это болезненное чувство, рождённое слуховым контактом. Оно обусловлено, не независимо. Обусловлено чем? Обусловлено контактом». Далее он видит, что контакт непостоянен, что чувство непостоянно, что восприятие непостоянно, что формации непостоянны и что сознание непостоянно. И он, сделав элемент опорой в медитации, достигает уверенности, устойчивости и решимости ума.

9. Кроме того, если другие люди будут нападать на монаха нежелательным образом – с кулаками, камнями, палками или ножами, он понимает это так: «Это тело имеет такую природу, что подвержено воздействию кулаков, камней, палок и ножей, когда на него нападают. А Благословенный сказал, приведя пример с пилой: «Монахи, даже если бы разбойники беспощадно отрезали вам одну часть тела за другой двуручной пилой, тот, кто зародит злой ум по отношению к ним, не будет исполнять моего учения». Поэтому я вызову в себе неутомимую энергию и установлю нерассеянную осознанность, моё тело будет оставаться спокойным и безмятежным, а ум – собранным и единым. И пусть теперь это тело подвергается нападению с кулаками, камнями, палками и ножами; ведь именно так практикуется учение Будды».

10. Когда же этот монах так памятует о Будде, Дхамме, Сангхе и если при этом равностность, основанная на благотворном, не устанавливается в нём, то он вызывает в себе ощущение безотлагательности: «Это потеря для меня, в этом нет приобретения; это плохо для меня, в этом нет ничего хорошего для меня, что, когда я так памятую о Будде, Дхамме, Сангхе, равностность, основанная на благотворном, во мне не устанавливается».

Подобно невестке, в которой, когда она видит свёкра, возникает чувство безотлагательности, чтобы угодить ему, точно так же когда этот монах так памятует о Будде, Дхамме, Сангхе и если при этом равностность, основанная на благотворном, не устанавливается в нём, то он вызывает в себе ощущение безотлагательности: «Это потеря для меня, в этом нет приобретения; это плохо для меня, в этом нет ничего хорошего для меня, что, когда я так памятую о Будде, Дхамме, Сангхе, равностность, основанная на благотворном, во мне не устанавливается».

Но если этот монах так памятует о Будде, Дхамме, Сангхе и если при этом равностность, основанная на благотворном, устанавливается в нём, то он этим удовлетворён. И даже если ему удалось осуществить хотя бы это, друзья, этот монах уже выполнил многое.

2. Элемент воды

11. Что же такое элемент воды? Элемент воды может быть либо внутренним, либо внешним. Что такое внутренний элемент воды? То внутреннее, своё, являющееся жидким, водянистым и тем, с чем человек отождествляется, а именно: желчь, мокрота, гной, кровь, пот, жир, слёзы, кожное масло, слюна, слизь, суставная жидкость, моча, или что-либо иное внутреннее, своё, являющееся жидким, водянистым и тем, с чем человек отождествляется, – это называется внутренним элементом воды.

И внутренний, и внешний элементы воды – это просто лишь элемент воды. И его следует видеть с правильной мудростью, как он есть на самом деле: «Это не моё, я не таков, это не моё «я»». Когда кто-либо видит его, как он есть на самом деле, с правильной мудростью, то он освобождается от зачарованности элементом воды и это делает его ум беспристрастным по отношению к элементу воды.

12. Время от времени внешний элемент воды приходит в беспокойство и уносит прочь деревни, сёла, города, районы и страны. Время от времени воды в великом океане отступают на сотню лиг, на двести лиг, на триста, четыреста, пятьсот, шестьсот, семьсот лиг. Время от времени вода в великом океане имеет глубину семи пальмовых деревьев, шести пальмовых деревьев, пяти, четырёх, трёх, двух, одного пальмового дерева. Приходит время, когда вода в великом океане имеет глубину в семь саженей, шесть саженей, пять, четыре, три, два, в одну сажень. Приходит время, когда вода в великом океане имеет глубину в полсажени, по пояс, по колено, по лодыжку. Приходит время, когда вода в великом океане имеет глубину не больше первой фаланги пальца.

Если даже такой великий внешний элемент воды непостоянен, подвержен разрушению, исчезновению и изменению, то что же говорить об этом теле, с которым человек отождествляется по причине страстного желания и которое существует лишь до поры до времени? Во всём этом нет ничего, что можно было бы назвать «я», «моё» или «я такой».

