Маджхима Никая 2
Саббасава Сутта
О всех помрачениях

(См. английский перевод и комментарий Бханте Вималарамси, а также другие сутты Маджхима Никая)

1. Так я слышал. Однажды Благословенный пребывал в Саваттхи, в роще Джеты, в парке Анатхапиндики. Там он обратился к монахам: «Монахи!»

«Да, Учитель», — отвечали монахи. Благословенный сказал:

2. «Монахи, я расскажу вам о прекращении всех помрачений. Слушайте внимательно то, о чём я буду говорить».

«Да, Учитель», — отвечали монахи. Благословенный сказал:

3. «Монахи, прекратить помрачения ума может только тот, кто знает и видит, а не тот, кто не знает и не видит. Знает и видит что? Знает и видит, каково мудрое направление внимания и каково немудрое. Когда монах направляет внимание немудро, то у него возникают те помрачения, которых до того не было, а помрачения, которые уже были, усиливаются. Когда монах направляет внимание мудро, то новых помрачений не возникает, а те помрачения, которые уже были, прекращаются.

4. Монахи,

⦁ есть помрачения, которые следует прекращать видением;
⦁ есть помрачения, которые следует прекращать сдержанностью;
⦁ есть помрачения, которые следует прекращать использованием;
⦁ есть помрачения, которые следует прекращать терпением;
⦁ есть помрачения, которые следует прекращать избеганием;
⦁ есть помрачения, которые следует прекращать уничтожением;
⦁ есть помрачения, которые следует прекращать развитием.

(ПОМРАЧЕНИЯ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ПРЕКРАЩАТЬ ВИДЕНИЕМ)

5. И какие помрачения следует прекращать видением? Вот необученный заурядный человек — не уважающий Благородных, не знающий и не практикующий их Дхамму, не уважающий чистых умом людей, не знающий и не практикующий их Дхамму, — не распознаёт, на какие мысли стоит направлять внимание, а на какие не стоит. По этой причине он не направляет внимание на подходящие мысли, а вместо этого направляет внимание на неподходящие.

6. И каковы эти неподходящие мысли, на которые он направляет внимание? Это любые мысли, направление внимания на которые:

⦁ вызывает возникновение чувственного желания, которого до того в нём не было, а также усиливает уже имеющееся чувственное желание;
⦁ вызывает возникновение помрачения вовлечённости, которого до того в нём не было, а также усиливает уже имеющееся помрачение вовлечённости;
⦁ вызывает возникновение помрачения неведения, которого до того в нём не было, а также усиливает уже имеющееся помрачение неведения.

Таковы неподходящие мысли, на которые он направляет внимание.

И каковы подходящие мысли, на которые он не направляет внимание? Это любые мысли, направление внимания на которые:

⦁ не вызывает чувственного желания, которого в этом человеке ещё не было, а также прекращает то чувственное желание, которое уже было;
⦁ не вызывает помрачения вовлечённости, которого в этом человеке ещё не было, а также прекращает то помрачение вовлечённости, которое уже было;
⦁ не вызывает помрачения неведения, которого в этом человеке ещё не было, а также прекращает то помрачение неведения, которое уже было.

Таковы подходящие мысли, на которые он не направляет внимание. Из-за того, что он направляет внимание на неподходящие мысли и не направляет внимание на подходящие, в нём возникают те помрачения, которых ещё не было, а те помрачения, что уже были, усиливаются.

7. Вот каким образом он немудро направляет внимание: «Был ли я в прошлом? Не было ли меня в прошлом? Чем я был в прошлом? Каким я был в прошлом? Будучи чем я был таким в прошлом? Буду ли я в будущем? Не будет ли меня в будущем? Чем я буду в будущем? Каким я буду в будущем? Будучи чем я буду таким в будущем?» Или вместо этого он внутренне запутан в настоящем: «Есть ли я? Нет ли меня? Что я? Каков я? Откуда взялась эта моя душа? Куда она уйдёт?»

