Маджхима Никая 2
Саббасава Сутта
Обо всех помрачениях

(См. английский перевод и комментарий Бханте Вималарамси, а также другие сутты Маджхима Никая)

1. Так я слышал. Однажды Благословенный пребывал близ Саваттхи, в Роще Джеты, что в Парке Анатхапиндики. Там он обратился к монахам: «Монахи!»

«Да, Учитель», — отвечали монахи. Благословенный сказал:

2. «Монахи, я расскажу вам о прекращении всех помрачений. Слушайте внимательно то, что я буду говорить».

«Да, Учитель», — отвечали монахи. Благословенный сказал:

3. «Монахи, прекратить помрачения ума может только тот, кто знает и видит, а не тот, кто не знает и не видит. Знает и видит что? Знает и видит, каково мудрое направление внимания и каково немудрое. Когда монах направляет внимание немудро, то у него возникают те помрачения, которых до того не было, а помрачения, которые уже были, усиливаются. Когда монах направляет внимание мудро, то новых помрачений не возникает, а те помрачения, которые уже были, прекращаются.

4. Монахи,

  • есть помрачения, которые следует предотвращать видением;
  • есть помрачения, которые следует предотвращать сдержанностью;
  • есть помрачения, которые следует предотвращать использованием;
  • есть помрачения, которые следует предотвращать принятием;
  • есть помрачения, которые следует предотвращать избеганием;
  • есть помрачения, которые следует предотвращать уничтожением;
  • есть помрачения, которые следует предотвращать развитием.

ПОМРАЧЕНИЯ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ПРЕДОТВРАЩАТЬ ВИДЕНИЕМ

5. И какие помрачения следует предотвращать видением? Вот необученный заурядный человек — не уважающий Благородных, не обученный их Дхамме и не практикующий её; не уважающий чистых [умом] людей, не обученный их Дхамме и не практикующий её — не распознаёт, на какие мысли стоит направлять внимание, а на какие не стоит. По этой причине он не направляет внимание на подходящие мысли, а вместо этого направляет внимание на неподходящие.

6. И каковы эти неподходящие мысли, на которые он направляет внимание? Это любые мысли, направление внимания на которые:

  • вызывает возникновение чувственного желания, которого до того в нём не было, а также усиливает уже имеющееся чувственное желание;
  • вызывает возникновение вовлечённости, которой до того в нём не было, а также усиливает уже имеющуюся вовлечённость;
  • вызывает возникновение неведения, которого до того в нём не было, а также усиливает уже имеющееся неведение.

Таковы неподходящие мысли, на которые он направляет внимание.

И каковы подходящие мысли, на которые он не направляет внимание? Это любые мысли, направление внимания на которые:

  • не вызывает возникновения чувственного желания, которого в этом человеке ещё не было, а также прекращает то чувственное желание, которое уже было;
  • не вызывает возникновения вовлечённости, которой в этом человеке ещё не было, а также прекращает ту вовлечённость, которая уже была;
  • не вызывает возникновения неведения, которого в этом человеке ещё не было, а также прекращает то неведение, которое уже было.

Таковы подходящие мысли, на которые он не направляет внимание. Из-за того, что он направляет внимание на неподходящие мысли и не направляет внимание на подходящие, в нём возникают те помрачения, которых ещё не было, а те помрачения, что уже были, усиливаются.

7. Вот каким образом он немудро направляет внимание: «Был ли я в прошлом? Не было ли меня в прошлом? Чем я был в прошлом? Каким я был в прошлом? Будучи чем я был таким в прошлом? Буду ли я в будущем? Не будет ли меня в будущем? Чем я буду в будущем? Каким я буду в будущем? Будучи чем я буду таким в будущем?» Или вместо этого он блуждает в мыслях о настоящем: «Есть ли я? Нет ли меня? Что я? Каков я? Откуда взялась эта моя душа? Куда она уйдёт?»