13. И вот, если другие люди оскорбляют, злословят, изводят и донимают монаха, он понимает это так: «Во мне возникло это болезненное чувство, рождённое слуховым контактом. Оно обусловлено, не независимо. Обусловлено чем? Обусловлено контактом». Далее он видит, что контакт непостоянен, что чувство непостоянно, что восприятие непостоянно, что формации непостоянны и что сознание непостоянно. И он, сделав элемент опорой в медитации, достигает уверенности, устойчивости и решимости ума.

14. Кроме того, если другие люди будут нападать на монаха нежелательным образом – с кулаками, камнями, палками или ножами, он понимает это так: «Это тело имеет такую природу, что подвержено воздействию кулаков, камней, палок и ножей, когда на него нападают. А Благословенный сказал, приведя пример с пилой: «Монахи, даже если бы разбойники беспощадно отрезали вам одну часть тела за другой двуручной пилой, тот, кто зародит злой ум по отношению к ним, не будет исполнять моего учения». Поэтому я вызову в себе неутомимую энергию и установлю нерассеянную осознанность, моё тело будет оставаться спокойным и безмятежным, а ум – собранным и единым. И пусть теперь это тело подвергается нападению с кулаками, камнями, палками и ножами; ведь именно так практикуется учение Будды».

15. Когда же этот монах так памятует о Будде, Дхамме, Сангхе и если при этом равностность, основанная на благотворном, не устанавливается в нём, то он вызывает в себе ощущение безотлагательности: «Это потеря для меня, в этом нет приобретения; это плохо для меня, в этом нет ничего хорошего для меня, что, когда я так памятую о Будде, Дхамме, Сангхе, равностность, основанная на благотворном, во мне не устанавливается».

Подобно невестке, в которой, когда она видит свёкра, возникает чувство безотлагательности, чтобы угодить ему, точно так же когда этот монах так памятует о Будде, Дхамме, Сангхе и если при этом равностность, основанная на благотворном, не устанавливается в нём, то он вызывает в себе ощущение безотлагательности: «Это потеря для меня, в этом нет приобретения; это плохо для меня, в этом нет ничего хорошего для меня, что, когда я так памятую о Будде, Дхамме, Сангхе, равностность, основанная на благотворном, во мне не устанавливается».

Но если этот монах так памятует о Будде, Дхамме, Сангхе и если при этом равностность, основанная на благотворном, устанавливается в нём, то он этим удовлетворён. И даже если ему удалось осуществить хотя бы это, друзья, этот монах уже выполнил многое.

3. Элемент огня

16. Что же такое элемент огня? Элемент огня может быть либо внутренним, либо внешним. Что такое внутренний элемент огня? То внутреннее, своё, являющееся горячим, жгучим и тем, с чем человек отождествляется, а именно: всё то, за счёт чего кто-либо согревается, стареет, что употребляется и то, за счёт чего выпитое, съеденное, употреблённое, распробованное полностью переваривается, или что-либо иное внутреннее, своё, являющееся горячим, жгучим и тем, с чем человек отождествляется, – это называется внутренним элементом огня.

И внутренний, и внешний элементы огня – это просто лишь элемент огня. И его следует видеть с правильной мудростью, как он есть на самом деле: «Это не моё, я не таков, это не моё «я»». Когда кто-либо видит его, как он есть на самом деле, с правильной мудростью, то он освобождается от зачарованности элементом огня и это делает его ум беспристрастным по отношению к элементу огня.

17. Время от времени внешний элемент огня приходит в беспокойство и сжигает деревни, сёла, города, районы и страны. И он иссякает из-за недостатка топлива, лишь подойдя к зелёной траве, или к дороге, или к скале, или к водной преграде, или к обширному пустынному пространству. Бывает и так, что люди пытаются разжечь огонь с помощью перьев петуха и обрезков шкур.

Если даже такой великий внешний элемент огня непостоянен, подвержен разрушению, исчезновению и изменению, то что же говорить об этом теле, с которым человек отождествляется по причине страстного желания и которое существует лишь до поры до времени? Во всём этом нет ничего, что можно было бы назвать «я», «моё» или «я такой».

18. И вот, если другие люди оскорбляют, злословят, изводят и донимают монаха, он понимает это так: «Во мне возникло это болезненное чувство, рождённое слуховым контактом. Оно обусловлено, не независимо. Обусловлено чем? Обусловлено контактом». Далее он видит, что контакт непостоянен, что чувство непостоянно, что восприятие непостоянно, что формации непостоянны и что сознание непостоянно. И он, сделав элемент опорой в медитации, достигает уверенности, устойчивости и решимости ума.