8. По мере того как он продолжает так немудро направлять внимание, у него появляется одно из этих шести воззрений:

⦁ воззрение «у моего «я» есть «я» твёрдо укореняется в нём как истинное,
⦁ воззрение «у моего «я» нет «я» твёрдо укореняется в нём как истинное,
⦁ воззрение «своим «я» я познаю своё «я» твёрдо укореняется в нём как истинное,
⦁ воззрение «своим «я» я познаю «не-я» твёрдо укореняется в нём как истинное,
⦁ воззрение «тем, что не является мной, я познаю своё «я» твёрдо укореняется в нём как истинное или
⦁ воззрение «это моё «я» является тем, что осознаёт ощущения здесь и там, которые являются результатами хороших и плохих дел — и это самое «я» постоянно, непрерывно, вечно, не подвержено изменению, будет таким в течение вечности» появляется у него.

Это называется чащей воззрений, грудой воззрений, искажением воззрений, спутанностью воззрений, путами воззрений. Скованный путами воззрений, необученный заурядный человек не освобождён от рождения, старения, смерти, от печали, стенания, боли, горя и отчаяния. Он не освобождён, я говорю вам, от мук и страданий.

9. Монахи, хорошо обученный ученик Благородных — тот, кто уважает Благородных, хорошо знает и практикует их Дхамму, кто уважает чистых умом людей, хорошо знает и практикует их Дхамму, — тот распознаёт, на какие мысли стоит направлять внимание, а на какие не стоит. По этой причине он не направляет внимание на неподходящие мысли, а вместо этого направляет внимание на подходящие.

10. И каковы эти неподходящие мысли, на которые он не направляет внимание? Это любые мысли, обращение внимания на которые:

⦁ вызывает чувственное желание, которого в этом человеке ещё не было, а также усиливает уже возникшее чувственное желание;
⦁ вызывает помрачение вовлечённости, которого в этом человеке ещё не было, а также усиливает уже возникшее помрачение вовлечённости;
⦁ вызывает помрачение неведения, которого в этом человеке ещё не было, а также усиливает уже возникшее помрачение неведения.

Таковы неподходящие мысли, на которые он не направляет внимание. И каковы подходящие мысли, на которые он направляет внимание? Это любые мысли, направление внимания на которые:

⦁ не вызывает чувственного желания, которого в этом человеке ещё не было, а также прекращает то чувственное желание, которое уже было;
⦁ не вызывает помрачения вовлечённости, которого в этом человеке ещё не было, а также прекращает то помрачение вовлечённости, которое уже было;
⦁ не вызывает помрачения неведения, которого в этом человеке ещё не было, а также прекращает то помрачение неведения, которое уже было.

Таковы подходящие мысли, на которые он направляет внимание. Из-за того, что он не направляет внимание на неподходящие мысли и направляет внимание на подходящие, в нём не возникают те помрачения, которых ещё не было, а те помрачения, что уже были, устраняются.

11. Вот каким образом он мудро направляет внимание: «Это — страдание». Вот каким образом он мудро направляет внимание: «Это — причина страдания». Вот каким образом он мудро направляет внимание: «Это — прекращение страдания». Вот каким образом он мудро направляет внимание: «Это — путь, ведущий к прекращению страдания». По мере того как он таким образом мудро направляет внимание, три вида оков отбрасываются в нём:

⦁ воззрения о «я»,
⦁ скептические сомнения в отношении Будды, Дхаммы, Сангхи,
⦁ цепляние к правилам и предписаниям.

Это называется помрачениями, которые следует прекращать видением.

(ПОМРАЧЕНИЯ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ПРЕКРАЩАТЬ СДЕРЖАННОСТЬЮ)

12. И какие помрачения следует прекращать сдержанностью? Вот монах с мудрым памятованием сдерживает зрительную способность. Поскольку помрачения, раздражение или лихорадка ума могут возникнуть в том, кто не сдерживает зрительную способность, в том, кто сдерживает зрительную способность, эти помрачения, раздражение или лихорадка ума не возникают.

С мудрым памятованием он сдерживает способность слышать. Поскольку помрачения, раздражение или лихорадка ума могут возникнуть в том, кто не сдерживает способность слышать, в том, кто сдерживает способность слышать, эти помрачения, раздражение или лихорадка ума не возникают.