8. По мере того как он продолжает так немудро направлять внимание, у него появляется одно из этих шести воззрений:

  • воззрение «у моего «я» есть «я»» твёрдо укореняется в нём как истинное,
  • воззрение «у моего «я» нет «я»» твёрдо укореняется в нём как истинное,
  • воззрение «своим «я» я познаю своё «я»» твёрдо укореняется в нём как истинное,
  • воззрение «своим «я» я познаю «не-я»» твёрдо укореняется в нём как истинное,
  • воззрение «тем, что не является мной, я познаю своё «я»» твёрдо укореняется в нём как истинное или
  • воззрение «это моё «я» является тем, что осознаёт ощущения здесь и там, которые являются результатами хороших и плохих дел, и это самое «я» постоянно, непрерывно, вечно, не подвержено изменению, будет таким в течение вечности» появляется у него.

Это называется чащей воззрений, грудой воззрений, искажением воззрений, спутанностью воззрений, путами воззрений. Скованный путами воззрений, необученный заурядный человек не освобождён от рождения, старения, смерти, от печали, стенания, боли, горя и отчаяния. Он не освобождён, я говорю вам, от мук и страданий.

9. Монахи, хорошо обученный ученик Благородных ― уважающий Благородных, обученный их Дхамме и практикующий её; уважающий чистых [умом] людей, обученный их Дхамме и практикующий её ― распознаёт, на какие мысли стоит направлять внимание, а на какие не стоит. По этой причине он не направляет внимание на неподходящие мысли, а вместо этого направляет внимание на подходящие.

10. И каковы эти неподходящие мысли, на которые он не направляет внимание? Это любые мысли, обращение внимания на которые:

  • вызывает возникновение чувственного желания, которого в этом человеке ещё не было, а также усиливает уже возникшее чувственное желание;
  • вызывает возникновение вовлечённости, которой в этом человеке ещё не было, а также усиливает уже возникшую вовлечённость;
  • вызывает возникновение неведения, которого в этом человеке ещё не было, а также усиливает уже возникшее неведение.

Таковы неподходящие мысли, на которые он не направляет внимание. И каковы подходящие мысли, на которые он направляет внимание? Это любые мысли, направление внимания на которые:

  • не вызывает возникновения чувственного желания, которого в этом человеке ещё не было, а также прекращает то чувственное желание, которое уже было;
  • не вызывает возникновения вовлечённости, которой в этом человеке ещё не было, а также прекращает ту вовлечённость, которая уже была;
  • не вызывает возникновения неведения, которого в этом человеке ещё не было, а также прекращает то неведение, которое уже было.

Таковы подходящие мысли, на которые он направляет внимание. Из-за того, что он не направляет внимание на неподходящие мысли и направляет внимание на подходящие, в нём не возникают те помрачения, которых ещё не было, а те помрачения, что уже были, устраняются.

11. Вот каким образом он мудро направляет внимание: «Это — страдание». Вот каким образом он мудро направляет внимание: «Это — причина страдания». Вот каким образом он мудро направляет внимание: «Это — прекращение страдания». Вот каким образом он мудро направляет внимание: «Это — путь, ведущий к прекращению страдания». По мере того как он таким образом мудро направляет внимание, три вида оков отбрасываются в нём:

  • воззрения о «я»,
  • скептические сомнения в отношении Будды, Дхаммы, Сангхи,
  • цепляние к правилам и предписаниям.

Это называется помрачениями, которые следует предотвращать видением.

ПОМРАЧЕНИЯ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ПРЕДОТВРАЩАТЬ СДЕРЖАННОСТЬЮ

12. И какие помрачения следует предотвращать сдержанностью? Вот монах с мудрым памятованием сдерживает зрительную способность. Поскольку помрачения, раздражение или лихорадка ума могут возникнуть в том, кто не сдерживает зрительную способность, в том, кто сдерживает зрительную способность, эти помрачения, раздражение или лихорадка ума не возникают.

С мудрым памятованием он сдерживает способность слышать. Поскольку помрачения, раздражение или лихорадка ума могут возникнуть в том, кто не сдерживает способность слышать, в том, кто сдерживает способность слышать, эти помрачения, раздражение или лихорадка ума не возникают.