19. Кроме того, если другие люди будут нападать на монаха нежелательным образом – с кулаками, камнями, палками или ножами, он понимает это так: «Это тело имеет такую природу, что подвержено воздействию кулаков, камней, палок и ножей, когда на него нападают. А Благословенный сказал, приведя пример с пилой: «Монахи, даже если бы разбойники беспощадно отрезали вам одну часть тела за другой двуручной пилой, тот, кто зародит злой ум по отношению к ним, не будет исполнять моего учения». Поэтому я вызову в себе неутомимую энергию и установлю нерассеянную осознанность, моё тело будет оставаться спокойным и безмятежным, а ум – собранным и единым. И пусть теперь это тело подвергается нападению с кулаками, камнями, палками и ножами; ведь именно так практикуется учение Будды».

20. Когда же этот монах так памятует о Будде, Дхамме, Сангхе и если при этом равностность, основанная на благотворном, не устанавливается в нём, то он вызывает в себе ощущение безотлагательности: «Это потеря для меня, в этом нет приобретения; это плохо для меня, в этом нет ничего хорошего для меня, что, когда я так памятую о Будде, Дхамме, Сангхе, равностность, основанная на благотворном, во мне не устанавливается».

Подобно невестке, в которой, когда она видит свёкра, возникает чувство безотлагательности, чтобы угодить ему, точно так же когда этот монах так памятует о Будде, Дхамме, Сангхе и если при этом равностность, основанная на благотворном, не устанавливается в нём, то он вызывает в себе ощущение безотлагательности: «Это потеря для меня, в этом нет приобретения; это плохо для меня, в этом нет ничего хорошего для меня, что, когда я так памятую о Будде, Дхамме, Сангхе, равностность, основанная на благотворном, во мне не устанавливается».

Но если этот монах так памятует о Будде, Дхамме, Сангхе и если при этом равностность, основанная на благотворном, устанавливается в нём, то он этим удовлетворён. И даже если ему удалось осуществить хотя бы это, друзья, этот монах уже выполнил многое.

4. Элемент воздуха

21. Что же такое элемент воздуха? Элемент воздуха может быть либо внутренним, либо внешним. Что такое внутренний элемент воздуха? То внутреннее, своё, являющееся воздушным, ветреным и тем, с чем человек отождествляется, а именно: восходящие ветры, нисходящие ветры, ветры в желудке, ветры в кишечнике, ветры, идущие по всем членам тела, вдохи и выдохи, или что-либо иное внутреннее, своё, являющееся воздушным, ветреным и тем, с чем человек отождествляется, – это называется внутренним элементом воздуха.

И внутренний, и внешний элементы воздуха – это просто лишь элемент воздуха. И его следует видеть с правильной мудростью, как он есть на самом деле: «Это не моё, я не таков, это не моё «я»». Когда кто-либо видит его, как он есть на самом деле, с правильной мудростью, то он освобождается от зачарованности элементом воздуха и это делает его ум беспристрастным по отношению к элементу воздуха.

22. Время от времени внешний элемент воздуха приходит в беспокойство и он сдувает деревни, сёла, города, районы и страны. Бывает и так, что, когда в последний месяц жаркого сезона люди пытаются породить дуновение, используя веер и меха, даже трава на краю крыши соломенной хижины не колышется.

Если даже такой великий внешний элемент воздуха непостоянен, подвержен разрушению, исчезновению и изменению, то что же говорить об этом теле, с которым человек отождествляется по причине страстного желания и которое существует лишь до поры до времени? Во всём этом нет ничего, что можно было бы назвать «я», «моё» или «я такой».

23. И вот, если другие люди оскорбляют, злословят, изводят и донимают монаха, он понимает это так: «Во мне возникло это болезненное чувство, рождённое слуховым контактом. Оно обусловлено, не независимо. Обусловлено чем? Обусловлено контактом». Далее он видит, что контакт непостоянен, что чувство непостоянно, что восприятие непостоянно, что формации непостоянны и что сознание непостоянно. И он, сделав элемент опорой в медитации, достигает уверенности, устойчивости и решимости ума.

