Маджхима Никая 2

Саббасава Сутта

О всех отвлечениях

(См. английский перевод и комментарий Бханте Вималарамси, а также другие сутты Маджхима Никая)

  1. Так я слышал. Однажды Благословенный пребывал в Саваттхи, в роще Джеты, в парке Анатхапиндики. Там он обратился к монахам: «Монахи!»

«Да, Учитель», — отвечали монахи. Благословенный сказал:

  1. «Монахи, я расскажу вам о прекращении всех отвлечений. Слушайте внимательно то, о чём я буду говорить». — «Да, Учитель», — отвечали монахи. Благословенный сказал:
  2. «Монахи, прекратить отвлечения ума может только тот, кто знает и видит, а не тот, кто не знает и не видит. Знает и видит что? Знает и видит, каково мудрое направление внимания и каково немудрое. Когда монах направляет внимание немудро, то у него возникают те отвлечения, которых до того не было, а отвлечения, которые уже были, усиливаются. Когда монах направляет внимание мудро, то новых отвлечений не возникает, а те отвлечения, которые уже были, прекращаются.
  3. Монахи,
  • есть отвлечения, которые следует прекращать видением;
  • есть отвлечения, которые следует прекращать сдержанностью;
  • есть отвлечения, которые следует прекращать использованием;
  • есть отвлечения, которые следует прекращать терпением;
  • есть отвлечения, которые следует прекращать избеганием;
  • есть отвлечения, которые следует прекращать уничтожением;
  • есть отвлечения, которые следует прекращать развитием.

(ОТВЛЕЧЕНИЯ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ПРЕКРАЩАТЬ ВИДЕНИЕМ)

  1. И какие отвлечения следует прекращать видением? Вот необученный заурядный человек — не уважающий Благородных, не знающий и не практикующий их Дхамму, не уважающий чистых умом людей, не знающий и не практикующий их Дхамму, — не распознаёт, на какие мысли стоит направлять внимание, а на какие не стоит. По этой причине он не направляет внимание на подходящие мысли, а вместо этого направляет внимание на неподходящие.
  2. И каковы эти неподходящие мысли, на которые он направляет внимание? Это любые мысли, направление внимания на которые:
  • вызывает возникновение чувственного желания, которого до того в нём не было, а также усиливает уже имеющееся чувственное желание;
  • вызывает возникновение отвлечения привычки, которого до того в нём не было, а также усиливает уже имеющееся отвлечение привычки;
  • вызывает возникновение отвлечения неведения, которого до того в нём не было, а также усиливает уже имеющееся отвлечение неведения.

Таковы неподходящие мысли, на которые он направляет внимание.

И каковы подходящие мысли, на которые он не направляет внимание? Это любые мысли, направление внимания на которые:

  • не вызывает чувственного желания, которого в этом человеке ещё не было, а также прекращает то чувственное желание, которое уже было;
  • не вызывает отвлечения привычки, которого в этом человеке ещё не было, а также прекращает то отвлечение привычки, которое уже было;
  • не вызывает отвлечения неведения, которого в этом человеке ещё не было, а также прекращает то отвлечение неведения, которое уже было.

Таковы подходящие мысли, на которые он не направляет внимание. Из-за того, что он направляет внимание на неподходящие мысли и не направляет внимание на подходящие, в нём возникают те отвлечения, которых ещё не было, а те отвлечения, что уже были, усиливаются.

