Маджхима Никая 23
Ваммика Cутта
Муравейник

1. Так я слышал. Однажды Благословенный проживал в Саваттхи, в Роще Джеты, в парке Анатхапиндики. В то время Достопочтенный Кумара Кассапа проживал в Роще Слепых.

И когда наступила глубокая ночь, некое божество, прекрасное обликом, осветив всю Рощу Слепых, подошло к Достопочтенному Кумара Кассапе и встало рядом. Стоя там, божество сказало ему:

2. «Монах, этот муравейник дымится ночью и полыхает днём.

Так говорил брамин: «Рой ножом, о мудрец». Роя ножом, мудрец увидел засов. «Засов, о почтенный».

Так говорил брамин: «Отбрось засов. Рой ножом, о мудрец». Роя ножом, мудрец увидел жабу. «Жаба, о почтенный».

Так говорил брамин: «Отбрось жабу. Рой ножом, о мудрец». Роя ножом, мудрец увидел рогатину. «Рогатина, о почтенный».

Так говорил брамин: «Отбрось рогатину. Рой ножом, о мудрец». Роя ножом, мудрец увидел сито. «Сито, о почтенный».

Так говорил брамин: «Отбрось сито. Рой ножом, о мудрец». Роя ножом, мудрец увидел черепаху. «Черепаха, о почтенный».

Так говорил брамин: «Отбрось черепаху. Рой ножом, о мудрец». Роя ножом, мудрец увидел топор и колоду. «Топор и колода, о почтенный».

Так говорил брамин: «Отбрось топор и колоду. Рой ножом, о мудрец». Роя ножом, мудрец увидел кусок мяса. «Кусок мяса, о почтенный».

Так говорил брамин: «Отбрось кусок мяса. Рой ножом, о мудрец». Роя ножом, мудрец увидел Нага-змею. «Нага-змея, о почтенный».

Так говорил брамин: «Оставь Нага-змею. Не причиняй вреда Наге-змее. Почитай Нага-змею».

Монах, тебе следует пойти к Благословенному и спросить его об этой загадке. Как Благословенный расскажет тебе, так ты и должен это запомнить. Монах, я не вижу в этом мире с его богами, с его Марами, с его Брахмами, в этом поколении с его отшельниками и браминами, князьями и [простыми] людьми, никого, кроме Татхагаты или ученика Татхагаты, или того, кто выучил это от них, чьё объяснение этой загадки могло бы удовлетворить ум».

Так сказало то божество, после чего тут же исчезло.

3. И когда ночь подошла к концу, Достопочтенный Кумара Кассапа отправился к Благословенному. Поклонившись ему, он сел рядом и рассказал Благословенному обо всём, что произошло. Затем он спросил: «Учитель, что такое «муравейник», что такое «дымление ночью» и что такое «полыхание днём»? Кто такой «брамин», «мудрец»? Что такое «нож», что такое «рытьё», что такое «засов», что такое «жаба», что такое «рогатина», что такое «сито», что такое «черепаха», что такое «топор и колода», что такое «кусок мяса», что такое «Нага-змея»?

4. Монах, муравейник – это обозначение этого самого тела, созданного из материальной формы, состоящей из четырёх великих элементов, порождённое отцом и матерью, выстроенное из варёного риса и каши, подверженное непостоянству, износу, стиранию, распаду и разложению.

То, над чем человек размышляет и [то, что он] обдумывает ночью, основываясь на собственных поступках, [совершённых] во время дня, является «дымлением ночью».

Поступки, которые человек осуществляет в течение дня телом, речью и умом после размышления и обдумывания ночью, является «полыханием днём».

Брамин – это обозначение Татхагаты, совершенного и полностью просветлённого. Мудрец – это обозначение монаха, осуществляющего высшую тренировку. Нож – это обозначение благородной мудрости. Рытьё – это обозначение зарождения усердия.

Засов – это обозначение неведения. «Отбрось засов: отбрось невежество. Рой ножом, о мудрец». Вот каково значение.

Жаба – это обозначение злобы и раздражительности. «Отбрось жабу: отбрось злобу и раздражительность. Рой ножом, о мудрец». Вот каково значение.

Рогатина – это обозначение сомнения. «Отбрось рогатину: отбрось сомнение. Рой ножом, о мудрец». Вот каково значение.

Сито – это обозначение пяти помех, то есть: помехи чувственного желания, помехи недоброжелательности, помехи лени и апатии, помехи неугомонности и сожаления, помехи сомнения. «Отбрось сито: отбрось пять помех. Рой ножом, о мудрец». Вот каково значение.

Черепаха – это обозначение пяти совокупностей, искажённых цеплянием, то есть: форма как совокупность, искажённая цеплянием; чувство как совокупность, искажённая цеплянием; восприятия как совокупность, искажённая цеплянием; формации как совокупность, искажённая цеплянием; сознание как совокупность, искажённая цеплянием. «Отбрось черепаху: отбрось пять совокупностей, искажённых цеплянием. Рой ножом, о мудрец». Вот каково значение.

Топор и колода – это обозначение пяти пут чувственного удовольствия:

Познаваемые глазом формы — желанные, вожделенные, приятные, те, что нам нравятся, связанные с чувственным влечением, вызывающие страсть.

Познаваемые ухом звуки — желанные, вожделенные, приятные, те, что нам нравятся, связанные с чувственным влечением, вызывающие страсть.

Познаваемые носом запахи — желанные, вожделенные, приятные, те, что нам нравятся, связанные с чувственным влечением, вызывающие страсть.

Познаваемые языком вкусы — желанные, вожделенные, приятные, те, что нам нравятся, связанные с чувственным влечением, вызывающие страсть.

Познаваемые телом ощущения — желанные, вожделенные, приятные, те, что нам нравятся, связанные с чувственным влечением, вызывающие страсть.

«Отбрось топор и колоду: отбрось пять пут чувственного удовольствия, подверженных цеплянию. Рой ножом, о мудрец». Вот каково значение.

Кусок мяса – это обозначение наслаждения и страсти. «Отбрось кусок мяса: отбрось наслаждение и страсть. Рой ножом, о мудрец». Вот каково значение.

Нага-змея – это обозначение монаха, который уничтожил помрачения. «Оставь Нага-змею. Не причиняй вреда Наге-змее. Почитай Нага-змею». Вот каково значение».

Так сказал Благословенный. Достопочтенный Кумара Кассапа был доволен и восхитился словами Благословенного.

Pin It on Pinterest

X
Поделиться