24. Кроме того, если другие люди будут нападать на монаха нежелательным образом – с кулаками, камнями, палками или ножами, он понимает это так: «Это тело имеет такую природу, что подвержено воздействию кулаков, камней, палок и ножей, когда на него нападают. А Благословенный сказал, приведя пример с пилой: «Монахи, даже если бы разбойники беспощадно отрезали вам одну часть тела за другой двуручной пилой, тот, кто зародит злой ум по отношению к ним, не будет исполнять моего учения». Поэтому я вызову в себе неутомимую энергию и установлю нерассеянную осознанность, моё тело будет оставаться спокойным и безмятежным, а ум – собранным и единым. И пусть теперь это тело подвергается нападению с кулаками, камнями, палками и ножами; ведь именно так практикуется учение Будды».

25. Когда же этот монах так памятует о Будде, Дхамме, Сангхе и если при этом равностность, основанная на благотворном, не устанавливается в нём, то он вызывает в себе ощущение безотлагательности: «Это потеря для меня, в этом нет приобретения; это плохо для меня, в этом нет ничего хорошего для меня, что, когда я так памятую о Будде, Дхамме, Сангхе, равностность, основанная на благотворном, во мне не устанавливается».

Подобно невестке, в которой, когда она видит свёкра, возникает чувство безотлагательности, чтобы угодить ему, точно так же когда этот монах так памятует о Будде, Дхамме, Сангхе и если при этом равностность, основанная на благотворном, не устанавливается в нём, то он вызывает в себе ощущение безотлагательности: «Это потеря для меня, в этом нет приобретения; это плохо для меня, в этом нет ничего хорошего для меня, что, когда я так памятую о Будде, Дхамме, Сангхе, равностность, основанная на благотворном, во мне не устанавливается».

Но если этот монах так памятует о Будде, Дхамме, Сангхе и если при этом равностность, основанная на благотворном, устанавливается в нём, то он этим удовлетворён. И даже если ему удалось осуществить хотя бы это, друзья, этот монах уже выполнил многое.

5. Материальная форма

26. Друзья, подобно тому как пространство, ограниченное досками и брёвнами, сплетением лиан, пучками травы, глиной, называется «домом», так же и пространство, ограниченное костями и сухожилиями, плотью и кожей, называется «материальной формой».

ПЯТЬ СОВОКУПНОСТЕЙ, ИСКАЖЁННЫХ ЦЕПЛЯНИЕМ

1. Зрительная способность

27. Если, друзья, есть исправно работающее зрение, но в область его обзора не попадает никаких внешних форм и нет соответствующей вовлечённости, то нет каких бы то ни было проявлений сознания соответствующего класса.

И если есть исправно работающее зрение и в область его обзора попадают внешние формы, но нет соответствующей вовлечённости, то нет каких бы то ни было проявлений сознания соответствующего класса.

Но когда есть исправно работающее зрение, и в область его обзора попадают внешние формы, и есть соответствующая вовлечённость, то имеет место проявление сознания соответствующего класса.

28. Материальная форма, возникшая таким образом, относится к совокупности материальной формы, искажённой цеплянием.

Чувство, возникшее таким образом, относится к совокупности чувства, искажённой цеплянием.

Восприятие, возникшее таким образом, относится к совокупности восприятия, искажённой цеплянием.

Формации, возникшие таким образом, относятся к совокупности формаций, искажённой цеплянием.

Сознание, возникшее таким образом, относится к совокупности сознания, искажённой цеплянием.

Монах распознаёт: «Вот на самом деле каким образом происходит включение, собирание, соединение явлений в эти пять совокупностей, искажённых цеплянием. А Благословенный сказал: «Тот, кто видит Зависимое Возникновение, тот видит Дхамму; кто видит Дхамму, тот видит Зависимое Возникновение». И всё это — пять совокупностей, искажённых цеплянием, — возникло зависимо. Желание, потворствование, цепляние по отношению к этим пяти совокупностям, искажённым цеплянием, — это источник страдания. Удаление желания и вожделения, оставление желания и вожделения по отношению к этим пяти совокупностям, искажённым цеплянием, – это прекращение страдания».

И даже если ему удалось осуществить хотя бы это, друзья, этот монах уже выполнил многое.

2. Способность слышать

29. Если, друзья, есть исправно работающий слух, но в область его восприятия не попадает никаких внешних звуков и нет соответствующей вовлечённости, то нет каких бы то ни было проявлений сознания соответствующего класса.

И если есть исправно работающий слух и в область его восприятия попадают внешние звуки, но нет соответствующей вовлечённости, то и тут нет каких бы то ни было проявлений сознания соответствующего класса.

Но когда есть исправно работающий слух, и в область его восприятия попадают внешние звуки, и есть соответствующая вовлечённость, то имеет место проявление сознания соответствующего класса.

