Маджхима Никая 16
Четокхила Сутта
Сорняки ума

1. Так я слышал. Однажды Благословенный проживал в Саваттхи, в роще Джеты, в монастыре Анатхапиндики. Там он обратился к монахам так: «Монахи!»

«Достопочтенный!» – ответили они. Благословенный сказал следующее:

2. «Монахи, не может быть такого, чтобы какой-либо монах, не искоренивший пять сорняков ума и не избавившийся от пяти видов рабства ума, мог бы прийти к росту, возрастанию, реализации в этой Дхамме и Дисциплине.

3. И каковы, монахи, пять сорняков ума, которые он не искоренил?

Вот монах сомневается, не уверен, не имеет доверия, не определился в отношении Учителя, и поэтому его ум не склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию. Поскольку его ум не склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию, то это первый сорняк ума, который он не искоренил.

4. Далее, монах сомневается, не уверен, не имеет доверия, не определился в отношении Дхаммы, и поэтому его ум не склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию. Поскольку его ум не склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию, то это второй сорняк ума, который он не искоренил.

5. Далее, монах сомневается, не уверен, не имеет доверия, не определился в отношении Сангхи, и поэтому его ум не склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию. Поскольку его ум не склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию, то это третий сорняк ума, который он не искоренил.

6. Далее, монах сомневается, не уверен, не имеет доверия, не определился в отношении практики, и поэтому его ум не склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию. Поскольку его ум не склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию, то это четвёртый сорняк ума, который он не искоренил.

7. Далее, монах недоволен и зол на своих товарищей по святой жизни, он обидчив и груб по отношению к ним, и поэтому его ум не склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию. Поскольку его ум не склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию, то это пятый сорняк ума, который он не искоренил.

Таковы пять видов сорняков ума, которые он не искоренил.

8. И каковы, монахи, пять видов рабства ума, от которых он не избавился?

Вот монах не лишён жажды, желания, болезненной привязанности, стремления, страсти и влечения к чувственным удовольствиям, и поэтому его ум не склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию. Поскольку его ум не склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию, то это первый вид рабства ума, от которого он не избавился.

9. Далее, монах не лишён жажды, желания, болезненной привязанности, стремления, страсти и влечения к телу, и поэтому его ум не склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию. Поскольку его ум не склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию, то это второй вид рабства ума, от которого он не избавился.

10. Далее, монах не лишён жажды, желания, болезненной привязанности, стремления, страсти и влечения к форме, и поэтому его ум не склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию. Поскольку его ум не склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию, то это третий вид рабства ума, от которого он не избавился.

11. Далее, монах ест столько, сколько хочет, пока его живот не наполнится, и поддаётся удовольствию отдыха, удовольствию лени, удовольствию сна, и поэтому его ум не склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию. Поскольку его ум не склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию, то это четвёртый вид рабства ума, от которого он не избавился.

12. Далее, монах ведёт святую жизнь ради [перерождения в] той или иной группе божеств. Он думает так: «Благодаря этому нравственному поведению, [соблюдению] предписаний, аскезе, святой жизни я буду большим небожителем или малым небожителем», и поэтому его ум не склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию. Поскольку его ум не склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию, то это пятый вид рабства ума, от которого он не избавился.

Таковы пять видов рабства ума, от которых он не избавился.

13. Монахи, не может быть такого, чтобы какой-либо монах, не искоренивший эти пять сорняков ума и не избавившийся от этих пяти видов рабства ума, мог бы прийти к росту, возрастанию, реализации в этой Дхамме и Дисциплине.

14. Монахи, какой-либо монах, искоренивший эти пять сорняков ума и избавившийся от этих пяти видов рабства ума, сможет прийти к росту, возрастанию, реализации в этой Дхамме и Дисциплине.

15. И каковы, монахи, пять сорняков ума, которые он искоренил?

Вот монах не сомневается, уверен, не имеет недоверия, не является неопределившимся в отношении Учителя, и поэтому его ум склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию. Поскольку его ум склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию, то это первый сорняк ума, который он искоренил.