С мудрым памятованием он сдерживает способность обонять. Поскольку помрачения, раздражение или лихорадка ума могут возникнуть в том, кто не сдерживает способность обонять, в том, кто сдерживает способность обонять, эти помрачения, раздражение или лихорадка ума не возникают.

С мудрым памятованием он сдерживает способность чувствовать вкус. Поскольку помрачения, раздражение или лихорадка ума могут возникнуть в том, кто не сдерживает способность чувствовать вкус, в том, кто сдерживает способность чувствовать вкус, эти помрачения, раздражение или лихорадка ума не возникают.

С мудрым памятованием он сдерживает способность чувствовать прикосновение. Поскольку помрачения, раздражение или лихорадка ума могут возникнуть в том, кто не сдерживает способность чувствовать прикосновение, в том, кто сдерживает способность чувствовать прикосновение, эти помрачения, раздражение или лихорадка ума не возникают.

С мудрым памятованием он сдерживает способность к умственному восприятию. Поскольку помрачения, раздражение или лихорадка ума могут возникнуть в том, кто не сдерживает способность к умственному восприятию, в том, кто сдерживает способность к умственному восприятию, эти помрачения, раздражение или лихорадка ума не возникают.

Поскольку помрачения, раздражение или лихорадка ума могли бы возникнуть в том, кто не сдерживает эти способности, в том, кто их сдерживает, эти помрачения, раздражение или лихорадка ума не возникают. Это называется помрачениями, которые следует прекращать сдержанностью.

(ПОМРАЧЕНИЯ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ПРЕКРАЩАТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ)

13. И какие помрачения следует прекращать использованием? Вот монах с мудрым памятованием пользуется одеянием только для того, чтобы защититься от холода, защититься от жары, защититься от укусов мух, комаров, защититься от солнца, ветра и ползающих тварей. Он пользуется одеянием только для того, чтобы скрыть личные части тела.

14. С мудрым памятованием он употребляет пищу, собранную как подаяние — не ради развлечений, не ради упоения, не ради того, чтобы выглядеть красиво и привлекательно, но только для того, чтобы поддержать и продолжить жизнь этого тела, устранить связанные с ним неудобства, чтобы оно послужило святой жизни, с мыслью: «Так я устраню имеющееся чувство голода и не создам нового чувства переедания. Я должен быть здоров и непорицаем, живя при этом в удобстве».

15. С мудрым памятованием он использует место отдыха только для защиты от холода, защиты от жары, защиты от мух, комаров, ветра, солнца и ползающих тварей. Он пользуется местом отдыха лишь для того, чтобы скрыться от непогоды и радоваться практике.

16. С мудрым памятованием он использует медицинские средства лишь для защиты от возникающих вредоносных ощущений и для сохранения преимуществ, которые даёт хорошее здоровье.

17. Поскольку помрачения, раздражение или лихорадка ума могли бы возникнуть в том, кто не использует эти средства таким образом, в том, кто их использует таким образом, эти помрачения, раздражение или лихорадка ума не возникают. Это называется помрачениями, которые следует прекращать через использование.

(ПОМРАЧЕНИЯ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ПРЕКРАЩАТЬ ТЕРПЕНИЕМ)

18. И какие помрачения следует прекращать терпением? Вот монах терпит с мудрым памятованием. Он терпит холод, жару, голод и жажду. Терпит укусы мух, комаров, ветер, солнце и ползающих тварей. Он терпит возникающие неприятные и недружелюбные слова и телесные ощущения — болезненные, мучительные, острые, пронзающие, вызывающие несогласие, приносящие горе и угрожающие жизни. Поскольку помрачения, раздражение или лихорадка ума могли бы возникнуть в том, кто не практикует терпение по отношению к этим явлениям, в том, кто практикует терпение по отношению к этим явлениям, эти помрачения, раздражение или лихорадка ума не возникают. Это называется помрачениями, которые следует прекращать терпением.

