Маджхима Никая 18
Мадхупиндика Сутта
Медовый пряник

1. Так я слышал. Однажды Благословенный проживал в стране Сакьев, близ Капилаваттху, в парке Нигродхи.

2. И тогда, утром, Благословенный оделся, взял чашу и верхнее одеяние и пошёл в Капилаваттху за подаяниями. Походив по Капилаваттху, получив подаяния и вернувшись, после принятия пищи он отправился в Великий Лес и там сел у подножья молодого дерева баиль, чтобы провести здесь остаток дня.

3. Дандапани из клана Сакьев во время праздной прогулки также вошёл в Великий Лес, и там он подошёл к молодому дереву баиль, где находился Благословенный, и обменялся с Благословенным приветствиями. После этого вежливого разговора он встал рядом, опираясь на свою трость, и дерзко спросил Благословенного: «Что же этот отшельник утверждает, что же он провозглашает?»

4. «Друг, я утверждаю и провозглашаю своё учение таким образом, что никто не ссорится с кем бы то ни было в этом мире со всеми его божествами, марами, брахмами, а также и в этом роду с его отшельниками и браминами, князьями и простыми людьми. Такое учение, что воспринимаемое больше не влияет на брамина, который пребывает невовлечённым в чувственные удовольствия, без смущения, устранив беспокойство, свободный от страстного желания к какой-либо вовлечённости».

5. Когда так было сказано, Дандапани из клана Сакьев с презрением потряс головой, высунул язык, поднял брови так, что на лбу появились три складки. Затем он ушёл, опираясь на свою трость.

6. И затем, вечером, Благословенный вышел из медитации и отправился в парк Нигродхи, где сел на подготовленное для него сиденье и рассказал монахам обо всём, что произошло. Тогда один монах спросил Благословенного:

7. «Но, Учитель, как именно Благословенный утверждает и провозглашает своё учение таким образом, что никто не ссорится с кем бы то ни было в этом мире со всеми его божествами, марами, брахмами, а также и в этом роду с его отшельниками и браминами, князьями и простыми людьми? Такое учение, что воспринимаемое больше не влияет на брамина, который пребывает невовлечённым в чувственные удовольствия, без смущения, устранив беспокойство, свободный от страстного желания к какой-либо вовлечённости?»

8. «Монах, это учение об источнике, который порождает наводнение ума восприятиями и мнениями, осаждающими человека. Если нет ничего, чем бы человек наслаждался; если нет ничего, что бы он приветствовал и старался удержать, то наступает конец склонности к жажде, наступает конец склонности к отторжению, [наступает конец страстному желанию], наступает конец склонности к воззрениям, наступает конец склонности к сомнениям, наступает конец склонности к тщеславию, наступает конец склонности к желанию вовлечённости, наступает конец склонности к неведению. Наступает конец воинственности, наступает конец перебранкам, наступает конец ссорам, наступает конец спорам, наступает конец обвинениям, наступает конец отторжению, наступает конец лживым речам. Здесь эти злотворные нездоровые состояния прекращаются без остатка».

9. Так сказал Благословенный. Сказав так, Возвышенный поднялся со своего сиденья и ушёл в свою хижину.

10. И вскоре после того, как Благословенный ушёл, монахи стали обсуждать: «Итак, друзья, Благословенный поднялся со своего сиденья и ушёл в свою хижину после того, как дал краткое изложение, но он не дал подробных разъяснений. Кто сможет подробно разъяснить сказанное?» Тогда они подумали: «Учитель восхваляет Достопочтенного Маха Каччану, и его мудрые товарищи по святой жизни уважают его. Он может подробно разъяснить сказанное. Что если мы отправимся к нему и спросим его?»

11. И тогда монахи отправились к Достопочтенному Маха Каччане и обменялись с ним вежливыми приветствиями, после чего сели рядом и рассказали ему обо всём случившемся, добавив: «Пусть Достопочтенный Маха Каччана разъяснит нам смысл сказанного». Маха Каччана ответил:

12. «Друзья, это как если бы человеку понадобилась ядровая древесина и он бы думал, что её надо искать среди ветвей и листьев великого дерева, обильного ядровой древесиной, минуя его корни и ствол. Так и вы, достопочтенные, раз вы думаете, что за разъяснением нужно обратиться ко мне, пройдя мимо Благословенного, хотя вы сидели с ним лицом к лицу. Ведь зная, Благословенный знает; видя, он видит; он сам — видение, он сам — знание, он сам — Дхамма, он – святой; это он – разъяснитель, глашатай, толкователь значения, даритель Бессмертного, господин Дхаммы, Татхагата. В тот момент вам следовало попросить самого Благословенного о разъяснениях. То, как он объяснил бы это, так вам и нужно было бы запомнить».