30. Материальная форма, возникшая таким образом, относится к совокупности материальной формы, искажённой цеплянием.

Чувство, возникшее таким образом, относится к совокупности чувства, искажённой цеплянием.

Восприятие, возникшее таким образом, относится к совокупности восприятия, искажённой цеплянием.

Формации, возникшие таким образом, относятся к совокупности формаций, искажённой цеплянием.

Сознание, возникшее таким образом, относится к совокупности сознания, искажённой цеплянием.

Монах распознаёт: «Вот на самом деле каким образом происходит включение, собирание, соединение явлений в эти пять совокупностей, искажённых цеплянием. А Благословенный сказал: «Тот, кто видит Зависимое Возникновение, тот видит Дхамму; кто видит Дхамму, тот видит Зависимое Возникновение». И всё это — пять совокупностей, искажённых цеплянием, — возникло зависимо. Желание, потворствование, цепляние по отношению к этим пяти совокупностям, искажённым цеплянием, — это источник страдания. Удаление желания и вожделения, оставление желания и вожделения по отношению к этим пяти совокупностям, искажённым цеплянием, – это прекращение страдания».

И даже если ему удалось осуществить хотя бы это, друзья, этот монах уже выполнил многое.

3. Обонятельная способность

31. Если, друзья, есть исправно работающее обоняние, но в область его восприятия не попадает никаких внешних запахов и нет соответствующей вовлечённости, то нет каких бы то ни было проявлений сознания соответствующего класса.

И если есть исправно работающее обоняние и в область его восприятия попадают внешние запахи, но нет соответствующей вовлечённости, то и тут нет каких бы то ни было проявлений сознания соответствующего класса.

Но когда есть исправно работающее обоняние, и в область его восприятия попадают внешние запахи, и есть соответствующая вовлечённость, то имеет место проявление сознания соответствующего класса.

32. Материальная форма, возникшая таким образом, относится к совокупности материальной формы, искажённой цеплянием.

Чувство, возникшее таким образом, относится к совокупности чувства, искажённой цеплянием.

Восприятие, возникшее таким образом, относится к совокупности восприятия, искажённой цеплянием.

Формации, возникшие таким образом, относятся к совокупности формаций, искажённой цеплянием.

Сознание, возникшее таким образом, относится к совокупности сознания, искажённой цеплянием.

Монах распознаёт: «Вот на самом деле каким образом происходит включение, собирание, соединение явлений в эти пять совокупностей, искажённых цеплянием. А Благословенный сказал: «Тот, кто видит Зависимое Возникновение, тот видит Дхамму; кто видит Дхамму, тот видит Зависимое Возникновение». И всё это — пять совокупностей, искажённых цеплянием, — возникло зависимо. Желание, потворствование, цепляние по отношению к этим пяти совокупностям, искажённым цеплянием, — это источник страдания. Удаление желания и вожделения, оставление желания и вожделения по отношению к этим пяти совокупностям, искажённым цеплянием, – это прекращение страдания».

И даже если ему удалось осуществить хотя бы это, друзья, этот монах уже выполнил многое.

4. Способность чувствовать вкус

33. Если, друзья, есть исправно работающая способность чувствовать вкус, но в область его восприятия не попадает никаких внешних вкусов и нет соответствующей вовлечённости, то нет каких бы то ни было проявлений сознания соответствующего класса.

И если есть исправно работающая способность чувствовать вкус и в область его восприятия попадают внешние вкусы, но нет соответствующей вовлечённости, то и тут нет каких бы то ни было проявлений сознания соответствующего класса.

Но когда есть исправно работающая способность чувствовать вкус, и в область его восприятия попадают внешние вкусы, и есть соответствующая вовлечённость, то имеет место проявление сознания соответствующего класса.

34. Материальная форма, возникшая таким образом, относится к совокупности материальной формы, искажённой цеплянием.

Чувство, возникшее таким образом, относится к совокупности чувства, искажённой цеплянием.

Восприятие, возникшее таким образом, относится к совокупности восприятия, искажённой цеплянием.

Формации, возникшие таким образом, относятся к совокупности формаций, искажённой цеплянием.

Сознание, возникшее таким образом, относится к совокупности сознания, искажённой цеплянием.