  1. Вот каким образом он немудро направляет внимание: «Был ли я в прошлом? Не было ли меня в прошлом? Чем я был в прошлом? Каким я был в прошлом? Будучи чем я был таким в прошлом? Буду ли я в будущем? Не будет ли меня в будущем? Чем я буду в будущем? Каким я буду в будущем? Будучи чем я буду таким в будущем?» Или вместо этого он внутренне запутан в настоящем: «Есть ли я? Нет ли меня? Что я? Каков я? Откуда взялась эта моя душа? Куда она уйдёт?»
  2. По мере того как он продолжает так немудро направлять внимание, у него появляется одно из этих шести воззрений:
  • воззрение «у моего «я» есть «я» твёрдо укореняется в нём как истинное,
  • воззрение «у моего «я» нет «я» твёрдо укореняется в нём как истинное,
  • воззрение «своим «я» я познаю своё «я» твёрдо укореняется в нём как истинное,
  • воззрение «своим «я» я познаю не-«я» твёрдо укореняется в нём как истинное,
  • воззрение «тем, что не является мной, я познаю своё «я» твёрдо укореняется в нём как истинное или
  • воззрение «это моё «я» является тем, что осознаёт ощущения здесь и там, которые являются результатами хороших и плохих дел — и это самое «я» постоянно, непрерывно, вечно, не подвержено изменению, будет таким в течение вечности» появляется у него.

Это называется чащей воззрений, грудой воззрений, искажением воззрений, спутанностью воззрений, путами воззрений. Скованный путами воззрений, необученный заурядный человек не освобождён от рождения, старения, смерти, от печали, стенания, боли, горя и отчаяния. Он не освобождён, я говорю вам, от мук и страданий.

  1. Монахи, хорошо обученный ученик Благородных — тот, кто уважает Благородных, хорошо знает и практикует их Дхамму, кто уважает чистых умом людей, хорошо знает и практикует их Дхамму, — тот распознаёт, на какие мысли стоит направлять внимание, а на какие не стоит. По этой причине он не направляет внимание на неподходящие мысли, а вместо этого направляет внимание на подходящие.
  2. И каковы эти неподходящие мысли, на которые он не направляет внимание? Это любые мысли, обращение внимания на которые:
  • вызывает чувственное желание, которого в этом человеке ещё не было, а также усиливает уже возникшее чувственное желание;
  • вызывает отвлечение привычки, которого в этом человеке ещё не было, а также усиливает уже возникшее отвлечение привычки;
  • вызывает отвлечение неведения, которого в этом человеке ещё не было, а также усиливает уже возникшее отвлечение неведения.

Таковы неподходящие мысли, на которые он не направляет внимание. И каковы подходящие мысли, на которые он направляет внимание? Это любые мысли, направление внимания на которые:

  • не вызывает чувственного желания, которого в этом человеке ещё не было, а также прекращает то чувственное желание, которое уже было;
  • не вызывает отвлечения привычки, которого в этом человеке ещё не было, а также прекращает то отвлечение привычки, которое уже было;
  • не вызывает отвлечения неведения, которого в этом человеке ещё не было, а также прекращает то отвлечение неведения, которое уже было.

Таковы подходящие мысли, на которые он направляет внимание. Из-за того, что он не направляет внимание на неподходящие мысли и направляет внимание на подходящие, в нём не возникают те отвлечения, которых ещё не было, а те отвлечения, что уже были, устраняются.

  1. Вот каким образом он мудро направляет внимание: «Это — страдание… Это — причина страдания… Это — прекращение страдания… Это — путь, ведущий к прекращению страдания». По мере того как он таким образом мудро направляет внимание, три вида оков отбрасываются в нём:
  • воззрения о «я»,
  • скептические сомнения в отношении Будды, Дхаммы, Сангхи,
  • цепляние к правилам и предписаниям.

Это называется отвлечениями, которые следует прекращать видением.

(ОТВЛЕЧЕНИЯ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ПРЕКРАЩАТЬ СДЕРЖАННОСТЬЮ)

  1. И какие отвлечения следует прекращать сдержанностью? Вот монах с мудрым памятованием сдерживает зрительную способность. Поскольку отвлечения, раздражение или лихорадка ума могут возникнуть в том, кто не сдерживает зрительную способность, в том, кто сдерживает зрительную способность, эти отвлечения, раздражение или лихорадка ума не возникают.

С мудрым памятованием он сдерживает способность слышать. Поскольку отвлечения, раздражение или лихорадка ума могут возникнуть в том, кто не сдерживает способность слышать, в том, кто сдерживает способность слышать, эти отвлечения, раздражение или лихорадка ума не возникают.