13. «Вне сомнений, друг Каччана, зная, Благословенный знает, видя, он видит; он сам — видение, он сам — знание, он сам — Дхамма, он – святой; это он – разъяснитель, глашатай, толкователь значения, даритель Бессмертного, господин Дхаммы, Татхагата.

В тот момент нам следовало попросить самого Благословенного о разъяснениях, и то, как он объяснил бы это, так нам и нужно было бы запомнить. Но всё же Учитель восхваляет Достопочтенного Маха Каччану, и его мудрые товарищи по святой жизни уважают его. Достопочтенный Маха Каччана сможет подробно разъяснить значение того изложения, которое вкратце было дано Благословенным, без подробного разъяснения. Пусть Достопочтенный Маха Каччана не увидит в этом беспокойства и даст разъяснение».

14. «В таком случае, друзья, слушайте внимательно то, что я скажу».

«Да, друг», – ответили монахи. Достопочтенный Маха Каччана сказал следующее:

15. «Друзья, итак, Благословенный поднялся со своего сиденья и ушёл в свою хижину, дав перед этим краткое изложение, а именно: «Монах, это учение об источнике, который порождает наводнение ума восприятиями и мнениями, осаждающими человека. Если нет ничего, чем бы человек наслаждался; если нет ничего, что бы он приветствовал и старался удержать, то наступает конец склонности к жажде, наступает конец склонности к отторжению, [наступает конец страстному желанию,] наступает конец склонности к воззрениям, наступает конец склонности к сомнениям, наступает конец склонности к тщеславию, наступает конец склонности к желанию вовлечённости, наступает конец склонности к неведению. Наступает конец воинственности, наступает конец перебранкам, наступает конец ссорам, наступает конец спорам, наступает конец обвинениям, наступает конец отторжению, наступает конец лживым речам. Здесь эти злотворные нездоровые состояния прекращаются без остатка». Но он не дал подробного разъяснения. И вот как я понимаю значение сказанного им:

16. При условии наличия глаза и формы возникает зрительное сознание. Встреча этих трёх – это зрительный контакт. Со зрительным контактом в качестве условия возникает зрительное чувство. То, по отношению к чему у человека возникает чувство, то он воспринимает. То, что он воспринимает, к этому он и испытывает страстное желание. То, к чему он испытывает страстное желание, об этом он и думает. То, о чём он думает, то и овладевает его умом. То, что овладевает его умом, является источником восприятий и мнений по отношению к формам, которые познаются через глаз, в прошлом, будущем и настоящем. И всё это осаждает человека.

При условии наличия уха и звука возникает слуховое сознание. Встреча этих трёх – это слуховой контакт. Со слуховым контактом в качестве условия возникает слуховое чувство. То, по отношению к чему у человека возникает чувство, то он воспринимает. То, что он воспринимает, к этому он и испытывает страстное желание. То, к чему он испытывает страстное желание, об этом он и думает. То, о чём он думает, то и овладевает его умом. То, что овладевает его умом, является источником восприятий и мнений по отношению к звукам, которые познаются через ухо, в прошлом, будущем и настоящем. И всё это осаждает человека.

При условии наличия носа и запаха возникает обонятельное сознание. Встреча этих трёх – это обонятельный контакт. С обонятельным контактом в качестве условия возникает обонятельное чувство. То, по отношению к чему у человека возникает чувство, то он воспринимает. То, что он воспринимает, к этому он и испытывает страстное желание. То, к чему он испытывает страстное желание, об этом он и думает. То, о чём он думает, то и овладевает его умом. То, что овладевает его умом, является источником восприятий и мнений по отношению к запахам, которые познаются через нос, в прошлом, будущем и настоящем. И всё это осаждает человека.

При условии наличия языка и вкуса возникает вкусовое сознание. Встреча этих трёх – это вкусовой контакт. Со вкусовым контактом в качестве условия возникает вкусовое чувство. То, по отношению к чему у человека возникает чувство, то он воспринимает. То, что он воспринимает, к этому он и испытывает страстное желание. То, к чему он испытывает страстное желание, об этом он и думает. То, о чём он думает, то и овладевает его умом. То, что овладевает его умом, является источником восприятий и мнений по отношению к вкусам, которые познаются через язык, в прошлом, будущем и настоящем. И всё это осаждает человека.