С мудрым памятованием он сдерживает способность обонять. Поскольку помрачения, раздражение или лихорадка ума могут возникнуть в том, кто не сдерживает способность обонять, в том, кто сдерживает способность обонять, эти помрачения, раздражение или лихорадка ума не возникают.

С мудрым памятованием он сдерживает способность чувствовать вкус. Поскольку помрачения, раздражение или лихорадка ума могут возникнуть в том, кто не сдерживает способность чувствовать вкус, в том, кто сдерживает способность чувствовать вкус, эти помрачения, раздражение или лихорадка ума не возникают.

С мудрым памятованием он сдерживает способность воспринимать телесные ощущения. Поскольку помрачения, раздражение или лихорадка ума могут возникнуть в том, кто не сдерживает способность воспринимать телесные ощущения, в том, кто сдерживает способность воспринимать телесные ощущения, эти помрачения, раздражение или лихорадка ума не возникают.

С мудрым памятованием он сдерживает способность к умственному восприятию. Поскольку помрачения, раздражение или лихорадка ума могут возникнуть в том, кто не сдерживает способность к умственному восприятию, в том, кто сдерживает способность к умственному восприятию, эти помрачения, раздражение или лихорадка ума не возникают.

Поскольку помрачения, раздражение или лихорадка ума могли бы возникнуть в том, кто не сдерживает эти способности, в том, кто их сдерживает, эти помрачения, раздражение или лихорадка ума не возникают. Это называется помрачениями, которые следует предотвращать сдержанностью.

ПОМРАЧЕНИЯ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ПРЕДОТВРАЩАТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

13. И какие помрачения следует предотвращать использованием? Вот монах с мудрым памятованием пользуется одеянием только для того, чтобы защититься от холода, защититься от жары, защититься от укусов мух, комаров, защититься от солнца, ветра и ползающих тварей. Он пользуется одеянием только для того, чтобы скрыть личные части тела.

14. С мудрым памятованием он употребляет пищу, собранную как подаяние, — не ради развлечений, не ради упоения, не ради того, чтобы выглядеть красиво и привлекательно, но только для того, чтобы поддержать и продолжить жизнь этого тела, устранить связанные с ним неудобства, чтобы оно послужило святой жизни, с мыслью: «Так я устраню имеющееся чувство голода и не создам нового чувства переедания. Так я поддержу здоровье и не вызову порицаний, живя при этом без дискомфорта».

15. С мудрым памятованием он использует место отдыха только для защиты от холода, защиты от жары, защиты от мух, комаров, ветра, солнца и ползающих тварей. Он пользуется местом отдыха лишь для того, чтобы скрыться от непогоды и радоваться практике.

16. С мудрым памятованием он использует медицинские средства лишь для защиты от возникающих вредоносных ощущений и для сохранения преимуществ, которые даёт хорошее здоровье.

17. Поскольку помрачения, раздражение или лихорадка ума могли бы возникнуть в том, кто не использует эти средства таким образом, в том, кто их использует таким образом, эти помрачения, раздражение или лихорадка ума не возникают. Это называется помрачениями, которые следует предотвращать через использование.

ПОМРАЧЕНИЯ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ПРЕДОТВРАЩАТЬ ПРИНЯТИЕМ

18. И какие помрачения следует предотвращать принятием? Вот монах принимает с мудрым памятованием. Он принимает холод, жару, голод и жажду. Принимает укусы мух, комаров, ветер, солнце и ползающих тварей. Он принимает возникающие неприятные и недружелюбные слова и телесные ощущения — болезненные, мучительные, острые, пронзающие, вызывающие несогласие, приносящие горе и угрожающие жизни. Поскольку помрачения, раздражение или лихорадка ума могли бы возникнуть в том, кто не практикует принятие по отношению к этим явлениям, в том, кто практикует принятие по отношению к этим явлениям, эти помрачения, раздражение или лихорадка ума не возникают. Это называется помрачениями, которые следует предотвращать принятием.