С мудрым памятованием он сдерживает способность обонять. Поскольку отвлечения, раздражение или лихорадка ума могут возникнуть в том, кто не сдерживает способность обонять, в том, кто сдерживает способность обонять, эти отвлечения, раздражение или лихорадка ума не возникают.

С мудрым памятованием он сдерживает способность чувствовать вкус. Поскольку отвлечения, раздражение или лихорадка ума могут возникнуть в том, кто не сдерживает способность чувствовать вкус, в том, кто сдерживает способность чувствовать вкус, эти отвлечения, раздражение или лихорадка ума не возникают.

С мудрым памятованием он сдерживает способность чувствовать прикосновение. Поскольку отвлечения, раздражение или лихорадка ума могут возникнуть в том, кто не сдерживает способность чувствовать прикосновение, в том, кто сдерживает способность чувствовать прикосновение, эти отвлечения, раздражение или лихорадка ума не возникают.

С мудрым памятованием он сдерживает способность к умственному восприятию. Поскольку отвлечения, раздражение или лихорадка ума могут возникнуть в том, кто не сдерживает способность к умственному восприятию, в том, кто сдерживает способность к умственному восприятию, эти отвлечения, раздражение или лихорадка ума не возникают.

Поскольку отвлечения, раздражение или лихорадка ума могли бы возникнуть в том, кто не сдерживает эти способности, в том, кто их сдерживает, эти отвлечения, раздражение или лихорадка ума не возникают. Это называется отвлечениями, которые следует прекращать сдержанностью.

(ОТВЛЕЧЕНИЯ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ПРЕКРАЩАТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ)

  1. И какие отвлечения следует прекращать использованием? Вот монах с мудрым памятованием пользуется одеянием только для того, чтобы защититься от холода, защититься от жары, защититься от укусов мух, комаров, защититься от солнца, ветра и ползающих тварей. Он пользуется одеянием только для того, чтобы скрыть личные части тела.
  2. С мудрым памятованием он употребляет пищу, собранную как подаяние — не ради развлечений, не ради упоения, не ради того, чтобы выглядеть красиво и привлекательно, но только для того, чтобы поддержать и продолжить жизнь этого тела, устранить связанные с ним неудобства, чтобы оно послужило святой жизни, с мыслью: «Так я устраню имеющееся чувство голода и не создам нового чувства переедания. Я должен быть здоров и непорицаем, живя при этом в удобстве».
  3. С мудрым памятованием он использует место отдыха только для защиты от холода, защиты от жары, защиты от мух, комаров, ветра, солнца и ползающих тварей. Он пользуется местом отдыха лишь для того, чтобы скрыться от непогоды и радоваться практике.
  4. С мудрым памятованием он использует медицинские средства лишь для защиты от возникающих вредоносных ощущений и для сохранения преимуществ, которые даёт хорошее здоровье.
  5. Поскольку отвлечения, раздражение или лихорадка ума могли бы возникнуть в том, кто не использует эти средства таким образом, в том, кто их использует таким образом, эти отвлечения, раздражение или лихорадка ума не возникают. Это называется отвлечениями, которые следует прекращать через использование.

(ОТВЛЕЧЕНИЯ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ПРЕКРАЩАТЬ ТЕРПЕНИЕМ)

  1. И какие отвлечения следует прекращать терпением? Вот монах терпит с мудрым памятованием. Он терпит холод, жару, голод и жажду. Терпит укусы мух, комаров, ветер, солнце и ползающих тварей. Он терпит возникающие неприятные и недружелюбные слова и телесные ощущения — болезненные, мучительные, острые, пронзающие, вызывающие несогласие, приносящие горе и угрожающие жизни. Поскольку отвлечения, раздражение или лихорадка ума могли бы возникнуть в том, кто не практикует терпение по отношению к этим явлениям, в том, кто практикует терпение по отношению к этим явлениям, эти отвлечения, раздражение или лихорадка ума не возникают. Это называется отвлечениями, которые следует прекращать терпением.