При условии наличия тела и телесного ощущения возникает телесное сознание. Встреча этих трёх – это телесный контакт. С телесным контактом в качестве условия возникает телесное чувство. То, по отношению к чему у человека возникает чувство, то он воспринимает. То, что он воспринимает, к этому он и испытывает страстное желание. То, к чему он испытывает страстное желание, об этом он и думает. То, о чём он думает, то и овладевает его умом. То, что овладевает его умом, является источником восприятий и мнений по отношению к телесным ощущениям, которые познаются через тело, в прошлом, будущем и настоящем. И всё это осаждает человека.

При условии наличия ума и умственного объекта возникает умственное сознание. Встреча этих трёх – это умственный контакт. С умственным контактом в качестве условия возникает умственное чувство. То, по отношению к чему у человека возникает чувство, то он воспринимает. То, что он воспринимает, к этому он и испытывает страстное желание. То, к чему он испытывает страстное желание, об этом он и думает. То, о чём он думает, то и овладевает его умом. То, что овладевает его умом, является источником восприятий и мнений по отношению к умственным объектам, которые познаются через ум, в прошлом, будущем и настоящем. И всё это осаждает человека.

17. Когда есть глаз, форма, зрительное сознание, то можно указать на проявление контакта. Когда есть проявление контакта, то можно указать на проявление чувства. Когда есть проявление чувства, то можно указать на проявление восприятия. Когда есть проявление восприятия, то можно указать на проявление обдумывания. Когда есть проявление обдумывания, то можно указать на проявление осаждения восприятиями и мнениями, наводняющими ум.

Когда есть ухо, звук, слуховое сознание, то можно указать на проявление контакта. Когда есть проявление контакта, то можно указать на проявление чувства. Когда есть проявление чувства, то можно указать на проявление восприятия. Когда есть проявление восприятия, то можно указать на проявление обдумывания. Когда есть проявление обдумывания, то можно указать на проявление осаждения восприятиями и мнениями, наводняющими ум.

Когда есть нос, запах, обонятельное сознание, то можно указать на проявление контакта. Когда есть проявление контакта, то можно указать на проявление чувства. Когда есть проявление чувства, то можно указать на проявление восприятия. Когда есть проявление восприятия, то можно указать на проявление обдумывания. Когда есть проявление обдумывания, то можно указать на проявление осаждения восприятиями и мнениями, наводняющими ум.

Когда есть язык, вкус, вкусовое сознание, то можно указать на проявление контакта. Когда есть проявление контакта, то можно указать на проявление чувства. Когда есть проявление чувства, то можно указать на проявление восприятия. Когда есть проявление восприятия, то можно указать на проявление обдумывания. Когда есть проявление обдумывания, то можно указать на проявление осаждения восприятиями и мнениями, наводняющими ум.

Когда есть тело, телесное ощущение, телесное сознание, то можно указать на проявление контакта. Когда есть проявление контакта, то можно указать на проявление чувства. Когда есть проявление чувства, то можно указать на проявление восприятия. Когда есть проявление восприятия, то можно указать на проявление обдумывания. Когда есть проявление обдумывания, то можно указать на проявление осаждения восприятиями и мнениями, наводняющими ум.

Когда есть ум, умственный объект, умственное сознание, то можно указать на проявление контакта. Когда есть проявление контакта, то можно указать на проявление чувства. Когда есть проявление чувства, то можно указать на проявление восприятия. Когда есть проявление восприятия, то можно указать на проявление обдумывания. Когда есть проявление обдумывания, то можно указать на проявление осаждения восприятиями и мнениями, наводняющими ум.

18. Когда нет глаза, нет формы, нет зрительного сознания, то невозможно указать на проявление контакта. Когда нет проявления контакта, то невозможно указать на проявление чувства. Когда нет проявления чувства, то невозможно указать на проявление восприятия. Когда нет проявления восприятия, то невозможно указать на проявление обдумывания. Когда нет проявления обдумывания, то невозможно указать на проявление осаждения восприятиями и мнениями, наводняющими ум.

Когда нет уха, нет звука, нет слухового сознания, то невозможно указать на проявление контакта. Когда нет проявления контакта, то невозможно указать на проявление чувства. Когда нет проявления чувства, то невозможно указать на проявление восприятия. Когда нет проявления восприятия, то невозможно указать на проявление обдумывания. Когда нет проявления обдумывания, то невозможно указать на проявление осаждения восприятиями и мнениями, наводняющими ум.