16. Далее, монах не сомневается, уверен, не имеет недоверия, не является неопределившимся в отношении Дхаммы, и поэтому его ум склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию. Поскольку его ум склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию, то это второй сорняк ума, который он искоренил.

17. Далее, монах не сомневается, уверен, не имеет недоверия, не является неопределившимся в отношении Сангхи, и поэтому его ум склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию. Поскольку его ум склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию, то это третий сорняк ума, который он искоренил.

18. Далее, монах не сомневается, уверен, не имеет недоверия, не является неопределившимся в отношении практики, и поэтому его ум склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию. Поскольку его ум склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию, то это четвёртый сорняк ума, который он искоренил.

19. Далее, монах не недоволен и не зол на своих товарищей по святой жизни, он не обидчив и не груб по отношению к ним, и поэтому его ум склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию. Поскольку его ум склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию, то это пятый сорняк ума, который он искоренил.

Таковы пять видов сорняков ума, которые он искоренил.

20. И каковы, монахи, пять видов рабства ума, от которых он избавился?

Вот монах лишён жажды, желания, болезненной привязанности, стремления, страсти и влечения к чувственным удовольствиям, и поэтому его ум склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию. Поскольку его ум склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию, то это первый вид рабства ума, от которого он избавился.

21. Далее, монах лишён жажды, желания, болезненной привязанности, стремления, страсти и влечения к телу, и поэтому его ум склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию. Поскольку его ум склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию, то это второй вид рабства ума, от которого он избавился.

22. Далее, монах лишён жажды, желания, болезненной привязанности, стремления, страсти и влечения к форме, и поэтому его ум склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию. Поскольку его ум склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию, то это третий вид рабства ума, от которого он избавился.

23. Далее, монах не ест столько, сколько хочет, пока его живот не наполнится, и не поддаётся удовольствию отдыха, удовольствию лени, удовольствию сна, и поэтому его ум склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию. Поскольку его ум склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию, то это четвёртый вид рабства ума, от которого он избавился.

24. Далее, монах ведёт святую жизнь не ради [перерождения в] той или иной группе божеств. Он не думает так: «Благодаря этому нравственному поведению, [соблюдению] предписаний, аскезе, святой жизни я буду большим небожителем или малым небожителем», и поэтому его ум склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию. Поскольку его ум склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию, то это пятый вид рабства ума, от которого он избавился.

Таковы пять видов рабства ума, от которых он избавился.

25. Монахи, какой-либо монах, искоренивший эти пять видов сорняков ума и избавившийся от этих пяти видов рабства ума, сможет прийти к росту, возрастанию, реализации в этой Дхамме и Дисциплине.

26. Он развивает основу духовной силы, состоящую в собранности ума, благодаря рвению и устремлённости.

Он развивает основу духовной силы, состоящую в собранности ума, благодаря энергии и устремлённости.

Он развивает основу духовной силы, состоящую в собранности ума, благодаря чистоте ума и устремлённости.

Он развивает основу духовной силы, состоящую в собранности ума, благодаря исследованию и устремлённости.

И воодушевление является пятой.

27. Монах, который обладает этими пятнадцатью факторами, включая воодушевление, способен пробиться, способен на просветление, способен достичь окончательного освобождения.

Представьте курицу с восемью, десятью или двенадцатью яйцами, которые она бы укрыла, высидела, взрастила правильным образом. Даже если у неё не было бы такого желания: «Ох, пусть мои цыплята пробьют скорлупки остриями своих когтей и клювов и благополучно вылупятся!» – всё равно цыплята способны пробить скорлупки остриями своих когтей и клювов и благополучно вылупиться. Точно так же монах, который обладает этими пятнадцатью факторами, включая воодушевление, способен пробиться, способен на просветление, способен достичь окончательного освобождения».

Так сказал Благословенный. Монахи были довольны и восхитились словами Благословенного.

Pin It on Pinterest

X
Поделиться