(ОТВЛЕЧЕНИЯ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ПРЕКРАЩАТЬ ИЗБЕГАНИЕМ)

  1. И какие отвлечения следует прекращать избеганием? Вот монах с мудрым памятованием избегает встреч с диким слоном, с дикой лошадью, с диким буйволом, с дикой собакой, со змеёй. Он избегает пней, колючек, пропастей, обрывов, выгребных ям, канализаций. С мудрым памятованием он избегает сидеть в неподходящих местах или заходить в неподходящие жилища, он избегает общения с плохими друзьями, из-за чего мудрые спутники по святой жизни могли бы заподозрить его в злотворном поведении. Поскольку отвлечения, раздражение или лихорадка ума могли бы возникнуть в том, кто не избегает всего этого, в том, кто избегает всего этого, эти отвлечения, раздражение или лихорадка ума не возникают. Это называется отвлечениями, которые следует прекращать избеганием.

(ОТВЛЕЧЕНИЯ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ПРЕКРАЩАТЬ УДАЛЕНИЕМ)

  1. И какие отвлечения следует прекращать удалением? Вот монах с мудрым памятованием нетерпим к возникшей мысли о чувственных наслаждениях. Он избегает её, удаляет её, не имеет с ней ничего общего, уничтожает её.

С мудрым памятованием он нетерпим к возникшей мысли о недоброжелательности. Он избегает её, удаляет её, не имеет с ней ничего общего, уничтожает её.

С мудрым памятованием он нетерпим к возникшей мысли о жестокости. Он избегает её, удаляет её, не имеет с ней ничего общего, уничтожает её.

С мудрым памятованием он не терпит возникших нездоровых состояний. Он избегает их, удаляет их, не имеет с ними ничего общего, уничтожает их. Поскольку отвлечения, раздражение или лихорадка ума могли бы возникнуть в том, кто не удаляет всего этого, в том, кто удаляет всё это, эти отвлечения, раздражение или лихорадка ума не возникают. Это называется отвлечениями, которые следует прекращать удалением.

(ОТВЛЕЧЕНИЯ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ПРЕКРАЩАТЬ РАЗВИТИЕМ)

  1. И какие отвлечения следует прекращать развитием? Вот монах с мудрым памятованием развивает осознанность как фактор просветления, поддерживая её уединением, бесстрастием, прекращением, отпусканием.

Он развивает исследование состояний как фактор просветления, поддерживая его уединением, бесстрастием, прекращением, отпусканием.

Он развивает энергию как фактор просветления, поддерживая её уединением, бесстрастием, прекращением, отпусканием.

Он развивает радость как фактор просветления, поддерживая её уединением, бесстрастием, прекращением, отпусканием.

Он развивает успокоение как фактор просветления, поддерживая его уединением, бесстрастием, прекращением, отпусканием.

Он развивает собранность ума как фактор просветления, поддерживая её уединением, бесстрастием, прекращением, отпусканием.

Он развивает равностность как фактор просветления, поддерживая её уединением, бесстрастием, прекращением, отпусканием.

Поскольку отвлечения, раздражение или лихорадка ума могли бы возникнуть в том, кто не развивает всего этого, в том, кто развивает всё это, эти отвлечения, раздражение или лихорадка ума не возникают. Это называется отвлечениями, которые следует прекращать развитием.

  1. Когда отвлечения в уме монаха, которые следует прекращать видением, прекращаются видением; когда отвлечения, которые следует прекращать сдержанностью, прекращаются сдержанностью; когда отвлечения, которые следует прекращать использованием, прекращаются использованием; когда отвлечения, которые следует прекращать терпением, прекращаются терпением; когда отвлечения, которые следует прекращать избеганием, прекращаются избеганием; когда отвлечения, которые следует прекращать уничтожением, прекращаются уничтожением; когда отвлечения, которые следует прекращать развитием, прекращаются развитием — то тогда его можно назвать монахом, который пребывает сдержанным со сдержанностью по отношению ко всем отвлечениям. Он непоколебим к страстному желанию, отбросил путы и, полностью постигнув природу самомнения, он положил конец страданиям».

Так сказал Благословенный. Обрадованные, монахи восхитились его словами.

Pin It on Pinterest

X
Поделиться