Монах распознаёт: «Вот на самом деле каким образом происходит включение, собирание, соединение явлений в эти пять совокупностей, искажённых цеплянием. А Благословенный сказал: «Тот, кто видит Зависимое Возникновение, тот видит Дхамму; кто видит Дхамму, тот видит Зависимое Возникновение». И всё это — пять совокупностей, искажённых цеплянием, — возникло зависимо. Желание, потворствование, цепляние по отношению к этим пяти совокупностям, искажённым цеплянием, — это источник страдания. Удаление желания и вожделения, оставление желания и вожделения по отношению к этим пяти совокупностям, искажённым цеплянием, – это прекращение страдания».

И даже если ему удалось осуществить хотя бы это, друзья, этот монах уже выполнил многое.

5. Способность к телесным ощущениям

35. Если, друзья, есть исправно работающее тело, но в область его восприятия не попадает никаких внешних телесных ощущений и нет соответствующей вовлечённости, то нет каких бы то ни было проявлений сознания соответствующего класса.

И если есть исправно работающее тело и в область его восприятия попадают внешние телесные ощущения, но нет соответствующей вовлечённости, то и тут нет каких бы то ни было проявлений сознания соответствующего класса.

Но когда есть исправно работающее тело, и в область его восприятия попадают внешние телесные ощущения, и есть соответствующая вовлечённость, то имеет место проявление сознания соответствующего класса.

36. Материальная форма, возникшая таким образом, относится к совокупности материальной формы, искажённой цеплянием.

Чувство, возникшее таким образом, относится к совокупности чувства, искажённой цеплянием.

Восприятие, возникшее таким образом, относится к совокупности восприятия, искажённой цеплянием.

Формации, возникшие таким образом, относятся к совокупности формаций, искажённой цеплянием.

Сознание, возникшее таким образом, относится к совокупности сознания, искажённой цеплянием.

Монах распознаёт: «Вот на самом деле каким образом происходит включение, собирание, соединение явлений в эти пять совокупностей, искажённых цеплянием. А Благословенный сказал: «Тот, кто видит Зависимое Возникновение, тот видит Дхамму; кто видит Дхамму, тот видит Зависимое Возникновение». И всё это — пять совокупностей, искажённых цеплянием, — возникло зависимо. Желание, потворствование, цепляние по отношению к этим пяти совокупностям, искажённым цеплянием, — это источник страдания. Удаление желания и вожделения, оставление желания и вожделения по отношению к этим пяти совокупностям, искажённым цеплянием, – это прекращение страдания».

И даже если ему удалось осуществить хотя бы это, друзья, этот монах уже выполнил многое.

6. Способность к умственному восприятию

37. Если, друзья, есть исправно работающая способность к умственному восприятию, но в область его восприятия не попадает никаких внешних умственных объектов и нет соответствующей вовлечённости, то нет каких бы то ни было проявлений сознания соответствующего класса.

И если есть исправно работающая способность к умственному восприятию и в область его восприятия попадают внешние умственные объекты, но нет соответствующей вовлечённости, то и тут нет каких бы то ни было проявлений сознания соответствующего класса.

Но когда есть исправно работающая способность к умственному восприятию, и в область его восприятия попадают внешние умственные объекты, и есть соответствующая вовлечённость, то имеет место проявление сознания соответствующего класса.

38. Материальная форма, возникшая таким образом, относится к совокупности материальной формы, искажённой цеплянием.

Чувство, возникшее таким образом, относится к совокупности чувства, искажённой цеплянием.

Восприятие, возникшее таким образом, относится к совокупности восприятия, искажённой цеплянием.

Формации, возникшие таким образом, относятся к совокупности формаций, искажённой цеплянием.

Сознание, возникшее таким образом, относится к совокупности сознания, искажённой цеплянием.

Монах распознаёт: «Вот на самом деле каким образом происходит включение, собирание, соединение явлений в эти пять совокупностей, искажённых цеплянием. А Благословенный сказал: «Тот, кто видит Зависимое Возникновение, тот видит Дхамму; кто видит Дхамму, тот видит Зависимое Возникновение». И всё это — пять совокупностей, искажённых цеплянием, — возникло зависимо. Желание, потворствование, цепляние по отношению к этим пяти совокупностям, искажённым цеплянием, — это источник страдания. Удаление желания и вожделения, оставление желания и вожделения по отношению к этим пяти совокупностям, искажённым цеплянием, – это прекращение страдания».

И даже если ему удалось осуществить хотя бы это, друзья, этот монах уже выполнил многое».

Так сказал Достопочтенный Сарипутта. Монахи были удовлетворены и восхищены словами Достопочтенного Сарипутты.