Когда нет носа, нет запаха, нет обонятельного сознания, то невозможно указать на проявление контакта. Когда нет проявления контакта, то невозможно указать на проявление чувства. Когда нет проявления чувства, то невозможно указать на проявление восприятия. Когда нет проявления восприятия, то невозможно указать на проявление обдумывания. Когда нет проявления обдумывания, то невозможно указать на проявление осаждения восприятиями и мнениями, наводняющими ум.

Когда нет языка, нет вкуса, нет вкусового сознания, то невозможно указать на проявление контакта. Когда нет проявления контакта, то невозможно указать на проявление чувства. Когда нет проявления чувства, то невозможно указать на проявление восприятия. Когда нет проявления восприятия, то невозможно указать на проявление обдумывания. Когда нет проявления обдумывания, то невозможно указать на проявление осаждения восприятиями и мнениями, наводняющими ум.

Когда нет тела, нет телесного ощущения, нет телесного сознания, то невозможно указать на проявление контакта. Когда нет проявления контакта, то невозможно указать на проявление чувства. Когда нет проявления чувства, то невозможно указать на проявление восприятия. Когда нет проявления восприятия, то невозможно указать на проявление обдумывания. Когда нет проявления обдумывания, то невозможно указать на проявление осаждения восприятиями и мнениями, наводняющими ум.

Когда нет ума, нет умственного объекта, нет умственного сознания, то невозможно указать на проявление контакта. Когда нет проявления контакта, то невозможно указать на проявление чувства. Когда нет проявления чувства, то невозможно указать на проявление восприятия. Когда нет проявления восприятия, то невозможно указать на проявление обдумывания. Когда нет проявления обдумывания, то невозможно указать на проявление осаждения восприятиями и мнениями, наводняющими ум.

19. Друзья, когда Благословенный поднялся со своего сиденья и ушёл в свою хижину, дав краткое изложение, но не дав подробного разъяснения, а именно: «Монах, это учение об источнике, который порождает наводнение ума восприятиями и мнениями, осаждающими человека. Если нет ничего, чем бы человек наслаждался; если нет ничего, что бы он приветствовал и старался удержать, то наступает конец склонности к жажде, наступает конец склонности к отторжению, наступает конец склонности к воззрениям, наступает конец склонности к подозрительности, наступает конец склонности к тщеславию, наступает конец склонности к желанию вовлечённости, наступает конец склонности к неведению. Наступает конец воинственности, наступает конец перебранкам, наступает конец ссорам, наступает конец спорам, наступает конец обвинениям, наступает конец отторжению, наступает конец лживым речам. Здесь эти злотворные нездоровые состояния прекращаются без остатка», – то вот как я понимаю подробное значение этого краткого изложения. Теперь, друзья, если хотите, отправляйтесь к Благословенному и спросите его о значении этого. То, как Благословенный объяснит, так вам и следует это запомнить».

20. И тогда монахи, довольные и обрадованные словами Достопочтенного Маха Каччаны, встали со своих сидений и отправились к Благословенному. Поклонившись ему, они сели рядом и рассказали Благословенному обо всём, что произошло после того, как он ушёл в хижину, сказав: «И тогда, Учитель, мы отправились к Достопочтенному Маха Каччане и спросили его о значении сказанного тобой. Достопочтенный Маха Каччана дал нам такое-то разъяснение, в таких-то словах, терминах и фразах».

21. Благословенный ответил: «Маха Каччана мудр, монахи, Маха Каччана наделён великой мудростью. Если бы вы спросили меня о значении этого, то я бы объяснил точно так же, как это объяснил Маха Каччана. Таково значение этого, и именно так вам следует запомнить это».

22. Когда так было сказано, Достопочтенный Ананда сказал Благословенному: «Учитель, подобно тому как если бы человек, изнуряемый голодом и слабостью, наткнулся бы на медовый пряник, и с какой бы стороны он его ни попробовал, он открыл бы для себя сладкий восхитительный вкус, – точно так же, Учитель, какую бы часть этой лекции любой способный монах бы ни изучал с мудростью, он откроет для себя удовлетворение и уверенность ума. Учитель, как мне назвать эту лекцию по Дхамме?»

23. «Что же, Ананда, ты можешь запомнить эту лекцию по Дхамме как «лекцию о медовом прянике».

Так сказал Благословенный. Достопочтенный Ананда был доволен и восхитился словами Благословенного.

Pin It on Pinterest

X
Поделиться