ПОМРАЧЕНИЯ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ПРЕДОТВРАЩАТЬ ИЗБЕГАНИЕМ

19. И какие помрачения следует предотвращать избеганием? Вот монах с мудрым памятованием избегает встреч с диким слоном, с дикой лошадью, с диким буйволом, с дикой собакой, со змеёй. Он избегает пней, колючек, пропастей, обрывов, выгребных ям, канализаций. С мудрым памятованием он избегает сидеть в неподходящих местах или заходить в неподходящие жилища, он избегает общения с плохими друзьями, из-за чего мудрые спутники по святой жизни могли бы заподозрить его в неблаготворном поведении. Поскольку помрачения, раздражение или лихорадка ума могли бы возникнуть в том, кто не избегает всего этого, в том, кто избегает всего этого, эти помрачения, раздражение или лихорадка ума не возникают. Это называется помрачениями, которые следует предотвращать избеганием.

ПОМРАЧЕНИЯ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ПРЕДОТВРАЩАТЬ УДАЛЕНИЕМ

20. И какие помрачения следует предотвращать удалением? Вот монах с мудрым памятованием нетерпим к возникшей мысли о чувственных наслаждениях. Он избегает её, удаляет её, не имеет с ней ничего общего, уничтожает её.

С мудрым памятованием он нетерпим к возникшей мысли о недоброжелательности. Он избегает её, удаляет её, не имеет с ней ничего общего, уничтожает её.

С мудрым памятованием он нетерпим к возникшей мысли о жестокости. Он избегает её, удаляет её, не имеет с ней ничего общего, уничтожает её.

С мудрым памятованием он не терпит возникших нездоровых состояний. Он избегает их, удаляет их, не имеет с ними ничего общего, уничтожает их. Поскольку помрачения, раздражение или лихорадка ума могли бы возникнуть в том, кто не удаляет всего этого, в том, кто удаляет всё это, эти помрачения, раздражение или лихорадка ума не возникают. Это называется помрачениями, которые следует предотвращать удалением.

ПОМРАЧЕНИЯ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ПРЕДОТВРАЩАТЬ РАЗВИТИЕМ

21. И какие помрачения следует предотвращать развитием?

Вот монах с мудрым памятованием развивает осознанность как фактор просветления, поддерживая её удалением [от помрачений], бесстрастием, прекращением, отпусканием.

Он развивает исследование состояний как фактор просветления, поддерживая его удалением [от помрачений], бесстрастием, прекращением, отпусканием.

Он развивает энергию как фактор просветления, поддерживая её удалением [от помрачений], бесстрастием, прекращением, отпусканием.

Он развивает радость как фактор просветления, поддерживая её удалением [от помрачений], бесстрастием, прекращением, отпусканием.

Он развивает успокоение как фактор просветления, поддерживая его удалением [от помрачений], бесстрастием, прекращением, отпусканием.

Он развивает собранность ума как фактор просветления, поддерживая её удалением [от помрачений], бесстрастием, прекращением, отпусканием.

Он развивает спокойствие как фактор просветления, поддерживая его удалением [от помрачений], бесстрастием, прекращением, отпусканием.

Поскольку помрачения, раздражение или лихорадка ума могли бы возникнуть в том, кто не развивает всего этого, в том, кто развивает всё это, эти помрачения, раздражение или лихорадка ума не возникают. Это называется помрачениями, которые следует предотвращать развитием.

22. Когда помрачения в уме монаха, которые следует предотвращать видением, предотвращаются видением; когда помрачения, которые следует предотвращать сдержанностью, предотвращаются сдержанностью; когда помрачения, которые следует предотвращать использованием, предотвращаются использованием; когда помрачения, которые следует предотвращать принятием, предотвращаются принятием; когда помрачения, которые следует предотвращать избеганием, предотвращаются избеганием; когда помрачения, которые следует предотвращать уничтожением, предотвращаются уничтожением; когда помрачения, которые следует предотвращать развитием, предотвращаются развитием, — то тогда его можно назвать монахом, который пребывает сдержанным по отношению ко всем помрачениям. Он непоколебим к страстному желанию, отбросил путы, и, полностью постигнув природу самомнения, он положил конец страданиям».

Так сказал Благословенный. Обрадованные, монахи восхитились его словами.