(ПОМРАЧЕНИЯ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ПРЕКРАЩАТЬ ИЗБЕГАНИЕМ)

19. И какие помрачения следует прекращать избеганием? Вот монах с мудрым памятованием избегает встреч с диким слоном, с дикой лошадью, с диким буйволом, с дикой собакой, со змеёй. Он избегает пней, колючек, пропастей, обрывов, выгребных ям, канализаций. С мудрым памятованием он избегает сидеть в неподходящих местах или заходить в неподходящие жилища, он избегает общения с плохими друзьями, из-за чего мудрые спутники по святой жизни могли бы заподозрить его в злотворном поведении. Поскольку помрачения, раздражение или лихорадка ума могли бы возникнуть в том, кто не избегает всего этого, в том, кто избегает всего этого, эти помрачения, раздражение или лихорадка ума не возникают. Это называется помрачениями, которые следует прекращать избеганием.

(ПОМРАЧЕНИЯ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ПРЕКРАЩАТЬ УДАЛЕНИЕМ)

20. И какие помрачения следует прекращать удалением? Вот монах с мудрым памятованием нетерпим к возникшей мысли о чувственных наслаждениях. Он избегает её, удаляет её, не имеет с ней ничего общего, уничтожает её.

С мудрым памятованием он нетерпим к возникшей мысли о недоброжелательности. Он избегает её, удаляет её, не имеет с ней ничего общего, уничтожает её.

С мудрым памятованием он нетерпим к возникшей мысли о жестокости. Он избегает её, удаляет её, не имеет с ней ничего общего, уничтожает её.

С мудрым памятованием он не терпит возникших нездоровых состояний. Он избегает их, удаляет их, не имеет с ними ничего общего, уничтожает их. Поскольку помрачения, раздражение или лихорадка ума могли бы возникнуть в том, кто не удаляет всего этого, в том, кто удаляет всё это, эти помрачения, раздражение или лихорадка ума не возникают. Это называется помрачениями, которые следует прекращать удалением.

(ПОМРАЧЕНИЯ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ПРЕКРАЩАТЬ РАЗВИТИЕМ)

21. И какие помрачения следует прекращать развитием?

Вот монах с мудрым памятованием развивает осознанность как фактор просветления, поддерживая её уединением, бесстрастием, прекращением, отпусканием.

Он развивает исследование состояний как фактор просветления, поддерживая его уединением, бесстрастием, прекращением, отпусканием.

Он развивает энергию как фактор просветления, поддерживая её уединением, бесстрастием, прекращением, отпусканием.

Он развивает радость как фактор просветления, поддерживая её уединением, бесстрастием, прекращением, отпусканием.

Он развивает успокоение как фактор просветления, поддерживая его уединением, бесстрастием, прекращением, отпусканием.

Он развивает собранность ума как фактор просветления, поддерживая её уединением, бесстрастием, прекращением, отпусканием.

Он развивает равностность как фактор просветления, поддерживая её уединением, бесстрастием, прекращением, отпусканием.

Поскольку помрачения, раздражение или лихорадка ума могли бы возникнуть в том, кто не развивает всего этого, в том, кто развивает всё это, эти помрачения, раздражение или лихорадка ума не возникают. Это называется помрачениями, которые следует прекращать развитием.

22. Когда помрачения в уме монаха, которые следует прекращать видением, прекращаются видением; когда помрачения, которые следует прекращать сдержанностью, прекращаются сдержанностью; когда помрачения, которые следует прекращать использованием, прекращаются использованием; когда помрачения, которые следует прекращать терпением, прекращаются терпением; когда помрачения, которые следует прекращать избеганием, прекращаются избеганием; когда помрачения, которые следует прекращать уничтожением, прекращаются уничтожением; когда помрачения, которые следует прекращать развитием, прекращаются развитием — то тогда его можно назвать монахом, который пребывает сдержанным по отношению ко всем помрачениям. Он непоколебим к страстному желанию, отбросил путы и, полностью постигнув природу самомнения, он положил конец страданиям».

Так сказал Благословенный. Обрадованные, монахи восхитились его словами.

 

 

 

 

 

 

 

 

Pin It on Pinterest

X
Поделиться